ИЕЗУИ́ТЫ, Общество Иисуса (лат. Societas Jesu), католический монашеский орден, основанный Игнатием Лойолой.
История
Символической датой создания ордена Иезуитов считается 15.8.1534 года, когда в часовне Богоматери на холме Монмартр в Париже Игнатий Лойола и его сподвижники Франциск Ксаверий, Пётр Фабер (Фавр), Диего Лаинес, Альфонсо Сальмерон, Николас Бобадилья и Симан Родригиш принесли обеты нестяжания, целомудрия и апостольского служения в Святой земле, а если оно окажется невозможным, то в других частях света, по выбору папы Римского. Обеты заканчивались словами: «Для вящей славы Господней» («Ad majorem Dei gloriam»), которые стали девизом будущего ордена. Из-за войны между Венецианской республикой и Османской империей поездка в Святую землю не состоялась, поэтому Игнатий Лойола с соратниками в ноябре 1537 отправился в Рим, где основал Общество Иисуса, призванное защитить Церковь от внутренних противоречий и внешних врагов.
По сути, Лойола решил создать не просто монашеский орден, каковых к тому времени уже было немало, но настоящую папскую армию, а точнее, «церковно-политический спецназ». Один из лучших специалистов по иезуитскому ордену профессор Боннского, Марбургского и Лейпцигского университетов Генрих Бёмер (1869 – 1927) в своей неоднократно издававшейся на русском языке книге «Иезуиты» писал:
Решившись, согласно данному обету, предложить папе услуги своей конгрегации, он преобразовал её
1) в постоянную организацию и
2) в общество священников для выполнения внутренней миссии или своего рода католическую армию спасения под верховным командованием Папы, ибо он видел её применение и на военной службе, и потому, отправляясь в начале 1537 года в Рим, он дал своему обществу название, под которым оно ведёт борьбу и в наше время, – «Дружина Иисуса».
Общество Иисуса (орден Иезуитов) было официально утверждено 27.9.1540 буллой «Regimini militantis Ecclesiae» папы Римского Павла III (1534–1549). В 1540 году папа Павел III обратился к иезуитам как к «правительству воинствующей церкви». С этого момента именно этот орден стал «передовым отрядом» его структура определена Уставной формулой (Formula Instituti), составленной Игнатием Лойолой, который после избрания 8.4.1541 года «генералом» ордена Иезуитов разработал Конституцию. Главным принципом, возведённым Лойолой в абсолют, стало беспрекословное подчинение ему самому и через него – римскому папе. Постепенно главный принцип подчинения вытеснил и христианскую аскезу, и просветительские труды, приведя иезуитов к их сомнительной «славе».
Игнатий Лойола создал монашеский орден с жёсткой дисциплиной: его члены, помимо трёх обычных монашеских обетов — нестяжания, целомудрия и послушания, приносили четвёртый – безусловного повиновения папе Римскому. Игнатием Лойолой были также определены критерии приёма новых членов, предполагающие длительный новициат, а также второй срок испытания перед принятием последнего, четвёртого, обета беспрекословного подчинения. В июле 1548 в бреве «Pastoralis Officii» папа Павел III утвердил составленные Игнатием Лойолой «Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia») – курс созерцательных практик и молитвенных размышлений, помогающих практикующим, прежде всего членам ордена, определить личные жизненные приоритеты, достигнуть духовного очищения и укрепиться на пути добродетели.
Преемник Павла III, папа Римский Юлий III (1550–1555), оказывая покровительство ордену, предоставлял ему права, какими никогда не пользовался никакой другой католический монашеский орден. Иезуитам было доверено создание нового теологическо-апологетического фундамента католической церкви, способного противостоять Реформации и внутри церковным противоречиям.
