Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского в городе Калуге — первый в мире и крупнейший в России музей космической тематики, созданный при участии Сергея Павловича Королёва и Юрия Алексеевича Гагарина. Именно в Калуге работал основоположник освоения космического пространства, выдающийся русский учёный Константин Эдуардович Циолковский.
Фундаментальный труд Циолковского “Исследование межпланетных пространств реактивными приборами” лежит в основе всей современной космонавтики. В Калуге сохранился дом-музей Циолковского.
После первого космического полёта 12 апреля 1961 года началось строительство музея истории космонавтики. Первый в мире космонавт Юрий Гагарин заложил первый камень в фундамент здания будущего музея истории космонавтики 13 июня 1961 года. Музей истории космонавтики в городе Калуге был открыт для посетителей 3 октября 1967 года. Архитекторы музея Б. Г. Бархин, Е. И. Киреев, Н. Г. Орлова, В. А. Строгий, К. Д. Фомин.
Мозаика «Покорители космоса» в вестибюле музея создана Андрея Васнецовым из смальты и натурального камня.
Экспозиции музея раскрывают историю воздухоплавания, авиации, ракетно-космической техники.Многие экспонаты музея истории космонавтики рассказывают о первом в мире космическом полёте человека вокруг Земли и успешном возвращении на Землю лётчика-космонавта Юрия Гагарина (1934 — 1968).

Памятник Юрию Гагарину в Калуге
Исчерпывающим образом представлено научное наследие Константина Эдуардовича Циолковского (1857 — 1934), основоположника теоретической космонавтики, изобретателя, автора трудов по философии и социологии.
Будучи сторонником и пропагандистом идей освоения космического пространства, Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, в своих научно-фантастических произведениях учёный выдвинул идеи многоступенчатых космических поездов.
Циолковский считал, что развитие жизни на одной из планет когда-нибудь достигнет такого могущества и совершенства, которое позволит преодолеть силы тяготения и распространить жизнь по всей Вселенной. Необходимым этапом к расселению человечества в Космосе он считал возвышение интеллектуалов и воспитание человечества, лишённого страстей, но с великим разумом, который позволит осуществить «рациональное умиротворённое существование».
Идеи Циолковского послужила стимулом для разработки ракетно-космической техники. Циолковский обосновал использование ракет для полётов в космос, ещё в 1920 годы пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет; осмысливал вопросы выживания человека в невесомости при длительных космических перелётах. Основные его научные труды — по аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике — начинались с попытки использовать математический аппарат для решения фантастических задач.
Основное содержание работ Циолковского во второй половине 1890-х годов составили его работы по созданию металлического аэростата. 23 октября 1890 г. Константин Эдуардович закончил проект металлического дирижабля, этот проект был одобрен на заседании ИРТО, но в финансировании ему было отказано.
В 1891 году работы Циолковского по созданию цельнометаллического дирижабля, были рецензированы ведущими специалистами России — Н. Е. Жуковским и Рыкачёвым, которые высказались о проекте вполне благожелательно.
«Уверен, знаю, что советские дирижабли будут лучшими в мире» — писал Циолковский.
27 января 1892 года директор народных училищ Калужской губернии Д. С. Унковский обратился в Москву с ходатайством о переводе в Калугу Циолковского — «одного из способнейших и усерднейших преподавателей». 4 февраля 1892 года ходатайство было удовлетворено, жалованье преподавателя арифметики и геометрии в уездном училище Калуги составляло 36 рублей в месяц. Вместе с Циолковским в губернский центр — Калугу были переведены его коллеги из Боровска С. Чертков, Е. Казанский и В. Ергольский. Квартиру на Георгиевской улице в доме Тимашовой помог снять учитель географии из Боровска Е. Еремеев.
Константин Эдуардович Циолковский провёл в Калуге самые плодотворные годы зрелости с 35 лет и до преклонных лет жизни.
Первая теоретическая работа «К вопросу о летании посредством крыльев» была создана К. Э. Циолковским в 1890—1891 годах. В науке того времени для расчётов силы давления потока воздуха на плоскую пластинку использовалась основная формула Ньютона.
Выведя свою формулу, Циолковский обратился к работам по экспериментальной аэродинамике, и в 1897 году построил своими силами аэродинамическую трубу открытого типа, конструкция которой была разработана Х. Максимом. Циолковский наглядно продемонстрировал необходимость широких и всесторонних экспериментальных исследований в аэродинамических трубах.
В учительской среде Калуги исследовательские работы Циолковского оценивались чрезвычайно высоко, а директор частного реального училища Ф. М. Шахмагонов прямо аттестовал его «как человека выдающегося».
Работы Циолковского в области аэродинамики и сопротивления материалов для цельнометаллических летательных аппаратов, которые велись в течение десятилетия, побудили его заняться оформлением патентов.

