В Севастополе на берегу Карантинной бухты открыт памятник «100-летия окончания Гражданской войны на Юге России» и примирению поколений, осознавших, что «Мы — единый народ и Родина у нас одна».
Широко известный, как памятник «Примирению поколений» возведён по поручению президента России Владимира Путина, посетившего Севастополь в День Народного Единства — 4 ноября. Торжественное открытие монумента, созданного председателем Союза художников России Андреем Ковальчуком, состоялось 22 апреля 2021 года. Проект памятника реализован Российским военно-историческим обществом.
В основе памятника «Примирению поколений» две мужские фигуры, олицетворяющие противоборствующие стороны Гражданской войны. Это два родных брата — поручик белой армии и командир-красноармеец.
Этот исторический факт о братьях Беренсах, положенный в основу памятника, скульптор стремился передать во внешнем сходстве центральных фигур памятника двух братьев – белогвардейца и бойца Красной армии.
На самом деле Евгений Беренс, связавший свою жизнь с Красной армией, родился в 1876 году, его брат Михаил, служивший в Белой армии, родился в 1879 году. Однако перерастание исторического факта в легенду, пожалуй, говорит о том, что очень верно выбрана сама идея памятника «Примирения» родных братьев по крови, у которых одна Родина-Мать.
«Памятник хороший получился — символика пронзительная. Это символ возвращения к единению многонациональной российской нации», — сказал президент.
Над братьями возвышается статуя матери-России, которая зовёт своих сыновей к примирению и слова призывающие народ к единству: «Мы единый народ, и Россия у нас одна».
Открытие памятника состоялось 22 апреля в Международный день Матери-Земли, а по народному календарю 22 апреля — Ключник, Вадим – отомкни родники. В этот день ходили к источникам, чистили родники. С любовью брали из родников чистую воду, умывались и пили на здоровье.
На монументе «Примирению поколений» появились стихи Марины Цветаевой и Михаила Шолохова.
Все рядком лежат —
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белый был — красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был — белый стал:
Смерть побелила
Без воли — без гнева —
Протяжно — упрямо —
До самого неба:
— Мама!
Марина Цветаева, декабрь 1920 г.
У ПОКЛОННЫХ КРЕСТОВ
Словно отзвуки грома гражданской войны
Бьют на сполох тревожно набаты.
Знаменитого вольного Дона сыны
Полегли, в эту землю когда-то.
Перепахана плугом войны здесь земля,
Прорастает трава на воронках.
Да кресты вырастают в широких полях,
В тех местах, где казак похоронен.
Пламенеет над Доном кровавый закат,
Утихает вражда в наше время,
Но уже не вернется нога казака
В опустевшее конское стремя.
У поклонных крестов собирался народ.
Приходили печальные люди.
У поклонных крестов дети вдов и сирот,
Будет жизнь на Казачьем Присуде.
Михаил Шолохов.
Владимир Путин выступил с речью на торжественной церемонии открытия памятника «Примирению».
«День народного единства посвящён основным ценностям, которые близки и понятны каждому. Это искренняя любовь к Родине, уважение к своим предкам, стремление быть достойными их ратных подвигов и выдающихся свершений, стремление быть преданными гражданами своей страны. Традиции заботы об Отечестве, готовности отстоять, защитить его — в характере нашего многомиллионного и многонационального народа«, — заявил президент.
В начале XVII века страна стояла на грани утраты суверенитета, могла навсегда исчезнуть с карты Европы и мира. Но народ не допустил этого, объединившись в рядах ополчения Минина и Пожарского. Народное Единство отстояло родную землю, избавилось от польско-литовских интервентов, захватчиков и предателей, восстановило сильную государственную власть. Народ положил конец междоусобным склокам бояр и князей, взял на себя ответственность за спасение России и открыл дорогу для её возрождения и укрепления, напомнил Путин. Спустя более четырех столетий подвиг народа до сих пор поражает мощным патриотическим порывом. Люди сами осознали: судьба и будущее Родины превыше всего, подчеркнул президент.
