
Реконструкция облика гуннов по методу Герасимова.
Исследовав дошедшие до наших дней лингвистические отпечатки, оставленные гуннами, специалисты сделали поразительное открытие: язык гуннов, видимо, имел отношение к енисейской языковой группе. Согласно выводам лингвистов, аринский народ, населявший окрестности Красноярска вплоть до XVIII века и осуществлявший нападения на остроги казаков, мог быть потомком гуннов.
В новой научной статье, опубликованной в Transactions of the Philological Society, авторы представили лингвистический анализ сохранившихся слов гуннского языка, что позволило им сделать ряд интересных выводов. Лингвисты опирались на сохранившиеся в китайских летописях слова хунну, а также на тюркские и монгольские заимствования из языков хунну или гуннов (европейского названия хунну). Так же были исследованы топонимы и гидронимы, предположительно относящиеся к гуннскому языку, и имена представителей правящей гуннской династии, включая имя Аттилы.
Лингвисты пришли к выводу, что язык гуннов не принадлежал ни к монгольской, ни к тюркской языковым группам. Гуннский язык классифицировали как часть енисейской языковой семьи, которую в последнее время стали рассматривать как часть енисейских языков и даже языков коренных американцев в Северной Америке. Лингвисты установили, что гунны наиболее близки по языку к аринцев. По мнению лингвистов, гуннский язык, по сути, являлся прото-аринским языком.

Енисейская семья языков
В XVII веке в окрестностях Красноярска казачьи отряды встретили кочевой народ, названный ими как аринцы (созвучное с арийцы). Гора Караульная около Красноярска имела для аринцев сакральное значение, что приводило к нападениям на казачий острог, потребовавшие приходу сюда дополнительных отрядов казаков.
Аринский язык — мёртвый язык енисейской языковой семьи, вышедший из употребления во второй половине XVIII века. Был распространён к северу от Красноярска.
Аринские гидронимы на -set, -sat (sat ‘река’) плотно представлены в бассейне Средней Оби, в частности на реке Кети, Чижапке и Чае; довольно широко распространены и аринские гидронимы на -kul’ (kul’ — вода, река), лес, роща — още, бог — еc, небо — эc,
голова — колкья (колка), рот — бюкьо́н, язык — алъяп, борода — королеп,
яйцо — ангь, гусь — самь, утка — понья, бык — буга́,
1- кӷузей, 2 — ки́на, 3 — тьюнга, 4 — ша́га, 5 — ка́ла, 6 — эгга, 7 — ынья,
белый — тьӷама, чёрный — тӷюма, красный — тьӷу́ра. Грамматический строй — агглютинативно-флективный, преобладали синтетические средства выражения грамматического значения. Письменность отсутствовала. Аринский язык близок пумпокольскому языку, который вышел из употребления во второй половине XVIII века. Был распространён в верховье реки Кеть. Пумпокольские гидронимы на -tet (*tet — река) занимают значительную территорию: верховье Кети, бассейн Чулыма ниже города Асино, отдельные названия этого типа уходят цепочкой на юг и юго-восток вплоть до Северо-Восточной Тувы.
К XVIII столетию численность аринцев уменьшилась, что привело к их ассимиляции тюркскими и другими этническими группами. Предания, сохранившиеся у соседних народов, указывают на прибытие в эти земли аринцев из отдаленных регионов, однако точное место их прежнего проживания остается загадкой. Лингвисты отмечают поразительную близость языка аринцев к гуннскому языку, позволяющую с помощью аринского языка понимать даже смысл гуннских личных имён. Так, имя Аттилы может означать «скорый».
Енисейская языковая макросемья объединяет языки, включающие кетский и языки навахо, а также наречия ряда коренных американских племён Северной Америки. В наши дни в Азии енисейские языки практически исчезли, единственным сохранившимся является кетский, носители которого проживают в Туруханском районе Красноярского края, но на нем говорят уже менее 200 человек.
Краткая история гуннов
Что история знает про гуннов или хунну в китайской интерпретации названия народа?
Хунну (кит. сюнну) — древний кочевой народ, который с 220 года до н. э. по II век н. э. населял степи к северу от Китая. Представители археологической культуры плиточных могил исповедовали тенгрианство – обожествление бескрайнего неба над головой. Хунну были необычайно воинственны, но не представляли особой угрозы государственного уровня, пока племена хунну были разрозненными, кочующими по Великой степи к северу от Китая.
Согласно китайским летописям, начиная с III века до н.э. племена хунну объединили всех кочевников в государство. Объединившись под властью шаньюя Модэ в 208 году до н. э., хунну подчинили дунху на востоке, часть юэчжей на западе, ряд народов Забайкалья и Юго-Восточной Сибири на севере и другие племена. Хуннская держава простиралась от Маньчжурии на востоке до Памира на западе, покрывала значительную часть Монголии и Южной Сибири. Хунны развернули военные действия против объединяющегося и набирающего силу Китая. Китайские историки оценивают численность войск хунну в 300 тысяч воинов.
Когда произошло объединение племён, сила хунну стала столь непомерной, что император Цинь Шихуаньди (годы правления 259-210 до н.э.) велел построить Великую китайскую стену для того, чтобы защищать свои «цивилизованные» территории от набегов неутомимых всадников хуннов.
Однако, после продолжительных военных конфликтов с китайскими народностями и монгольскими племенами сяньби, империя хунну пришла в упадок и распалась. К II веку до н.э. часть хунну мигрировала вплоть до нижнего течения реки Волги. Оттуда гунны совершили нападение на готов, расположившихся в Северном Причерноморье, нанесли сокрушительное поражение их армии.
По другим источникам гунны ушли из Сибири во время Великого переселения. Изменился климат и гунны ушли на запад осваивать новые земли, где и сталкивались в конкурентной борьбе наций с другими народами.
После обоснования в Северном Причерноморье, гунны собрали большое войско и пошли на Западную Европу.

