Культура кельтов и нордическая традиция античности.
Н.С. Широкова.
Глава IV РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ (продолжение)
Больше всего затруднений возникает при попытках реконструкции пантеона кельтских богов. Тем более что состояние источников по кельтской религии и мифологии, как было показано в § 3 главы III, не таково, чтобы вселить уверенность в то, что такая попытка будет удачной.
Авторы самых фундаментальных сочинений с настойчивостью и упорством исследуют данные источников, стремясь пролить свет на эту запутанную проблему.
Ж. Вандри скрупулезно анализирует посвящения кельтским божествам, содержащиеся в надписях, которые в большом количестве встречаются по всему кельтскому миру. Результатом этого анализа явился целый ряд наблюдений, сделанных Вандри. Он отмечает, что список имён божеств, упоминаемых в посвящениях, значителен: это приблизительно четыреста имён, из которых только одна пятая — женские божества. Триста пять имён этого списка засвидетельствованы в надписях только один раз. Среди мужских имён чаще всего встречаются имена двух богов: Граннус (19 раз) и Беленус (21 раз). В списке женских божеств наиболее популярны — Росмерта (21 раз) и Эпона (26 раз)
Вандри отмечает также, что среди божеств, почитаемых в этих посвящениях, довольно много таких, имена которых нельзя объяснить, исходя из кельтских языков, и которые принадлежали ещё до кельтским народностям, населявшим первобытную Европу. В то же время имена кельтских богов часто соединяются с именами римских богов. Иногда имя римского бога сопровождается двумя или несколькими местными именами.
Тщательно изучив обширный эпографический материал и, по мере надобности, использовав также данные античной литературной традиции, ирландской мифологии и фигуративные памятники, на которых изображены кельтские или галло-римские боги, Вандри делает следующий весьма осторожный вывод:
«Следует опасаться привести факты в строго упорядоченную систему. Это означало бы искажение реальности, которая должна проявляться со своими лакунами, несоответствиями и несвязностями» (Vendryes I. La Beligion des Celtes // Les Beligions de Europe ancienne T. III. Paris, 1948. P. 239-314. )
В отличие от Вандри, который только иногда пользуется ирландскими параллелями, М.-Л. Сжостед основной акцент в своей работе делает на исследование кельтских богов и героев по материалам ирландских саг. Божествам континентальных кельтов она посвящает небольшой,
компактный раздел.
Однако, несмотря на различие подходов, оба исследователя одинаково
выделяют три бросающиеся в глаза особенности кельтской религии: характерную для неё тройственность божественных образов, широкое распространение анималистических мотивов и устойчивый культ богинь-Матерей, восходящий к глубокой древности.
Далее… Глава IV РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ (продолжение) §1.Тройственность религиозно-мифологических образов у древних кельтов.