Евграф Савельев
История казачества с древнейших времён до конца XVIII века.
Историческое исследование в трёх частях.
Часть І. Предки казачества.
Глава 4. Кто были скифы-сарматы?
За изучение и критический разбор, древнерусских летописей, как это ни странно и не больно для самолюбия русских людей, взялись впервые иностранцы и особенно немцы. Все выдающееся в истории Руси ими нарочито или замалчивалось, или искажалось, всё характерное русское они старались присвоить германской расе; и даже нередко покушались отнять у нас не только славу, величие, могущество, богатство, промышленность, торговлю и все добрые качества сердца, но и племенное имя – имя руссов, известное исстари как славянское.
Во главе таких критиков славяно-русских летописей стоит Август Людвиг Шлецер, случайно попавший в 1761 г.)в Россию по приглашению придворного историографа Г.Ф. Миллера, а потом ставший членом нашей Российской академии наук.
В своем труде «Нестор. Русские летописи», изданном на немецком языке и переведенном Языковым на русский в 1809-1810 гг., Шлецер, переставляя и выбрасывая произвольно слова из Ипатьевской летописи сделал вывод, что варяги – народ германского племени, живший по берегам Балтийского и Немецкого морей, и что Русы принадлежат к этому же германскому племени и могут означать шведов. Выводы Шлецера усиленно стали повторять его немецкие соотечественники, а потом и наши российские историки, не разбираясь в том, что продают славу своей родины и её великое прошлое. Эта инертность и нежелание разобраться в многочисленных источниках, прямо говорящих о славянстве древних Русов, поразительны. Впрочем, мы привыкли перенимать всё целиком от запада и во всем ему верить, в особенности немцам.
Из позднейших наших историков один только Иловайский восстал в 1882 г. против Шлецера и его сторонников, т.е. против германского происхождения Руссов, в своем труде «Розыскания о начале Руси«, но все-таки целиком отнёс варягов к норманам, что, как мы увидим ниже, не следовало бы делать.
Материалы, служившие для созидания древнейшей славяно-русской истории, много веков лежали под спудом, не разобранные, не рассмотренные и не пропущенные сквозь горнило здравой и беспристрастной критики, подобно тому, как Геркулан и Помпея скрывались около двух тысячелетий под пеплом. Между тем история славянской Руси так богата фактами, что везде находятся её следы, вплетенные в быт всех европейских народов, при строгом разборе которых Русь сама собою выдвинется вперед и покажет все разветвления этого величайшего в мире племени.
Хотя путь к тому, по обширности своей, довольно трудный, но уже несколько знакомый: по нем пускались и вели ожесточенную борьбу с скандинавоманией Михаил Ломоносов, Катанчич, Венелин, Шаффарик, Савельев-Ростиславич, Морошкин, Надеждин, Боричевский, Чертков, Вельтман, Лукашевич и многие другие, и, скажем с благодарностью, не без успеха. В особенности потрудился над этим вопросом во 2-й половине прошлого столетия Егор Классен, а до него исследователь славяно-русских древних археологических памятников Фаддей Волланский. Трудность в изучении этих памятников заключается в том, что исследователю необходимо знать все главнейшие славянские наречия и происшедшие в течение веков перемены в них от внутреннего развития слова и от соседнего влияния; также необходимо знакомство с характером, нравами, обычаями; домашним бытом и внутренним движением славянского мира.

Немцы Миллер, Шлецер переписали историю России. Михаил Ломоносов
Мы знаем, что история не должна быть пристрастной к данному народу, но не дозволим и мало осведомленным иностранцам, как например Шлицеру и Миллеру, обращать русскую историю в сатиру.
Может быть русские последователи Шлецера, не разбирая сущности дела, по одному влечению к этому, по их словам, величайшему критику, вступятся за своего кумира, но чтобы наперёд охладить жар этой партии, выводящей, посредством невозможных натяжек, огромнейшее племя Руссов, занимавшее некогда половину Европы, из крошечного скандинавского народца, напомним им, что их «великий критик и филолог» производит чисто славянское слово «дева» от германского «Tieffe» (сука).
Одного такого факта достаточно, чтобы понять Шлецера без дальнeйших исслeдований его доводов. Но чтобы опровергнуть это грубое лжеучение, что будто Россия развила свои силы от влияния на неё скандинавов и что самое имя своё она получила от них же, мы представим материалы, которых, как говорится, тля не тлит и ржа не разрушает.
Эти материалы состоят из племенных славянских названий, рассеянных по всем историям и ныне очищенных критикой от переклада их на языки греческий, римский, татарский, немецкий и скандинавский и доведенных ею до своего прототипа: также названия городов, живых урочищ, городища, могилы, клады, насыпи, развалины, монеты, медали, кумиры, оружие, сохранившиеся местами остатки славянского языка, нравы, обычаи, поверья, порядок ведения войны, а главное – остатки древнейшей славяно-русской письменности. Эти памятники ясно свидетельствуют, что предки наши, славяно-руссы, как народ, существовали ранее греков и римлян и оставили после себя следы, указывающие о их существовании, а также о своём искусстве и просвещении.
