Четверг , 25 Апрель 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Легенды. Дардан Средиземноморья.

Легенды. Дардан Средиземноморья.

ПОЯС МИРА
Параллели в летописи истории Евразии
Сергей Дарда.

Часть первая. ЛЕГЕНДЫ. Глава 3. ДАРДАН

3.1. ДАРДАН СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

Аполлодор. Книга 3.10.
(1) У Атланта и дочери Океана Плейоны родились в Киллене, находящейся в Аркадии, семь дочерей, которых прозвали Плеядами: Алкиона, Меропа, Келено, Электра, Стеропа, Тайгета и Майя. На Стеропе женился Ойномай, а на Меропе — Сизиф. С двумя из дочерей Атланта сошёлся Посейдон, и первой из них была Келено, от которой родился Дик, поселенный богом Посейдоном на Островах Блаженных; второй же — Алкиона, родившая дочь Этусу…
(2) Майя, которая была старшей из дочерей Атланта, сошлась с Зевсом и родила в пещере горы Киллены Гермеса
(3) Тайгета родила от Зевса Лакедемона, по имени которого и страна называется Лакедемоном. От Лакедемона же и Спарты, дочери Эврота, который сам был сыном автохтона Лелега и наяды Клеохарии, родились Амикл и Эвридика, на которой женился Акрисий…

Аполлодор. Книга 3.12.
(1) От дочери Атланта Электры и Зевса родились Иасон и Дардан. Иасон влюбился в Деметру и хотел обесчестить богиню, но был убит перуном. Дардан же, опечаленный смертью своего брата, покинул Самофракию и переправился на противоположный материк. Царем этой страны был Тевкр, сын реки Скамандра и нимфы Идеи: по его имени и жители этой страны назывались тевкрами. Радушно принятый царём, Дардан получил от него часть его страны и дочь Батию в Жены. Он основал там город Дардан, а после смерти Тевкра всю страну назвал Дарданией.
(2) У него родились сыновья Ил и Эрихтоний. Ил умер бездетным, и царская власть перешла к Эрихтонию. Женившись на Астиохе, дочери Симоента, он породил Троя. Трой унаследовал царскую власть и назвал всю страну по своему имени Троей. Он женился на Каллирое, дочери Скамандра, и у него родились дочь Клеопатра и сыновья Ил, Ассарак и Ганимед. Последнего за его красоту похитил Зевс с помощью орла и сделал на небе виночерпием богов.
От Ассарака и Гиеромнемы, дочери Симоента, родился Капис, а от последнего и Темисы, дочери Ила, родился Анхис. В него влюбилась Афродита и, сойдясь с ним, родила от него Энея и Лира, умершего бездетным.

Павсаний. Книга 4. Мессения.
(33.6) Если идти от Андании к Кипарисиям, то будет на пути так называемая Полихна и протекают речки Электра и Кей; конечно, можно в рассказах относить эти имена к Электре, дочери Атланта, и Кею, отцу Латоны, а может быть это были и местные герои, Электра и Кей.
(33.7) Если перейти реку Электру, то будут источник, называемый Ахайя и развалины города Дория.

Павсаний. Книга 7. Ахайя.
(19.3) …Когда Илион был взят и эллины делили добычу, Эврипил, сын Эвемона, получил на свою долю ларец; в этом ларце было изображение Диониса, творение, как говорят, Гефеста, данное в качестве дара от Зевса Дардану. Об этом ларце есть ещё два других предания — во-первых, что будто бы во время бегства Эней оставил его, и, во-вторых, как рассказывали другие, он был брошен Кассандрой на несчастье тому из эллинов, который его найдёт.

Павсаний. Книга 8. Аркадия.
(24.2) Имя Псофиды даётся акрополю на острове Закинфе, так как первый, кто на кораблях переправился сюда и был основателем здесь города, был выходец из Псофиды, Закинф, сын Дардана.
Книга 9. Беотия.
(20.3) Есть в Танагре могила Ориона и гора Керикион, где, по легенде, родился Гермес; есть местечко, именуемое Полос (Небесная ось); тут, говорят, жил Атлант и исследовал то, что находилось под землей, и то, что совершается на небе.

