Четверг , 25 Апрель 2024
Домой / Мир средневековья / Музей истории казачества на острове Хортица

Музей истории казачества на острове Хортица

остров Хортица на Днепре (Борисфен)

Музей истории запорожского казачества находится на крупнейшем острове Хортица на реке Днепр (Борисфен). В музее Хортицы собраны около 32 тысяч исторических артефактов , отражающих историю острова со времен мезолита до начала ХХ века.  Остров Хортица – историческое место беспрерывного проживания славянских племён, как бы они не назывались в истории в течение многих тысячелетий.

В древнерусских летописях крупнейший остров Днепра именовался Хъртичь остров, получивший своё название остров получил от реки Хъртичь (др.-рус. языческой мифологии Хърсъ — бог солнца; Хор – «круговой», отсюда Хоровод; славянский  корень слава — «тичь»; то есть, Хъртичь – «по кругу обтекаемый» остров).

На Хортице найдено несколько десятков памятников скифской культуры — островное скифское городище V-III века до нашей эры. «Скифский стан» Хортицы — самая высокая точка острова,  72 метра над уровнем моря, 59 метров над уровнем Днепра.
Исследователь Яков Новицкий обнаружил на острове Хортица 28 скифских курганов бронзового века (VII-III вв. до н.э.), сейчас можно увидеть только 11 курганов, на  вершинах которых стояли когда-то каменные скифские бабы.  В музее истории Хортицы хранятся археологические находки VI-V века до нашей эры – скифские кинжалы (акинак) длиной 40,5 — 33,5 сантиметра.

На Хортице под открытым небом сохранились каменные круги — кромлехи, шесть языческих святилищ скифов-русов, каменные ступы и жернова. Историки считают, что на Хортице жили с эпохи бронзы и скифских времён, первые в Европе наездники.

Днепровские скифы-пахари были не только хорошими наездниками, войнами, но и умели строить простейшие лодки, ладьи.

Известно, что скифский язык относится к Индоевропейской группе языков, истоки которого лежат в ведическом санскрите. На санскрите Косака — «Kosaka»  — «судно, корабль», а также «питьевой сосуд, бутыль, вместилище для жидкости». Этому слову 3600 лет!

В санскрите слова Каша, кеса — kaṣa, keśa – «коса» — инструмент с длинным изогнутым клинком и изогнутой ручкой, чтобы косить траву; и «kaṣa — коса» — волосы, прядь волос на макушке головы. Не случайно, эти слова похожи, но не полные омофоны на санскрите:«kaṣa, keśa»каса и кеша.  Kаса+ка  – kaṣa+ka — «как тот, кто носит косу» или кнут, сплетённый в косу.  Семантическая связь по смыслу «кнут» — коса из длинных и тонких полос кожи. Будучи очень похожи два отдельных корня «kaṣa, keśa» объединились в славянских языках в домофон.

кнут = как-коса

Первоначальное значение слова «кнут» — «узловатый бич» в др.русск. кнутъ, собир. кнутье, (XIII в.), кнутъ, (Домострой. К. 53); малороссийское: кнут, откуда с ХVI века заимствовано поляками: knut (см. Брюкнер 240. Заимствования.) В другие И.Е.-языки слово «кнут» попало через прото-германский: *knuttan- узел; ниж.нем.: knütte , др.верх.-нем.: Knoto, нем. Knoten; др.фриз.: Knotta «узел», голланд: knot,  др.сканд. knútr «узел»; др.швед. knuter «сук, узел; нарост»; (см. Томсен, SА 1, 386;); др.англ. cnotta «узловатое переплетение веревок, шнуров», англ. knot — узел.

Во  времена Киевской Руси остров Хортица лежал на торговом пути, известном в истории, как «путь из варяг в греки». В северо-восточной части острова Хортица, заканчивались днепровские пороги, здесь товары издревле переправлялись  через перевоз и далее караваны с товарами шли по торговому пути  в портовые города Тавриды, откуда их перевозили на кораблях в страны Средиземноморья.

М.В. Ломоносов пишет «О княжении Святославове«: » Россияне по мирному с ними (Византией) договору вошли со Святославом в Болгарию, городы и крепости сравнили с землею. По Нестерову свидетельству, пришли тогда осьмдесят городов под российскую руку. Переяславец нарёк Святослав себе столицею в земли Болгарской, с греков брал дань по прежним договорам.»

В первом походе в 967 году Святослав одержал победу над болгарским войском, занял 80 городов на Дунае, а город Переяславец сделал своей резиденцией, собирая дань и желая создать огромное русско-болгарское государство.

В отсутствие великого князя Святослава на Дунае пришли на Россию печенеги.120 Ольга затворилась в Киеве со внучаты своими Ярополком, Ольгом и Владимиром. Сии ради малолетства, она для старости не могли стать против тяжкой силы печенежской с малым числом людей, оставленных от Святослава.»

Святослав заключил мир с Византией в 971 г

В 971 году, князь Святослав заключил вечный мир с Византией.

«Военачальникам объявляет, что ежели греки отрекутся платить дань, которую, как Нестор пишет, давать обещались, бесчисленное собрав войско, полки на Дунай и к Царю-граду для взыскания оныя пойдёт.» — (Ломоносов «О княжении Святославове«)

Возвращаясь из Византийского похода с данью — богатыми византийскими и греческими товарами, Святослав с войском пошёл на Крарийский (Крария) перевоз через Днепр, что между последним порогом и островом Хортица. Через Крарийский перевоз Днепра шёл путь из Херсона в Киев.Воевода Свенельд сказал Святославу:

«Обойди, князь, пороги на конях по степи, так как стоят печенеги в порогах».

