Среди вещей, найденных в курганах около Бежецкого погоста, Европеус обращает особое внимание на конское снаряжение: «Более всего замечательны медные украшения, принадлежащие лошадиной сбруе. Они были найдены в одном невысоком, вышиной в аршин, но довольно широком кургане, который лежал в стороне от других, и в котором лежали сожженные лошадиные кости. Человеческих костей и вещей тут не было. Всех медных вещей в этих курганах найдено было 22, и все они с заклепками для прикрепления к ремням сбруи.
…Бляшки… украшены так называемыми «перевитыми змеями» или лучше сказать, драконами. На всех трёх экземплярах оказываются явные и довольно большие драконовы головы, и на двух дракон изображен с ногами. …изображены медвежьи головы и разные узоры. Бляшка b имеет выпуклую форму, и по обеим сторонам изображенной в середине медвежьей головы видна рука, украшенная браслетом… До сих пор мне однако не случалось видеть ни других подобных древних вещей, ни таких изображений, хотя вещи с подходящими чертами найдены в разных местах России и даже в Сибири. …В четырех курганах, кроме вышеописанного лошадиного, найдены более или менее значительные следы сожжения, без сомнения, от жертвоприношения..» (Европеус Д. О курганных раскопках около погоста Бежец, в Бежецком уезде Тверской губернии. Извлечение из Журнала Министерства Народного Просвещения. 12 с. // ЖМНП, 1872. Часть 164. С. 5-7).
Из приведенных Европеусом описаний раскопанных им курганов на реке Мологе, для данной статьи интереснее всего «лошадиный» курган, поскольку его археологические находки позволяют видеть в данном кургане памятник захоронения коня и конского снаряжения. Создание этого кургана датируется Европеусом по найденным в нём монетах первой половиной XI века. Но похоронный обряд захоронения с конем, а также захоронение коня или конского снаряжения хорошо известен в погребально-поминальных комплексах на обширных пространствах Евразии с древнейших времён. Однако эти захоронения, рассматриваемые под влиянием рудбекианистской идеи о финно-угорском субстрате Восточной Европы, стали получать самую разнообразную этническую интерпретацию. Точнее сказать, захоронения с конем стали относить к какой угодно этнической традиции кроме древнерусской, у Европеуса, например, это угорские захоронения.
У истоков же обряда захоронения с конём стояла именно древнерусская традиция, восходящая к сакральным ценностям древних русов. По моим предположениям, система захоронения с конём сложилась, ещё в период расселения носителей индоевропейских языков в Восточной Европе – представителей гаплогруппы R1a.
Этот начальный период расселения я предложила назвать древнеарийским (при обсуждении статьи М.Н. Афанасьева), а в структуре родительской древнеарийской общности в Восточной Европе выделять древних русов и ариев, позднее породивших процессы миграций в южном и юго-восточном направлениях. После того, как «арии ушли в Азию, а русы остались в Восточной Европе», начался отсчёт собственно древнерусской истории. Изучение данного начального периода также требует введения определенных понятий. И поскольку их нет ввиду того, что рамки начального периода русской истории сдвинуты к IX веку, то я вынуждена вводить их в своих статьях для того, чтобы продолжать развитие концепции начального периода древнерусской истории.
В первых публикациях о чуди я показала, что на протяжении тысячелетий в рамках «родительской» древнерусской общности, которая в «Сказании о Словене и Русе» названа как «словяне и руси», т.е. словянорусы, рождались новые этнонимы, одним из которых был, например, этноним чудь – этнообразование, обособившееся в бытность беженцев словенских «на Дунаве» только где-то на рубеже VII–VIII веков и в основу своего названия положившее древнее слово чудин–великан, т.е. иносказательное прозвание великого божества Велеса/Волоса.
Куд, кудати, кудат, кудда, куддата = cud,cudati,cudat, cud-da, cud-data — побуждать, подстрекать, помогать, просить, ходатайство по просьбе, попросить. Кудаяти — codayati — ускорить просьбу, вызывать быстрое действие, побуждать, подстрекать; Куд, кудаяти – kud, kudaiati — лгать (RV.)(родственные слова в др. рус. яз.: КУДО – чудо, кудесы – чудеса, кудесник. КУДЪ – вождь; в рус. яз.: кудесничать).