Страбон. Книга 7. Истр, Германия, Таврика, Скифия. Фрагменты.
(49) Иасион и Дардан, два брата, жили на о. Самофракия. После того как Иасион был поражен ударом молнии за оскорбление Деметры, Дардан уехал из Самофракии и поселился у подошвы горы Иды; (основанный им город) он назвал Дарданией и научил троянцев самофракийским мистериям. В прежнее время Самофракия называлась Самосом.
(50) Божества, чтимые на Самофракии, многие отождествляют с Кабирами, но тем не менее не могут объяснить, кто такие сами Кабиры, Кирбанты и Корибанты; точно так же Куреты и Идейские Дактилы отождествляются с ними.

Страбон.  Книга 8. Пелопоннес. Глава 4.
(18) Часть обитателей Трифилии назывались парореатами; они занимали горы, соседние с Лепреем и Максистом, до моря вблизи самийского Посидия.
(19) У подошвы этих гор на побережье находятся 2 пещеры: одна — пещера нимф Анигриад, другая же — место действия мифов о дочерях Атланта и о рождении Дардана. Здесь также находятся священные рощи, называемые ионейской и еврикидийской. Самик — теперь только укрепление, хотя в прежнее время он был городом, получившим имя Самос, может быть, из-за его возвышенного расположения, так как высокие места называют samoi.

Диодор Сицилийский. Книга 5. 47.3.
В то время, как самофракийцы жили подчиняясь такого рода законам, говорят, что в этих землях Дардан, Иасон и Гармония родились от Зевса и Электры, которая была одной из атлантид. Из этих детей Дардан, который был человеком искусным в ремеслах, был первым, кто переправился на самодельной лодке в Азию, где сначала основал город, называемый Дарданом, а затем организовал королевство севернее города, который в поздние времена стали называть Троей, и назвал людей проживающих там дарданами. Говорят также, что он правил многими народами в Азии, и что дарданы проживающие за Фракией, были колонистами высланными им. Зевс пожелал, чтобы и второй его сын (Иасон=Ясон) тоже стяжал себе славу, для чего Зевс обучил его искусству инициирования в мистерии, которые существовали на Самофракии с незапамятных времён, но именно тогда, так сказать, были переданы в его руки; однако только инициированные имеют право знать о мистериях.

ТРОЯ — ВИЛУША — 1300-г.-до-н.э.

Гомер. Илиада.

213-240. Если ж ты хочешь, скажу я тебе и об роде, чтоб знал ты
Наш знаменитый род: человеком он многим известен.
Нашего предка Дардана Зевс породил Громовержец:
Он основатель Дардании; сей Иллион знаменитый
В поле ещё не стоял, ясноречных народов обитель;
Жили ещё на погориях Иды, водами обильной.
Славный Дардан Эрихтония сына родил, скиптроносца,
Мужа, который меж смертных властителей был богатейший:
Здесь у него по долинам три тысячи коней паслося,
Тучных, младых кобылиц, жеребятами резвыми гордых.
К ним не раз и Борей разгорался любовью на паствах;
Многих из них посещал, набегая конём черногривым;
Все понесли, и двенадцать коней от Борея родили.
Бурные, если они по полям хлебородным скакали,
Выше земли, сверх колосьев носилися, стебля не смявши;
Если ж скакали они по хребтам беспредельного моря,
Выше воды, сверх валов рассыпавшихся, быстро летали.
Царь Эрихтоний родил властелина могучего Троса;
Тросом дарованы свету три знаменитые сына:
Ил, Ассарак и младой Ганимед, небожителям равный.
Истинно, был на земле он прекраснейший сын человеков!
Он-то богами и взят в небеса, виночерпцем Зевсу,
Отрок прекрасный, дабы обитал среди сонма бессмертных.
Илом почтенным рождён непорочный душой Лаомедон,
Царь Лаомедон родил знаменитых: Тифона, Приама,
Клития, Лампа и отрасль Арееву, Гикетаона.
Капис, ветвь Ассарака, родил властелина Анхиза;
Я от Анхиза рожден, от Приама — божественный Гектор.
Вергилий. Энеида.

