Четверг , 28 Март 2024
Домой / Мир средневековья / О княжении Рюрикове и о прочих князях и владетелях, призванных из варяг-россов

О княжении Рюрикове и о прочих князях и владетелях, призванных из варяг-россов

Ломоносов Михаил Васильевич.
Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года.

Часть II. От начала княжения Рюрикова до кончины Ярослава Первого. 

Глава 1. О княжении Рюрикове и о прочих князях и владетелях, призванных из варяг-россов.

Рюрик, самодержавства российского основатель и праотец многих государей, по прошению славян и чуди пришёл к ним на княжение с двумя братьями, со всем родом и с варягами-россами.98 К пребыванию сперва избрал Ладогу, хотя новгородские славяне были главные его просители и великость города больше приличествовала к столице. Посему кажется, что Рюрик на слове их не совсем утверждался, ведая происходившие между ними межусобия. Ладога для всегдашнего проезду славян, варягов и чуди удобность подавала примечать движения недоброхотов его в Новегороде.

Середний брат Синеус сел княжить на Белеозере; меньший, Трувор, в Изборске.

Таким образом, по единой крови и по общей пользе согласные между собою государи, в разных местах утвердясь, шатающиеся разномысленных народов члены крепким союзом единодушного правления связали. Роптать приобыкшие новгородцы страшились Синеусова вспоможения Рюрику, ибо он обладал сильным белозерским чудским народом, называемым весью. Трувор, пребывая в близости прежнего жилища, скоро мог поднять варягов к собственному и братей своих защищению. Итак, имея отвсюду взаимную подпору, неспокойных голов, которые на избрание Рюриково не соглашались, принудили к молчанию и к оказанию совершенной покорности, так что, хотя Синеус по двулетном княжении скончался и Трувор после него жил недолго, однако Рюрик в великий Новгород преселился и над Волховым обновил город.

Единоначальствуя над многими землями, роздал боярам своим городы и области для управления и отпустил их с роды своими и со многими россами, особливо ж в Полотск, в Ростов и на Бело-озеро, дабы россы, соединясь со славянами и с чудью, один народ составили и тем бы укрепили общую тишину с его владением.

Видя Рюриков разум и мужество, некто знатный новгородец, именем Вадим, человек, склонный к общенародному прежнему владению, и сам желал быть, по-видимому, в том участником или ещё и главным, советовал с единомышленниками своими, как бы избыть от росской власти.99 И, уповая на свою у новгородцев важность и на сообщников, говорил не закрытно, что Рюрик пришел привесть их россам в рабство и в роды родов утвердить самодержавство. Услышав сии возмутительные речи и узнав умышление, Рюрик Вадима с главными сообщниками предал смерти. И так иных грозою к боязни, иных властию к послушанию, иных правосудием и милостию к люблению приведши, на владении утвердился непоколебимо.

Державе его тогда покорны были от славенского языка: Новгород, Изборск и Полотск; из чудского народа: меря, весь и мурома, то есть Ростов, Белоозеро и Муромская земля.

Северные славяне от новых своих владетелей прозвались россами.

Южные славяне, как поляне, кривичи, древляне, северяне и прочие, отчасти своими старейшинами управлялись, отчасти дань платили козарам.

Пришли из варяг с Рюриком двое знатные бояре Осколд и Дир, которые в покое жить не обыкли, но любили всегда в военном деле упражняться.

Сии просили, чтобы отпустить их с родом и с людьми своими к Царюграду поискать войною большего счастия. По уволении предприяли путь по Днепру вниз судами.

Кий, Щек и Хорив и сестра их Лыбедь (Улыбчивая)

В Полянской земле на горе увидели город и там живущих спросили, кому он подвластен? На сие от жителей ответствовано, что три брата – Кий, Щек и Хорев – построили сей город во имя старшего и уже их не стало. Жители платят дань козарам. Осколд и Дир поселились в Киеве, присовокупили к себе множество варягов и начали княжить над полянами, не завися от Рюрика.

Утвердясь на владении, собрали войско и пошли на Царьград во время Михайла царя, в четвертоенадесять лето его державы.100 Будучи сей государь в походе против агарян у Чёрной реки, по вести, данной от епарха, в Царьград возвратился. Осколд и Дир, приставши к берегам греческим в двухстах судов и разорив окрестные места многим убийством, обступили город, и сам царь пробрался в него с нуждою. Вшед в Влахернскую101 церковь с патриархом Фотием, слушал молебства во всю ночь. Ризу Богоматере с пением вынесши на берег, в воду погрузили в тихое время. Внезапно поднялась великая буря и росские суда, пригнав к берегу, разбила. Осколд и Дир, потеряв великое множество войска, с немногими остатками возвратились в Киев.

Примечания

95. Новгородский летописец.
96. года 6470 .(В подлиннике ошибка: нужно 6370.)
97. Свет Готический, кн. 2, гл. 2.
98. 862 года. Нестор.
99. Новгородский летописец.
100. Нестор, 866 год.
101. В подлиннике Лахернскую.

Далее… Часть II. От начала княжения Рюрикова до кончины Ярослава Первого. Глава 2. О княжении Ольгове

О княжении Ольгове
О сообществе варягов-россов с новгородцами

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*