Вот для обозначения сложно составной общности древних русов я собираюсь начать использовать термин «древнерусские племена» – согласно принятому в науке обыкновению при изучении истории того или иного народа выносить в качестве условно общего названия для множества племён в процессе этногенеза тот этноним, который со временем становился общенациональным именем. Относительно названной проблемы есть и худшие примеры, выходящие даже за названные умозрительные рамки. Я имею в виду термин «эстонские племена», который создали для характеристики летописной чуди. Поэтому если «эстонские племена» были приняты научным сообществом, то никто не может бросить камень в мой термин «древнерусские племена» как условное обобщение, например, для летописных руси и чуди.
Теперь вернусь к вопросу об обряде захоронения с конем и постараюсь проследить в статье древнейшие истоки этого погребального обряда, имеющие важнейшее значение для реконструкции истоков русской истории, а также – истории других народов России и генезиса российской полиэтничности.
Можно начать с Ананьинской археологической культуры конца IX–III веков до н.э., локализуемой в Среднем Поволжье и в бассейне реки Камы. Погребальные памятники представлены могильниками без курганов. В Ананьинском могильнике в окрестностях г. Елабуги на правом берегу Камы кроме человеческих костей были найдены кости животных, лошади, и множество разных предметов, среди них – металлические части конской сбруи, точила, ножи и, вероятно, амулеты. Все эти предметы были сделаны из бронзы, железа и даже из камня. Бронзовые предметы были украшены животным орнаментом, например, драконами, головками разных зверей и т.п., а также геометрическим орнаментом в виде зигзага, кругов и спиралей. Многие металлические предметы были в берестяных футлярах.
Ананьинская археологическая культура конца IX–III веков до н.э. – отнюдь не самый нижний хронологический предел для конских захоронений. Конские захоронения и элементы конского снаряжения были найдены и в пред-ананьинских культурно-исторических областях, т.е. относятся к разным периодам II тыс. до н.э. При исследовании памятников пред-ананьинской культурно-исторической области археологами были определены клыки медведя, зубы лошади, свиньи и бобра. В погребальном инвентаре захоронений были зафиксированы принадлежности для конской упряжи (Чижевский А.А. Погребальные памятники населения Волго-Камья в финале бронзового – раннем железном веках: Предананьинская и ананьинская культурно-исторические области // Археология евразийских степей. Вып. 5. Казань, 2008. 172 с.).
Параллельно с пред-ананьинской и Ананьинской археологической культурой Поволжья и Прикамья развивалась Кобанская археологическая культура Северного и Центрального Кавказа. Первые памятники данной археологической культуры были открыты в 60-х годах XIX века в горной Осетии. Кобанская археологическая культура датируется периодом с XIV-XIII вв. до н.э. до IV-III вв. до н.э. Её расцвет приходился на XII- X веках до н.э. и принадлежал эпохе перехода от бронзы к железу на Северном Кавказе.
Центральный и Северный Кавказ — область пересечения многих миграционных путей разных этносов, поэтому этнические характеристики носителей Кобанской культуры вызывают неоднозначные оценки у исследователей. Антропологи выделяют автохтонный Caucasian — белый тип европеоидной расы, язык которых не установлен, но предполагается, что его представители приняли участие в этногенезе многих народов Северного и Центрального Кавказа. При исследовании материальной культуры обращается внимание на присутствие носителей индоевропейских языков, которых традиционно именуют арийскими племенами и которые, предположительно, обосновались на Центральном Кавказе уже со второй половины II тыс. до н.э. в ходе передвижений в Переднюю Азию. Указывается также и на предметы скифского типа с VII-IV/III вв. до н.э.
Для данной статьи важно отметить, что во многих древних захоронениях могильников Кобанской культуры обнаружен погребальный инвентарь, который содержит захоронения с конем или предметы конского снаряжения. По этой теме содержатся интересные сведения в докладе Р.Гаглоева – директора Научно-исследовательского института им. З.Н. Ванеева, сделанный на III Абхазской международной археологической конференции (28-29 ноября 2011 года). Как отмечено в докладе, культ коня занимал особое место в культах древнего населения Южной Осетии уже с эпохи поздней бронзы, о чем свидетельствуют находки мелких скульптурных изображений коней, в основном встречающихся в женских погребальных комплексах ХII-Х вв. до н.э. и составляющих самую большую группу скульптурных изображений животных, например, в Тлийском могильнике. В каменных же выкладках погребений того времени часто попадались отдельные зубы лошади.
«Подсолнечное царство на огромных евразийских пространствах.» Лидия Грот,
кандидат исторических наук
Далее… Распространение культа коня