Греки и римляне давали многим славянским племенам свои, произвольно составленные прозвища, относя их то к местности, то к наружности, то к суровости в войнах, то к занятиям и образу их жизни. От этого в древней истории накопились сотни лишних имён, ничего в этнографическом отношении не означающих, но кой-где выплывают и настоящие имена тех племен. На них-то, главным образом, мы и остановимся.
Древнейших обитателей восточной Европы, берегов Азовского и Чёрного морей, части Малой Азии и степей Закаспийских греки называли общим именем скифы, и делили их на несколько племён35). Из этих племён наиболее известны: саки, парфяне, давы, массагеты, варки или урки и гирки-гиркамцы, сколоты и сарматы.
Давы (Dahves, греческ. Δανί, лат. Dahae) были одним из главных скифских народов Передней Азии и берегов Каспийского моря (Страб. II. 508, 511; Плин. Ест. Ист. 6, 19, 33 и 37). В VI веке до Р. Х. даги были под властью персов. В это время некоторые племена дагов покинули свою страну и поселились по соседству с Арменией.
Другая часть этого народа переселилась в Самарию (Ездра 4, 9). Это произошло после того, как родичи их скифы с берегов Чёрного моря проникли в Вавилонию, Сирию и Палестину, образовав там свои поселения, из которых азиатским грекам был известен город Скифополис, на месте еврейского Вефесиана.
Третья часть дагов около V века до Р. X. перешла на берега Азовского моря, а потом утвердилась во Фракии, образовав там народ, известный в истории под именем даков или дациан, двинувший впоследствии (в VІІІ в.) в верховья Дуная.
Следовательно, название «скиф» не было родовым именем этого народа, в чем сознается и сам Геродот, говоря:
«Общее название всех скифов, по имени царя их, – Сколоты; скифами назвали их эллины«. Персы называли этот народ саками.
Барельефы на колоннах дворца в Персиполе, и на скале в Багистане (Манифест Дария Гистаспа), на которых саки изображены в характерных скифских одеждах, с надписью под ними: «это сак«, и теперь свидетельствуют, что персы называли этим именем скифов.
Соседями европейских скифов, по словам Геродота, были сарматы или савроматы – Σανρμάται, Σνροματάι, Σνρμαται и Sauromatai, жившие по левой стороне нижнего Дона до Кавказа, к востоку от берегов Азовского моря, и говорившие на одном из скифских наречий. Об этом свидетельствуют Геродот (IV, 117) и Овидий. Последний говорит, что научившись говорить по-гетски и по-сарматски, он мог слушать речь старика варвара, т. е. скифа.
Позднейшие, после Геродота, историки — Страбон (I в. н.э.), Птолемей (II в. по Р. X.) и др. к сарматским племенам относят Яцигов, Алан и Роксолан (рос-алан). Яцигов или Адзигов разделяют на три касты: на царских, сидевших у Чёрного моря, а потом у Дуная, на хлебопашцев, – у Азовского моря и на Яцигов меченосцев, (по греческому выговору » метанасте«.
Название «сарматы», как и «скифы», не было собственным именем этого народа, а дано было понтийскими греками, часто сталкивавшимися с жителями названных местностей только по делам торговли, на народных торжищах, и, надо полагать, не со всею массою, а только с известною корпорацией промышленников и торговцев, привозивших на эти торжища произведения и изделия своей и соседних стран. Как в древности, так и теперь на этих торжищах или ярмарках известного рода торговцы-промышленники располагаются в отдельных местах, по предметам торговли, как например: меховщики, кожевники, сыромятники, сапожники, железняки, рыбники, медовщики, бредники и др. Сыромятные кожи и меха были главными предметами вывоза из Скифии и Сарматии. Греки их поставляли во все южно-европейские страны. Из таких кож выделывались конская сбруя, воинские щиты и проч. Следовательно, прозвище «сарматы» или «савролаты» и «суроматы» произошло от «сыромяты», т. е. сыромятники, выделыватели сыромятных кож38).
Диодор Сицилийский говорит, что сарматы вышли из Мидии. Их переселили на Дон скифы. Но почему же греки их не называли мидийцами, а сарматами или савроматами? Венелин искал в греческом языке корень этого слова и производил слово «сармат» от ящероглазый. Другие слово это производили от персидских «сар» – господин, голова и «мада« – женщина, от господства будто-бы у этого народа женщин. Профессор Страссбургского университета Ф. Г. Бергман (1860) слово «сарматы» переводит «люди севера«, от Shauro – север и mates – люди (мидийское mat и древнее mant ). Но по отношению к какому народу они были северными – трудно сказать. По древнему писанию они жили у истоков Инда, затем южнее Мидии, а во времена Геродота – в нынешнем Задонье. Как они назывались в древности, мы не знаем, но только нам известно, что этим именем их назвал Геродот в V веке до Р. X., а за ним стали повторять эти названия и все греческие историки.
