Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.
Наружность и характер олимпийских богов.
Олимпийские боги видом, явленным миру, напоминают прекрасных горделивых людей, однако в их жилах течёт особая бесцветная кровь, ихор (греч. ἰχώρ — кровь богов), и, в отличие от людей, они бессмертны. Подлинного лика божества никто из людей не знает, потому что выдержать его мощь и красоту человек не в силах. Вот почему боги являются на землю, то принимая облик людей, то давая знать о своём присутствии с помощью вещих снов, вещих птиц, таинственных примет и знаков, которые истолковывают гадатели. Умение понимать чудесные знаменья, гадать и пророчествовать пришло к первым людям от Прометея (Эсхил. Прометей, стр. 484-499), а затем было приумножено ими под покровительством Аполлона.
Несмотря на всю загадочность божественного существования, мифологическая традиция на все лады расписывает и достоверно подтверждает наружность и характер каждого бога.
Зевс — сильнейший и мудрейший из богов. Он может низринуть любого ослушника в Тартар. С ним неразлучно пребывают Мощь, Сила и Победа — Ника. Ему куют Киклопы в небесной кузнице громы и молнии, и недаром он — тучегонитель, высокогремящий, метатель молний, громовержец.
Зевс Эгиох — Обладатель щита — эгиды, в середине которой голова Горгоны, наводящая ужас и леденящая сердце (Илиада. V стр. 736-742). Стоит ему потрясти эгидой, как всё окутывается облаками, сверкают молнии, гремит гром. Одним посылается победа, другим — бегство (Илиада. XVII, стр. 593-596). Зевс неразлучен с эгидой и уступает её только любимой дочери — Афине (Илиада. V, стр. 733-742).
Зевс готов один удержать золотую цепь, спускающуюся с неба, и пересилить богов и богинь, даже если все они схватятся за неё. Он грозит Олимпийцам повлечь море, землю и богов вместе с этой цепью, обмотать её вокруг вершины Олимпа и подвесить весь мир среди небесных просторов (Илиада, VIII, стр. 13-27).
Грекам хорошо известны величавость Зевса и грозный взгляд его светлых глаз (Илиада, XIV, стр. 236).
Стоит ему войти во дворец, как боги немедленно встают ему навстречу. Изрекая свою волю, Зевс Кронион, как говорили в старину, поводит иссиня-черными бровями и подтверждает её кивком головы. В этот момент Олимп колеблется от подножия до вершины, а «нетленные кудри» рассыпаются волнами по плечам владыки богов.
Однако, несмотря на всю грозность Зевса, с ним спорят и даже обманывают его. Гера непрестанно строит ему козни. И не раз эту златокудрую богиню охватывает злоба (Илиада, XIV, стр. 158) или она «коварствует сердцем» (Илиада, стр. 329). Именно её, белорукую или, как некогда переводил Гнедич, «лилейнораменную», нещадно наказывает Зевс, подвесив между небом и землей. Но и волоокая Гера, желая помочь ахейцам, хитростью очаровывает Зевса, усыпляя его в своих объятиях.
Сын Зевса и Геры Гефест хром на обе ноги, так как его дважды сбросили с Олимпа — и мать и отец, уродлив и мал ростом, но бесконечно умён, сметлив и обладает двумя важными способностями: создавать прекрасные вещи искусным трудом и примирять родителей, водворяя спокойствие на Олимпе.
Когда Гера, заподозрив неладное в тайном приходе Фетиды на Олимп, пытается негодовать на Зевса, а тот уже готов наложить на неё свои необорные руки, встает Гефест. Он подает кубок с нектаром матери и призывает её смириться, дабы не увидеть её вновь под ударами мощного супруга. Это благодаря Гефесту Зевс завершает смутный день, предавшись покою и сладостному сну в опочивальне со златотронной Герой (Илиада, I, стр. 551-611).
Проявляет своеволие и брат Зевса, владыка водных просторов.
Посейдон синекудр, как его родная морская стихия, и, как она, буен нравом.