Во 2-й половине 16 века орден Иезуитов укрепился во Франции и Германии – основном ареале распространения протестантских идей в Европе. Тогда же первостепенное значение приобрела деятельность Иезуитов в реорганизации системы католического духовного и светского образования благодаря созданию сети из 140 иезуитских образовательных коллегий в конце 16 века. Папа Юлий III одобрил в феврале 1551 года основание Иезуитской Римской коллегии (преобразованной в дальнейшем в Григорианский университет) и вверил им Германскую коллегию, готовившую священников для служения в странах, подверженных влиянию протестантских идей. С 1571 году иезуитам было разрешено преподавать в крупнейших европейских университетских городах. В конце 16 века в системе образования в католических странах ведущую роль играли иезуиты. Принципы, положенные в основу иезуитской системы образования, были разработаны под наблюдением К. Аквавивы (генерала ордена Иезуитов в 1581–1615). К началу 17 века общая численность ордена иезуитов возросла до более чем 13 тысяч членов в 32 орденских провинциях.
Изначально приоритетным регионом служения ордена иезуитов была определена Европа, раздираемая политическими и церковными противоречиями. С началом 1540-х гг. Римская курия стала направлять иезуитских миссионеров в различные регионы Азии, Африки и Нового Света: в 1542 – в Индию, в 1549 – в Японию, в 1562 – в Китай (Макао); в 1548 были основаны иезуитские миссии в Анголе и Марокко, в 1550 – в Мозамбике. К концу XVI века число иезуитов превысило 10 тысяч человек, они проникли не только во все страны Западной и Центральной Европы, но и в Латинскую Америку. В 1549 трудами иезуитского священника М. да Нобреги духовная миссия ордена была учреждена в Бразилии, в 1566 – во Флориде, в 1567 – в Перу, в 1651 – на Гаити, в 1697 – в Калифорнии. Иезуитов государство 1610–1767 существовало в Парагвае. В 1611 — миссии ордена в Канаде, в 1634 – в Мэриленде (США). На Ближнем Востоке (Сирия) иезуитская миссия была открыта в 1831 в Бейруте и основанный там иезуитский университет Св. Иосифа.
Стремление ордена иезуитов уничтожить православие в России.
Уже к 1582 году относится первая попытка иезуитов привести в греко-католическую унию Русское Царство. В тот год в Москву прибыло посольство секретаря генерала ордена иезуитов Антонио Поссевино, который провёл в русской столице диспут о вере. Сначала принявший иезуита как почётного гостя, царь Иван Грозный в порыве ярости чуть не убил Поссевино. Как много позднее писал русский религиозный философ и публицист Василий Розанов:
Известны споры Грозного с Поссевином, где он огорошил «западника» вопросом, для чего они бреют подбородок; и ещё другой случай, где невежливо отвечавшему кардиналу Великий Князь Московский велел прибить шляпу гвоздём к голове.
Разумеется, иезуиты не простили подобное «московитам», а потому сразу же активизировались на востоке Европы, в первую очередь, в Речи Посполитой, находящейся в состоянии постоянной войны с Российским Государством.
Вот как описывает эту политику иезуитского ордена русский философ-славянофил Юрий Самарин в своей работе «Иезуиты и их отношение к России»:
Увидав совершенную невозможность убедить, заговорить или обольстить Москву, Поссевин присоветовал папе круто повернуть атаку от центра к окружности и направить главные батареи не на Москву, а на Вильну и Киев, употребив в дело… материальную силу и государственное владычество Польши. Один этот совет и план кампании, составленный Поссевиным, для отклонения юго-западной России от естественного её тяготения к Москве и Византии, для систематического подкупа высшего православного духовенства и для введения латинства, не касаясь на первых порах обрядовой стороны Православия.
Уже в конце XVI века отчётливо выступает то, что позднее назвали «иезуитской моралью». Испанский иезуит Хуан де Мариана в 1599 году написал книгу «О короле» («De Rege»), где изложил концепцию «тираноубийства», согласно которой правитель-тиран может быть низложен и даже убит, если будет виновен в оскорблении Римско-католической церкви.
Это стало закономерной радикализацией римо-католической идеологии, требующей подчинение всех светских монархов римским папам. В Риме многие иезуиты были духовниками пап и кардиналов.
Иезуитская политика привела к трагически известной Брестской церковная унии 1596 года, принятой Галицко-Волынским князем Даниилой Романовичем Галицким, и за это римский папа признал Даниила «королём русов». По Брестской унии (союзу) духовенство православной митрополии присоединилось к католической церкви, и подчинилось верховной власти папы Римского и приняло католическое вероучение.
