Четверг , 28 Март 2024
Домой / Мир средневековья / Святой Николай Мирликийский и Можайский

Святой Николай Мирликийский и Можайский

В церковном календаре отмечен день 22 мая, когда православные христиане отмечают день памяти и перенесения мощей архиепископа Мирликийского Святого Николая Чудотворца из Миры Ликийской в город Бари. Поводом для переноса мощей св. Николая в XI веке послужила кража мощей святителя из его гробниц в городе Мира столице Ликии, сейчас это окрестности турецкого Демре.

В народе день 22 мая называют «Никола Вешний».

Мира столица Ликии

Руины древних гробниц в городе Мира столице Ликии (греч. Λυκία), где Святой Николай был епископом в 284 г. — 325 г.  После 395 года провинция Ликия входила в состав Византийской империи, а в XI веке Ликия перешла под власть мусульман, сейчас это территория Турции.

Вооруженные купцы из итальянского города Бари проникли в гробницу святителя Николая в Мире Ликийской, и силой отобрав святые мощи у монахов, перевезли святыню на свою родину. Они не подозревали, что этим, возможно, спасли христианскую святыню от разорения во время скорого вторжения турок-сельджуков.

Поскольку дата перенесения мощей святого Николая в Бари приходится на весну, то в народе праздник именуется «Никола Вешний» — 22 мая.

Ещё один день в православном календаре посвящён Святому Николаю Чудотворцу — 19 декабря день смерти святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийского, «Никола Зимний», Николай Угодник,  Никола Холодный, «Николин день».

«Мужицкий бог».

«Образ кротости и учитель воздержания» — именно таким предстает святитель Николай в православных песнопениях. В день памяти святителя Николая Чудотворца, или Николы Вешнего, православные поют гимны и читают молитвы перед его иконами. Несмотря на сан епископа, жил он очень скромно, а все средства тратил на помощь нищим и обездоленным людям. Отсюда, кстати, и легенда о Святом Николае (дед Мороз), тайно раздающем подарки на Рождество.

Праздник Николы Вешнего считался мужским: 22 мая пастухи уходили в поле, в ночное. В старину день называли «конским праздником». До укоренения на Руси христианства день 22 мая был посвящен богу Велесу покровителю земледелия и скотоводства. Его главными героями были пастухи, а на окраине деревень и сёл жители часто устраивали гулянья.

Вешний день 22 мая наполнен всяческими приметами и поверьями. Так, кваканье лягушек на «Николу Вешнего» — к богатым дарам природы, грибам и ягодам. А в деревнях на Енисее на «Николу Вешнего» местные жители проводили обряд закликания тепла и молились о скорейшем оттаивании речных льдов, славили лошадей.

Народные приметы 22 мая

Если утро выдавалось влажным, туманным, – умывались росой; это сулило здоровье человеку, а земле — богатый урожай.
22 мая завершали основные посевные работы
«До Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы живи — не тужи».
День считался лучшим для посадки картофеля, чтобы получить обильный урожай.
«Велика милость на Николин день, когда поле польёт дождичком — будет урожай хорошим».
«Иней в это утро – к урожаю»,
«На Николу тепло – к зиме холодной, и к ненастному лету»,
«Если на другой день после Николы пойдёт дождь, то может быть ненастным всё лето».

«Николай Угодник — второй после Бога заступник», поэтому к помощи Николая Чудотворца прибегают по любому поводу. Святого Николая считают защитником всех детей, невинных или оклеветанных, нищих. Святой Николай считается покровителем моряков и путешественников, его просят о скорейшем выздоровлении, святителю Николаю молятся об избавлении от плена, несправедливости в судебных делах.

Илья Ефимович Репин. «Николай Мирликийский избавляет от смерти троих невинно осуждённых». 1890 год.

Сюжет картины связан с одним из деяний святителя Николая Чудотворца. Однажды, Николай Мирликийский (Чудотворец) узнал о том, что градоначальник Евстафий осудил на казнь трёх невинных людей, подкупленный их недоброжелателями. Желая пресечь несправедливость, Николай спешно возвратился в Миру и достиг Диоскурова поля как раз в тот момент, когда палач был уже готов приступить к исполнению приговора.

Византийский писатель X века Симеон Метафраст так описывал эту историю в «Жизни и деяниях Святого отца нашего Николая Чудотворца»:

«Когда святой это увидел и обратил взор на печальное зрелище, то, уравновесив суровость мягкостью, не сказал ни дерзкого, ни резкого слова, но и не выказал никакой опаски или робости; сколько доставало сил он побежал к палачу, смело выхватил из его рук меч, и, ничего не страшась, бросил на землю, и осуждённых освободил от их оков. Никто не воспрепятствовал его самовластному поступку…»

В православных храмах можно увидеть иконы, где смиренный и добрый святой Николай Чудотворец выглядит иначе. Вроде тот же одухотворенный лик, тот же проникновенный взгляд, но в его правой руке вместо Евангелия меч, остриём направленный не вниз, как на иконах святых воинов, а остриём вверх, будто бы Николай Чудотворец всегда готов к обороне и защите тех, кто в ней нуждается. Некоторых верующих это смущает, ведь, согласно канонам, священнослужитель не имеет права держать оружие.