Следовательно, приведенные мнения являются ошибочными. Первоначальные сношения греков с скифами были на путях торговли. Известно, что на ярмарках спрашивают купцов и промышленников по товару, а не по стране, в которой они живут, и не по цвету и быстроте их глаз. Греки спрашивали, приехали ли кожевники (сыромятники), лунтайники, малахайники, рыбники и др. Скифы, как скотоводы, в большом количестве производили сыромятные кожи и продавали их грекам. Этот товар составлял одну из главнейших ветвей торговли. Вот почему греки и римляне, несмотря на постоянные войны с сарматами, всегда оказывали им предпочтение пред другими соседними народами и старались переселять их в свои владения; даже пленных не продавали в рабство, а пристраивали к излюбленному их ремеслу. Если принять это в основание, то нам будет ясно, почему древние историки писали скифы-сарматы, венеды-сарматы, алане-сарматы и проч. Фракийцы также имели сыромятников, которых греки называли Zyrmadae. Во многих местах Малороссии и теперь называют сыромятников – сырмате и кожемяте. Греки не выговаривают звука Ы и потому писали сармата, сурмата и саурмата – Σαυρμαται.
«Сколоты» также слово славяно-русское. В великорусском наречии название «сколоты» означало хлопотуны, сколотин – хлопотун, от глагола колотить, сколачивать, выколачивать. Так называли купцов, торгашей, шибаев. Впрочем, в России есть несколько речек с подобным же названием, как-то: Сколотка (Хар. губ.). Колота (Варш. губ.), Колоча (Смолен. губ.). Колокша (Яросл. губ.) и др. Жители южной России, как думает Классен, названы Геродотом «сколотами» со слов только одного правителя племени, с которым он лично беседовал. Речь, по всей вероятности, шла о русских купцах-хлопотунах, людях суетливых, требовавших себе скидки или прибавки, как это делается и теперь. Геродот и правителя этого племени назвал именем Сколот. Но мнение это едва ли верно. Ведь не все же европейские скифские народы, жившие на пространстве от Каспийского моря до Дуная и далее на север на 20 дней пути, считая день по 200 стадий (около 640,000 кв. в.), были купцами и шибаями, чтобы их Геродот назвал этим случайным именем. Поищем другое объяснение этому слову. Хотя, несомненно, всё ниже приведенные названия будут нарицательные.
В доказательство этого назовем несколько случайных имён, данных греками и римлянами народам нынешней Южной России и происшедших от занятия жителей и от предметов их торговли, а также и от носимой ими одежды и обуви.
Алане – скотоводы, пастухи, от «алан» – пастбище, в Тверской, Новгородской, Смоленской и др. губ.
Зипани , сипани – зипунники – Zopani, Sipani.
Какатцы от какаты – башмаки из бересты – Zaccati.
Кисыни, от кисы – оленьи сапоги – Kissini.
Курпинники от курпин – лапти из охлопьев – Carpiani.
Карпы – носящие или торгующие башмаками с пряжками – Carpi.
Лунтайники – носящие сапоги из оленьей шкуры – Lantani.
Малахайники – Malachitä.
Меланхлены, носящие чёрные плащи – Melanchläni.
Нарыняне, от няры – валеные сапоги, Neuri, Nerinani.
Струсни, носящие башмаки с ушками – Sturni, Strusi.
Харпайники, носящие серые кафтаны – Carpagi.
Чепани, носящие казакины, жупаны – Cepini.
Шабура, носящие балахоны из толстого холста – Sabiri.
Одноглазые – Аримаспи – Кривичи.
Будины, от малороссийского «будина» — хоромина, живущие в деревянных домах, – Budini.
Конюхи – Coniochos и Heniochi — уздодержатели.
Волыняне, вольные – Valoini, Vulini, Vulni.
Поганые – Pagani и т. д.39).
Таких мнимых народов с испорченными в устах греков и римлян названиями можно привести сотни.
Даже поздние собственные имена славян и их городов греки, римляне, а потом и германцы переделали до неузнаваемости; так например: Святослав – Свендосфлав, Ярослав – Iarysleif, Игорь – Ingor, Володарь – Baldur, Ратибор – Radbiart, Новгород – Nemogarda и Nowago, Рыбинск – Kibinska, Кизляр – Kitzlar, Устюжна – Ustezna, Козлов – Kolzlof, Ряжск – Rask, Киев – Kuiada и Kioabu (Конст. Багр.); Муром – Murow, Вышгород – Wusegarda, Мета – Мstva, Смоленск – Milinisk, Очаков – Axiake, Хорваты – Chrodati, гости – Gosi; Ахтырка – Aqathyrska, Бeл-бог – Biäbog, ceкира – Saqaris, Углич – Aulisch и т. п.
