
Карта расселения кельтских племён в начале нашей эры.
Философ Александр Дугин (отец Дарьи).
Нидерланды: Север, матери, море.
Оглавление:
Нидерландская цивилизация.
Фризия, Батавия и Империя Франков.
Голландские богини и мудрые девы леса.
Срединное королевство и его исторические проекции.
Эпос и рыцарские легенды.
Источники.
Нидерландская цивилизация.
Ещё одним отдельным культурным пространством германского мира являются Нидерланды (Nederland, дословно «Нижние Земли»). Территория, известная под этим именем, исторически входила в состав разных Государств, объединялась в самостоятельную политийю и снова делилась внутри себя или входила в состав других политий. В эту область в нашем обзоре мы включаем как пространство современного Государства Нидерланды, так и Бельгию, где наряду с фламандским (германским) населением значительно присутствие кельтского этноса (валлонцы). Мы не рассматриваем отдельно Фландрию и Брабант, которые в целом относятся к нидерландскому культурному кругу, и полагаем Нидерланды и Бельгию двумя областями того, что включаем в обобщающее понятие Нидерланды в том смысле, в каком это понятие употреблялось начиная с эпохи Средневековья.
Населенные преимущественно германскими племенами эти территории, однако, имели свою историческую и культурную специфику, что позволяет выделить их в отдельный цивилизационный круг. Здесь мы находимся в зоне германского Логоса, и подобно тому, как он меняет свои пропорции или выражения, например, в скандинавском и ещё в большей степени в смешанном англо-британском контексте, в Нидерландах он также выступает в определенном специфическом наклонении.
Основные моменты, отличающие культурное пространство Нидерландов от остальных пространств германского мира, состоят в следующем:
— пограничное положение с галльским (кельтским) миром, оказывавшем на всех этапах существенное влияние на историю этих земель (в этом Нидерланды близки с рейнскими областями, которые представляют собой галло-германский культурный фронтир, делящий Западную Европу с Севера на Юг, от Северного моря до Северной Италии),
-наличие в ядре оригинальной и чрезвычайно архаичной фризской культуры,
— близость к скандинавскому культурному кругу,
— нахождение в составе владений испанских и австрийских Габсбургов, как северные анклавы, отделенные от основных территорий,
утверждение в ходе Реформации кальвинистской версии протестантизма (что кроме Швейцарии характерно лишь для Шотландии и пуританского периода кромвелевского правления в Англии),
— становление Голландии самостоятельной и могущественной морской торговой Империей, талассократией, в XVII веке, и обретение многочисленных колоний по всему миру,
— авангардная роль в капиталистических и буржуазных преобразованиях общества.
Три последних момента, учитывая их значение для всего европейского историала, позволяют говорить о феномене «нидерландского Модерна». Само это выражение уже контрастирует с базовой структурой германского Логоса и немецкого историала, так как германский Логос является консервативным, традиционалистским и эсхатологически заостренным, и значительно противостоит Модерну или, как минимум, стремится перетолковать его в особом германском духе. Немецкий культурный круг конфликтует здесь со скандинавским, где эта эсхатологическая составляющая хотя и наличествует, но выражена менее контрастно и последовательно, составляя, скорее область мифов и преданий, нежели истории, тогда как в Германии вся её культура от «Эдды», «Муспилли» до Вагнера, Ницше и даже Третьего Рейха развертывается вокруг этой семантической оси. В любом случае модернизация как совершенно определенный процесс смены классического олимпийского Логоса на титанизм и Логос Кибелы для германского мира не характерен.
Англия представляет собой исключение, но его мы рассматриваем в контексте наложения двух цивилизационных и этнокультурных слоев — англосаксонского (германского) и кельтского (бриттского и отчасти гэльского)[1]. Англия несёт Модерн внутри своей парадигмы, что даёт о себе знать уже в период Средневековья — например, в оксфордском номинализме и эмпиризме от Р. Бэкона до Дунса Скота, и в полной мере реализуется в Новое время, которое в значительной степени является продуктом английского духа.