Книга 1. 614 — 626.
Гостя увидев едва, в изумленье застыла Дидона,
Тронута страшной судьбой, и ему она так отвечала:
«Что за жребий, скажи, через столько опасностей гонит,
Сын богини, тебя? К берегам этим диким какая
Сила тебя занесла? Ты — Эней, Анхиз — твой родитель,
В крае Фригийском, вблизи Симоента, рожден ты Венерой.
Помню доныне, как Тевкр в Сидон, плодородный
Кипр тогда разорил и под властью явился однажды:
Изгнан из края отцов, стремился он новое царство
С помощью Бела добыть; а Бел, мой отец держал, победитель.
С этого времени мне известны бедствия Трои,
Ведомо имя твоё и царей имена пеласгийских.
Тевкрам хоть был он врагом, но о них с похвалой отозвался
И утверждал, что рождён от корня старинного тевкров.

Вергилий. Энеида. Книга 3. 165.
…Не об этих краях говорил вам
Делий; велел Аполлон не здесь, не на Крите селится:
Место на западе есть, что греки зовут Гесперией,
В древней этой стране, плодородной, мощной оружьем,
Прежде жили мужи энотры; теперь их потомки
Взяли имя вождя и назвали себя «италийцы».
Там исконный наш край: там Дардан на свет появился,
Там же Иасий рожден, от которых наш род происходит.

Вергилий. Энеида. Книга 7. 205.
«…Помню я, — хоть молва с годами сделалась смутной, —
Так старики аврунские мне говорили когда-то:
Родом отсюда Дардан, что отплыл на Самос Фракийский
(Назван теперь Самофракией он) и добрался до Иды,
Начал отсюда он путь, из Корита в крае Тирренском,
Ныне же занял престол в чертогах звёздного неба,
Свой прибавив алтарь к алтарям бессмертных высоким».

Вергилий. Энеида.Книга 8. 135.
…Ведь был среди тевкров пришельцем
Трои создатель Дардан, Атлантидой Электрой рождённый
(Греки так говорят). А отцом прекрасной Электры
Был многомощный Атлант, подпирающий небо плечами,
Вам же Меркурий — отец, а он на студеной Киллене
В горных лесах был зачат и рожден Юпитеру Майей;
Майи родителем был, если верить можно преданьям,
Тот же Атлант, подъемлющий свод многозвездного неба.
Значит, вырос твой род из того же корня, что род мой.
Нонн, Деяния Диониса, 13, 411
Этот Дардан, брат Эмасиона, был зачат на ложе Зевса, выращен и воспитан Дикой (богиней справедливости) в то время, когда Оры прибыли в жилище царевны Электры со скипетром Зевса, мантией Времени и олимпийцами для того, чтоб предсказать нерушимое владычество авзонцев. Оры (законность, справедливость, мир — прим. автора) воспитали младенца; и по неоспоримому предсказанию Зевса, юноша покинул дом Электры, когда в третий раз потоп небесный залил твердь земную…

THEOI MEGALOI:
THE CULT OF THE GREAT GODS AT SAMOTHRACE  (Стр. 52)
В дополнение к тем городам, где найдены надписи, в которых упоминаются Самофракийские боги, два других города, посылавшие theoroi на Самофракию, имеют дополнительную связь с самофракийским святилищем Великих Богов. В городе Иасос во втором веке до нашей эры был принят самофракийский декрет в честь Димы, трагического поэта из Иасоса. Самофракийцы воздали ему эту честь за то, что он написал трагедию о Дардане, самофракийском герое. Точно такую же честь самофракийцы воздали другому поэту, Героду из Приены, за поэму о подвигах Дардана и Айтиона, и подвиги Кадма и Гармонии. В обоих случаях самофракийцы решили, что копия этого декрета должна быть начертана на стеле и воздвигнута в родном городе поэта. Средства, с помощью которых это должно было быть сделано, были уточнены самофракийцами. Декрет в честь Димы провозглашает, что psephisma будет дана первому theoroi прибывшему из Иасоса. То же самое сказано в декрете в честь Герода из Приены, где самофракийцы постановили, что этот декрет будет сообщен первому же theoroi прибывшему из Приены. И в том и в другом случае самофракийцы очевидно ожидали, что theoroi ещё будут приезжать из этих городов.

Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology. Edited by William Smith, L L. D.
ДАРДАН (DARDANUS), (Δαρδανος).
Сын Зевса и Электры, дочери Атласа. Он был братом Язуса, Язиуса, Ясона, либо Ясиона, Аэтона и Гармонии, и его местом рождения согласно различным преданиям является Аркадия, Крит, Троада, или же Италия. Дардан был предком Троянцев, и через них — предком Римлян. Необходимо делать различие между ранними Греческими легендами и легендами позднего времени, которые мы встречаем в Итальянской поэзии. Согласно Греческим легендам, он был женат на Хрисе, дочери Паласа из Аркадии, которая родила ему двух сыновей, Идеус и Деймас. Эти сыновья некоторое время управляли Атласским королевством в Аркадии, но затем великий потоп и связанные с этим беспорядки, разлучили их. Деймас остался в Аркадии, в то время как Идеус со своим отцом Дарданом эмигрировали. Сначала они прибыли в Самофракию, которая с тех пор стала называться Дарданией, и после основания там колонии, они двинулись во Фригию. Там царь Тевкр дал Дардану участок земли, на котором он построил город Дардан. Когда Дардан женился на Хрисе, она принесла ему в качестве приданого Палладий и святыни великих богов, в культ которых она была посвящена, и культ которых Дардан ввёл на Самофракии, хотя он и не раскрыл имена этих богов самофракийцам. Сервий утверждает, что он также ввёл Салийские ритуалы на Самофракии. Отправившись в Фригию, он захватил образы великих богов с собой; и планируя постройку города, он вопросил оракула, который кроме всего прочего, сообщил, что город останется непобедимым до тех пор, пока приданое его жены будет оставаться в этой стране под защитой Афины. По смерти Дардана эти палладии (другие авторы упоминают только один Палладий), были перенесены в Трою его потомками. После смерти Хриси Дардан женился на Батеи, дочери Тевкра, или же на Арисбе из Крита, от которой у него родились Эрихтон и Идея.

ΔΑΡΔΑNOC IΛIEΩN Дардан сидящий, со скипетром в левой руке,
с рядом стоящей женщиной: на монете из Криспины (№1489).
Рассматриваемая монета изображает, согласно Каведони, Дардана и его жену, Батею, дочь Тевкра, короля Троады; или же, согласно другой легенде, изображенная на монете женщина — это жена Тевкра, Хриза, от которой Дардан получилв качестве приданого Палладий.
Источник: Ilios. The City and Country of the Trojans. By Heinrich Shliemann, 1881

Согласно итальянской традиции, Дардан был сыном этрусского принца Корытуса из Корытуса (Кортоны), либо сыном Зевса от жены Корытуса. В сражении с местными жителями, Дардан потерял свой шлем (греч. κορυς); и хотя он уже почти потерпел поражение, всё же решил повести свои войска в новую атаку, чтобы отбить шлем. Так он одержал победу, и в честь этого назвал это место Корытусом. Позже он эмигрировал со своим братом Ясоном из Этрурии. Дардан переехал во Фригию, где он основал Дарданское царство, а Ясон переехал на Самофракию, после того, как они разделили Пенаты между собой.
(Из секции Кабиры)

Согласно другой традиции, Дардан со своим братом Иасоном (Ясон) и сестрой Гармонией из Аркадии переехал в Самофракию, забрав с собой Палладий из Храма Паллы (Палл — бог войны; Афина Паллада = «воинственная»). Кадм, который согласно этой версии был правителем Самофракии, подружился с Дарданом, и послал его к Тевкру. …Но следует заметить, что не существует никакой связи между самофракийским Кадмом или Кадмулиусом, и Кадмом из Фив; поскольку легенды описывают их как имевших различное происхождение.

