Пятница , 29 Март 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Масленица – древний праздник

Масленица – древний праздник

С понедельника начинается Масленичная неделя! Кстати, в старину её называли Сырной неделей. Русские торжественные застолья на Масленицу отличались большим разнообразием кушаний и красотой убранства стола.

О Масленице знают практически все, для кого-то этот праздник связан с весельем и массовыми гуляньями, кто-то видит в обрядах Масленицы подготовку к Великому 40-дневному посту. Ну, а кому-то вспомнится известный мультик Роберта Саакянца: «Ишь, ты, Масленица пришёл!».
Все верно, наша Масленица – праздник многоликий и вмещает в себя огромное число смыслов и символов. И всё-таки, что такое Масленица? Откуда она появилась? Как её отмечали раньше?

Масленица — самый бескорыстный, весёлый и озорной праздник проводов Зимы и встречи Весны, сохранившийся на Руси с языческих времен, известный на Руси ещё до принятия христианства.

На Масленицу было принято много есть, пить и веселиться, призывая благополучие и хороший урожай. Самое распространенное угощение на празднике — блины, которые и ассоциировались с солнцем, и одновременно были частью поминального стола. Кроме блинов готовили лепешки, вареники и «жаворонков» из ржаной муки. Поминание предков было важной составляющей праздника: у духов предков просили поддержки на грядущей посевной.

Аналоги празднику, объединившему языческие традиции провода зимы и встречи весны с христианскими, существуют во Франции  и Италии (Mardi Gras), Великобритании (Shrove Tuesday), Шотландии, Северной Ирландии, Польше (Ostatki) и скандинавских странах (Fastelavn).

Церковная традиция называет Масленицу в православном календаре Сырной седмицей и неделя (воскресенье) Сыропустная, но она имеет совершенно иной смысл, чем народная Масленица.

В глубокой древности славяне отмечали Масленицу в начале весны – в день весеннего равноденствия, примерно 21 или 22 марта, когда день окончательно становился длиннее ночи, и зима отступала.

Обычаи празднования Масленицы зародились в средней полосе России, в Белоруссии и на юге Малороссии, где в последние дни марта — первого весеннего месяца погода была всегда непредсказуемой. То солнышко пригреет, и придёт оттепель с весёлой капелью, то зимние холода вдруг вернутся и ударят сильные морозы. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки о такой переменчивой весенней мартовской погоде.

На Масленицу приходился некий символический рубеж заканчивающий природный цикл, до которого властвовала зима, господствовал холод, а после Масленицы – окончательно приходило весеннее тепло. Это возрождение вечной жизни было один из главных предметов празднования.


Православная церковь не внесла Масленицу в церковный календарь, но многовековое влияние христианства на некогда языческий праздник сделало его ярким и гротескным праздником, известным в нашей стране уже несколько столетий.

В древности в основе празднования Масленицы лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем более общество сохраняет архаичные черты цивилизации, тем больше сохраняется древняя идея цикличности жизни.


Масленица несёт в себе элементы радостного карнавала, рождения нового жизненного круга и плодородия. Ранней весной начинали таять снега, земля постепенно оттаивает после зимней стужи, впитывая благотворные вешние воды, воскресает к новой жизни и наливалась соками.

Сакральными действиями люди должны были помочь весеннему солнышку победить зимнюю стужу, для этого принято было издревле печь блины, подобные солнцу, горячие и круглые, угощать ими всех родных, друзей и знакомых, и даже подбрасывать их к небу, угощая солнце.


Весёлым гуляньем народ встречал весну, провожал зиму, сжигал её чучело на площади. Обряды Масленицы должны были освятить землю, наполнить её новыми силами, чтобы земля дала обильный урожай. Для крестьян, составляющих основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью всех его трудов за год, поэтому неудивительно, что языческим церемониям Масленицы в древнерусском обществе уделялось особое внимание.

Масленица была языческим заклинанием божественной природы и всех её стихий, которым славяне в древности приносили жертву – особое угощение — блины.


Масленица – это светлый и радостный праздник продолжения рода, ведь, жизнь – это главная ценность бытия. Вкушая плоды плодородной земли-матушки человек должен дать новую жизнь и продлить процветание своего рода.

На Масленицу устраивались вечера знакомства для молодых парней с девушками, проводились помолвки, обручения молодых людей, и часто в дни Масленицы играли свадьбы.

На этом празднике внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности, восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты, и материнства, почиталась женщина-мать, женщина-хранительница, и мудрости в старости, женщина советчица в семейных делах.


У Бога нет мёртвых, для него все живы, потому и на Масленицу принято поминать усопших, наших предков, которые живут бессмертною душою своей среди живых на земле, не смотря на то, что тела покоятся в краю мертвых.

В древности славяне считали, что предки могут влиять на плодородие земли, потому и приносили жертвоприношения, устраивали поминальные тризны, вспоминая о своих предках, предлагали им все угощения Масленицы.


Праздник Масленица — это попытка человека приблизиться к тайне жизни и смерти, попыткой объяснить бесконечную череду умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и холода, сменяющуюся обилием солнечного света и тепла, как суть единого цикла Вселенной. Сакральная тайна соития в православной культуре считалась, именно, тайной зарождения новой жизни, а не актом сладострастных утех, непристойного обсуждения и публичного показа, принятого в западноевропейских культурах католического общества.

С принятием христианства празднование Масленицы сохранило в себе всё ту же древнюю наполненность сакральных обрядов. Праздник Масленицы, по-прежнему, славится весёлым нравом, хлебосольными обычаями, большими пиршествами и ежедневными застольями.

Виталий Ермолаев.Масленица в Царицыно.

На каждый день масленой недели существовали определенные обряды.

Понедельник — «Встреча» — в этот день вы принимаете у себя дома гостей или сами идёте в гости на блины.

Вторник – «Заигрыш». В этот день парни могли обнимать незнакомых девушек на улице, знакомиться, свататься, объявлять о помолвке, знакомьтесь с родителями невесты, тещами и свекровями.

Среда — «Лакомка». В этот день пекли не просто блины, а каждая хозяйка должна была удивить своих гостей и семью какими-то особенными, изысканными блинами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины».

Четверг — «разгул» или “разгуляй”. Все, что было до этого дня, можно сказать, лишь разминка. В четверг народные гулянья перемещались на улицу, катались с горки, собирались большой компанией, строили снежные городки и, разделившись на две команды «Кафтан» и «Шуба», сражались в весёлых снежных баталиях. В этот день устраивают катание на лошадях “по солнышку” (по часовой стрелке) вокруг деревне, чтобы помочь солнцу прогнать зиму.

Пятница — «Тёщины посиделки». Зятья идут к в гости к «теще на блины!». Тёща в этот день должна была накрыть такое угощение, чтобы зять перестал, наконец, мечтать жениться на сироте.
Суббота – «Золовкины посиделки». Золовка — сестра мужа. В этот день принято ходить в гости к золовкам и невесткам, молодым родственницам. В субботу было принято выпекать жирные блины.

Последний день Масленицы совершают обряд сжигания чучела зимы, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Священный смысл имеют и песни-веснянки, окликающие и зазывающие весну, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов. Эти песни призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало посевной нового урожайного года.

прости-Учись прощать, в прощеньи радость скрыта

Масленица завершается Прощёным воскресеньем. Заканчивается череда подготовительных недель к Великому посту и Пасхе, главному событию всего года в большинстве христианских Церквей.

В Прощённое воскресенье принято навещать родственников, друзей и знакомых, обмениваться поцелуями, поклонами и просить прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.

Где блины, тут и мы...
Языческая Громница и христианское Сретенье

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*