Некоторые названия городов и местечек греки (Константин Багрянородный) до того исковеркали, что даже сам Шлецер не решился их объяснить и над многими поставил вопросительные знаки, а между тем города эти были расположены где-то близ Киева, Смоленска и Новгорода.
Вот сколько мнимо разнородных племён населяло нынешние славянские земли. Если к этому ещё прибавить случайные названия этих племен, происшедшие от места их жительства, как то: загорцев, подгорцев, нагорцев, поречан, заречан, брежан, поморян, залесян, древлян, озерян, украинцев и т. п., каковые названия греки выдавали за собственные, то нет никакой возможности, без строгой критики, добраться до истины.
Итак, греки, а за ними и римляне жителей нынешней Южной |России и Передней Азии называли общим именем скифов: скифы, скиты, скуты, скюты, сциты, скюфь и скют (чуть и чудь), от первоначальной формы этого названия, известного со временем Гомера (Odiss. 14, 34) Scvtos и Scutos, означавшего у адриатических греков кожу (cutis). а у понтийских сыромять или сыромятную воловью (скотскую) кожу —щит, латин. Scutum, так как это оружие защиты выделывалось из этих кож. Греки не имели в своем языке звука щ и выговаривали его как ск, а потому и писали вместо «щиты», т. е. щитоносцы, скиты и скифы, римляне же вместо щ писали сц и выговаривали сциты и т. д. Следовательно, греки и римляне все славяно-скифские племена называли щитоносцами, щитниками, так как это боевое оружие, по свидетельству многих древних писателей, было изобретено именно скифами.
Это подтверждается и персидскими барельефами времен Дария, на которых скифы изображены со щитами, а персидские воины без них. Сарматы или сыромяты и скифы есть синонимы одного и того же первоначального имени, но только на разных наречиях, поэтому многие древние историки часто писали скифы-сарматы, сарматы скифского племени и т. д.
Название одного из скифских племен сколоты также означает щитоносцы или щитники, от персидского кала, хазарского кел, наше скала, (простонародное скель), готское scyld, норм. Skildus, англосаксонское scyld, норм. skiödr, шведскоe sköld- щит, защита. У скифов, как и их потомков – славян, щит был символом защиты власти. Вот почему Геродот и утверждает, что «сколоты» было название царских скифов, сознававшие свое превосходство, носили название «царские скифы». Сколоты жили на берегу Чёрного моря и в Крыму. У них состояли данниками приморские греческие колонии, между которыми была и Ольвия (Ф. Г. Бергман. Скифы. Наlle. 1860 г. В переводе В.А. Канского). Все приведенные имена скифского народа суть нарицательные.
Родовое имя всех славянских племен есть «россы«, встречаемое с древнейших времен на всем пространстве восточной Европы от Балтийского моря до Черного и от Каспийского до Средней Азии, даже до Египта. Имя это встречается и в полном и в сокращенном видах: Россы, Роззы, Руззы, Ресы, Рась, Аорсы, Рси, Рса, Рша, Расы, Роша, Разы, Разены, Роксы и т. д.40). В соединении с другими названиями: Атторози, Хазироззи, Себбирози, Аланорси, Роксолане, Порси, Парси, Геты-Руссы, Уни-Рози, Уди-Рози, Удины-Рози, Саввеи-Рози и т. д.41). Места и реки, занимаемые Россами: р. Рса или Раса (в древней Трое); Рса – р. Аракс, по-арабски Эль-Рас, по-монгольски Орсай и Рахса, по-гречески Раса и Орос; Яксарт или Сыр-Дарья, по-древнему – Раса; Волга также называлась Расой и Рсою; р. Руса или Порусье, в Новгородской губернии; р. Рось, впадающая в Днепр; р. Руса в Моравии; р. Руса, правый рукав Немана; Чёрное море – Русское море. Арабы называли Русской рекой Дон и Волгу.
