Херлуф Бидструп (дат. Herluf Bidstrup; 10 сентября 1912, Берлин — 26 декабря 1988, Аллерёд, Дания) — датский художник-карикатурист и общественный деятель, коммунист. Автор свыше 5 тысяч рисунков
Творчество этого смелого и неутомимого художника-карикатуриста знают и ценят не только его соотечественники в маленькой Дании, где он жил и работал, но и снискало уважение и признательность всех людей доброй воли, борющихся за освобождение человечества от пут капитализма, за свободу прогресс, демократию и счастье людей на всей земле.
Херлуф Бидструп всегда очень тепло и с большим уважением отзывался о Советском Союзе и его гражданах. Для него строительство социализма, предпринятое нашей страной, было грандиозным свершением, имеющим значение, ни много ни мало, для всего человечества. Всемирно известный график и карикатурист признавался, что даже не помышлял о том, что его рисунки будут выставляться в музее имени Пушкина в Москве и в ленинградском Эрмитаже, что их напечатают в виде нескольких сборников.
С присущей ему скромностью он называл такое отношение «великим и незаслуженным признанием» и говорил, что кажется сам себе персонажем пьесы Лудвига Хольберга «Йеппе с горы». В этом произведении крепостной крестьянин заснул на навозной куче, а проснулся на богатой постели в замке барона и не мог понять откуда вдруг взялась окружающая его роскошь.
«Эй, что всё это означает? — изумлённо восклицал герой. — Откуда такое великолепие и как я сюда попал? Или сон мне приснился, или наяву всё это?»
В Советском Союзе Бидструп впервые оказался в 1952 году в составе делегации и уже тогда был совершенно им покорён. Прежде всего, потому, что в течение многих лет пропаганда рисовала СССР исключительно в чёрном свете и пыталась с помощью СМИ и кино закрепить нужную картинку в сознании обывателей.
И когда датчанин смог, наконец-то, увидеть загадочную страну СССР, он был поражён тем, насколько действительность разнилась с выдуманным пропагандой образом злобного и отсталого врага.
«Изображение Советского Союза, нарисованное западной пропагандой, было как бы негативом фотографии. Всё, что на готовом отпечатке должно быть белым, на негативе — чёрное. Мы, участники делегации, видевшие Советский Союз своими собственными глазами, сочли своим долгом напечатать негатив; полученное фото оказалось таким прекрасным, что даже не нуждалось в ретуши. Сам я вообще никогда не ретушировал и не приукрашивал правду. Социализму нечего бояться правды, её не выносят противники прогресса, поэтому главное орудие их пропаганды — ложь» — писал Бидструп.
Монументальность, сочетание красоты, культуры, истории и современности, а более всего ощущение того, что ничего подобного он ещё не встречал, поразили Херлуфа Бидструпа до глубины души.
Страна, пережившая всего за полвека множество жесточайших потрясений, смогла восстать из руин, даже несмотря на колоссальные человеческие потери.
И люди, которых он с таким удовольствием рисовал, оказались не агрессивными и бездушными, как представлялось многим на Западе, а весёлыми, образованными, приветливыми и очень гостеприимными.
В Москве был даже собственный Дом моделей одежды, где демонстрировали современные и красивые наряды. Русская манекенщица Регина Збарская в 1961 году произвела настоящий фурор в Париже, и французские журналисты окрестили её «красной королевой».
Советские женщины старались выглядеть привлекательно и практически каждая из них умела шить. Поэтому модницы не упускали возможности купить готовые выкройки и из самых простых тканей умудрялись создавать рукотворные шедевры.
Но главное — Советский Союз смог обеспечить своему населению социальные льготы, о которых за рубежом приходилось только мечтать. Образование в СССР не стоило ни копейки, бесплатным было и здравоохранение.
Для ребятишек были организованы детские сады и ясли, режим дня и четырёх разовое питание в которых были направлены на укрепление здоровья дошкольников. За этим тщательно следили медицинские работники, которые были прикреплены к каждому ДОУ.
Летом воспитанников отправляли за город на специальные дачи, расположенные, как сейчас бы сказали, в экологически чистых местах. Малышей везли туда дышать свежим воздухом, принимать солнечные ванны и насыщать растущие организмы витаминами перед длительным холодным временем года.
