90 лет назад родился Алексей Архипович Леонов (30 мая 1934 г. — 11 октября 2019 г.) — лётчик-космонавт СССР , дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный мастер спорта СССР, военный лётчик 1-класса, космонавт 2-класса, кандидат технических наук, член Союза художников СССР (РФ), почётный член Российской академии художеств.
Алексей Архипович Леонов — 11-космонавт СССР и 15-космонавт планеты Земля. Леонов стал первым в мире человеком осуществившим выход в открытый космос. Это человек поистине одаренный с удивительной и героической судьбой.
За годы научно-практической работы и во время космических полётов Леонов выполнил целый ряд исследований и экспериментов, среди которых: исследование световых и цветовых характеристик зрения после полёта в космос, влияние факторов космического полёта на остроту зрения пилота комплекса «Буран«, разработка гидролаборатории, создание скафандра для работы в гидросфере. Леонов неоднократно принимал участие в научных конференциях и международных конгрессах, сделал около 30 докладов, написал несколько книг.
Родился Алексей Архипович 30 мая 1934 года в деревне Листвянка Тисульского района Западно-Сибирского края (ныне Тисульского района Кемеровской области). Сюда сослали его деда за участие в революционных событиях 1905 года, чуть позже в Сибирь перебрались и родители мальчика, до того жившие в Донбассе. Отец Архип Алексеевич сменил профессию шахтера на крестьянскую долю. Мать Евдокия Минаевна работала учительницей.
Будущий исследователь космического пространства был 8-ребёнком в многодетной семье. Счастье и спокойный быт большой семьи нарушили репрессии. В 1936 году главу семейства, уважаемого человека, председателя сельсовета, арестовали по подложному обвинению. Жену и детей власти лишили имущества и выгнали из дома, а детям запретили ходить в школу. Евдокия Минаевна, отчаявшись в одиночку прокормить детей, переехала в Кемерово к старшей дочери, у которой была маленькая комната в бараке, где около года и ютилась большая семья. По воле судьбы Алексей пошёл в школу только в 9 лет в Кемерово, в школьные годы он увлекся рисованием. К счастью, отцу Леонова удалось выжить в лагерях, а в 1939 году отец Алексея был реабилитирован и вернулся домой.
Спустя время Леоновы потихоньку стали подниматься на ноги. Сначала им выделили ещё 2 комнаты в том же бараке, а в 1948 году Архип Алексеевич получил назначение на новое место работы в Калининграде, куда они и переехали.
Среднюю школу Алексей Леонов заканчивал уже в Калининграде. Юноша зачитывался конспектами старшего брата, некогда учившегося на авиационного техника и к моменту получения аттестата в 1953 году выпускник средней школы Леонов вполне освоил устройство самолётных двигателей, самолётов и теорию полёта.
1953 год стал поворотным в биографии и судьбе Алексея Леонова: он колебался в выборе профессий между художественным и авиационным направлением. Алексей подал документы в Рижскую академию художеств, но, узнав, что общежитие студентам предоставляется только с третьего года обучения, оставил академию и поступил в 10-начальную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в Кременчуге (Украинская ССР), куда как раз проводился комсомольский набор..
По окончании училища в 1955 году юный пилот продолжил обучение в высшем Чугуевском авиационном училище лётчиков, которое он окончил в октябре 1957 года.
В октябре 1957 г. – декабре 1959 г. А. А. Леонов – лётчик 113-гвардейского истребительного авиационного полка в городе Кременчуг, Киевского военного округа. Летал на реактивном истребителе МиГ-17.
В декабре 1959 г. – марте 1960 г. А. А. Леонов – старший лётчик 294-отдельного разведывательного авиационного полка в Группе советских войск в Германии, на аэродроме Альтенбург. Летал на реактивном истребителе-разведчике МиГ-15Рбис.
В отряде космонавтов
С марта 1960 года по январь 1982 года Алексей Архипович Леонов был зачислен в отряд космонавтов. 11-космонавт СССР и 15-космонавт планеты.
Совершил два космических полёта общей продолжительностью 7 суток 0 часов 33 минуты 8 секунд, выполнил первый выход в открытый космос продолжительностью 24 минуты.
В апреле – мае 1963 года А. А. Леонов проходил подготовку в качестве одного из резервных пилотов для полёта на космическом корабле «Восток-5» по программе совместного полёта двух кораблей.
С августа 1964 года он готовился к полёту в качестве второго пилота основного экипажа космического корабля «Восход-2» по программе первого выхода в открытый космос.
Первый полёт и выход в открытый космос
18–19 марта 1965 года второй пилот Алексей Леонов совместно с командиром Павел Беляевым на космическом корабле «Восход-2» совершили полёт в космос продолжительностью 1 сутки 2 часа.