ЭЛЕКТРА (ELECTRA), (Hλεκτρα).
Яркая, сияющая. Дочь Атласа и Плейоны, была одной из семи плеяд, и родила от Зевса Иасона (Ясона) и Дардана. Согласно преданиям, записанным Сервием, она была женой итальянского короля Корытоса, от которого у неё был сын Ясон; в то время как от Зевса у нее родился Дардан. Диодор называет Гармонию её дочерью от Зевса. Она также связана с легендой о Палладии. Когда Электра пришла с просьбой к Палладию, который был установлен Афиной, Зевс или же Афина бросила его на территорию Илиона, потому, что он был осквернен руками женщины, которая уже не была чиста, и тогда правитель Ил воздвиг святилище посвященное Зевсу. Согласно другим, Электра сама лично принесла Палладий в Илиона, и дала его своему сыну Дардану. Когда она увидала город своего сына, исчезающим в огне, она рвала волосы на себе от горя, и была помещена среди звёзд как комета. Согласно другим, Электра и её шесть сестер были превращены в созвездие Плеяд, которые потеряли свою яркость, увидав, как уничтожается Троя. Великолепный остров Электра говорят, был назван в честь её имени.


ЯСИОН (JASION), (Iασιων).
Так же называемый Ясиусом, согласно одним преданиям, был сыном Зевса от Электры, дочери Атласа, и братом Дардана; другие называли его сыном Корытуса и Электры, либо Зевса и нимфы Гемеры или Иливуис, или сыном Миноса и нимфы Проньи. На свадьбе своей сестры, Гармонии, Деметра влюбилась в него, и на трижды вспаханном поле (τριπολος) она зачала от него Плутона или Плутоса на Крите, в последствии чего Зевс поразил его молнией. Согласно Сервию, Ясион был убит Дарданом, и согласно Хугиусу, он был убит его собственными лошадьми, хотя другие говорят, что он дожил до преклонных лет в супружестве с Деметрой. Согласно некоторым преданиям, Эктион упоминается, как единственный брат Дардана, в то время как некоторые говорят, что Ясион и Эктион это два имени одного и того же человека.

Ещё одно предание сообщает, что Ясион и Дардан, изгнанные из дому потопом, переехали из Италии, Крита, либо Аркадии в Самофракию, куда они перевезли Палладий, и где Зевс лично посвятил его в мистерии Деметры. Согласно Евстафию, Ясион, вдохновленный Деметрой, путешествовал по Сицилии и многим другим местам, где он посвящал людей в мистерии Деметры … в награду за что Деметра родила ему Париуса, основателя города Парос.

A Dictionary of Classical Antiquities

ДАРДАН
… Покинул Аркадию, место рождения его матери, и отправился на Самофракийский остров. Там он ввёл культ великих богов, чьи святыни, включая Палладий, который получилаего первая жена Хрися в подарок от Афины на свадьбу. После того, как на Самофракии случился великий потоп, Дардан, взяв святыни, переселился во Фригию, где царь Тевкр отдал ему в жены свою дочь Батею, а вместе с ней и земли на горе Ида, достаточно для постройки города Дардана. Согласно другой легенде, Дардан был местным принцем, к которому Тевкр прибыл с острова Крит.

CLASSICAL DICTIONARY By Charles Anthon, LL.D.
ДАРДАН
… Мы можем примирить эти противоречивые сведения о месте рождения Дардана (Италия, Греция), предположив, что он был предводителем той древней расы, которая под именем пеласгов была так распространена, в особенности в этих вышеупомянутых странах, которые предъявляют права быть его местом рождения.

A Dictionary of Greek and Roman Geography
Edited by William Smith, D.C.L., LL.D.
АРКАДИЯ, (Aρψαδια, Aρκαδες)
Центральная страна в Пелопоннесе, граничащая на востоке с Арголисом, на севере с Ахеей, на западе — Элидой, и на юге — Мессенией и Лаконией.
Аркадийцы считали себя самым древним народом в Греции, и называли себя προσεληνοι (проселиной = лунной), тем самым заявляя претензию на то, что они жили в Греции дольше, чем луна существовала на небе, хотя некоторые современные авторы интерпретируют это утверждение по-разному. Они производили название своей страны от имени их эпонимического предка Арка, сына Зевса, хотя его генеалогия и даётся по разному разными авторами. Греческие писатели называют аркадийцев коренными жителями, или пеласгами, и Пеласг, говорят, был их первым правителем.