Нидерландская культура и история, несмотря на ряд архаических составляющих, среди других кругов германского мира ближе всего именно к англосаксонской. Модерн здесь не является полностью чем-то внешним (как для Германии и Скандинавии), но также как и в Англии имеет внутренние органические предпосылки. В кратком обзоре нидерландской культуры нам предстоит выяснить ноологическую природу этого явления.
С самого начала можно предложить несколько ориентиров, указывающих на параллели между нидерландским и английским историалом:
— германские племена англосаксов были выходцами с территории Нидерландов и Ютландии, и сами англы и саксы являются важным этническим компонентом народа Нидерландов, следовательно, мы можем предположить существование особых черт именно у этих германских племён (так это или не так, требуется исследовать более тщательно);
— талассократические тенденции переросли в построение мировой колониальной Империи только у двух северо-европейских народов — у англичан и у голландцев, тогда как морские завоевания являлись главным признаком норманнской культуры викингов, а морские путешествия были чрезвычайно популярны у гэлов, что однако не сделало Ирландию колониальной морской державой (это также требует дополнительного объяснения);
— только в Голландии среди германских протестантских земель утвердилась кальвинистская версия протестантизма, самая радикальная и более всего способствующая буржуазным преобразованиям, аналоги чему встречаются лишь в Шотландии и среди протестантов Северной Америки (и это нуждается в интерпретации).
Таким образом мы имеем приблизительный план исследования нидерландского культурного круга, который, с учётом талассократического масштаба голландских владений, может быть назван «нидерландской цивилизацией».

Фризия в 716 год. Дорештадт — торговый и ремесленный центр
Фризия, Батавия и Империя Франков
Территории, на которых позднее сложилось Государство Нидерланды, изначально были заселены германскими племенами фризов, тубантов и канинефатов, следы поселений которых прослеживаются вплоть до XVI века до Р.Х.
Ряд историков, учитывая постоянное смещение береговой зоны Нидерландов вглубь континента, предполагает, что в древности часть обитаемых земель находились там, где сейчас плещется море. На огромной отмели Доггера в Северном море, напротив берегов Голландии, археологи часто находят предметы древности, что позволяет предположить существование целой затонувшей страны, которая, вероятно, была частью или даже центром древней фризской цивилизации. Эту гипотезу тщательно проверял голландско-германский историк и палеолингвист Герман Вирт[2].
Вирт систематизировал нидерландский фольклор, сказания и песни, и на основании их анализа реконструировал модель древнефризского мировоззрения[3]. Изучение этого культурного круга привело его постепенно к более общим выводам, затрагивающим все европейское пространство, а позднее всю территорию планеты. Будучи сторонником теории «культурных кругов», Вирт полагал, что символы, мифы, обряды и технические изобретения всегда имеют строго определенный центр своего возникновения, а затем различными путями распространяются в остальные области.
Одним из главных источников возникновения древнейшей цивилизации Вирт считал «культурный круг Туле» (Ultima Thule — представления древних о Крайнем Севере), располагавшийся в Северной Атлантике, и фризскую культуру он рассматривал далеким отголоском именно этого культурного круга Ultima Thule и нордическая традиция в европейской культуре. Тем самым, он выделял древнефризскую культуру среди остальных германских культур, полагая, что мифология Эдды и культы Одина представляют собой её декадентские, натуралистические извращения. Впрочем, Вирт полагал, что индоевропейские народы сами являются продуктом упадка и смешения, вобрав в себя то, что он называл «азиатскими» чертами.
Идеализирующая традиция античности об Ultima Thule. По мнению Вирта, пдлинными носителями «Туле-культуры» были доиндоевропейские белые этносы, среди которых преобладал сакральный матриархат. Их потомками Вирт считал средиземноморские «народы моря», создателей Минойской цивилизации, северо-американских индейцев и европейских фризов. В такой реконструкции отмель Доггера и выявление архаических черт фризской мифологии приобретали особое значение. Согласно Вирту, эта древнейшая доиндоевропейская «белая» цивилизация (Туле-культура) была атлантической, с географической точки зрения, и морской, с точки зрения, приоритетных способов передвижения — на лодках, украшенных трилистником и солярными знаками.