Уния 1596 года стала началом анти-русского и анти-православного проекта, который и сегодня активно реализуется в землях Юго-Западной Руси, ныне именуемой «Украина», а в меньшей степени и в Белоруссии.
Следующим этапом стало участие иезуитов в польско-литовской интервенции Смутного времени. Отлично осознавая самозванство первого и второго Лжедмитриев, иезуиты активно их поддерживали, по сути, являясь идеологами вторжения. Придворными проповедниками и советников при дворе Лжедмитрия I и Марины Мнишек действовала значительная группа иезуитских священников во главе с К. Савицким (духовником Марины Мнишек), М. Цировским, А. Лавицким.
Иезуиты были выдворены из Москвы вместе с польско-литовскими интервентами в 1612 году силами народного ополчения Минина и Пожарского. Иезуиты изгнаны из России.
В 17 – начале 18 вв. иезуиты играли значительную роль в европейской политике. Со 2-й половины 18 веке орден иезуитов подвергся гонениям со стороны европейских королевских домов: в 1760-х гг. иезуиты были изгнаны из Португалии, в 1764 – из Франции и в 1767 – из Испании.
Во второй половине XVII века, ознаменованной русским церковным расколом и началом западнических реформ в России, иезуиты вновь проникли в наши земли.
В 1689 г. после свержения Софьи Петром I, иезуиты снова были изгнаны из России, однако вскоре сам Пётр разрешил им селиться в Москве, где они основали иезуитскую школу, которую посещали дети вельмож — Голицыны, Нарышкины, Апраксины, Долгорукие, Головкины, Мусины-Пушкины, Куракины и др. По указу Петра от 18 апреля 1719 г. в связи с процессом над царевичем Алексеем, связанным с австрийской миссией иезуитов, было приказано иезуитам покинуть Россию.
Однако иезуиты вновь проникли в Россию при Екатерине II (1729 – 1796), однако уже «естественным путём»: в ходе разделов Речи Посполитой 1772- 1795 г.г. После трёх разделов Польши среди русских подданных оказалось довольно большое количество католиков и униатов, и на их территориях действовали «конторы» иезуитов, создавшие белорусскую провинцию с собственным генеральным викарием. В 1777 основан иезуитский новициат в Полоцке.
При императоре Павле I учредили школу для детей иезуитского прихода «Петербургский коллегиум Святого Павла» . Позднее в «Дворянском коллегиуме» обучались дети вельмож Голицыных, Строгановых, Барятинских, Прозоровских, Гагариных, Вяземских и др.
Император Павел I (1754- 1801) на практике противостоял всем масонским веяниям. Стремясь ограничить разрушительное влияние заграничных нравов и революционного духа Французской революции, Император запретил ввоз иностранных книг, запретил носить одежду французского покроя. В целом воцарение Павла привело к крутой ломке либеральных екатерининских порядков, что вызвало недовольство многих знатных семейств. Павел I осознал вероломность планов англосаксов и постарался ограничить вездесущие британские интриги. Это и стало смертным приговором Государю, в ночь 12 марта 1801 года Павел I был убит.
Как это ни парадоксально, но на рубеже XVIII – XIX веков именно Россия стала прибежищем иезуитов, против которых начались репрессии в самой Римско-католической церкви. Иезуиты открывали учебные заведения в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Одессе. Многие декабристы получили образование в учебных заведениях ордена иезуитов.
Под нажимом Бурбонов папа Римский Климент XIV (1769 – 1774) объявил о роспуске ордена в бреве «Dominus ac Redemptor Noster» (от 21.7.1773), мотивируя своё решение тем, что существование ордена иезуитов препятствует воцарению длительного мира в самой Церкви. Через год после закрытия иезуитского ордена папа Климент XIV «неожиданно» скончался в 1774 году. Слухи о том, что он был отравлен иезуитами, конечно же, невозможно ни опровергнуть, ни подтвердить.