18 марта в 10 утра 1965 года космический корабль «Восход-2» с космонавтами А. А. Леоновым и П.И. Беляевым на борту взлетел с Байконура и уже в 11 часов 28 минут шлюзовая камера корабля «Восход-2» была разгерметизирована.
Алексей Леонов первый в открытом космосе. В ходе полёта 18 марта 1965 года Алексей Леонов вышел в открытый космос через шлюзовую камеру корабля «Восход-2» — это был первый в мире выход в космическое пространство, которое длилось 23 минуты 41 секунда (время пребывания вне шлюзовой камеры составило 12 минут 9 секунд).
Алексей Леонов совершил пять отходов от шлюза корабля — самый первый всего лишь на 1 метр, чтобы сориентироваться в новых для человека условиях. Следующие отход от корабля почти на 5,5 метров!
Всё это время в скафандре космонавта поддерживалась комфортная температура, а наружная поверхность скафандра раскалялась на солнце до + 60С и охлаждалась в тени до — 100С. Командир экипажа Павел Беляев при помощи телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.
Когда запас воздуха в скафандре заканчивался — необходимо было возвращаться, однако всё пошло не по плану. Из-за разности давлений в космосе скафандр сильно раздулся, потерял свою гибкость, и Леонов не мог втиснуться в люк шлюза, диаметр которого составлял всего один метр. Сделав несколько неудачных попыток, космонавт предельно снизил давление в скафандре и вопреки инструкциям и тренировкам сделал попытку протиснуться в шлюз головой вперёд. Только после этого он с большим трудом развернулся и смог оказаться внутри «Восхода-2». Однако проблемы на этом не закончились.
При возвращении на Землю отказала система автоматического управления корабля. Командир «Восхода-2» Павел Беляев впервые в практике космических полётов осуществил ручное управление посадкой. В результате корабль приземлился в не расчётном районе – в районе деревни Сороковая (Усольский район Пермского края). Только через четыре часа экипаж был обнаружен в лесу с вертолётов и через двое суток эвакуирован с места посадки по земле. Алексей Леонов рассказал:
«Когда мы приземлились, нас нашли не сразу… Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну всё, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолёт, который сел в 9 км. Другой вертолёт в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт) и другие. Они привезли нам тёплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали — и жизнь стала веселее. Костёр развели, котёл поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была.»
Именно после этого случая космонавтов стали готовить и к выживанию в зимнем лесу. Только 21 марта космонавтов Беляева и Леонова доставили в Пермь, еще через два дня героев встретила Москва.
За осуществление первого в мире выхода из корабля в космическое пространство, совершённого во время полёта на пилотируемом космическом корабле-спутнике «Восход-2» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 марта 1965 года подполковнику Леонову Алексею Архиповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В январе 1967 г. – январе 1970 г. в составе группы космонавтов Леонов готовился по программе облёта Луны. В январе – сентябре 1968 года проходил подготовку по программе полёта на Луну, как командир экипажа. После высадки американцев на Луну программа потеряла свою актуальность и вскоре была закрыта.
В 1968 году А. А. Леонов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. В сентябре 1970 – марте 1971 года проходил подготовку к полёту, как командир дублирующего экипажа по программе первой экспедиции на орбитальную станцию «Салют».
23 апреля 1971 года был дублёром командира космического корабля «Союз-10» В.А. Шаталова. Экипаж корабля «Союз-10» не смог перейти в станцию из-за проблем со стыковочным узлом.
4 июня 1971 года решением Государственной комиссии основной экипаж корабля «Союз-11» (А.А. Леонов, В.Н. Кубасов и П.И. Колодин) был отстранён от полёта из-за обнаруженного затемнения лёгких у В.Н. Кубасова и заменён дублирующим экипажем (Г.Т. Добровольский, В.Н. Волков и В.И. Пацаев). 30 июня 1971 года из-за разгерметизации спускаемого аппарата при спуске с орбиты дублирующий экипаж «Союза-11» погиб. Полёт следующего «Союза» был отменён из-за гибели экипажа «Союза-11».
В октябре 1971 г. – июле 1972 г. Алексей Леонов, как командир основного экипажа проходил подготовку к полёту на орбитальную станцию ДОС-2 (модифицированный вариант станции «Салют-1»), с целью испытания новых скафандров «Сокол», предназначенных для спасения космонавтов в случае разгерметизации космического корабля. Полёт был отменён из-за аварии ракеты-носителя при выведении станции на орбиту 29 июля 1972 года.
В октябре 1972 г. – апреле 1973 г. полёт был отменён из-за аварии ДОС-3 на орбите в мае 1973 года.
Второй полёт в космос.
С мая 1973 года Алексей Леонов готовился к полёту, как командир основного экипажа по советско-американской программе (ЭПАС) — экспериментальный полёт «Союз» — «Аполлон»).