Наличие древней фризской цивилизации является не более, чем гипотезой, но типологически и культурно она может быть чрезвычайно полезной в реконструкции нидерландского историала.
Позднее в эпоху экспансии кельтов с Юга на территорию Нидерландов стали проникать кельтские племена — эбуроны и менапии. Это важный момент, так как он подчеркивает, что изначально Нидерланды располагались в пространстве фронтира между германским и кельтским миром. Когда в эти земли пришли римские легионы, они вначале включили их в провинцию «Бельгийская Галлия», а позднее — в провинцию «Нижняя Германия», что само по себе в высшей степени показательно.
Уже в римский период к Югу от Рейна обосновались германские племена батавов (часть племени хаттов), которые позднее в IV веке растворились в племени франков. Старым названием Нидерландов было «Батавия» (латин. Batavia). В эпоху формирования нидерландского национализма и особенно в конце XVIII века именно батавы были провозглашены основателями нидерландской нации, а сами националисты провозгласили «Батавскую Революцию» и «Батавскую Республику» в 1795 г..
К V веку «Батавия» была заселена преимущественно тремя германскими этносами:
— фризами на Севере (побережье Северного моря), Фрисландия,
— саксами на Востоке, где они сливались с другими саксонскими племенами, и откуда позднее вторглись Британию,
— франками на Юге.
В тот период эти этносы, а также кельтские племена, жившие рядом, не были единым политическим целым.

Карл Великий (742 — 814 г.г.) — король франков в 768–814 годах, император «Священной Римской империи» в 800–814 годах.
Постепенно франки усиливали своё могущество, создавая Империю Меровингов. При Карле Великом эта Империя достигла огромных размеров. Её столицей был город Ахен, на территории современной Бельгии, который находился на землях расселения франков, включающих в себя современную Фландрию и южную часть Нидерландов. Поэтому народ Нидерландов, как и фламандцы, потомки франков, главного имперского этноса. Фризское королевство до определенного момента оставалось независимым от франков. Лишь в 734 году оно было завоевано Франкским государством после битвы при Борне.
Франки были одними из первых германских народов, кто принял христианство. Фризы же были обращены в христианство после того, как франки подчинили Фрисландию. В крещении фризов принимали участие также англосаксонские миссионеры, так епископ Йоркский, святой Вилфрид (ок. 633 — ок. 709), на своём пути в Рим был тепло принят фризским королем Альдегизелем и крестил значительную часть фризской знати.
Сын Альдегизеля король Радбод снова обратился к язычеству. Он известен тем, что разбил войска Карла Мартелла в битве при Кёльне, хотя в конце концов, не смотря на отчаянное сопротивление, был вынужден подчиниться франкам.

Фрейя (Freyja) — богиня любви, плодородия и красоты, дочь Ньёрд, сестра Фрейра (Freyr или Fro, от friof— семя, friofr —плодовитый) — бог солнца и солнечного света, лета, плодородия и процветания, сын Ньёрда
Голландские богини и мудрые девы леса.
Мифы племён, населявших территорию Нидерландов, относились к обычном германскому циклу. Чрезвычайно распространенным был сюжет о «Дикой Охоте» Вотана (Wodan по-голландски). Дни недели также носили имена германских богов, соответствующих аналогичному римскому обычаю.
Понедельник (maandag) был назван по имени бога-месяца Мани (Máni), вторник (dinsdag) — по имени Тюра (Tyr), среда (woensdag) — по имени Водана (Wodan), четверг (donderdag) по имени Донара, Тора (Donar), пятница (vrijdag) по имени богини Фреи (Frîja).
Некоторые племена почитали особых божеств, о которых практически не сохранилось ни мифов, ни преданий. Так батавы поклонялись богине Вагдаверкустис (Vagdavercustis). Богиню Ардуинну почитали в Арденском лесу. Богиня Нехаленния покровительствовала Зеландии, береговой территории Нидерландов, где Рейн впадает в Северное море. При этом в южных регионах Нидерландов встречается много памятников, посвященных божествам кельтского пантеона — подземной богине Эрекура, богине города Гента Гентии, богине плодородия Розмерте.