Однако, князь Святослав не послушал воеводу Свенельда. Печенежский князь Куря, узнал, что «идёт Святослав в Русь, взявши вещей много у греков и пленных много, а с дружиной малой». Печенежское войско перекрыло подступы к днепровским порогам и переправе.

Святослав с войском вынужден был остаться зимовать в Белобережье. Сообщается, что «не было у них пищи, и настал голод большой, а когда пришла весна, пошёл он в пороги».

Князь Святослав Игоревичв, памятник в с. Старые Петровцы, Киевская обл

В марте 972 г., князь Святослав, отрезанный печенегами от своей флотилии кораблей на Днепре, вынужден был подняться на стратегически выгодной возвышенности в небольшое сторожевое укрепление — славянское военное поселение Вознесенская горка.

«В приближении к Днепру Свенельд советовал Святославу итти к Киеву на конях, представляя опасность водяного ходу и что в порогах стояли печенеги. Непринятию доброго совета последовала погибель, ибо переяславцы с Дуная подали весть печенегам, что Святослав идёт из Греции малолюден, везет с собою великое множество плененного богатства.

Обрадованные тем печенеги пороги заступили и, Святославу пресекши путь, отвсюду россиян окружили. Принуждены будучи зимовать в Белобережии и претерпевать великий недостаток в съестных припасах, ужасный голод принудил тогда покупать лошадиную голову по полугривне.»(М.В.Ломоносов «О княжении Святославове«)

СВЯТОСЛАВ СЫН ИГОРЕВ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОССИЙСКИЙ, СЛЕДОМ ОТЕЧЕСКИМ ПОШЕД, 80 ГОРОДОВ ОТ ГРЕКОВ ПО ДУНАЮ ЗАВОЕВАЛ И НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ ТЯЖЧАЙШУЮ ДАНЬ НАЛОЖИ, ПОТОМ УБИЕН КНЯЗЕМ ПЕЧЕНЕЖСКИМ В ЛЕТО 972.

По  предположению некоторых историков, на Хортице, попал в печенежскую засаду и погиб у Чёрной скалы Великий  князь Святослав Игоревич (942 г. — март 972 г.),  вместе с верными воеводами и небольшим отрядом воинов, и приняли свой последний неравный бой с печенегами, оставшись навсегда на Вознесенской горке.

«Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас. Если моя голова ляжет, то о своих, сами позаботьтесь.» — с такими словами обратился Святослав к воинам перед последним сражением.

Гибель князя Святослава Игоревича. (худ. Клименко).

В приданиях говорится, что печенежский князь Куря приказал сделать чашу из черепа  князя Святослава, и пил из неё.

В начале весны в походе к Киеву порогами напал на россиян Куря, князь печенежский, нечаянным набегом, где Святослав имения и живота лишился. Череп головы его, золотом оправленный, служил вместо чаши печенегам при пирных веселиях с надписанием: „Кто чужого ищет, своё потеряет”. С малыми остатками Свенельд достиг в Киев к Ярополку.«(М.В.Ломоносов «О княжении Святославове«)

На левом берегу Днепра, напротив современного островка Ростебин, найдены фрагменты славянской флотилии, затопленных кораблей времён Киевской Руси. Возможно, это и была последняя стоянка кораблей князя Святослава, принявших бой с половцами.

Со дна Днепра часто достают древнерусские кольчуги, обоюдоострые мечи, наконечники древнерусских и половецких стрел.
В 1930 г. историко-археологическая экспедиция, работавшая на раскопках у Днепровских порогов до строительства Днепрогэса, обнаружила на берегах Днепра большой могильник, состоящих из 50 курганов на Вознесенской горке.

«Вознесенский клад», найденный на Вознесенской горке, приоткрывает тайну последних дней великого князя Святослава и его воинов. В «Вознесенском кладе» найдено большое количество золотых, серебряных и металлических предметов времён Киевской Руси, многие из них византийского и греческого происхождения, видимо, остатки византийских даров князю Святославу.

На острове Хортица, рядом с плавневыми озерами, археологи обнаружили древнерусское летописное поселение Протолче, упоминаемое в «Повести временных лет» (1103 г.). Во время археологических раскопок в Протолче было найдено большое количество предметов древнерусского быта Киевской Руси – это бронзовый крест-складень, деревянная шкатулка для стеклянных бус, рыболовные крючки, керамическая посуда, каменные жернова, древнерусское оружие, конская упряжь и многое другое.

Исследователи считают, что древнерусское поселение Протолче было военным древнерусским форпостом на границе между славянскими княжествами времён Киевской Руси и степными кочевниками.

В водах Днепра был найден богато украшенный старинный русский меч, изготовленный примерно в X веке. Исследователи реликвии считают, что это меч Великого князя Святослава, сына княгини Ольги.

Памятник Великому князю Святославу Игоревичу Храброму (942-972 г.г.), установлен в городе Запорожье  напротив острова Хортица, что находится у Днепровских порогов, являющемся местом последнего боя древнерусского князя.

Памятник князю Святославу Игоревичу в Киеве

Памятник князю Святославу в Белгороде

Князь Святослав Игоревич на памятной медали

Князь Святослав — образец воинской доблести Древней Руси.
Кнут Великий

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*