Орден иезуитов восстановлен папой Римским Пием VII (1800–1823) согласно его булле «Sollicitudo omnium Ecclesiarum» (от 7.8.1814).
В Российской империи представители иезуитского ордена продолжили свою прежнюю анти-православную политику, активно занимаясь прозелитизмом – обращением в римско-католическую веру самых знатных и влиятельных представителей российского дворянства.
В 1812 г. по инициативе Александра I Полоцкая коллегия иезуитов получила права академии и руководство всеми иезуитскими школами в Белоруссии. Главный католический храм Российской Империи, собор святой Екатерины в Санкт-Петербурге, принадлежал иезуитам. Это позволило ордену развернуть широкую миссионерскую деятельность по всей России. Иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе, Сибири. Обращения в католицизм участились, особенно после официального восстановления ордена папой в 1814 году. Одновременно усилились и протесты православного духовенства против деятельности иезуитов в России.
Это продолжалось до 1816 года, когда император Александр I сначала распорядился выслать представителей ордена из столицы, а в 1820 году 200 иезуитов были высланы тогда из России.
Упразднялись иезуитские коллегии и академии, конфисковалось их имущество, библиотеки, земельные владения и др. Иезуитам было предписано либо выйти из ордена и стать жителями, лояльными Православию, либо покинуть страну. В российский Устав о паспортах был внесён следующий пункт:
Иезуиты ни под каким видом и наименованием не впускаются в Россию. Российские Миссии и Консульства всякий раз при выдаче паспортов едущим в Россию духовным должны требовать от них письменного объявления, что они ни по чему не принадлежат и не принадлежали к иезуитскому ордену, и о таковых объявлениях упоминать не только в донесениях Министерству Иностранных Дел, но и в самых паспортах. Высланным же из России иезуитам, хотя бы они и представили свидетельства об оставлении ими иезуитского ордена, выдавать паспорта на возврат в Россию вовсе запрещается.
Самые тесные отношения ордена иезуитов с папством установились во время понтификата Пия IX (1846–1878), когда иезуиты стали основной силой в противостоянии нараставшей либерализации и снижения роли религии в сознании людей и жизни общества и европейской мысли. Папа Пий IX осудил Польское восстание 1863–1864, однако резко критиковал репрессии русского правительства к польским католикам. В ответ Россия разорвала отношения с папским престолом и в ноябре 1866 приостановила действие конкордата.
Однако, и до Октябрьской революции 1917 года, и после иезуиты не прекращали своей подпольной деятельности на территории нашей страны.
На Генуэзской конференции (1922) Ватикан оказал дипломатическую поддержку богоборческому режиму в СССР, который ещё не был признан никем на Западе. В 1925 г. в Москву приехал кардинал-иезуит Мишель д-Эрбиньи для переговоров о заключении «конкордата«:
Ватикан окажет дальнейшее содействие международному признанию большевицкого режима взамен на свободу деятельности в советской России по окатоличиванию православных и добиванию реакционной Православной Церкви.
Этот план не удался лишь потому, что богоборцам было неприемлемо и католичество. Тем не менее при ордене иезуитов в Риме был создан «Восточный институт «Руссикум» для изучения Востока и подготовки католических проповедников для СССР.
В Риме многие иезуиты были духовниками пап и кардиналов.
При папе римском Пие I (1922–39) иезуиты Р. Лайбер и А. Беа участвовали в подготовке папской энциклики «Mit brennender Sorge» (1937) — основной папский документ по важным социально-политическим, религиозным и нравственным вопросам, адресованным верующим или епископам или архиепископам отдельных стран.
Кардинал Э. Пачелли, став папой Римским Пием XII (1939–58), назначил иезуита Р. Лайбер личным секретарём, а иезуита А. Беа – своим духовником. Как поляки воевали за Гитлера и против СССР
В начале 21 веке структура ордена иезуитов и принципы его организации особо не изменились с момента его основания. Орден иезуитов работает различных ведомствах Ватикана, активно занимается издательской деятельностью: его официальный печатный орган Святого престола – журнал «La Civiltà Cattolica».