Офорт 1660 года, изображающий «Витте Вивен», живущего в курганах
Народные предания сохранили частые упоминания о мудрых девах или белых девах — wittewijven. Они описываются в легендах и как жрицы, и как лесные духи, эльфы. Они соотносятся с травами, деревьями и лекарствами, а также с чудесами и потусторонним миром. Многие нидерландские названия местностей и деревень связаны с «мудрыми девами» — Виттевивенбульт (холм мудрых дев), Виттевивенкуиль (Wittewijvenkuil), «колодец мудрых дев» и т.д.
Интересно заметить, что слово Holland, Голландия, служившее названием западной части Нидерландов (Фризии), происходит либо от holtland, «лесная страна», либо от hol land, «пустая страна», но может означать и Hol-land, дословно, «Страна Хель», «Страна Повелительницы ада». Именно на территории исторических земель Северной и Южной Голландии (т.е. в «стране ада») расположены три главных морских порта Нидерландов — Амстердам, Гаага и Роттердам.
Среди не слишком обширного объёма данных о древних обычаях и пантеоне племён, живших на территории Нидерландов, следует обратить внимание на преобладание женских божеств — как германских, так и кельтских, что, возможно, каким-то образом повлияло на голландский историал. Однако в полной мере проявится это лишь на поздних этапах голландской истории — при переходе к Новому времени.

Раздел Франкской империи Карла Великого по Верденскому договору 843 г.
«Срединное королевство» и его исторические проекции
После того, как Империя Карла Великого была разделена в 843 году по Верденскому договору между его внуками, сыновьями Людовика Благочестивого — Лотарем, Людовиком Немецким и Карлом II Лысым:
Лотарь получил во владение Италию с Римом и широкую полосу земель вдоль Рейна и Роны со второй столицей империи — Ахеном.
Людовик — земли к востоку от Рейна (Восточно-Франкское королевство).
Карл II — земли к западу от Рейна (Западно-Франкское королевство). Папская область оставалась самостоятельной территорией.
Территория Нидерландов оказалась в «Срединном Королевстве», которое получил король Лотарь I. Это было принципиальным моментом голландского историала: всё «Срединное Королевство» представляло собой этнокультурный фронтир, в котором преобладала двойная идентичность: с Запада — кельтско-романская, с Востока — германская. Сами территории фронтира Лотарингии и культурно и геополитически относились к переходному типу, что предопределило самобытность культуры всего этого обширного европейского региона Европы от Северного моря до Италии, но в то же время сделало этот пояс геополитически нестабильным, так как германский Восток и галльский Запад стремились установить над ним единоличный контроль. Эта ситуация была парадигмально заложена при разделе Империи Карла Великого Верденским договором 843 года, но сохранила своё значение и актуальность вплоть до ХХ века и даже до настоящего времени. Распад империи Карла Великого стал началом формирования трёх крупнейших современных европейских государств — Франции, Германии и Италии.
Показательно, что три все «столицы» современного Евросоюза — исполнительная власть (Брюссель), законодательная (Страсбург) и судебная (Гаага) располагаются на территории древнего «Срединного Королевства». Эта принадлежность к фронтиру предопределила судьбу Нидерландов, которые долгие века находились под давлением, притяжением и конфронтационным напряжением двух главных европейских полюсов — галльского и германского.
Это дало о себе знать уже в 870 году, когда по Мерсенскому договору король Германии Людовик Немецкий и король Франции Карл II Лысый — в первый раз! — разделили между собой земли «Срединного королевства», и в том числе территорию Нидерландов. Территории к Северу от Мааса вошли в Германию, а к Югу — во Францию.
Земли Нидерландов постоянно подвергались набегам викингов, и с середины IX века по первые десятилетия X века норманны контролировали значительную часть этой территории. Одним из наиболее успешных норманнских правителей был Рёрик Ютландский. Эра викингов завершилась в Нидерландах в 920 году, когда германский король Генрих I Птицелов (ок. 876 — 936) захватил Утрехт и полностью лишил независимости зарождающееся норманнское Государство .