Составы экипажей корабля «Аполлон» были сформированы и официально объявлены к январю 1973 года.
В основной экипаж вошли Томас Стаффорд (Thomas Stafford, командир), Вэнс Бранд (Vance Brand) и Дональд Слейтон (Donald Slayton), в дублирующий – Алан Бин (Alan Bean), Роналд Эванс (Ronald Evans) и Джек Лаусма (Jack Lousma).
Состав советских экипажей был сформирован и объявлен Академией наук СССР 25 мая 1973 года.
В первый состав вошли Алексей Леонов (командир) и Валерий Кубасов, во второй состав – Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников, в третий состав – Владимир Джанибеков и Борис Андреев, в четвертый состав – Юрий Романенко и Александр Иванченков.
15–21 июля 1975 года командир космического корабля «Союз-19» Алексей Леонов совместно с лётчиком-космонавтом В.Н. Кубасовым совершил второй космический полёт продолжительностью 5 суток 22 часа 31 минута.
15 июля в 15 часов 20 минут по московскому времени с космодрома Байконур был произведен запуск космического корабля «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту. Спустя семь с половиной часов с мыса Канаверал (штат Флорида, США) был запущен корабль «Аполлон» с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.
После проверки герметичности стыковки космических кораблей американские астронавты перешли в стыковочный модуль и через три часа подготовки открыли его люк, а советские космонавты – люк «Союза». После этого они поприветствовали друг друга на двух языках, а Леонов со Стаффордом пожали друг другу руки в шлюзовом отсеке – знаменитое «рукопожатие в космосе». Затем Стаффорд и Слейтон перешли в «Союз».
В ходе встречи произошёл обмен флагами и сувенирами, было подписано совместное свидетельство Международной авиационной федерации (ФАИ) о первой международной стыковке в космосе, выполнены запланированные научно-технические эксперименты, состоялся товарищеский ужин.
На следующей день были проведены ещё три взаимных визита. Сначала астронавт Бранд перешёл в «Союз-19», а Леонов – в стыковочный отсек «Аполлона». Затем Стаффорд с Леоновым направились в «Союз», а Бранд с Кубасовым в «Аполлон».
Во время этих визитов космонавты и астронавты знакомились с оборудованием кораблей союзников, общались, проводили научные эксперименты и, согласно программе, много времени уделяли телевизионным трансляциям на Землю. Космонавты провели первую в мире международную пресс-конференцию в космосе, во время которой ответили по радио на вопросы корреспондентов, передаваемые с Земли из советского и американского пресс-центров. Члены экипажей проводили испытания системы обеспечения жизнедеятельности, а также автоматической системы и отдельных узлов стыковочного агрегата, формирование монтажной орбиты с высотой 225 километров.
День завершился последним, четвертым переходом. После него космонавты и астронавты возвратились в свои корабли и закрыли переходные люки. 19 июля в 18.26 мск началось окончательное расхождение космических кораблей «Союз — Аполлон». После чего их полёт проходил по самостоятельным программам.
Спускаемый аппарат «Союза-19» успешно совершил посадку 21 июля 1975 года вблизи города Аркалык в Казахстане.
25 июля приводнился в Тихом океане командный модуль корабля «Аполлон». При посадке американского корабля произошла нештатная ситуация – из-за ошибки астронавтов двигатели реактивной системы управления продолжали работать и после открытия воздушного клапана, в результате пары ядовитых газов от них попали внутрь кабины. Стаффорд успел достать кислородные маски и надеть себе и потерявшим сознание товарищам, помогла и оперативность спасательных служб. Тем не менее, риск был огромен: по свидетельству врачей, американские астронавты получили около 75% смертельной дозы ядовитой смеси.
За успешное осуществление космического полёта на советском корабле «Союз-19» совместно с кораблём США «Аполлон» и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1975 года генерал-майор авиации Леонов Алексей Архипович награждён орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда».
С февраля 1970 года А. А. Леонов – заместитель начальника, а в январе 1982 г. – сентябре 1991 г. – первый заместитель начальника Центра подготовки космонавтов по лётной и космической подготовке. Одновременно в марте 1976 г. – январе 1982 г. А. А. Леонов был командиром отряда космонавтов.
С марта 1992 года генерал-майор авиации А.А. Леонов – в запасе.
В 1992–1993 г.г. А. А. Леонов – директор космических программ фирмы «Четек».
В 1993–2000 г.г. Алексей Леонов – президент паевого инвестиционного фонда «Альфа-Капитал», с 2000 года – вице-президент «Альфа-Банка».
