Пятница , 19 Апрель 2024
Домой / Русский след в мире / Миниатюрная мозаика из Музеев Московского Кремля

Миниатюрная мозаика из Музеев Московского Кремля

Пластинка мозаичная. Россия, Санкт-Петербург, начало XIX в. Мозаист Егор Яковлевич Веклер. Размеры — 6,5х4,3 см.

История мозаики — одного из древнейших видов декора в изобразительном искусстве, корнями уходит в глубокую древность. Доподлинно не известно, как и где она появилась, но самые первые примитивные экземпляры мозаики датированы примерно 3-4 тысячелетием до н.э. Ещё в древних шумерских городах повсеместно применялись мозаичные фрагменты из обожжённой глины, которые использовались для украшения храмов и дворцов. Что любопытно, мозаичные детали той эпохи представляли собой «керамические гвозди» длиной до 10 см, имеющие конусообразную форму. Эти гвозди вбивались в стены, а изображение приобретало свои очертания благодаря «шляпкам» этих гвоздей, имеющих треугольную, круглую, ромбическую формы. Так появилась первая мозаичная техника – штифтмозаика.

Возможно, римляне позаимствовали у этрусков обычай забивать в стену храма золотые гвозди во время празднования нового года. Крылатую этрусскую богиню судьбы Нортию  —  богиню судьбы особо почитали в Вольсинии, где в её честь был возведён храм. Нортию изображали молодой крылатой женщиной с гвоздём в руке. Во время празднования этрусского Новый год происходила ежегодная церемония вбивания в стену храма гвоздя с золотой шляпкой, как обряда плодородия и удачи на весь год.  За многие годы стена храма, утыканная золотыми шляпками гвоздей, ассоциировалась со звездным небом.

Особого развития мозаика достигла в Италии, где из века в век мастера выкладывали из мозаики стены и полы особняков местной знати. Для создания мозаичных картин использовались самые разнообразные сюжеты – от цветочных или геометрических орнаментов до сложных фрагментов, изображающих борющихся атлетов, пастораль, охоту, танцы, театральные сцены и прочее.

Сегодня широко известны несколько видов мозаики: венецианская, римская и флорентийская. В Венеции для выполнения рисунка использовались разнообразные по форме кусочки цветной смальты. Во Флоренции — выточенные кусочки из натурального камня различных оттенков, которые собирали в мозаичную картину. Изображения на таких мозаиках получались совершенно гладкими, без зазоров, а в качестве фона использовался чёрный мрамор.

Римская мозаика, или микро мозаика была самой трудоемкой техникой, позволяющей воспроизводить копии картин и фресок из крохотных кусочков «tesserae» (тессер) цветной смальты. Микро мозаика стала престижной ювелирной техникой, которая очень высоко ценится в мире.

Пластинка мозаичная. Россия, Санкт-Петербург, начало XIX в. Мозаист Егор Яковлевич Веклер. Размеры — 6,5х4,3 см.

Сложные сюжеты картин, собранные из кусочков (тессер) цветной смальты, заливали связующим материалом и тщательно полировали до тех пор, пока не проявлялось абсолютно цельное реалистичное изображение, то есть, когда практически нельзя было отличить мозаику от живописи.

Собор святого Петра в Риме

История происхождения итальянской микромозаики.

Всё началось с того, что спустя век после строительства Собора Святого Петра в Риме в Ватикане возникла нешуточная проблема: все картины и фрески в интерьере Базилики Святого Петра, написанные в своё время Караваджо, Рафаэлем, Пуссеном и многими другими известными живописцами XV — XVI столетий, начали стремительно разрушаться от сырости.

Именно тогда по указанию правителей Ватикана начался отчаянный поиск долговечного материала, который мог бы служить гораздо дольше обычных холстов, не боясь ни сырости, ни солнечных лучей. При тщательном анализе специалистами было отмечено, что архитектурная мозаика Собора, в отличие от живописи, сохранила свой цвет и первозданную прочность. Смущало одно — традиционная смальта была блестящей, и имела очень малое количество оттенков, а это не позволяло воссоздать богатый колорит живописных полотен, находящихся в соборе.

В Ватикане по указанию высших чинов духовенства было решено всю живописную роспись Собора Святого Петра заменить на мозаичные полотна из материала высочайшего качества.

В стекольной мастерской Ватикана закипела работа с 1727 года. Расцвет и пик популярности мозаики пришёлся на XVII-XVIII века. Итальянский мастер Алессио Маттиоли, экспериментируя с цветной стеклянной пастой, содержащей высокий процент красителей, получил нужный материал для мозаики из мелких кусочков (тессеров). Стеклянная паста представляла собой податливое непрозрачное вещество, которое не имело блеска и было достаточно плотным и крепким, выглядела как матовая смальта и имела очень красивый оттенок. Найдя нужную формулу, мастер вскоре создал разнообразную цветовую палитру, которая позволила передать все оттенки живописных картин. Найденное вещество тут же было засекречено официально учрежденной Мастерской мозаики Ватикана и названо «эмалью», а его формула ревностно охранялась Ватиканом на протяжении 200 лет.