С неизменным трезубцем в руке он мчится на золотой колеснице вместе с женой Амфитритой, взбаламучивая море, и никто не знает, то ли это вздымаются белые гребни волн, то ли это мчатся гривастые кони колебателя земли. Посейдон всегда идёт наперекор другим, но занятый своими пиршественными удовольствиями (например, в стране эфиопов), может не поспеть на совет богов на Олимп, где тотчас же противники воспользуются его отсутствием, и он может упустить объект своего гнева.
Вспомним, что именно так Посейдон прозевал решение олимпийцев о возврате Одиссея домой (Одиссея. I стр.22-80). Только на восемнадцатый день спокойного плавания Одиссея Посейдон, возвращаясь от эфиопов, увидел на море плот своего врага и обрушил на него трехдневную морскую бурю (Одиссея. V, стр. 286-296).
Опережая тяжёлого на подъём Посейдона, Одиссей вовремя проскользнул к берегам Итаки. Посейдон хоть и поздно, но срывает гнев на несчастных корабельщиках. Мощному богу достаточно шагнуть, и он уже нагнал феакийский корабль, ударил по нему ладонью, вбил в морское дно, превратил в скалу, запер ею доступ к городу. «И после того удалился» — как замечает Гомер (Одиссея. XIII 116-164).
Афина — любимица Зевса, мудрая воительница с жуткими совиными глазами. Афина носит грозный боевой наряд своего отца. Сняв мягкий узорный пеплос, она надевает Зевсов хитон, плечи облекает эгидой, на которой изображены Ужас, Распря, Погоня, на голову водружает шлем с двумя гребнями и четырьмя султанами, вооружается громадным копьем и выезжает на огромной, крепкой, тяжелой, блестящей колеснице (Илиада. V 734-747). Она кричит так, что голос её доходит до неба. Ей достаточно шагнуть, чтобы с острова феаков достичь Марафона и дворца Эрехфея в Афинах (Одиссей. VII стр. 78-81).
Одним дыханием Афина отводит копьё Гектора от Ахилла. Приняв образ Деифоба, Гекторова брата, богиня коварно обещает Гектору помощь, побуждает к битве, а затем, обманув, покидает его, обреченного на смерть (Илиада. XXII 226-299).
Афина же помогает царь Аргоса Диомеду сразиться с богом Аресом. Встав на колесницу, богиня хватает бич и вожжи, погоняя лошадей, дубовая ось тяжко стонет под грузным её телом. Афина увлекает Диомеда в бой и направляет его копьё в Ареса. (Илиада. V стр. 835-857).
Афина — и боец, и умная советчица друзьям. Она преданно помогает героям, опекает Одиссея и неистощима на выдумки.
Не менее могуч и Аполлон, сын русокудрой Лето и брат Артемиды, «радующейся стрелами».
Аполлон высок ростом, многомощен, поступь его тяжела, в гневе он шествует ночи подобный (Илиада. I стр.47). Взгляд Аполлон Летоида грозен, и стоит ему только пройтись по дому Зевса, как трепещут все боги, от страха и вскакивают со своих мест , вспомним, что так же страшатся они Зевса.
За плечами бога Аполлона серебряный лук, колчан со стрелами, несущими смерть. Радующаяся в сердце своем Лето с любовью смотрит на сына, снимает с его плеч колчан, вешает на золотой колок близ Зевсова трона, распускает лук, а отец сам подает Аполлону нектар в золотой чаше. Сын усаживается в кресло; только тогда успокаиваются боги и вновь занимают свои места (Гомер. гимн. I стр. 1-13). Что же говорить о людях, которые бессильны перед Аполлоном, даже если они великие герои.
Устрашённый Диомед царь Аргоса, отступает перед богом Аполлоном, ибо тот грозно напоминает ему, что смертные не равняются с богами.
Самого благородного из всех ахейцев Патрокла, участника троянской войны, бог Аполлон мгновенно сражает насмерть одним коварным ударом в спину, закутавшись сам в мрачное облако. (Илиада. XVI стр. 790-792). Троянская война — десятилетняя осада города Трои (Илион) коалицией греческих государств.
