Воскресенье , 10 Ноябрь 2024
Домой / Русский след в мире / Морской и речной флот СССР на подводных крыльях

Морской и речной флот СССР на подводных крыльях

Во всём мире Ростислав Евгеньевич Алексеев (18 декабря 1916 — 9 февраля 1980) считается создателем судов на подводных крыльях (СПК), высокоскоростных транспортных средств на динамической «воздушной подушке», то есть  экранопланов и экранолётов.

По словам современников, Ростислав Алексеев по-особому воспринимал воду и воздух, словно сам был частью этих стихий, именно поэтому его суда на подводных крыльях взлетают над водой, как самолёты.

Высокоскоростные суда на «воздушной подушке» летящий на небольшой высоте от поверхности воды, земли, снега или льда разрабатывались многими инженерами и конструкторами в разных странах мира, но впервые они были изобретены русским судостроителем Ростиславом Алексеевым и построены в Советском Союзе.

В 1935 году Ростислав Алексеев поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет (сейчас Институт транспортных систем при НГТУ).
1 октября 1941 года Алексеев защитил перед госкомиссией дипломную работу на тему «Глиссер на подводных крыльях» и получил звание инженера-кораблестроителя.

Катер на подводных крыльях А-4 был построен Алексеевым в 1943 году в гидролаборатории на завода «Красное Сормово».  За внедрение новой технологии в военном судостроении, Алексеев получил Сталинскую премию в 1951 году.

В 1957 году Ростиславу Алексееву удалось создать первый высокоскоростной теплоход «Ракета» на подводных крыльях, обладающих подъёмной силой, поднимающей судно над поверхностью воды. Эти уникальные суда были способные буквально лететь над водой, перевозя до 300 пассажиров. Только через 4 года нечто подобное сделали в США.

Первые речные или морские суда на подводных крыльях (СПК) были спроектированы и построены в 1957 году коллективом Центрального конструкторского бюро завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде.

Благодаря энтузиазму Алексеева в экспериментальном цеху завода «Красное Сормово» в 1957 году появилась первая опытная модель теплохода на подводных крыльях «Ракета-1» .

Летом 1957 года СПК «Ракета-1» буквально долетела из Горького в Москву за 15 часов. Классическому современному теплоходу тех лет для этого нужно было три дня.  Судно на подводных крыльях «Ракета-1» прибыло как раз на открытие VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, который проходил с 28 июля по 11 августа. Стремительный силуэт СПК «Ракета-1» вызывал восторг у всех случайных зрителей, и иностранные гости Всемирного фестиваля молодежи и студентов  получили возможность прокатиться с ветерком, что они делали с удовольствием.
После блестящего дебюта на Всемирном фестивале молодежи и студентов, «Ракета-1» развлекала гостей столицы ещё несколько недель.

Алексеев заявил «Ракета-1» готова для серийного производства, и её направили на полноценные испытания, они заключались в обычной эксплуатации СПК на маршруте из Горького в Казань.

Свой первый рейс высокоскоростной теплоход «Ракета-1» с 30 пассажирами на борту, совершил 25 августа 1957 года по маршруту Горький – Казань — 420 километра за 7 часов. Профиль подводного крыла изогнут так, что при движении катера в воде он создает суммарную силу, направленную вверх, то есть выталкивающую судно из воды. За счёт уменьшения сопротивления воды, судно могло  развивать высокие скорости. После окончания навигации, теплоход «Ракета-1» был признан годным к серийному производству.

Серийное производство модели «Ракета-1» началось в 1958 году. Первые суда на подводных крыльях собрали на заводе «Красное Сормово». Начиная с 1960 года, «Ракеты» выпускали и в Феодосии. Всего со стапелей сошло около 400 судов на подводных крыльях этой модели.

Корабли имели корпуса из дюралюминия, позволяли разместить в салоне до 66 пассажиров. Двигатели устанавливались дизельные V12 с мощностью от 900 до 1200 л./с. Модели «Ракета-1» выпускались в трёх основных версиях:

✅ 340 – базовая
✅ 340МЕ – специально для эксплуатации на мелководье
✅ 340Э – экспортные

Теплоходы «Ракета-1» на подводных крыльях были очень популярны в Крыму, на всех курортах Чёрного моря, и означал «скорость и комфорт».