Греки и римляне называли славян: Ставани, Стлавани, Свовени, Слави, Славини, Склавини, Склавы и т. д. Во всех этих названиях господствующей буквой является «а». Следовательно, название народа «славяне« есть нарицательное и произошло от «славы«. Вечные войны славян с римлянами, старавшимися покорить их земли, перенесли название «склавы» на военно-пленных, превращённых в рабов, отчего эти последние в Риме и стали вообще называться этим именем. Но это нисколько не препятствует производить имя славян от слова «слава«. Славяне никогда не заимствовали свои собственные имена у чужих народов, как например, германцы: Ратвальд – Родовлад, Рагнвальд – Роговлад или Рогвольд; Велимир – Волимир, Цвентибольд – Святополк и многие другие, а имели свои и самые лучшие производили от славы и чести, вообще от выдающихся качеств, например: Бретислав, Богуслав, Болеслав, Буеслав, Буреслав, Буеслав, Владислав, Вретислав, Всеслав, Венцеслав, Вечеслав, Вратислав, Гремислав, Доброслав, Добромысл, Заслав, Любослав, Мстислав, Мечеслав, Мирослав, Примислав, Преслав, Разислав, Ростислав, Святослав, Сулислав, Собеслав, Судислав, Славомысл, Славолюб, Славомир, Унислав, Честибор, Ярослав и многие другие. Геродот слово «славяне» переводил по гречески: алазоны и авхеты – прославленные.
Древняя Мезия и Македония, как мы увидим ниже, были населены славянами. Пелазго-фракийские племена были славяне (исследования Черткова42).
По падении Македонского царства часть македонцев около 320 г. до Р. X. переселилась к Балтийскому морю; народ этот там стал известен под именем Бодричей, сохранив до самого падения своего герб Александра Македонского, изображавший коня Буцефала и грифа. Бодричи говорили на славянском языке и от натиска германцев переселились на Ильмень и Ловать, где и основали Новгород и Псков около 216 г. до Р. X. (Птолемей). Славяне во все века с гордостью называли себя своим именем. Мы славяне, т. е. любящие славу, — говорили они. Родовое же название этого народа, как сказано выше, было Руссы или Россы, т. е. поклонники росы, воды.
Следовательно, ни скифы-сколоты, ни сарматы, как отдельные народы, не существовали. Названия эти были даны случайно славянам-Россам от носимых ими кожаных щитов 24 века тому назад греками, а потом повторялись в течении многих веков историками и географами, они наконец, совсем исчезли из употребления, как лишние.
Читающие эти строки спросят какими же наивными, по выводам автора, были великие Геродот, Страбон и другие греческие и римские историки, что так опрометчиво окрестили великий славяно-русский народ несвойственными ему случайными именами.
Да, действительно, в этом случае они были наивны, как наивны бывают иностранцы и теперь, когда речь зайдёт о славяно-русской народности. Кто желает хоть поверхностно ознакомиться с некоторыми немецкими учебниками по истории и географии России XVIII века и прошлого столетия, тот с удивлением найдёт в них, что под словом «мужик» – Muschiks – немцы понимали крепостного, под начальник – главу бунтовщиков, под словом работа – барщину; Козьма Минин у них русский бунтовщик, пульк (полк)– отделение казаков, баба Яга – богиня войны у руссов; в России, по словам немцев того времени, имеются три породы лошадей: конь, лошадь и кляча; или: в России нагревают воздух разложением огня на улицах и проч. Что это? Наивность, невежество или просто издевательство над русскими?
В коммерческой «Всеобщей географии» Г.Г. Христиани (XVIII в.) – в западной Двинской провинции помещен г. Архангельск, Восточные провинции: Поле, Мордва, Устюг, Вядски, Пейорски, Обдорски и др. Дербент лежит в земле самоедов. Петербург находится на реках: Доне, Оби, Двине, Волге, Днепре и Неве. Эта география выдержала даже два издания. Какой же точности в описании народов мы должны требовать от древних греков, случайно заброшенных на северные берега Понта и Меотиды?
Приведем ещё два примера наивности учёных иностранцев, посетивших Россию и Дон в конце XVIII и в первой половине, XIX века. Известный французский писатель Александр Дюма-отец в своем путевом дневнике записал, что он видел как казаки ели сальные свечи и «пили водку под развесистой клюквой». Ученый Паллас в 1773 г. писал, что из Старочеркасска он видел Эльбрус и что эта гора видна и из Саренты. В действительности же это не могло быть, так как от названных мест до Эльбруса около 700-800 верст.
Шлецер утверждает, что славяно-руссы IX века были номады (кочевники). Между тем Баварский географ в 860 г. насчитывает у славян до 4000 городов, у аннов-Россов 148 городов, у великороссов (Vuillerozi) –180, у савейских Руссов – 12, у хазар-Россов – 250 городов и т. д.
Прокопий и Маврикий в начале VI веке говорят, что славяне живут в городах и деревнях и занимаются хлебопашеством, ремеслами и торговлей.

Гардар — Русь; «Из Гардов» — «из страны городов»
Тацит в 60 г. по Р. X. писал, что германцы не знают еще городов, славяне же строят прочные деревянные дома и укрепленные города. Скандинавы называли Россию (Rüszaland) — царством городов – Gaardarikr. То же говорит и наш летописец Нестор. Шлецера, написавшего комментарии на Нестора, нельзя заподозрить в невежестве. Так в чём же? Только в злом умысле умалить, унизить приютивших его славян-руссов и давших ему звание члена Российской академии наук.