монеты Атея (Атаила, of Atail)
В 1959 г. на заседании Скифо-Сарматского сектора ИИМК доклад о серебряной монете Скифского царя Атея (Атаила, of Atail) опрелено:
1) монета является подлинной и датируется серединой IV века до н. э.;
2) монета принадлежит Скифскому царю Атею (Атаилу, Atail);
3) местом чеканки монеты являлась Гераклея Понтийская.
Под предводительством Атиллы (годы его правления 434-453 г.г.) гунны установили контроль над обширными территориями, простирающимися до самого Рейна, и вторглись даже на восток современной Франции и Италии. Остановить продвижение гуннской армии в Западную Европу смогла усилиями местных европейских племён и уцелевших осколков Римской империи.

Аттила вождь гуннов
В предисловии Александр Васильев высказал своё убеждение о славянстве гуннов и, когда уже предисловие было напечатано, нашёл факт, что немецкие хроники средних веков вообще считают гуннов, славян и венедов за один и тот же народ, представляя себе тогдашнюю Россию великим бесконечным городом Гунналандом, обнесенным семью кругами укреплений (см. Крантца).
И если вникнем в сказание Иордана, не убедит ли он нас в славянстве гуннов! Я не мог читать Иорданда, но мне говорил читавший (не вполне) Иорнанда, что приводимые им слова гуннов есть русские (закон и другие).
И в доказательство справедливости мысли о тождестве гуннов Юга, славян Севера и венедов Запада представляю: от чего гунны имели все устремление на Запад, губя готов Германариха, пришедших от Севера и Запада и разгромивших многие славянские племена, но оставляли в покое Грецию и Славянию, нынешнюю Россию? От того что гунны были восставшими славянами на притеснителей готов. (Александр Васильев. Аттила, гунны, геты. )
Вопрос этнической принадлежности гуннов и их языка на протяжении последних 200 лет оставался предметом дискуссий среди историков и лингвистов. В западных научных кругах до начала XXI века преобладала версия о тюркском происхождении гуннов, в то время как в России долгое время более популярной являлась гипотеза о монгольских корнях.
Предлагаю посмотреть на два дополнительных интересных факта.
Возможные предки гуннов
Известно, что примерно за 1000 лет до гуннов (XVI—XII века до н. э.), в Южной Сибири проживали народы, которых историки называют Андроновская археологическая культура. Название этой археологической культуры происходит от названия деревни Андроново около посёлка Ужур Красноярского края, где в августе 1914 года археологи обнаружили первые захоронения XVI—XII века до н. э.

одежда Андроновской культуры
В захоронениях Андроновской археологической культуры погребены европеоиды, причём этот факт доказан по реконструкции облика по черепам из захоронений. Найденные в их местах проживания артефакты похожи на скифские. Историки реконструировали одежду и украшения женщины андроновской культуры
Вполне возможно, что гунны и их потомки аринцы – это потомки андроновцев и эти европеоидные народы жили здесь задолго до известных исторических событий — походов гуннов против Китая и в Западную Европу.
Позднее андроновцев, в верховьях Енисея проживали представители Таштыкской археологической культуры Южной Сибири железного века во II веке до н. э. — V век н. э., распространённая в Минусинской котловине (Хакасия). Таштыкская археологическая культура во многом преемницей Тагарской археологической культуры, принципиально отличается от неё широким распространением железа.
Пока историкам и археологам неизвестно почему андроновцы и позже гунны исчезли с исторической арены. Возможно, с их исчезновением связано неоднократное изменение климата и Великое переселение народов.

Гаплогруппа гуннов (фиолет.) рядом с нею арийская R1a (синим) и N1c (зелёным)
Лингвистические выводы учёных о том, что аринцы – это предки некоторых народов Северной Америки, подтверждает карта расселения народов по ДНК-генеалогии.
Обратите внимание, что енисейские селькупы — «шёлькуп» — «таёжный человек», позже ушли на восток в Северную Америку, а перед этим жили бок о бок с представителями арийской гаплогруппы R1a.
До составления полной картины истории сибирских народов еще далеко. Для дальнейших исследований хорошо то, что западные учёные подтвердили, что изначально в Сибири жили не тюркоязычные народы.
Новые лингвистические исследования вносят корректировки и утверждают, что Сибирь изначально никогда не была тюркской.