В 1958 г. на заводе «Красное Сормово» был построен катер «Волга», удостоенный Золотой медали на Брюссельской выставке.

Серийный выпуск высокоскоростных теплоходов «Ракета» на  подводных крыльях (СПК), был налажен в 1959 году на феодосийском судостроительном заводе «Море» в Крыму.

С 1959 по 1976 год в Феодосии, на судостроительном заводе «Море» было построено 389 теплоходов «Ракета», в том числе 32 СПК — на экспорт.

СПК «Ракеты» потребляли чрезвычайно много топлива во время старта и финиша, но в СССР топливо стоило 30 коп/тонна. Со времени распада СССР «Ракеты» стали нерентабельны, особенно, на коротких маршрутах. СПК «Ракета» потребляла 103 кг/час на крейсерской скорости.

В 1960 году появился высокоскоростной теплоход «Метеор», а в следующем году — первый морской теплоход на подводных крыльях «Комета». Морское путешествие было одним из любимых, хотя и недешёвых видов семейного отдыха в Крыму. Цены билетов на суда на подводных крыльях заметно превышали цены на пригородные электрички.

В последующие годы на заводе «Красное Сормово» были построены теплоходы «Спутник», «Вихрь», «Чайка» и турбоход «Буревестник». Вся эта быстроходная, летящая над водой техника называлась в народе «ракетами», ведь она была действительно похожа на космические корабли.

В 60-х годах прошлого века Советский Союз обладал самым большим в мире флотом крылатых судов, насчитывающий  более 1000 катеров.

Пассажирские суда на подводных крыльях оказались откровением не только для Советского Союза. Жители капиталистических стран тоже восторгались этими красивыми кораблями, буквально летающими по рекам СССР. Суда на подводных крыльях «Ракета» поставлялись и в страны социалистического лагеря, часто по бартеру.

Советские крылатые суда «Ракета» успешно экспортировались во многие страны мира, в том числе в США, Англии, ФРГ, Франции, Италии. Одна «Ракета» была даже продана в Нью-Йорк, правда, в этом городе она проработала всего один год, и её отправили на Бермуды для туристов, решив, что там эксплуатация судна на подводных крыльях принесёт в разы больше прибыли.

Кстати, в середине 90-х годов несколько «Ракет», оставшихся в Белоруссии, были проданы в Никарагуа. Там «Ракеты» были восстановлены и отработали пару навигаций, вызывая восхищение местных жителей.

После распада СССР «Укрречфлоту» достались все СПК «Ракеты» Крыма, но с 1996 года транспортная компания Крыма была полностью уничтожена. Пассажирский флот Крыма был передан Фонду госимущества, а тот распродавал СПК «Ракеты» Крыма греческим, китайским, вьетнамским, голландским коммерсантам, скупающим в Украине по дешевке огромное количество теплоходов «Ракета». Почему Украина избавлялась от чудо техники? Наверное,  потому что чудеса дорого стоят

В Киеве у Рыбальского острова (на фото вверху) видели на закрытой территории последнюю действующую СПК «Ракету», вывезенную из Крыма. Судно на подводных крыльях «Хвиля» предназначена для служебного пользования чиновниками Министерства транспорта. Говорят, в 2013 году СПК «Хвиля» раза 4 плавала в Канев по служебным делам.

Другие модификации пассажирских СПК.

Метеор Алексеева

«Метеор» пришёл на смену «Ракете».

В СССР с 1961 по 1991 годы построили около 400 судов модели «Метеор». Он был крупнее «Ракеты», его длина – 34 метра, а разгонялся до 100 км/ч. Авиационных моторов у «Метеоров» не было – только дизели с гребными винтами, зато  производство «Метеора» обходилось дешевле.

Выпускали и морские варианты «Метеора» под названием «Комета». В период с 1964 по 1981 годы примерно треть выпущенных моделей «Комет» было продано за границу.