Все средневековые историки и географы Россию называли страною городов, а наш академик Шлецер конца XVIII века назвал её страною бродячего народа (намады, кочевники). Древние историки нам говорят, что скифы, сарматы, яцыги, роксолане и алане один и тот же народ.
Какое же коренное название этого народа, населявшего издревле нынешнюю Россию?
Геродот говорит, что сарматы скифского племени. Птолемей (II в. по Р. X.) называет славян и алан скифами и тех же славян и алан сарматами: он же говорит, что скифы сарматского племени. Плиний (I в. по Р. Х) называет хазар – скифами, сербов – сарматами, роксолан – аланами.
Страбон (I в.) сарматов – скифами, роксолан – аланами.
Греки – по Нестору – славян скифами.
Свидас и древняя география – Руссов скифами.
Константин Багрянородный (X. в.), Анна Комнина, Лев Диакон и Киннам – Руссов скифами;
Марциан Гераклийский – алан сарматами. Халкокондила – Руссов сарматами;
Прокопий – венедов сарматами,
Диодор Сицилийский (I в. до Р. Х) – ассирийцев и мидян сарматами.
В Пеутингерских таблицах венеды (берегов Балтийского моря) названы сарматами;
Скимн Хиосский и в Перипле Понта Эвксинского алано-руссы названы сарматами.
Адам Бременский – венедов скифами, Папа Сильверст ІІ – венедов сарматами.
Клууверий – ведедов и словецев сарматами.
Йорнанд (VI век.) славян сарматами, а готов славянами.
Антон – будинов, роксолан и сербов – сарматами.
Шаффарик – роксолан, алан и яцигов сарматами.
Аммиан Марцеллин и блаженный Йероним – яцигов, паннонцев – сарматами;
древняя грузинская история – алан Россами.
Прокопий – антов и славян аланами.
Приск (V в.) – аорсов (живших к востоку от Азовского моря) сармато-скифским народом. По Геродоту – скифы поклонялись мечу, в виде бога войны.
По Климентию Александрийскому, сарматы также поклонялись мечу, как богу войны.
По Нестору – Руссы поклонялись мечу, как богу войны.
«Малые Аорсы«, т. е. Малая Русь, пишет Страбон (L. XI, р. 506) происходили от Великих Аорсов, живших к северу. Малые Аорсы могли выставлять 200.000 конницы. Великие же несравненно более».
Гуннов называютъ скифами все почти историки. Гетов, Массагетов, Тирагетов, Тана-Гетов и др. также почти все греческие историки называют то скифами, то сарматами, то аланами, то россами, напр. Геты-Россы.
Все эти народы, по греческим и римским писателям, говорили то славянским, то русским языками, но лишь на разных наречиях. Если считать все приведенные названия за принадлежавшие отдельным народам, то приходится допустить, что в истории есть выражения, свидетельствующие о совершенном отсутствии логики, а также образцы бессмысленницы, какъ например, скифский народ, живущий в Европейской Сарматии, славянского племени, или скифы сарматского племени, а сарматы – скифского и т. п.
По Страбону – роксолане жили между Днепром и Доном и были многочисленным и храбрым народом, могущим выставлять до 50 000 и более хорошо вооруженных всадников. Плиний, Тацит и Птоломей, а также Йорнанд местожительство этого народа указывают там же, где и Страбон. Плиний признает их за народ, родственный аланам: следовательно, роксолане тоже, что Россы – алане; к этому выводу пришел и Иловайский в «Розысканиях о начале Руси». Тацит (I в. по Р. X.) причисляет роксолан к сарматам, и описывает участие их в битве таким образом:
«У сарматов раздавался не один голос вождя: у них все подстрекают друг друга не допускать метания стрел, говоря, что следует предупреждать битву быстрым ударом и рукопашной схваткой… Сарматы, оставив лук, которым они хорошо владеют на близком расстоянии, бросились вперёд с длинными пиками и мечами«. (Annal. VI. 35). В другом месте тот же историк говорит: «Удивительно, храбрость сарматов находится какъ-бы вне их самих. Никто не боится так пешей битвы, как они; но когда они делают нападение лавой, едва-ли может устоять какой-либо строй». (История. I. 79).
Aрриан (II в. по Р. X.) в своей «Тактике« о военных приемах сарматов говорит:
«Копьеносцы приблизились к вражеским рядам и отбивались копьями»… или: «прогоняли при нападении врага пиками, как алане и сарматы» (IV. 3).
Аммиан Марцеллин в 358 г. по Р. X говорит, что у сарматов были длинные копья и что боевым их криком было восклицание «мара! мара!», – что означало смерть43). Народ этот приведенными историками назван «сарматами» по старой привычке, так как одновременно он ими же, а также и другими именует «роксоланами», т. е. Аланами-Россами и описывается как народ скотоводы. Сарматы времён Босфорского царства (I в.) объединились по словам римских историков, в сильный народ под управлением «spadines», т.е. господина.
