Как известно, в 2001 году Рига отметила своё 800–летие. В этом таится обидная историческая несправедливость. Ведь задолго до того, как епископ Альберт заложил свой НЕМЕЦКИЙ город, здесь уже существовали поселения местных жителей — славян-венедов.
Древнейшая история Риги — самый тёмный её период. Известно, что уже в конце XII века, в излучине речки Риги, или Риге, впадающей в Даугаву, в районе площади
Альберта, существовало поселение ливских торговцев и ремесленников. Там стояли приземистые, рубленные из сосны и ели дома, теснились амбары, мастерские ремесленников, небольшие сарайчики — целый лес соломенных и камышовых крыш. В кузницах звенели молоты, стучали топоры плотников.
В гавани, устроенной в самом широком и глубоком месте реки, прозванном «Рижским озером», разгружались торговые суда, прибывшие из дальних стран. Рядом, на площади, шла бойкая торговля. Здесь звучала разноязыкая речь ливов, вендов, куршей, селов и многочисленных иноземных купцов.
Река Даугава, или Западная Двина, являлась значимой частью великого торгового пути «из Варяг в Греки». По торговому пути шли русские ладьи, гружёные товарами из Великого Новгорода, обратно везли изделия из Византии и далёкого Востока. С запада прибывали корабельщики острова Готланд, купцы из скандинавских и немецких земель.
На берегу Даугавы, у нынешней Ратушной площади, раскинулось ещё одно поселение, жители которого в основном занимались рыболовством.
Третье донемецкое поселение Риги предположительно находилось недалеко от того места, где епископ Альберт приобрёл в 1211 году земельный участок для строительства церкви Св.Марии (Домский собор).
К этим селениям вела большая, извилистая дорога, называемая Песочной. Она проходила по движению нынешней Brīvības iela мимо холмов Куббе, высившихся некогда на месте Эспланады, и сворачивала к Двине приблизительно возле Пороховой башни, которая тогда ещё не существовала. Улица Smilšu (Песочная) — прямой потомок транспортной артерии древности. Можно сказать, что это самая старая улица в Риге, поскольку дорога тут существовала задолго до того, как возник сам средневековый город. Большой Песочный путь был главной связующей нитью, соединявшей замки латгалов и ливов, расположенные по берегам Гауи, с торговым поселением в устье речки Риги.
Когда же тут поселились люди? Ссылки на предметы из эпохи неолита, найденные в здешних местах, оставим на совести романтиков от истории. Всё это несерьёзно, хотя, конечно, приятно возвести родословную нашего города прямиком в каменный век! Но даже если какой-нибудь первобытный охотник и потерял здесь свой каменный топор, то вряд ли стоит считать его «первым рижанином».
По свидетельству датского летописца Саксона Грамматика, шведские викинги в конце IX и в начале X века появились у «города на Двине» и дважды разрушили его.
Археолог Андрис Цауне отмечает, что при раскопках, проводившихся в Риге, пока не обнаружено культурного слоя XI века. Были найдены лишь отдельные предметы той эпохи (бронзовые крестовидные булавки, украшения с колокольчиками и т. д.).
Гораздо богаче находки XII века. Именно они позволили определить точное расположение рижских поселений,
существовавших к моменту прибытия сюда немецких завоевателей. Любопытно, что среди находок того времени преобладают предметы Руси. Это стеклянные бусы, шиферные веретённые пряслица, раковины каури, бронзовые крестики, перстни, всевозможные браслеты.
Некоторые из этих предметов на территории Латвии в большом количестве обнаружены только в Риге, например, фрагменты излюбленных русскими модницами стеклянных браслетов. Если в Риге известно более 500 находок, то общее число фрагментов браслетов, обнаруженных в других латвийских археологических объектах того времени, ограничивается лишь
двумя десятками.
В этой ситуации особо любопытен тот малоизвестный факт, что в Риге на территории Старого города были обнаружены предметы вендского происхождения. Обычно эта тема старательно замалчивается.