Газотурбоход-Буревестник. 1964 г.

Самым внушительным судном на подводных крыльях в СССР был уникальный газотурбоход «Буревестник», выпущенный в 1964 году всего в одном экземпляре. Вот это был настоящий водный самолёт.

«Буревестник» на подводных крыльях развивал фантастическую даже для СПК скоростьдо 150 км/ч. Правда, только в теории, капитаны никогда так не «летали», побаивались. «Буревестник» имел длину корпуса в 42 метра и два авиационных мотора по бокам. Точно такие же моторы использовались на самолётах Ил-18.

Эксплуатировали «Буревестник»  до конца 70-х годов. Известно, что в  1974 году «Буревестник»  попал в аварию, получило серьезные повреждения, а после ремонта газотурбоход  ещё работал несколько лет.

На смену «Ракете» пришёл «Восход», более современное судно, производившееся с 1973 по 90-е годы прошлого века.

Самой монументальной моделью на подводных крыльях был «Спутник», его длина 47 метров, он брал на борт до 300 пассажиров.

Была создана и морская версия модели «Спутник» – она называлась «Вихрь». Из малознакомых, но существовавших советских СПК стоит назвать «Чайку», «Ласточку» и «Тайфун».


Алексееву в 1986 году принадлежал замысел создания ударного экраноплана -ракетоносеца «Лунь», который был спущен на воду летом 1989 года, а в 1991 году был официально принят на вооружение Каспийской флотилии. Советский ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь» проекта 903 разработан в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых. «Лунь» проекта 903 создан на опытном заводе «Волга» в единственном экземпляре из восьми планировавшихся.

Сейчас в России стараются возродить речной флот на подводных крыльях, это модели Валдай-45Р и Метеор V2 – потомки легендарных советских «Ракет».

В 2017 году пассажирское судно-катер на подводных крыльях нового поколения «Комета 120М» спущено на воду судостроительным завод «Вымпел» в Ярославской области. «Комета 120М» на подводных крыльях в 2018 году связала берега Ялты и Севастополя. В перспективе завод «Вымпел» планирует поставить около 20 аналогичных судов, которые будут курсировать в Чёрном море.

«Всего на Чёрное море мы намерены поставить порядка 20 пассажирских судов на подводных крыльях нового поколения. К 2025 году линейка гражданской продукции в наших заказах должна достигнуть 30%», — сообщил генеральный директор завода «Вымпел» Олег Белков.

Организацией перевозок на судах на подводных крыльях в Крыму будет заниматься дочерняя компания завода — оператор «Морские скоростные пассажирские перевозки».

Памятник Алексееву установили 13 сентября 2009 года на Юбилейном бульваре в Нижнем Новгороде. Авторы памятника – заслуженный художник Российской Федерации, скульптор Татьяна Холуева и архитектор Анастасия Хвиль.

На постаменте из серого гранита возвышается бронзовая скульптура великого русского конструктора Ростислава Алексеева, стремительно идущего вперёд, погруженного в свои мысли. Фигура инженера-конструктора выполнена в динамике, кажется, ещё шаг — и он сойдёт с постамента и быстрым шагом делового человека направится реализовать свои новые смелые проекты. В правой руке он держит блокнот и логарифмическую линейку, а в левой — плащ.

Интересна и символична форма постамента. Основание выполнено в форме носа корабля, а за спиной конструктора развеваются паруса — крылья. Известно, что в студенческие годы Ростислав Алексеев увлекался парусным спортом, участвовал в регатах. Может быть, тогда и зародилась его мечта соединить в одно целое скорость самолёта с летящей над водой парусной яхтой.

Фигура Ростислава Алексеева воспринимается как символ творчества, символ окрыленности, полёта мысли, в нём ощущается стремление человека двигаться вперёд, создавать новое.

«Скорость определяет темп развития общества», — эти слова конструктора обращены к нам и к будущим поколениям молодых людей. Глядя на бронзовую фигуру, мы будто слышим его наказ: «Летите, творите, дерзайте, работайте — и вы преодолеете всё!»

Династия Романовых
От бояр Романовых — к императорам всероссийским

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*