Геродот говорит, что аркадийцы и кнурийцы — единственные два народа во всем Пелопоннесе, которые никогда не меняли места своего жительства; и нам также известно, что Аркадия была населена тем же самым народом с самых давних пор, о которых у нас сохранились какие бы то ни было исторические данные. Закрытые от остального мира своими горами, жители Аркадии пережили наименьшее число перемен, чем большинство остальных народов населявших Грецию. Их описывали, как людей простых в своих привычках, и умеренных в своих желаниях; и, согласно свидетельству их соотечественника Полибуса, за аркадийцами сохранилась вплоть до его времени высокая репутация среди греков, за их гостеприимство, доброту и милосердие. Он приписывает эти благодетели социальному укладу их жизни, и в особенности тому, что они культивируют занятия музыкой, которая должна была быть противовесом жесткости, проявляющейся в результате жизни в тяжёлых и грубых условиях этой местности; и таким образом он приписывает дикость характера жителей Коняты тому, что они забросили занятия музыкой. Из других авторитетных источников нам так же известно, что музыка составляла важную часть их образования; и их прославляли в античные времена как за их любовь к музыке, так и за то, с каким успехом они это делали.

Согласно легендам Гермес изобрел лиру именно в Аркадии. Так же и свирель, считавшаяся музыкальным инструментом пастухов, была изобретена Паном, богом-хранителем Аркадии. Простота аркадийского характера была преувеличена римскими поэтами до идеального состояния; и их пастухи были представлены, как живущие в состоянии невинности и благодетели. Но их умственные способности, к сожалению, подобной репутацией не пользовались.

Аркадия второй половины второго тысячелетия до нашей эры.
Источник: The Cambridge Ancient History. Third edition. Volume II. Part 2. History of the Middle East and the Aegean region c. 1380-1000 B.C.
Во время Троянской войны, однако, всего лишь один аркадийский правитель был упомянут у Гомера, — Агапенор, сын Анхея, который отправился с аркадийцами против Трои на 60 кораблях, предоставленных им Агамемноном. До Троянской войны, согласно легендам, различные колонии Аркадии, были основаны в Италии. Самая знаменитая из них была основана Евандром, который поселился на берегах Тибра, на том месте, где в последствии был построен Рим, и построенный им город он назвал Палатий, в честь своего родного города в Аркадии, из которого он прибыл. То, что все эти аркадийские колонии всего лишь выдумка — сегодня уже никто и не сомневается; однако была высказана гипотеза, что объяснение этих легенд может быть найдено в предположении, что античными жителями Латиума были пеласги, точно так же как и в Аркадии, и таким образом у них могли быть общими некоторые обычаи.

Древняя Этрурия, город Кортона
Источник: Etruscan Cities and Their Culture. By Lisa Banti, 1973

КОРТОНА, (Koρτωνα, Cortonensis: Cortona)
Один из самых древних и могущественных городов Этрурии, расположенный на широком холме между Арретиумом и Клузиумом. Существует большое расхождение мнений по поводу древнего названия этого города. В греческой легенде, которая утверждает, что город был основан Дарданом, город называется Корытус, вариант часто используемый латинскими поэтами (Вергилий, Энеида). Но нет никакого сомнения, что это было всего лишь пересказом греческих легенд, и что местное население называло этот город Кортона. Дионисий даёт имя Кротона, и сообщает, что позже город переименовали в Кортону, (что у Дионисия представлено как Koθoρνια (Которния), что возможно является опечаткой и на самом деле должно быть Koρθωνια (Кортонья = Верный), когда он завоевал римскую колонию. Ливий, тем не менее, называет этот город Кортоной в более ранний период, не упоминая и словом о том, что имя этого города было изменено. Кор и Кро спутать очень просто, и поэтому нет ничего удивительного в том, что греки называли этот город Kρυτoν (Крутон; Куртун), не смотря на то, что римский вариант был самым правильным: вполне возможно, что этруски, у которых не было буквы О, писали бы название города как Крутуна, точно также как Поплуну называли этрусски Pupluna или Fufluna (Фуфлунс). Однако Полубий пишет Kυρτωνιoν (Куртонион), и нет никаких сомнений, что Γoρτυναια (Гортинья), в Тиррении, и Феопомпус, основание которого было приписано Одиссею, является всего лишь сокращенным вариантом одного и того же названия.