Кто же такие эти венды, венеды, венеты — самый загадочный народ в латвийской истории?
Историк и дипломат Сигизмунд фон Герберштейн писал:
немцы «называют всех, говорящих по–славянски, одинаково вендами, виндами или виндскими народами».
С вендами связаны некоторые находки XII—XIII вв. в Риге
Ничего похожего на вендские предметы в латвийском археологическом материале до сих пор не обнаружено! Археолог Андрис Цауне указывает, что «ввиду примитивного исполнения и дешевизны сырья их нельзя считать привозными», следовательно, они относятся к местной материальной культуре.
Это, прежде всего, небольшие деревянные палочки с вырезанными на конце двумя или четырьмя человеческими лицами. Они напоминают находки многоголовых богов в землях западных славян в теперешней Восточной Германии, на Волыни и на Западной Украине (Збручский идол). Ближайшие аналоги некоторых рыболовных принадлежностей, найденных при раскопках на территории Риги, можно обнаружить в археологическом материале польского Поморья.
Збруческий идол — четырёхликий идол Святовита–Рода был извлечён в 1848 г. из реки Збруч притока Днестра, протекающего по Подольской возвышенности на границе Тернопольской и Хмельницкой губернии Российской империи. Збруческий идол является источником знаний о космологической системе славян IX века. В настоящее время хранится в Краковском музее.
Немецкий хронист Генрих Ливонский (Латвийский), описывая крещение вендов в Цесисе, отмечает:
«Венды в то время были бедны и жалки: прогнанные с Винды, реки в Куронии, они жили сначала на Древней Горе, у которой ныне построен город Рига, но откуда были опять изгнаны куршами; многие были убиты, а остальные бежали к лэттам, жили там вместе с ними…».
Так как Цесисский могильник вендов, открытый возле железнодорожной станции Цесис, датируется XI веком, можно с уверенностью предположить, что на Древней Горе на территории Риги венды жили примерно в середине XI века или даже раньше — могильник вендов у Домского собора.
Таким образом, Древняя гора могла быть одним из первых поселений людей на территории Риги. Но где же находилась эта Древняя гора, знаменитая Mons Antiquus, Mons Riga?
Речь идёт об уже упоминавшихся нами холмах Куббе, мимо которых шла Песочная дорога. Рядом с Древней горой располагались городские пастбища, рос лес. Остатки Древней горы, или «горы Риги», были срыты в конце XVIII века,
и потому современные археологи лишены возможности исследовать городище вендов, которых можно отнести к числу ранних обитателей будущего города. Возможно, Рига могла бы отпраздновать 1 000–летний юбилей, ибо древнейшие археологические находки относятся к XI веку.
Задолго до прихода немецких захватчиков здесь уже существовал порт, процветала торговля, стояли дома местных жителей. Основанная в 1201 году немецкая «деревушка» была поначалу отнюдь не больше посёлков первых рижан. Лишь позднее, в результате слияния всех селений в 1207—1210 гг. сложился средневековый город Рига.
Историческая справка от музы Клио
Ранние известия о славянах в античных источниках относятся к началу I тыс. н.э. Римские авторы именовали славян венедами или венетами. О них впервые упомянуто в труде Гая Плиния Старшего (23/24—79 годы н.э.) «Естественная история», содержащем географическое описание Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. О том, что под именем венеты/ венеды действительно скрывались славяне, свидетельствует Иордан — автор «Гетики», написанной в середине VI века. Иордан сообщает:
венеты — многочисленное племя, проживавшее «от истоков Вистулы (античное название Вислы — И.Г.) на огромных пространствах… Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они всё же называются славянами и антами».