Алексей Леонов получил признание и как художник. Живописью он увлекся ещё в юности. С 1965 года Алексей Леонов — член Союза художников СССР (РФ). Почётный член Российской академии художеств с 2004 года. Леонов — автор около 200 картин и 5 художественных альбомов, среди которых космические пейзажи, фантастика, земные пейзажи, портреты друзей. Его работы широко выставляются и публикуются. В содружестве с художником-фантастом Андреем Константиновичем Соколовым (1931–2007) создал ряд картин и почтовых марок на космическую тему.
Лётчик-космонавт СССР (23.03.1965) Алексей Леонов, Заслуженный мастер спорта СССР (1965), военный лётчик 1-класса (03.1965), космонавт 2-класса (07.1975), Кандидат технических наук (03.1981), автор 4 изобретений и более 10 научных трудов.
А. А. Леонов жил в Звёздном городке Щёлковского района Московской области. Умер 11 октября 2019 года. Похоронен на Федеральном военном мемориальном кладбище (Московская область).
Награждён российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 1-степени (29.05.2019), 3-степени (22.05.2014) и 4-степени (02.03.2000), орденом Дружбы (12.04.2011), двумя орденами Ленина (23.03.1965; 22.07.1975), орденами Красной Звезды (17.06.1961), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-степени (30.04.1975), медалями; орденом «За заслуги» 3-степени (12.04.2011), иностранными орденами Георгия Димитрова (Болгария; 05.1965), Карла Маркса (ГДР; 10.1965), Знамени Венгерской Народной Республики 1-й степени (04.1966), Боевого Красного Знамени (Монголия; 10.1984), Гражданских заслуг 1-й степени (Сирия; 09.1966), Дружбы и Сотрудничества (Сирия; 08.1987), Рыцарским крестом 1-степени «За заслуги перед Австрийской Республикой», Крестом ВВС 3-степени (Венесуэла; 12.1975) и иностранными медалями.
Алексей Леонов Лауреат Государственной премии СССР (29.12.1981), за разработку и реализацию программ комплексной подготовки экипажей и выполнению длительных космических полётов и полётов с участием космонавтов социалистических стран), премии Правительства РФ имени Ю.А. Гагарина (13.12.2011), за развитие отечественной пилотируемой космонавтики, личное участие в осуществлении первых пилотируемых полетов, развитие международного сотрудничества в области космической деятельности, популяризацию достижений отечественной космонавтики и премии Ленинского комсомола (10.1979), за книгу-альбом «Человек и Вселенная».
Удостоен Золотой медали имени К.Э. Циолковского Академии наук СССР (26.03.1965), за осуществление первого в мире выхода человека из корабля в космическое пространство, совершённого во время полёта пилотируемого корабля-спутника «Восход-2», Золотой медали «За заслуги в развитии науки и перед человечеством» Чехословацкой Академии наук (15.05.1965), медали З. Неёдлы Чехословацкой Академии наук (09.1977), двух Золотых космических медалей ФАИ (10.1965, 03.1976), Золотой медали Ю.А. Гагарина (ФАИ; 10.2016).
Бронзовый бюст Алексею Леонову установлен в городе Кемерово. В деревне Листвянка Тисульского района Кемеровской области рядом с домом, в котором родился Герой, в Усольским районе Пермского края на месте приземления космического корабля «Восход-2» и в городе Усолье Пермского края установлены памятные знаки. Бюст А.А. Леонова установлен также на Аллее космонавтов в Москве. В Калининграде на памятнике «Покорителям космоса» установлена памятная доска в честь А.А. Леонова.
Именем лётчика-космонавта Алексея Леонова названы улицы в городах Калининград, Пермь, Кемерово, Никольск (Вологодская область), Светлый (Калининградская область), Обнинск (Калужская область), Рогачёв (Гомельская область, Беларусь), Кременчуг (Полтавская область, Украина), Чугуев (Харьковская область, Украина) и других населённых пунктах, а также набережная в городе Балаково (Саратовская область).
Имя Алексея Леонова носят аэропорт Кемерово, планетарий Казанского федерального университета, средняя школа № 21 в городе Калининград, средняя школа № 4 в городе Гагарин Смоленской области, детская художественная школа № 14 в посёлке Тисуль Кемеровской области, а также кратер на обратной стороне Луны, малые планеты № 5154 «Леонов» (открыта 8 октября 1969 года) и № 9533 «Алексей Леонов» (открыта 28 сентября 1981 года).
Имя Алексея Леонова в 1960–1970-х годах носил рефрижератор «Алексей Леонов» (порт приписки – Аральск).
21 августа 2014 года в Кемеровской области учреждена медаль Алексея Леонова, которой награждаются граждане за достижения мирового уровня, выдающийся вклад в развитие Российской Федерации и Кемеровской области, а также за разработку и внедрение уникальных инновационных проектов в различных отраслях экономики Кемеровской области.
Вечная Слава Героям — покорителям космоса!