Философ Александр Ге́льевич Дугин (отец Дарьи).
Дурак и Змей: русский ноктюрн.
Микула Селянинович — крестьянская важность.
Среди русских богатырей, которые в основном представляют собой воинскую функцию, особняком стоит образ Микулы Селяниновича, который уже в своем имени содержит отсылку к крестьянскому сословию — «Селянинович» от слово село. Следовательно, его образ отражает крестьянский народный архетип, отчасти противопоставляемый богатырям высших слоев. Микула Селянинович ярче всего представляет в былинной традиции древне-русское мировоззрение. В одной из самых популярных былин Микула Селянинович состязается с богатырем Святогором и выходит победителем.
Согласно русскому историку и филологу Б.А. Успенскому, имя «Микула» представляет собой особую форму имени «Никола», бывшего чрезвычайно популярным в русской среде, равно как и образ святого Николы. Успенский пишет:
Наиболее правдоподобное объяснение формы Микола~ Микула было предложено Коршем (…) и, вслед за ним, Фасмером (…), которые предполагают здесь контаминацию с именем Михаил (не приводя какой-либо аргументации культурно-исторического характера), причём Корш объяснял эту контаминацию через посредничество немецкое Michel.(…)
Представляется (возможным предположить, что данная форма отражает контаминацию св. Николая и архангела Михаила , которая, скорее всего, произошла на западе славянской территории ещё в до-кирилло-мефодиевскую эпоху, — иными словами, что культ Николы на Руси в какой-то мере отражает культ св. Михаила, который был принесен моравским и паннонским славянам ещё кельтскими миссионерами.[48]
Это фундаментальное наблюдение обнаружит свою значимость после того, как мы рассмотрим влияние на древне-русскую традицию индоевропейских патриархальных гештальтов и поставим вопрос об имени «русского Ангела». Пока же следует ограничиться фигурой Микулы Селяниновича как крестьянского архетипа.

Святогор и Микула Селянинович
Микула Селянинович в отличие от других русских богатырей сохраняет связь с хтонической стихией. В одной из былин Илья Муромец говорит, что Микулу Селяниновича «любит Матушка Сыра Земля»[49]. Более того, Микула Селянинович считается рожденным Землей. Отсюда сюжет о его суме, в которой заключена «тяжесть земная». Никто из богатырей — даже великан Святогор — не может даже приподнять эту суму, в то время как сам Микула Селянинович носит её легко одной рукой.
В былине о Вольхе Всеславовиче, олицетворяющем сакрального царя (первую функцию), сходная тема повторяется в случае плуга Микулы Селяниновича, которого не может даже приподнять вся дружина Вольха.

Микула Селянинович и дружина Вольха
Здесь важно повторяющееся указание на тяжесть земли, как важнейшее хтоническое свойство. Большинство богатырей не знают этой стихии тяжести. Они действуют в отрыве от хтонического начала и принадлежат «белому свету». Их экзистенциальное пространство сопряжено с Тураном и открытым пространством, они не касаются Земли и действуют над её поверхностью. Они оказываются не способными соревноваться с Микулой Селяниновичем потому, что вообще не знают тяготения как явления. Лишь рожденный землей (титан или гигант) Микула привносит в богатырский эпос тяжесть, свойственную крестьянскому миру.
Здесь можно вспомнить русское слово «вага», означающее как раз тяготение, тяжесть и родственное древне-германскому wēgō, «весить», «взвешивать» и «весы». В русском языке развитие основы даёт такие понятия как «важность» и «отвага». Первое указывает на наличие веса (в позитивном смысле), второе — на отрыв от веса и тяжести (также в позитивном смысле). В немецком от этой основы образованы слова Wage, «весы» и Wagnis, «риск», «опасность». Если весы относятся к процессу взвешивания, то есть измерения веса, то Wagnis, как риск, показывает другую сторону от-ваги, то есть отделения от центра тяготения. Если доблесть большинства русских богатырей состоит как раз в от-ваге, то есть в свободе от тяготения, что подразумевает и глубинную вовлечённость в стихию риска — вплоть до неосмотрительности и безрассудности, свойственных всякому героизму, то в случае Микулы Селяниновича мы имеем дело с обратной картиной: его могущество в его важности, в его погруженности в область Земли, сроднённость с ней. Поэтому Микула является богатырем «мира», а не «света». И вот там, где речь идёт о законах мира, то есть о вещах, связанных с крестьянским бытом — сума, плуг и т.д. — ему среди богатырей нет равных.
Источники и примечания
[48] Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М.: Издательство Московского университета, 1982. С. 20. [49] Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). С. 54.Далее… Язык русской Ночи: отношение к Смерти