С X и XI века Нидерланды оказались в составе Германии. Главными центрами становятся Утрехт и Наймеген. Фрисландия имеет статус независимого графства.
В эпоху Средневековья Нидерланды развиваются как большинство германских земель. Растут города и поселения вокруг монастырей. Укрепляется феодальная знать. Распространяется ученость и университеты. Фландрия и Брабант становятся центрами ремесел и торговли. Процветают торговые порты — Брюгге и Антверпен. При этом сплошь и рядом все эти территориальные образования и их правители оказались в состоянии конфликта друг с другом за контроль над той или иной областью.
Политическая система отражает феодальную модель: основными центрами власти становятся граф Голландии, герцог Брабанта и епископ Утрехта, подчиняющиеся Священной Римской Империи. Фрисландия и Грониген сохраняются статус независимых земель.
Во Фризии долгое времени сохранялась архаичная система права, отчасти напоминающая скандинавский тинг. Оно получило название «Фризская свобода». Сами фризы были в чем-то подобны швейцарцам, которые также относились к пространству фронтира и выработали особый независимый тип военно-демократический организации, стремясь любой ценой оставаться свободными от прямого контроля со стороны той или иной централизованный власти. Лозунгом фризов было «смерть лучше рабства». Фрисландия окончательно утратила свою независимость только в 1498 году, когда отряды саксонского герцога Альбрехта разбили её войска.
В 1433 году произошло важное событие в структуре нидерландского историала. Значительная часть современных Нидерландов и Бельгии после покорения их бургундским герцогом Филиппом Добрым (1396 — 1467) вошли в состав герцогства Бургундии. Активное сопротивление оказывает лишь герцогство Герле, сохранившее свою независимость и позднее.
Герцогство Бургундия также относилось к зоне европейского фронтира «Срединного королевства» и вело свою историю от королевства Бургундия, которое существовало ещё в более древние времена, составляя наряду с Нейстрией на Западе, и Австразией на Юго-Востоке одну из трех основных территорий франкского Государства Меровингов. Но в ходе территориальных преобразований, герцогство Бургундия отошло к Западно-Франкскому королевству, и стало частью Франции. Поэтому включение Нидерландов в состав Бургундии означало перенос центра тяжести к Западу, в сторону французского полюса. Так как все культурное пространство фронтира обладает двойственной идентичностью, и германское этнокультурное начало в этих областях преобладало, а в то время сама Франция была феодальным Государством с довольно слабой централизацией, то это событие решающего влияния на идентичность нидерландской цивилизации не оказало.
В этот период начинается экономический расцвет Нидерландов и Фландрии. Развиваются города, Амстердам становится портом общеевропейского значения. Голландцы строят торговый и военный флот, который успешно конкурирует с флотилиями Ганзейского союза.
После смерти герцогини Бургундии Марии Бургундской (1457 — 1482), бывшей супругой Императора Священной Римской Империи Максимилиан I (1459 — 1519), в истории Нидерландов произошло геополитическое смещение в сторону германского полюса. Страна оказалась во владении дома Габсбургов, под властью сына Марии Бургундской и Императора Максимилиана I Филиппа I Красивого (1478 — 1506). Филипп I Красивый получил от матери огромное наследство — герцогство Бургундию, Брабант, Лимбург, Люксембург, Артуа, Франш-Конте, Фландрию, Геннегау, Голландию, Намюр, Гелдерн. Эти земли, бывшие ранее под контролем Франции, перешли к германской зоне влияния. После женитьбы Филиппа I на испанской инфанте Иоанне Безумной (1479 — 1555), дочери Изабеллы, королевы Кастилии, и Фердинанда II, короля Арагона, Филипп I стал первым Габсбургом на испанском троне. Его сын Император Священной Римской Империи Карл V добился от кортесов Арагона и Кастилии признания себя королем Испании, и стал властителем всех территорий, а после его смерти в 1520 году его сыновья — Филип II и Фердинанд разделили власть в Империи на две части: Филиппу II отошла Испания с колониями, итальянские владения, Бургундия и Нидерланды, а Фердинанду — Германия.
