Основная цель воспитания ребенка в семье состоит в том, чтобы научить его жить самостоятельно, без помощи родителей.
На Руси детей приучали трудиться с шести-семи лет, в семье считалось, что «маленькое дело лучше большого безделья». Если о 12-летней девочке говорили, что она «непряха», а о мальчике, что он «только и может гонять бабки» – это было большим позором для ребёнка и его родителей.
Пестуньи.
Девочек привлекали к домашней работе и помощи по хозяйству ещё раньше – с пяти-шести лет. Девочек учили прясть, пасти цыплят и утят, с семи лет девочки учились вышивать, к девяти лет они должны были уметь мыть пол, посуду, гладить бельё вальком или утюгом, доить козу и корову, возиться с младшими сестрёнками и братишками. С 12 лет девочки могли устраиваться в другую семью в няньки – пестуньи, так их называли на севере.
Наем в пестуньи на время посевной или уборочной страды стоил от трёх до пяти рублей. В Тверской губернии, например, няньке за работу в летний период полагалось семь пудов муки, отрез на платье в восемь аршин, кашемировая «шалинка», полторы меры яблок, а также картошка, выращенная ею на полосе хозяев. По окончании службы для малолетней няньки пекли ржаной пирог с капустой и хлеб, которые принято было отдавать с приговором: «Вот тебе хлеб и пирог и няньку за порог».
ЧТО УМЕЛА ДЕВОЧКА В 10 ЛЕТ, ЖИВУЩАЯ В СЕЛЕ, 100 ЛЕТ НАЗАД
— Нянчиться с младшими братьями и сёстрами, умела кормить их, поить, пеленать, развлекать — с утра до вечера.
— Принести дрова, очистить печь, истопить её.
— Принести воды из колодца.
— Варить каши, печь блины, готовить овощи, стряпать пироги и другую выпечку, варить кисели.
— Сбивать масло.
— Накрывать на стол, мыть кухонную посуду.
— Подметать и мыть пол в доме, мыть и чистить лавки и стол.
— Вытрясать и вычистить половики, дорожки.
— Прясть шерстяную пряжу, ткать льняное полотно, вышивать традиционные славянские узоры на одежде, и вязать.
— Стирать и полоскать бельё на речке, развешивать его.
— Прибирать постель, вытрясти одеяла, покрывала и подушки.
— Поменять лучину, зажечь и погасить свечи, почистить керосиновую лампу.
— Кормить и поить всех домашних животных и их детёнышей.
— Доить корову и козу.
— Сажать рассаду, полоть сорняки и поливать огород.
— Собирать в лесу ягоды, грибы, травы и сухие ветки.
— Убирать урожай на огороде и в поле.
— Пасти корову, козу, гусей, уток.
— Возить на коне копны на сенокосе.
И это ещё не всё, что умели в домашнем хозяйстве делать девочки! Некоторые детские обязанности непросто описать, потому что мы этого никогда не делали и даже не видели.
Например, девочка в 10 лет помогала взрослым делать Кизяки — высушенный или переработанный навоз, продукт жизнедеятельности крупного рогатого скота в виде лепешек. В некоторых местах, где нет леса, дети уходили в степь, собирали коровьи лепёшки, приносили их домой, и использовали в качестве топлива для печки.
Девочек учили трепать лён, его и мяли, и тискали, и трепали, и чесали. Били лён специальным деревянным инструментом — трепалом.
Сновала — изготовление из специальных ниток основы ткани для ткацкого станка, затем по основе сновали челноки справа налево и обратно, укладывались и прижимались к основе нити из ткали льняные ткани.
Не зря в народной пословице говорится: «Дочке десять лет — матери дела нет». В сказе Павла Бажова «Серебряное копытце»: «Дед Кокованя взял к себе девочку Дарёнку. И она в избе прибирала, похлёбку да кашу варила». А ведь её было «по шестому году» — то есть всего пять лет! Когда отправились дед с Дарёнкой в лес, она «узелок себе навязала. Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да ещё верёвку. И не побоялась несколько дней жить одна в избушке…»
А что умеет современная девочка в 10 лет.