Все источники единодушны в том, что Кортона был одним из самых древних городов Этрурии, и в самый ранний период он стоял во главе одной из самых могущественных конфедераций. Дионисий пишет, что бесспорно, первоначально город Кортона принадлежал племени брегов, но пеласги отбили у них этот город. И легенда об основании этого города Дарданом относится без сомнений именно к пеласгийскому периоду в истории этого города, что подтверждает и Вергилий: множество других легенд скорее всего указывают на такую же связь города Кортона с пеласгами, а пеласгийский характер города был очень явно выражен и признан греками.

…Дионисий представляет Кортону, как город, который пеласги сделали своей центральной крепостью, из которой они постепенно расширяли своё влияние на всю остальную Этрурию: и, без сомнений, именно это имел в виду Стефан Византийский, когда он называет Кортону столицей тирренцев. Таким образом, у нас есть основания утверждать, что владения этрусков, которые сами себя называли расенами, распространялось из Кортоны, или из области прилегающей к этому городу, на более южные части Этрурии; и таким образом, Дионисий скорее всего путал пеласгийских тирренцев и этрусков как таковых: но скорее всего эти народы завоевывали друг друга из одного центра.
Удивительно, что не смотря на такое обилие сообщений о ранней истории этого города, нам ничего не известно что происходило с городом в более поздний период. Нет никаких сомнений, что Кортона был одним из двенадцати главных городов этрусской конфедерации.

Ливий пишет о Перусии, Кортоне и Арретиуме, как о трёх основных городах Этрурии в 310 году до нашей эры. В этот период они на 30 лет обрели мир, который был вскоре нарушен; но имя Кортона после этого больше не упоминалось: и мы не знаем, в каком году Кортона перешла во владения Рима. Во время второй пунической войны город случайно упоминается: когда Ганнибал проходил у стен этого города, он опустошил прилегающие к нему земли перед битвой у Тразименского озера, но недоступное расположение города так и не позволило Ганнибалу напасть на город. В то же время широкая и плодородная равнина у подножья города не представляла никаких препятствий ни для какой армии, и наверное именно по этому мы ничего не слышим о Кортоне не смотря на многие армии, пронесшиеся над пригородными равнинами, но которые не рискнули напасть на Кортону в силу неприступного положения этого города.

Мы случайно узнаем от Диониса, что Кортона получила римскую колонию не задолго до его времени: нет никаких сомнений, что это относится ко времени Суллы, и что это был один из городов Этрурии, который он населил новыми людьми, после того, как он уничтожил всех жителей этой страны. Он не был в последствии восстановлен, и таким образом, не фигурирует в списках Плиния и Птолемея как колония. Но оба этих автора упоминают Кортону как один из этрусских городов: но это были последние упоминания об этом городе в античные времена, хотя надписи подтверждают, что город оставался во владениях Рима. Вполне возможно, что Кортона никогда не прекращал своей жизни, хотя никаких упоминаний об этом городе не было вплоть до 13 века нашей эры.
Современный город Кортона сохранил свои прежние размеры и располагается на крутых склонах, которые можно назвать горами… Древняя Элида, город Киллена
Источник: Павсаний. Описание Эллады. Перевод с греческого С. П. Кондратьева. Издательство Алетейя, Санкт-Петербург, 1996.

КОМЕНТАРИИ.

Что касается Дардана Средиземноморья, то поражает разнообразие данных, иногда совпадающих, иногда противоречивых. Главный момент, который принципиально отличает традицию итальянскую от греческой, это то, что согласно итальянской традиции, Дардан прибыл на Самофракию из Италии, а согласно греческой традиции — из Аркадии.