С сентября 1983 генерал ордена иезуитов – П. Х. Кольвенбах (избран на 33-й Римской генеральной конгрегации ордена). По данным на 2007, орден объединяет 19 573 члена, включая 13 736 – священнослужителей, и 1536 обителей. Генеральная курия ордена расположена в Риме. За 5 веков существования ордена католическая церковь канонизировала 53 иезуита (2016).
Миссия ордена иезуитов на территории СССР, а затем и РФ была возобновлена в 1990 году; в 1990–1992 функции координатора деятельности ордена иезуитов в СССР и РФ выполнял ассистент генерала ордена для Восточной Европы Б. Стечек.
В 1992 учреждён Независимый Российский регион Общества Иисуса, объединяет также все страны СНГ. В Литве, Латвии и Эстонии образованы самостоятельные провинции ордена иезуитов. В 1994 году в Новосибирске открыт Католический центр духовного развития «Иниго»; в июне 1997 г. иезуитам был передан колледж (ныне институт) философии, теологии и истории Святого Фомы Аквинского в Москве.
2007 г. Независимый Российский регион Общества Иисуса объединял 56 иезуитов: 34 священника, 19 схоластиков, 3 брата. Курия находится в Москве.
САТАНИЗМ
Что общего у некогда консервативного ордена иезуитов, в прессе нередко именуемого «псами Ватикана», с самыми аморальными проявлениями современного мира? Да, иезуиты и раньше на протяжении веков отличались особым цинизмом, однако распространялся он исключительно на врагов Римской курии. Ответ очевиден: если главными добрателями становятся политические интриги, а не личное благочестие и христианские добродетели, то рано или поздно произойдёт и полное нравственное падение иезуитского ордена. Это и произошло!
Впрочем, отношение к иезуитам даже среди римо-католиков постепенно становилось всё менее уважительным. Несмотря на то что в постсоветской России орден иезуитов получил официальную регистрацию, с его деятельностью за последние десятилетия связан только один трагический скандал: в 2008 году в московской квартире на Петровке были убиты два клирика-иезуита Виктор Бетанкур и Отто Мессмер. Как тогда писала пресса, убийство произошло в итоге гомосексуальной оргии. Сами католики это признают:
Некогда самый деятельный орден, самый католический, если можно так сказать, теперь совсем не то, что создавал Игнатий Лойола. В первую очередь, доктринально – за последние 50 лет иезуиты стали, по сути, протестантами, все ультралиберальные и чуждые католичеству идеи исходят от них (разрешение на аборты, эвтаназию, контрацепцию, разводы, однополые браки, как вишенка на торте – женщины-священницы, ну и так далее). Внешне иезуиты тоже изменились – не носят духовной одежды, не любят указывать на свой сан, всячески показывая, какие они современные и близкие к народу. (русскоязычный католик «Ivan Renard»)
В начале 21 веке сохраняется тенденция к сокращению числа иезуитов. По состоянию на 2013, орден насчитывает 16,7 тысяч членов, среди них около 12 тысяч священнослужителей.
В марте 2013 папой Римским впервые был избран иезуит – кардинал Х. М. Бергольо (в 1973–1979 возглавлял Аргентинскую провинцию ордена) 266-папа римский, принявший имя Франциск І.
26 января 2014 года, на воскресной мессе Папа Римский Франциск І и католическое духовенство Ватикана помолилось за мир на Украине и украинский народ. Понтифик призвал оппозицию, устроившую в Киеве бесчинства «Евромайдана», и законную власть Украины начать «конструктивный диалог» и пожелал конфликтующим сторонам достижения компромисса исключительно мирным путём, решительно пресекая любые попытки насилия в Украине.
После воскресной мессы и речи понтифика о мире на Украине, в знак своего искреннего пожелания мира Украине и её народу, глава римско-католической церкви Папа Франциск І, выпустил в небо двух белых голубей.