В нашей истории были периоды, когда единство народа подвергалось тяжелейшими историческими испытаниям и судьбоносным событиями. Такими, как революция 1917 года и новая страшная «смута» — Гражданская война, продолжил президент.
«В 1920 году совсем недалеко отсюда отправлялись пароходы, увозившие тех, кто покидал Родину, уходил в эмиграцию. Безусловно большинство из них были патриотами России и искренне любили её. Также как и те, кто оставался, чтобы строить новую страну, и, как они думали, лучшую жизнь», — заявил Путин.
Президент добавил, что сегодня Россия «вновь обрела историческое единство, и Крым является вечным символом не только трагедии братоубийственного конфликта, но что особенно важно, последующего примирения, торжества исторической правды и справедливости».
«Мемориальный комплекс в Севастополе служит знаком того, что Россия помнит и любит всех преданных ей сыновей и дочерей, с какой бы стороны баррикад они когда-то ни находились, что наша страна вновь обрела историческое единство. Севастополь и Крым навсегда теперь с Россией, «потому что такова суверенная, свободная и непреклонная воля людей, всего нашего народа», — сказал президент.
Некоторые севастопольцы в фигуре прощающегося со своим конём белогвардейца, узнают Владимира Высоцкого в роли поручика царской армии Александра Брусенцова, в эпизоде из фильма «Служили два товарища», снятого в 1968 году о событиях Гражданской войны в России.
Количество беженцев, покинувших Россию в период с 1918 по 1922 год по разным оценкам достигает от 2 до 3 миллионов человек.
Исход Русской армии начался в ноябре 1920 г. на 126 кораблях почти 150 тысяч русских людей вынуждено покинули пределы своего Отечества. Среди них были и пожилые люди, и женщины, и дети. Но большинство составляли различные военные чины Русской армии генерала барона П.Н.Врангеля Последние участники вооруженных сил Белого движения на Юге России покинули Крым в надежде на скорое возвращение и взяли курс на Константинополь.
На монументе появились строки донского казака, офицера русской и белой армий, участника Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войн, поэта-эмигранта Николая Туроверова (1899 — 1972):
Помню горечь солёного ветра,
Перегруженный крен корабля;
Полосою синего фетра
Уходила в тумане земля;
Но ни криков, ни стонов, ни жалоб,
Ни протянутых к берегу рук, –
Тишина переполненных палуб
Напряглась, как натянутый лук,
Напряглась и такою осталась
Тетива наших душ навсегда.
Чёрной пропастью мне показалась
За бортом голубая вода.
Туроверов Николай.
ТОВАРИЩ
Перегорит костёр и перетлеет,
Земле нужна холодная зола.
Уже никто напомнить не посмеет
О страшных днях бессмысленного зла.
Нет, не мученьями, страданьями и кровью
Утратою горчайшей из утрат:
Мы расплатились братскою любовью
С тобой, мой незнакомый брат.
С тобой, мой враг, под кличкою «товарищ»,
Встречались мы, наверное, не раз.
Меня Господь спасал среди пожарищ,
Да и тебя Господь не там ли спас?
Обоих нас блюла рука Господня,
Когда, почуяв смертную тоску,
Я, весь в крови, ронял свои поводья,
А ты, в крови, склонялся на луку.
Тогда с тобой мы что-то проглядели,
Смотри, чтоб нам опять не проглядеть:
Не для того ль мы оба уцелели,
Чтоб вместе за отчизну умереть?
Туроверов Николай.
В числе эмигрировавших были люди, которые могли бы составить славу России. Уехал выдающийся изобретатель в области электроники, Владимир Зворыкин — пионер мирового телевидения, Игорь Сикорский — изобретатель четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913) и «Илья Муромец» (1914), ставший основателем вертолётостроения в США. Талантливый дизайнер автомобилей Алексей Сахновский, создавший кузова для автомобильных компаний Panhard et Levassor, Fiat, Hispano-Suiza, Isotta Fraschini, Mercedes-Benz и др.