Принципиальных совпадений в этих двух традициях гораздо больше: в обеих традициях Дардан был сыном Зевса, прибыл на Самофракию, а затем в Малую Азию, где и основал троянскую династию. Но главное, что объединяет большинство легенд о Дардане, это упоминание ПЕЛАСГОВ, древнего народа, населявшего территории современных Греции, Италии и Турции.

Пеласги населяли Средиземноморье до прихода туда греков, чего сами же греческие историки не скрывали. Пеласгийские племена хотя и принадлежали к той же индоевропейской группе народов что и греки, но всё же отличались от них и говорили по словам греков на  отличном от греческого «варварском» языке. Однако разглядеть это через туман тысячелетий очень непросто. Поэтому и происходит путаница сегодня, когда говорят об абсолютно разных народах античного средиземноморья, но называют их всех одним именем — греки.

В описании Аркадии был упомянут факт основания колоний аркадийцами в Италии. В свете информации о пеласгах можно предположить, что Дардан хотя и родился в Аркадии, но в начале переселился в Италию с одной из колонизаторских волн, после чего мог вернуться назад в Аркадию, либо отправиться сразу в Самофракию. Хотя у этой версии и нет никаких доказательств, она все же является тем компромиссом, который может гармонизировать итальянскую и греческую традиции.

Интересно также и совпадение этнонимов, связанных с городами, в которых правил Дардан. Так, считается, что Кортона в Италии первоначально принадлежала племени брегов, которых итальянцы называли обриками.

Малоазийская же Троя очень часто упоминается как фригийский город, которому в Троянской войне помогали их соседи фригийцы, а этноним фригийцы является альтернативной формой произношения этнонима бреги.

Любопытно также упоминание того, что сын Дардана, Закинф, прибыл из аркадийского города Псофида на остров, который так ему понравился, что Закинф остался на нём жить и назвал его Закинфом в честь себя. Позже, как повествуют легенды, Дардан вынужден был мигрировать из Аркадии из-за потопа. Это очень важная дополнительная информация, которую позже будет легче интерпретировать — ведь всего несколько сотен лет спустя, новые народы, заселившие Аркадию и остров Закинф, уже сражались против троянцев и дарданцев.

На вопрос о том, жил ли на самом деле Дардан, ответить не просто. Я склонен предполагать, что легенды о Дардане основаны на реальных событиях далекого прошлого. Возможно, это утверждение звучало бы более убедительно, если бы до наших дней дошли труды малоазиатских поэтов, написавших трагедии о подвигах Дардана. Вполне вероятно, что эти трагедии погибли в пожаре вместе с Александрийской библиотекой. Но возможно так же и то, что сейчас они пылятся где-нибудь в хранилищах Ватиканской библиотеки, либо находятся в какой нибудь из библиотек одной из средиземноморских стран, где на них никто не обращает внимания. Вполне вероятно так же, что эти трагедии были написаны не на греческом языке, а на одном из диалектов пеласгийского языка, что и явилось причиной их безвестности.

Интересно, что Жан Филип Рамо (Jean-Philippe Rameau, 1683-1764), французский композитор написал музыку к опере под названием Дардан (Dardanus), при этом существует две редакции оперы — одна 1739 и вторая 1744 годов. Либретто к трагедии в пять актов с прологом написал Леклерк де ла Брайер. На основании какой информации Леклерк писал либретто мне неизвестно. Краткое содержание оперы Дардан заключается в следующем. Тевкр воюет с Дарданом, сыном Юпитера. Дардан влюбляется в дочь Тевкра, которую сам Тевкр пообещал отдать замуж за короля соседней страны, Антенора. Дардан едва не погибт от рук противников, но его спасает Венера. Рассерженный на Тевкра Юпитер насылает на его земли ужасное чудище, которое опустошает Тевкрию. Дардан убивает это чудище, чем и добивается руки дочери Тевкра, с которым он и заключает мир.

Далее… ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ЛЕГЕНДЫ. Глава 3. ДАРДАН. 3.2 Дарда Библии

Легенды. Дарда Библии
Легенды. Начало

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*