Сведения о венедах содержатся в сочинении Публия Корнелия Тацита «Германия», написанном в 98 году. Их областью была тогда территория между Германией и сарматами, западными пределами которых считалось Среднее Поднепровье. Описаны они и Клавдием Птолемеем в его труде «Географическое руководство» (третья четверть II века). Там сообщается, что венеды — один из крупнейших этносов Европейской Сарматии.
В раннем средневековье германцы называли венедами славян, что зафиксировано во многих письменных источниках.
Германское название славян сохраняется доныне — именно венедами современные немцы именуют славян–лужичан. Венедами называли славян и прибалтийские финны (эстонское vene, финское venäläinen, карельское:
venea — русские, Vena — Русь).
Новейшие археологические изыскания показывают, что независимо от германцев славяне — венеды вступили в контакты с прибалтийскими финно–уграми уже в начале I тыс. н.э., когда поселились на землях Балтии, в бассейнах Ильменя и Псковского озера. Пришли же они из областей, прилегающих к Висле, которые, согласно уже упомянутому Иордану, принадлежали славянам–венедам.
Хронист XIII века Генрих Латвийский считал вендов отдельным народом и особо отличал их от других, прибалтийских народностей.
В современных латвийских учебниках истории о вендах лишний раз стараются не упоминать. В официальной латвийской науке славянское происхождение латышей категорически отрицается. Основополагающим признан тезис известного латышского историка Э.Мугуревича о том, что это «одна из групп курземских ливов, живших в низовьях Венты и получивших своё имя от этого гидронима».
Первое письменное известие о Риге содержится в написанной в конце XII — начале XIII века «Славянской хронике» Арнольда Любекского, который сообщает, что монах Мейнард основал епархию в Ливонии, в месте, «называемом Ригой» (ошибка, на самом деле епархия была основана в Икшкиле).
Говорит о Риге и Генрих Латвийский в «Хронике Ливонии». Однако как официальное название города топоним Рига упоминается лишь в 1209 году в составленном на латинском языке документе, в котором епископ Альберт удостоверяет, что в указанном году на кладбище при церкви Св.Петра в Риге (…in cimiterio beati Petri in Riga) побеждённый правитель Ерсики князь Всеволод Мстиславич (в латышских учебниках именуемый Visvaldis) дарит свои
владения церкви Девы Марии и получает их обратно уже в качестве лена. Тогда и прозвучало имя нового города.
Почему Рига, называется «Ригой»?
Название ему дала небольшая речушка Рига, впадавшая в полноводную Даугаву (западную Двину) в пятнадцати километрах от её устья. Почему сама эта река называется Рига? Множество авторов высказывали свои соображения о происхождении и значении этого слова.
Справка от музы Истории Клио
Рига, Ризинг — река, рукав Даугавы. Её длина составляла примерно 3 км. Река Рига вытекая из Даугавы и в неё же впадает, охватывала изрядную часть берега, получившую название Рижский остров, впервые упоминутый в 1240 году в письменных источниках. На старинных планах видно, что два оттока разделяли Рижский остров на три части. Напротив Пороховой башни в р.Ригу впадал ручей Дзирнавупите, на котором стояла Песочная мельница (построена в XIV веке, снесена при модернизации городских укреплений в 1756 г.).
С XV века, когда река Рига начала засоряться и мелеть, её стали называть уменьшительно — Ридзиня, Ридзене (Ригочка, Ригуша). Этот двинский рукав называли Ригой только в нижнем течении, верховье же именовалось Спекьупе (Сальная река).
В 1567 г. в месте слияния реки Ридзене с Даугавой был сооружён туннель длиной 12 метров и шириной 10 метров — Портовые ворота, которые весной перекрывались створами, чтобы половодье не затопляло город.
В XVII веке реку Ридзене начали засыпать. В документе 1764 г. отмечается:
«Как сей рукав совсем засорился и нечистою своею живущим около его людям немалое делал беспокойство и городу никакой не приносил пользы, то с высочайшего доизволения в 1733 году городским иждивением засыпан, а для стекания воды из домов сделан так называемый Ризингс-канал, который и поныне цел».