«Меч в руке святого не выглядит атрибутом, несущим символическое значение. Он воспринимается именно как оружие, готовое к бою. <…> Он соразмерен фигуре и порой угрожающе правдоподобен. Никола стоит, широко раскинув руки, как бы защищая всё, что находится за его спиной. В этом жесте — не статичное предстояние, а активная оборона, скорее граничащая с атакой», — отмечает в исследовании искусствовед Мария Бурганова.

Одна из самых интересных иконографических композиций — «Никола Можайский», за основу которой взята чудотворная статуя святого Николая. Учёные до сих пор спорят о её происхождении.

В подмосковном городе Можайске существует легенда о том, что давние времена город Можайск осадили враги- полчища «кочевников». Горожанам Можайска грозила неминуемая гибель, и они воззвали к Николаю Чудотворцу. На их мольбы произошло чудо — над городом появилась огромная фигура святого Николая  с мечом в правой руке, а в левой руке он держал маленький православный храм, обнесенный крепостной стеной. Увидев грозного заступника города Можайска, враги в страхе бежали.

Благодаря этому чудесному заступничеству Святого Николая город Можайск не только не исчез, но и стал одним из религиозных центров православной Руси. Его расцвет приходится на XIV век, когда тысячи паломников устремлялись туда поклониться ниспосланному с небес необычному образу. Нет, не иконе святого Николая шли поклоняться, а деревянной статуе XIV век, которую считают чудотворной, ныне она хранится в Третьяковской галерее.

Некоторые исследователи считают, что Никола Можайский держит в руках миниатюрную копию Иерусалимского Храма Господня, восьмиугольной формы.

Перун стал св. Николой.

К концу XIV столетия реликвия стала настолько популярной, что её копии были чуть ли не в каждом русском городе. За прошедшие века появилось несколько десятков региональных версий. Большая статуя Николы Можайского венчала даже одну из башен Московского Кремля — и дала ей название Никольской.
Затем образ святого Николая-заступника с мечом в руке перенесли на холст, так появилась иконографическая композиция.


Однако многим непонятно, откуда взялась оригинальная деревянная композиция святого Николая с мечом. Кто придумал изобразить популярного на Руси святого Николая вооружённым мечом? Учёные полагают, что на то есть политическая причина.

«Образ святого Николая был особенно популярен в период татаро-монгольского нашествия, — поясняет Бурганова. — Именно тогда святой Николай стал грозным меченосцем. В тяжелый для русских земель период народ воплотил образ христианского святого в форму, связанную с языческим прошлым. Возможно, материальная, осязаемая форма статуй внушала большую уверенность в её чудотворной силе, нежели нарисованное на плоскости изображение святого. Скульптура являла реальное существование Бога в конкретном месте».

По мнению учёных, скульптура святого меченосца была своего рода «сторожевой башней», языческое сознание давало людям уверенность в том, что в момент опасности он оживёт. Это представление идёт ещё с дохристианских времен, когда в селениях ставили статуи защитника Перуна с палицей в руках.

Вероятно, что основой для создания древней деревянной скульптуры Николы Можайского была именно языческая статуя. В пользу версии говорит тот факт, что многие жители Великого княжества Московского долгое время прибывали в «двоеверии», то есть одни не принимали христианства, а те, кто крестился, продолжали соблюдать языческие обычаи вплоть до 17 — 18 века.

Длительное влияние язычества на русское православное искусство историки не подвергают сомнению. Например, истуканы пермяков стали основой для деревянных статуй Иисуса Христа, которые были очень популярны в XVII-XVIII веках. То же могло быть и с Николой Можайским. Однако некоторые исследователи в этом сомневаются — из-за одной детали.

Святитель Николай держит в руке не только меч, но и православный храм, обнесенный крепостной стеной. Именно благодаря статуе известно, как мог первоначально выглядеть основанный в середине XIII века город Можайск. На языческих изваяниях подобное представить немыслимо.
Зато «топографию в миниатюре» очень любили византийские иконописцы, вполне возможно, что именно они и придумали столь необычный образ Николая Угодника.

«Однако в Византии, откуда и пришло на Русь почитание кроткого греческого святого, его никогда не изображали с мечом и градом. Русский резчик, по существу, допустил откровенную языческую ересь, наделив Николая не свойственными ему атрибутами», — поясняет историк Владимир Куковенко.

Обычно с городом или храмом в руках изображали светских правителей в Западной Европе, показывая тем самым их богоугодную деятельность. Первые образы относятся к эпохе Карла Великого (748 — 814 г.г.), на одной из скульптур император преподносит Богоматери миниатюрную копию собора в Аахенегород в Германии, земля Северный Рейн-Вестфалия.

Фреска храма Спаса-на-Нередице. Отец Александра Невского

В XII веке такая же традиция появляется на Руси. В храме Спаса на Нередице на Рюриковом городище близ Новгорода можно увидеть изображение князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского, держащего в руках храм. Однако такая композиция не прижилась в русских землях.

церковь Спаса на Нередице 1198 г.

Частью княжеской резиденции на Рюриковом городище была церковь Спаса на Нередице 1198 года. Этот шедевр древней архитектуры и фресковой живописи был восстановлен в 1950-х годах.

Король славян-венедов Драговит
Великий князь Александр Невский

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*