Циолковский и Королёв
Советские власти серьёзно отнеслись к проекту металлического дирижабля, и 29 сентября 1922 года научно-технический комитет Главвоздухофлота ассигновал Циолковскому 3000 рублей золотом на постройку действующей алюминиевой модели воздушного судна. После денежной реформы в СССР решением Совнаркома К. Э. Циолковскому была установлена пенсия в 75 рублей золотом в месяц.
Встреча Константина Эдуардовича Циолковского и Сергея Павловича Королёва состоялась в 1929 году в Калуге.
В научно-фантастической повести «Вне Земли» (1920) Циолковский предложил ракету пакетной схемы, но без отделения ступеней. В 1929 году он описал космический «ракетный поезд»:
— «соединение нескольких одинаковых реактивных приборов, двигающихся сначала по дороге, потом в воздухе, потом в пустоте вне атмосферы».
Согласно его замыслу, ракетный-поезд начинает двигаться по земле на воздушной подушке, разгоняясь по специальной дороге длиной 288—700 км. Потом эта первая ведущая ракета отделяется и уходит в сторону, а работать начинает мощная вторая ракета. Постепенно оторвавшись от земли, космический поезд взлетает на «4 — 8 км над уровнем океана», а третья ракета выводит его за пределы атмосферы и приобретает космическую скорость.
В 1934 году в журнале «Вокруг света» вышел рассказ писателя-фантаста Александра Беляева «Воздушный корабль», посвящённый экспедиции на советском цельнометаллическом дирижабле. Циолковский прислал на него отзыв в редакцию, с «изъявлением удовольствия товарищу Беляеву и почтенной редакции журнала». В 1934 году Циолковский написал краткое предисловие ко второму изданию рассказов Александра Беляева:
…Из всех известных мне рассказов, оригинальных и переводных, на тему о межпланетных сообщениях роман А. Р. Беляева мне кажется наиболее содержательным и научным. <…> Поэтому я сердечно и искренне приветствую появление второго издания, которое, несомненно, будет способствовать распространению в массах интереса к за атмосферным полётам. Вероятно, их ожидает великое будущее.
19 сентября 1934 года Циолковский скончался в возрасте 78 лет.
В память о К.Э.Циолковском писатель Александр Беляев написал фантастический роман «Звезда КЭЦ» и опубликовал его в 1936 году в журнале «Вокруг света» .
К. Э. Циолковский опубликовал за свою жизнь 148 работ, большей частью статей и небольших брошюр, в архиве сохранилось более 600 неопубликованных рукописей, значительная часть которых увидела свет в 1990 годы и позже, примерно треть из его работ была посвящена не только техническим, но и этическим и философским проблемам.
Мощным стимулом для изучения научных достижений Циолковского стало начало космической эры, которое совпало со столетием со дня рождения Константина Циолковского в 1957 году.
Циолковскому установлены памятники в Калуге, и Москве, существует его дом-музей в Калуге, и в селе Ижевское, Рязанской области.
В 1954 году была учреждена Медаль им. Циолковского. В 1961 году в честь учёного был назван кратер на обратной стороне Луны, а в 2015 году основан город Циолковский при строящемся космодроме «Восточный».
В залах Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского в городе Калуге можно познакомиться с отечественной историей практической космонавтики, от первого искусственного спутника Земли до современных долговременных орбитальных станций.
В залах музея представлена история становления ракетной техники в СССР, начиная с 1920 годов, представлены образы техники — самолёт, дирижабль, ракета, эфирные поселения, отражена деятельность выдающихся главных конструкторов С. П. Королёва, В. П. Глушко, В. Н. Челомея, С. А. Косберга, Г. Н. Бабакина, А. М. Исаева и других.
В музее можно увидеть луноход СССР, использовавшийся для исследования Луны и автоматические межпланетные станции для изучения планет Солнечной системы.
В музее находится макет базового блока орбитальной станции «Мир», пилотируемая космонавтика от космического корабля «Востока» до «Бурана». Это история ракет-носителей и коллекция ракетных двигателей.

капсула спускаемого аппарата и скафандры космонавтов
Строительство второй очереди музея космонавтики, которое начато в середине апреля 2013 года, завершено в 2021 году и 17 апреля музей открылся для посетителей. Возведено новое современное здание площадью 12,5 тыс. м², что почти в четыре раза превышает площадь существующего. Экспозиционные площади музея увеличились в пять раз. Также в музее появились многофункциональный конференц-зал и кинозал.
Центральное место в новом музейном комплексе занимает экспозиция «Ракеты. Корабли. Люди» — это более 500 объектов, рассказывающих о ключевых программах освоения космоса, в том числе оригинальные образцы ракетно-космической техники. Дополняет тему видео-контент, демонстрация которого выведена на уникальный 80-метровый экран. Мультимедийные установки с использованием дополненной реальности позволят посетителям управлять космонавтом в открытом космосе, совершать подготовку и запуск ракеты, осуществлять стыковку космического корабля «Союз» с международной космической станцией.
Циолковский творец смелых замыслов, один из величайших технических мыслителей в Советском Союзе. Константин Эдуардович Циолковский мечтал о регулярном межпланетном сообщении. Трудами Циолковского воспользуются будущие поколения.
Множество исследователей, в том числе Я. Перельман, характеризовали Циолковского как мыслителя, существенно опередившего своё время.