Несколько десятков тысяч католиков, пришедших в воскресенье 26 января 2014 года на площадь Святого Петра в Риме ради воскресной молитвы «Ангела Господня», стали невольными свидетелями жестокой битвы птиц в небе в небе Ватикана. Все люди видели, как «Голуби мира» папы Франциска І были тут же атакованы чайкой и чёрным вороном, один из голубей потерял хвост и перья, а второго голубя заклевал чёрный ворон. Господь не поверил в «искренность» и не принял молитвы о мире папы-иезуита! Многие католики восприняли случившееся, как дурное предзнаменование.
Сегодняшний глава ордена иезуитов Артуро Соса Абаскаль, как и папа Франциск І, является выходцем из Латинской Америки, где особенно широко распространились либерально-модернистские течения в римско-католическом богословии.
В 2017 году Артуро Соса «прославился» скандальными заявлениями: «диавол является лишь «символической фигурой», выражающей зло, а женщины со временем могли бы войти в состав духовенства».
Всё это, наряду с либерально-обновленческой политикой папы-иезуита Франциска I, только усугубляет отпадение не только иезуитского ордена, но и всей Римско-католической церкви от святоотеческого христианства.
Иезуиты – монашеский орден, призванный защищать католичество и признающий только власть Папы Римского.
Из положения о неограниченной власти папы, которому, для блага христианской церкви и спасения душ, приписывалось право разрушать подданных от присяги и низлагать государей. Иезуиты последовательно выводили принцип народовластия. Признавая власть папы непосредственным установлением Бога, а власть государей — проистекающей из воли народа и потому подлежащей контролю народа, а в последней инстанции — контролю папы.
Иезуиты развили целую теорию революций, неповиновения законам, сопротивления государям и даже «тираноубийства». Теорию эту они не только проповедовали, но и применяли на практике.
Нравственные теории иезуитов оправдывают обман, ложь, клятвопреступление, уничтожают всякое благородное побуждение к нравственному возрождению и усовершенствованию, разнуздывают самые грубые инстинкты, устанавливают компромисс между Божьей правдой и человеческой неправдой. Недаром они снискали славу снисходительных духовников, от которых без труда можно получить отпущение всякого греха. Для разработки своих нравственных теорий иезуиты воспользовались казуистикой — той отраслью средневекового богословия, которая занималась применением общих нравственных законов к конкретным случаям и разрешением возникающих при этом вопросов совести (casus conscientiae).
Самое правдоподобие иезуитов может опираться на основания внутренние (probabilitas intrinseca), или на внешние, т. е. на авторитет сведущих лиц, заслуживающих уважения и доверия учителей и авторов. От более или менее правдоподобного мнения различают более или менее безопасное мнение. Более безопасное мнение — это то, следуя которому легче избегнуть нарушения законов, чем следуя противоположному. Иезуиты усвоили то безопасное мнение, которое даёт всего больше поблажек человеческим слабостям. Это — система возможностей, которая сводится к тому, что менее безопасному мнению можно следовать и тогда, когда оно менее правдоподобно.
Иезуиты упраздняют всякий внутренний голос Совести, все веления нравственности, заменяя их суждениями признанных авторитетов, т, е. самих иезуитов. Это учение иезуитов идёт ещё гораздо дальше, чем положение, что цель оправдывает средства.
В силу положения, что цель оправдывает средства, нравственная оценка поступка производится по намерениям лица, его учинившего, и должен быть одобрен поступок безнравственный как по цели, так и по средствам, если для его обоснования может быть приведено «правдоподобное» мнение.
Учение иезуитов о грехе, существенным признаком которого является у них преднамеренность, чем исключается возможность согрешения по неведению и невежеству. Иезуиты расширяют до крайности понятие о простительных грехах, не требующих даже покаяния, и допускают мысленные, подразумеваемые оговорки и ограничения. [Пример: На вопрос, предложенный убийце, он ли убил такого-то? — совершивший убийство может смело отвечать: нет, подразумевая про себя, что он не посягал на жизнь убитого им человека «до его рождения».]
Иезуиты допускают двусмысленные клятвы, подтасовку намерений [Пример: «Позволительно сыну, отвлеченным намерением, желать отцу своему смерти, конечно, не как зла для отца, но как добра для себя, ради ожидаемого значительного наследства» — тезис иезуитской морали, осужденный папой Иннокентием XI.]. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.)