Феб — Аполлон, как это хорошо знали греки, наслаждается сам игрой на форминге и услаждает ею слух богов. Музы в его присутствии поют еще более прекрасными голосами, и он вторит им радостно.
Богиня Афродита неизменно именуется «золотой», «фиалковенчанной», «прекрасновенчанной» и «улыбколюбивой». Хотя она не уступает другим богам в коварстве, зато превосходит их всех очарованием.
Вечно устраивая любовные дела богов и людей, Афродита владеет пестроузорным поясом, в котором заключены любовь, желания и обольстительные речи (Илиада. XIV стр. 215-220).
Богиня Афродита сохраняет милый нрав даже в самые неприятные минуты, например когда она застигнута мужем и другими богами на любовном свидании с Аресом. Кокетство не покидает Афродиту и тогда, когда, раненная Диомедом, она плачет, уткнувшись в колени своей милой матери Дионы. Поистине, как говорит Гера, богиня Афродита покоряет богов и людей силой любви и влекущей прелестью.
Золотокудрый Арес, которого она соблазнила, имеет, по словам Зевса, дух своей матери Геры — необузданный и строптивый.
Раненный героем Диомедом, царём Аргоса, Арес дико ревет, так, как кричат девять или десять тысяч воинов (Илиада, V стр. 859-860). Раненный богиней Афиной, Арес простерся, упав на землю, на семь плетров[13] (Илиада, XXI стр. 407).
Вечно спешит выполнять поручения богов улыбчивый, ловкий Гермес, сын Зевса и Майи. Он в шапочке с крыльями, в крылатых золотых сандалиях, которые несут его над землей и морем. В руке — жезл-кадуцей, открывающий ему все пути и все затворы на земле и в мире мертвых (Одиссея. V стр. 43-49).
В быстроте с Гермесом может поспорить только Ирида — Радуга, «вихреногая» вестница богов.
Солнце — Гелиос своим зорким глазом за всем наблюдает, все видит и раскрывает богам тайные деяния. Именно Гелиос сообщил Гефесту об измене Афродиты (Илиада. VIII стр. 302). Это он, Гелиос, дал знать Деметре, что дочь её Персефону похитил Аид (Гомер. гимн. V стр. 78-80). И Зевс, опасаясь Гелиоса, покрывает себя и Геру на цветущей горе золотым облаком (Илиада. XIV стр. 344-345).
Деметра обычно предстает перед нами как мать, горюющая по исчезнувшей дочери. И недаром она одета в иссиня-черный плащ, разыскивая по миру свою Персефону с тонкими лодыжками. Деметра высока ростом, статная, пышноволосая, в венке из колосьев, взоры ее светятся благоволеньем и достоинством, как и положено богине — кормилице людей.
Аид суров, мрачен и чернокудр. Аид («А-вид», греч. aides —«невидимый») носил медный шлем, делающий его невидимым. Иным он и не может быть, так как скрыт от мира жизни, восседая на троне рядом с Персефоной в своем гулкозвонком дворце.
У женоподобного Диониса иссиня-черные волосы и тёмно-синие глаза. Дионис привык менять свой облик в бесконечных превращениях (Гомер. гимн. VII), так что подлинный лик его не всегда уловим. Оба они -Дионис и Аид улыбаются не хуже Афродиты. Аид «улыбнулся бровями», отпуская на время Персефону (Илиада. V стр. 357), ибо он уже дал ей вкусить зернышко граната, чтобы она помнила царство мёртвых и вернулась в медный дом мужа. Дионис в свою очередь «улыбался глазами» (Илиада VII стр. 15), задумав ловко провести морских разбойников и заранее радуясь своей хитрости.
Греки знали своих богов не только грозными и ужасными, но ещё и радостными, веселыми, улыбающимися и просто хохочущими, скорыми на гнев и на милость, на расправу и на помощь, на великие дела и на забавные проделки.
Далее… Жизнь богов на Олимпе. Красота божественного бытия