Смальта, заменившая масляные краски

К 1770 году большинство живописных картин, являвшихся украшением Собора св. Петра уже были успешно воспроизведены в мозаике. Первоначально для больших картин использовались квадратные или прямоугольные кусочки (тессеры), но со временем они стали выглядеть почти как мазки кисти. Мастера смешивали смальту разных оттенков, а потом растопив в печи до жидкого состояния, вытягивали с помощью пинцета стеклянную нить любой толщины (от 1 мм до 4 мм) и длиной 30 — 50 см. Смальтовым нитям давали остыть, после чего их разрезали на крошечные «кирпичики».

По мере совершенствования этой техники к концу XVIII века был достигнут такой феноменальный прогресс, что мозаики стали совершенно неотличимы от картин, написанных масляными красками. Это позволило завершить замену 35 живописных полотен храма св. Петра мозаикой. Теперь красотою ватиканских залов и коллекций многочисленных произведений искусства, можно любоваться бесконечно. По сей день большинство посетителей собора Святого Петра думают, что перед ними настоящая живопись.

Миниатюрные мозаики в ювелирных изделиях.

Табакерка. Россия, Санкт-Петербург, первая четверть XIX в. Мозаист Егор Яковлевич Веклер. Размеры — 8,7х6х2,5 см.

По окончанию реставрационных работ в Базилике Св.Петра новым направлением развития мозаичной мастерской Ватикана стала миниатюрная мозаика, которую мастера стали применять для украшения различных предметов быта и аксессуаров: табакерок, шкатулок, ваз, столиков, бюро и различных украшений. Такая декоративная отделка стоила очень дорого, поэтому была доступна только богатой аристократии, монархам, церковным иерархам, дипломатам, богатым путешественникам в Италии. Именно благодаря искусству миниатюрной мозаики  стала всемирно известна Мастерская мозаики Ватикана.

Плакетка мозаичная с изображением пуделя Гусара, любимца императора Николая I. Россия, Санкт-Петербург, первая половина XIX века. Рзамеры: 6,2х8,3 см.

В 1845 году во время визита в Ватикан император Николай I был так поражен его мозаичными картинами под живопись, что решил заменить фресковую живопись Исаакиевского собора также на мозаику.

Художественные изделия в технике миниатюрной мозаики производились в очень ограниченных количествах, в основном из-за трудоемкости сборки сюжета картины, производимой вручную. Иногда смальты были настолько малы, что на нескольких квадратных сантиметрах готового изделия приходилось их более тысячи мелких кусочков. Самые старинные изделия состояли из кусочков (тессер) толщиной не более иголки.

Готовую микро мозаику, мастера крепили на основу броши, браслета, серёг, колец, полученное изображение заполняли мастикой и полировали воском для достижения гладкой и ровной поверхности.

Одним из первых художников-мозаичистов, кто включил частицы микро мозаики в ювелирные изделия был Джакомо Раффаэлли (1753 -1836). Образцы его работ можно увидеть в Эрмитаже, в Ватикане, или в Лондоне в музее британского коллекционера декоративных искусств Артура Гилберта (1913-2001), владельца одной из крупнейших коллекций «микро мозаика» в мире.

В начале XIX века «микро мозаика» приобрела популярность в России. Набранные из мельчайших кусочков смальты миниатюры вставлялись в украшения и предметы интерьера. Интерес к этому искусству был столь велик, что лучших итальянских мозаистов, например, М. Барбьери, приглашали в Россию для выполнения различных, в том числе и заказов для монарших особ.

Табакерка. Россия, Санкт-Петербург, начало XIX в. Мозаист Егор Яковлевич Веклер. Размеры — 8,1х6х2,5 см.

Родоначальником миниатюрной мозаики в России стал Егор Яковлевич Веклер — в собрании коллекций Московского Кремля хранятся многие работы этого мастера.

Сюжеты мозаик были различными: архитектурные памятники, реплики античных композиций, птицы, собаки, бабочки, сцены охоты или войны.

Пластина мозаичная. Россия, Санкт-Петербург, начало XIX в. Мозаист Егор Яковлевич Веклер. Размеры — 6,1х5 см (с рамкой).

В 1840-1850 годы интерес к сюжетной или пейзажной мозаике начал спадать, хотя для украшения ювелирных изделий она использовалась ещё долгое время.

Сегодня техника миниатюрной мозаики, не потеряв своей популярности, продолжает вдохновлять величайших ювелиров мира. Украшения, выполненные в технике миниатюрной мозаики, без сомнений можно смело отнести к настоящим произведениям искусства.

Эти великолепные красочные изделия, кропотливо сложенные из мельчайших кусочков цветной смальты, настолько впечатляют, что невозможно отвести глаз.

Ломоносов о размножении и сохранении российского народа
С днём рождения, СССР!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*