В 1861 году на месте Ризингс-канала соорудили каменный подземный канализационный провод. Улица Ридзенес находится над последним отрезком реки, засыпанным уже в XIX веке.
По мнению некоторых лингвистов, первоначально имя реки звучало как «Ринга», что по–куршски означало «кружистая». В сходном толковании «ринг», значит «изгибаться, петлять» и, следовательно, «Рига» — это «извилистая, петляющая река».
Кто–то отстаивает ливскую версию, согласно которой
«риге» от ливского слова «рожь», и реку назвали Ржаной, потому что по ней подвозили зерно. Кстати, и зерновой амбар тоже именуют ригой. Генрих Латвийский производил имя города от латинского rigare (омывать), а в нижне–немецком языке это слово означает «поток, канал, канава».
Есть толкование, высказанное ещё в XVI веке одним весьма почтенным немецким богословом Филиппом Меланхтоном, другом Мартина Лютера. Деятель Реформации Филипп Меланхтон утверждал, что название города Рига произошло от древнего славянского населения острова Риген (Рюген, Руян), что находится у германского побережья Балтийского (Венедского) моря.
Выходцы острова Риген (Рюген, Руян), балтийские славяне — венды, первыми поселились на Древней горе, назвав городище именем своей исторической родины. Гора Риген, река Рига, город Рига, такая вот получается вполне логическая цепочка.
Но самое интересное, что это имеет археологическое подтверждение!
Как известно, остров Рюген являлся главной святыней балтийских славян. В святилище Аркона на острове Рюген (Руян), находилось святилище бога Святовита. В более раннюю эпоху Святовит был божеством Вселенной, божеством Света, богом, дарующим людям благодать и изобилие. Со временем он стал также божеством — покровителем воинства. Не только воинства земного, но и воинства небесного, воинства Света против сил Тьмы.
В святилище Аркона стоял кумир с четырьмя головами, обращёнными в разные стороны, и держал в одной руке меч, а в другой — рог изобилия. Традиция изображать богов многоликими, как бы смотрящими четырьмя ликами на четыре стороны света и, следовательно, всевидящими, как всевидящее око. Всё вижу, всё знаю, ничего не пропущу… Всё мне ведомо на этой земле!
При храме жрецы содержали особыго сокола, который был главным, священным символом Святовита. Лишь в более позднее время его образ Святовита замещается орлом.
Бог Святовит особо почитался у балтийских славян. Все народы Варяжского моря посылали в Аркону свои приношения. Иноземные купцы, приходившие на Рюген, должны были делиться частью своих товаров во имя Святовита. Король датский Свен Отто как–то подарил ему золотую чашу высокой работы. На сокровища храма Арконы содержались триста всадников. Когда они отправлялись в поход, то вся добыча, взятая ими в сражениях, посвящалась главному богу вендов. Святовиту посвящался и традиционный жертвенный петух…
Многие стремились получить на Рюгене пророчества. Среди жрецов были те, кто, как в древних Дельфах во времена расцвета Дельфийского оракула, умели сказать верное слово о будущем. Потому сюда и шли люди за напутствиями
и предсказаниями.
После непрестанной четырёхсотлетней борьбы с франкскими, германскими, польскими, датскими крестителями венды были покорены. Аркона на острове Руян стала последним вольным славянским городом, чтящим языческих богов своих праотцов, и оставалась таковой до своего уничтожения в 1168 году.
Изображения четырёхликого кумира есть яркий признак культа великого славянского божества. Именно такие ритуальные статуэтки с четырьмя лицами, являвшиеся частью культа, были найдены в Риге во время археологических раскопок. В этом легко может убедиться любой посетитель Музея истории Риги и мореходства, где на стендах, посвящённых ранней истории города, хранятся уникальные свидетельства пребывания балтийских славян на рижской земле.
Историк Игорь Гусев