В борьбе с инакомыслием советские власти, по инициативе В. И. Ленина, провели операцию по высылке из Советского Союза известных деятелей науки и культуры в 1922–1923 годах .
Так называемый «Философский пароход» — собирательное название не менее пяти рейсов пассажирских судов, доставивших из Петрограда в Штеттин (Германия), высланных из Советской России более 80 представителей интеллигенции месте с членами их семей, общее число высланных из страны составляет, по разным данным, 228 или 272 человека.
Из-за идеологического неприятия большевики выслали из страны выдающегося православного русского философа Ивана Ильина (1883 — 1954 г.г.), философов Николая Бердяева (1874–1948 г.г.), Фёдора Степуна (1884-1965 г.г.), Семёна Франка (1877 — 1950 г.г.), Николая Лосского (1870-1965г.г.), русского религиозного философа, протоиерея Сергия Булгакова (1871–1944 г.г.) и других мыслителей, писателей, учёных.
1 300 000 русских эмигрантов получили Нансеновские паспорта — сертификат для беженцев, введённый Лигой Наций 5 июля 1922 года.
Русский исход из Крыма лишил Россию блестящих военных, талантливых художников, артистов, литераторов, философов, экономистов, архитекторов, учёных — тех людей, кто мог быть полезен своей стране, но вынуждены были покинуть Родину.
«При желании можно выклянчить всё: деньги, славу, власть. Но только не Родину, господа! Особенно такую, как моя. Россия не вмещается в шляпу!« — с горечью писал Михаил Булгаков.
Фотографии Юрия Югансона.
Максимилиан Волошин.
Гражданская война
Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.
Другие из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров,
И жив степной, разгульный дух
И Разиных, и Кудеяров.
В других — лишенных всех корней —
Тлетворный дух столицы Невской:
Толстой и Чехов, Достоевский —
Надрыв и смута наших дней.
Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах,
Мещанском рае на земле…
В других весь цвет, вся гниль Империй,
Все золото, весь тлен идей,
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий.
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
В тех и других волна вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула, —
А вслед героям и вождям
Крадётся хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Размыкать и продать врагам!
Сгноить её пшеницы груды,
Её бесчестить небеса,
Пожрать богатства, сжечь леса
И высосать моря и руды.
И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.
И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
— «Кто не за нас — тот против нас!
Нет безразличных: правда с нами!»
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
У БАГРЯНОЙ ИКОНЫ Я СВЕЧКУ ЗАЖГУ
У багряной иконы я свечку зажгу,
Чтобы стало душе и теплей, и светлее.
Я молюсь за Россию. Молюсь, как могу.
Я молюсь за Россию. Молюсь, как умею.
Я молюсь за Россию. Избавь от невзгод,
Боже правый, спаси, сохрани и помилуй!
Я молюсь за Россию. За русский народ.
Призываю на помощь небесные силы.
Я молюсь за Россию. Не ставьте в укор
Моё знанье плохое молитв и канонов.
Я молюсь за Россию, где мы до сих пор
И людских сторонимся, и Божьих законов.
Я молюсь за Россию. Во время поста
В церкви старой горят одинокие свечи.
Я молюсь за Россию. Я знаю – свята
У России душа и удел её вечен.
Я молюсь за Россию. Пусть мИнет беда.
Пусть в веках продолжается путь её славный.
Я молюсь за Россию. Во время поста.
Я молюсь, как умею, душой православной.
Я молюсь за Россию. Без сроков и дат
В стороне моей скорбная длится молитва.
Я молюсь за Россию, как старый солдат,
Чья ещё не закончена страшная битва.
Догорает свеча. Я уверен, как встарь,
Бог управит, любая решится дилемма.
Снова Пасха придёт, отворится алтарь,
Потечёт по России огонь Вифлеема.
Владимир Захаров