Также по всей стране функционировали так называемые «круглосуточные» сады и группы, в которых малыши могли оставаться с понедельника по пятницу. Стране остро нужны были рабочие руки, и она в обмен на труд своих граждан брала на себя заботу об их детях.
Ребятишек старались развивать не только физически, а ещё и интеллектуально. В школах, Дворцах пионеров и Дворцах спорта работало огромное количество бесплатных кружков и секций, в которых любой маленький гражданин Союза мог отыскать себе занятие по душе. Именно в таких местах ярко проявляли себя одарённые дети, которых педагоги брали на заметку и старались раскрыть заложенный в своих подопечных потенциал.
В 1967 году в Советском Союзе ввели пятидневную рабочую неделю. Получив вместо одного выходного сразу два, многие люди больше времени стали уделять своим семьям и увлечениям.
Газеты нередко писали о тех, кто собирал внушительные коллекции марок, монет, старинной одежды, часов, фарфоровых статуэток и даже карандашей.
Побывав в СССР, Бидструп также отметил огромную популярность спорта среди советских граждан. Но если рекорды могли ставить единицы, то физкультура была доступна каждому.
Активный образ жизни всячески пропагандировался как средство укрепления здоровья, поддержания хорошей формы, тонуса организма и долголетия.
«Свои юмористические серии я строю всегда так, чтобы их можно было «читать» слева направо, как читают газеты. В ходе этого рассказа без слов я стараюсь изобразить действующих лиц таким образом, чтобы они предстали перед зрителем, как в кадрах киноплёнки. Из рисунка в рисунок я передаю движение фигурок. Это оживляет их».
Не изменяя себе, Херлуф Бидструп с упоением делал зарисовки о жизни в СССР. Причём особое удовольствие ему доставляло изображать эпизоды из повседневной жизни граждан.
Вот, например, рыбаки стоят на перроне в ожидании электрички и щедро делятся друг с другом байками о своих трофеях; собравшиеся в выходной день в сквере шахматисты-любители наблюдают за баталиями, разворачивающимися на чёрно-белых досках, или ведут в бой своё войско, готовя хитроумную ловушку для соперника…
Он не упустил возможности отразить в своих карикатурах страсть жителей СССР вообще и москвичей к хорошим книгам.
В Советском Союзе популярные издания выходили поистине космическими тиражами, воплощая на практике лозунг про самый читающий в мире народ.
Бидструп по-детски удивлялся тому, как сильно любят русские люди мороженое и в каких огромных количествах поедают это лакомство вне зависимости от времени года. Он с юмором предположил, что зимой такое пристрастие даже объяснимо: при минус 20-30 градусах Цельсия «мороженое согревает».
Большое внимание в СССР уделялось детской литературе. В каждой семье, где подрастали ребятишки, имелась своя библиотечка из «книжек-малышек», русских народных сказок, стихов и сборников произведений отечественных и зарубежных авторов. Для ребят постарше работали школьные, районные и городские библиотеки.
Не обошёл художник своим вниманием и тему религии. Москву недаром зовут златоглавой — такого количества прекрасных церквей, представляющих собой подлинные шедевры старинного зодчества, ему видеть ещё не приходилось. От яркости красок знаменитого собора Василия Блаженного, по признанию карикатуриста, у него ещё долго рябило в глазах, а купола мерещились повсюду.
Побывав в одном из подмосковных храмов, он запечатлел, как бабушки-прихожанки приходят в церковь на Пасху за «святой» водой. Способ получения чудодейственной жидкости показался датчанину достойным отдельного рисунка и комментария.
«Вообще я никогда не мог понять, почему вызывать смех считается занятием более низменным, чем вызывать слезы. На мой взгляд, как смех, так и слезы, дают выход чувствам человека, и в основе смеха могут лежать такие же глубокие проблемы, как и в основе слёз».
Программа пребывания Бидструпа в Москве была очень насыщенной. Ему хотелось увидеть максимум за отведённое время, но он понимал, что посетить все музеи, памятные места, выставки и концерты в этом огромном городе просто нереально. И всё же главные достопримечательности столицы он посмотрел и, разумеется, зарисовал.