Это ещё более усложнило распределение центров силы в Европе того времени. Нидерланды оказались под властью испанской ветви Габсбургов, которая выступает не только от лица Священной Римской Империи как единого целого, но и как самостоятельное Государство со своими интересами.
Эпос и рыцарские легенды
Эпос и рыцарские легенды средневековых Нидерландов принципиально не отличались от германского цикла. Среди наиболее известных произведений этого стиля, составленных в Голландии, можно назвать «Карл и Элегаст», «Валевин», цикл легенд «О лисе Ренарде» и католический цикл, повествующий о чудесах Богоматери «Беатрейс».
«Роман о Валевине» был пересказом легенды о Сэре Говэйне из цикла Короля Артура, но с добавлением ряда чисто нидерландских фольклорных элементов. Цикл историй, написанных на латыни, «О лисе Ренарде» представляет собой общую тему для английских, германских и нидерландских сказок, рассказывающих о похождениях героя-трикстера. Центром возникновения легенд о лисе Ренарде считается область Эльзас-Лотарингия.
Якоб ван Мерлант (ок. 1230—40 — ок. 1288—1300) был певцом Крестовых походов и крупным поэтом и переводчиком на голландский язык европейского эпоса, связанного с циклом Короля Артура и Мерлином, а также составителем отчасти мифологических нидерландских хроник («Зеркало Истории», De Spieghel Historiael). Якоб ван Мерлант был первым, кто предпринял попытки перевести Библию на нидерландский язык (Rijmbijbel). Он считается основателем нидерландской литературы, так как одним из первых стал писать свои произведения нанидерландском языке и переводить поэзию и эпос с других европейских языков.
Среди общих для разных европейских народов мифологических произведений, рыцарский эпос «Карл и Элегаст» выделяется тем, что принадлежит исключительно к нидерландской традиции и не встречается нигде больше. Сюжет рыцарской эпической поэмы «Карл и Элегаст», составленной неизвестным автором в конце XII — начале XIII веков, повествует о франкском короле Карле Великом и его друге Элегасте, который, попав в опалу, вынужден жить жизнью лесного разбойника, но отличающегося при этом благородством — он нападает лишь на злодеев и на богатых, а нищим и бедным, напротив, помогает. В фигуре Элегаста предстает более архаическая фигура «короля эльфов», Элегаста — albi-gastiz, дословно «эльф-дух». Вероятно, прототипом Элегаста был король эльфов Альберих. В эпосе эпохи Меровингов фигурирует лесной волшебник Элегаст. В других версиях германского фольклора Элегастом называют цверга, который часто крадет снесенные курицами яйца.
Согласно полученному откровению, Карл Великий переодевается в одежды вора и идет в лес, где встречает Элегаста, который его не узнает. Он предлагает Элегасту ограбить стада Карла Великого, но тот, будучи лояльным своему другу и сюзерену, отказывается это делать, предлагая взамен напасть на замок аристократа Эггерика ван Эггермонде. Когда они пробираются в замок, то становятся свидетелями заговора Эггерика против Карла Великого. На следующий день Эггерик является ко двору Карла Великого, где Элегаст его разоблачает, обвиняет в предательстве, затем бьется с ним и убивает. Тем самым Элегаст восстанавливает своё доброе имя и берет в жены вдову Эггерика, сестру Карла Великого.
Фигура доброго и благородного разбойника, который мстит злодеям, но помогает простым людям и верен чести и законам дружбы, является одной из центральных во всем народном творчестве Нидерландов.
Источники
[1] Дугин А.Г. Ноомахия. Англия или Британия? Морская миссия и позитивный субъект. М.: Академический Проект, 2015. [2] Wirth H. Der Aufgang der Menschheit. Forschungen zur Geschichte der Religion, Symbolik und Schrift der atlantisch-nordischen Rasse. Jena: Diederichs, 1928. [3] Wirth H. Der Untergang des niederländischen Volksliedes. Haag: M. Nijhoff, 1911.