Атака сарматского всадника с пикой на-перевес прекрасно изображена на фреске катакомбы, открытой в Керчи в 1841 г.
Последним из авторов древности о роксоланах упоминает готский историк Йорнанд (VI в.). По его словам народ этот оставался в тех-же пределах, отведенных ему ещё Страбоном, следовательно, он не был увлечен на запад гуннским движением.
Дальнейшие упоминания о роксоланах мы встречаем уже в источниках IX веке, по которым народ этот оказывается живущим гораздо севернее, где-то близ р. Вислы и Немана (Прусские хроники). Роксоланы там называются уже Руссами. В это же время на историческое поприще выплывает и Русь днепровская, черноморская и казарская.
Арабские историки IX и X в.в. Ибн-Даст, Мукадеси, Масуди и др. прямо говорят о Руси, живущей по берегам Чёрного моря на лесистом и болотистом острове, а также в земле хазарскаго царя; что из этого народа, говорящего славянским языком, набираются отряды в его войско и что Руссы населяют часть столичного города Итиля или Ателя (при устьях Волги).
О славянстве северных и прибалтийских Руссов много привели убедительных данных Иловайский в своем «Розыскания о начале Руси» и Егор Классен в «Материалах для истории Славяно-Руссов«, выпуски I и II. Здесь мы ограничимся лишь некоторыми указаниями, более выясняющими этот вопрос.
Руссы и торговый город Руса на берегах Балтийского моря упоминаются ещё в IV веке до Р. X. Об этом пишет грек Пифей из Месалии (Марсель), посетивший эти места в 320 г. на корабле вместе с торговцами греками. После этого о Руссах прибалтийских говорят, на основании древних летописей, историки скандинавские: Торфей (норвежский), Иоганнес Магнус (шведский) и Саксон Грамматик (датский).
Саксон Грамматик (ум. 1208г.) говорит, что в I веке по Р. Х. датский король Фротон І в морской битве победил русского царя Траннора и взяль его город Роталу, в Ливонии, и Пельтиск (Полоцк), столицу Веспазия, другого русского царя, завоевал страну еще какого-то царя Гондувана и женился на его дочери.
В III вtrt при Фротоне III Руссы и Гунны напали на Данию, царь руссов Олимер начальствовал флотом, а царь гуннов – сухопутным войском.
В I веке норвежский владетель Гальфдан воевал в землях востока России и Ливонии, убил на поединке славяно-русского царя Сигтрига и женился на дочери другого русского царя Эймунда44). Во II веке Готер, сын шведского короля Готброда, погиб в сражении с Боем, сыном русской княжны Рынды. Сын Готера и его приемники имели многие войны с Руссами в течении всего II века. (Саксон Грамматик.).
Шведский король Готеброд за несколько лет до Р. X., вспомнив о насилиях, совершенных руссами в Швеции, и собрав значительное войско из шведов и готов, вступил в Русь, избил великое множество русских и заставил их платить себе дань. Преемник его снова начал войну с Руссами. (Иоганнес Магнус).
Король Готский Велимир около нашей эры объявил русскому царю Гервифу войну, победил его и наложил на Русь дань. Но в скорости Гервиф выгнал готов (Иоганнес Магнус).
В VI веке шведский король Ингварь покорил Эстляндию и двинулся на Русь, но был тамъ убит. (Саксон Грамматик).
Классен говорит, что в имении Ф. Н. Глинки, в Тверской губернии, есть древние камни с надписями; снимок с одной из них был отправлен в Копенгагенское общество древностей: там прочли надпись так: «Здесь Ингварь поднят на щиты», что значит: признан королём.
Летописцы также говорят о русском поморском князе Ратиборе, давшем свой флот в помощь датскому королю Гильдестанду для истребления морских пиратов.
В исландских сагах упоминается о знаменитом русском владетеле Зигурламе или Чигурламе, который, по мнению Торфея, жил в III веке.
Приведенными данными ясно доказывается, что в нынешней северо-западной России и по берегам Балтийского моря издревле обитали Руссы, составлявшие несколько самостоятельных и сильных государств, что они не были ни датчане, ни норвежцы, ни шведы, так как имели постоянную вражду с ними. О том же говорят и названные выше историки.
Готы также не причисляются ни к шведам, ни к датчанам, так как они всегда воевали то в союзе с Руссами против шведов, то в союзе со шведами против Руссов. Саксон Грамматик говорит:
«Ивор (славянин-веден) в VII веке покорил Данию и Швецию, потом убил зятя своего Рерика (также венеда), царствовавшаго в Зеландии, которая в то время была населена славянами. Дочь Ивора Овда с сыном Гаральдом бежала к русскому князю Радибрату и вышла за него замуж. Гаральд с помощью флота руссов вступил на датский престол.»
Следовательно, Руссы имели на Балтийском море весьма сильный флот и владели, как увидим ниже, западным и южным берегами моря. Руссы были славяне: они занимали как раз все те земли, которые населены были этим народом. В их землях были города: Старая-Русса, Новая-Русса между рукавами Немана, из которых правый называется и до ныне Руссою, а прилегающая приморская местность носила название Пороси, по сведениям Пифея – Руснеи; Русислава – нынешный Рослау на Эльбе (Лабе). По всему южному Балтийскому побережью и до ныне множество городов и сёл носит славяно-русские названия.

Остров Рослаген, Швеция
Следы Руссов видны и на северных и западных берегах Балтийского моря, например, Рескильд, местечко, в котором жил историк Саксон Грамматик: в переводе название этого местечка значит: «кол для Руссов«. т. е. там было место казни для руссов; Рослаген — «кочевье Руссов», местность на Упландском берегу в Швеции.
Историк XI века Адам Бременский пишет, что Руссы-славяне владели западными берегами Балтийского моря, об этом свидетельствует языческое святилище в Упсале стоял золотой славянский кумир бога Радегаста, т. е. Радигостя, покровителя торговли и торговых людей (гостей). Радегаст – рад гостям. В другом месте он уверяет, что упсальский храм был сделан из золота.

Храм-Святовита в Арконе на острове Руян (Рюген)
Другой храм богу Радегасту был на южном берегу в Ретре. На острове Рюгене (Руян), населенном славянским племенем ранов, славившихся богатством, мореходством и торговлей, в г. Орекунда или Ореконда, на полуострове Витов, находился храм широко прославляемого и почитаемого бога Святовита или Свентовита. Храм Свентовита в г. Святограде или Свентограде был разрушен в 1168 г. датским королем Вальдемаром І. Многие сокровища этого храма и до сих пор находятся в Копенгагенском музее северных древностей.
Развалины Кремля Свентограда и теперь видны близ г. Арконы. На острове Рюген, по-славянски – Руян, в г. Стопень-камень (ныне Штубенкаммер) также было три чтимых храма: Сварогу, Волосу и Перуну45). В храме Волоса хранилась золотая сошка, упавшая с неба Микуле Селяниновичу. Другая в Микуль-боре, нынешнем Мекленбурге.

Фреска в склепе Деметры. Пантикапей
Тацит (Германия. гл. ХL) говорит о поклонении славянами на острове Рюгене богине земли – Матказеме, (Герте). Драгоценную статую богини Матказемы с серпом в правой руке и с снопом из золотых прутьев с янтарными колосьями в левой возили в колеснице по селам с весны до Купалы. Остатки этого храма у немцев теперь называются Гертабург46).
Последователи Шлёцера возражают, что приведенные исторические данные из Дитмара, Торфея, Саксона Грамматика и Иоганнеса Магнуса о древних славяно-Руссах мало проверены исторической критикой и таким образом являются как-бы пустыми сказками. За чем же дело стало? Почему же до сего времени молчат критики? Видимо отвергнуть эти данные им не по плечу. Авторитеты же названных историков говорят сами за себя: Дитмар был мерзебургским епископом (род. 975 г.), Саксон Грамматик – пробстом в Рескильде (ум. 1208 г.), а Магнус – архиепископом в Упсале (род. 1488 г.); притом они писали не историю России, а Скандинавии, следовательно, в пристрастии их заподозрить нельзя. Под руками у них были сказания, саги и летописи о жизни древних народов, населявших берега Балтийского моря. Исторические повествования их подтверждаются и археологическими раскопками.
Главным занятием новгородских и приморских Руссов была торговля с соседними странами. Азиатские товары доставлялись Волгой и реками, впадавшими в Финский залив. Для охраны торговых караванов от нападения разбойников Руссы имели многочисленную и хорошо вооруженную речную и морскую наемную стражу, называемую «варягами» от славянского слова варити – предварят, предупреждать, и (по Кирилловскому) варяю – разъезжаю; варять – плавать по водам.
Дитмар (Chronicon) говорит, что у славян-бодричей были особенные вооруженные стражи, наблюдавшие за целостью товара; что товар у них назывался вара, охранять – ганч или ветити, отсюда стража – варагайче и вараветниче. У вендов оберегатель товаров назывался воорагай. Следовательно, варяги не составляли какой-либо отдельной народности, а просто это была особая каста военных людей, на обязанности которых лежала охрана торговых судов от нападения морских пиратов, называемых на Балтийском море викингами, а на русских реках слывших под названием «поляницы». В варяги принимались люди испытанной храбрости и честности. Предводители варяжских дружин именовались князьями, каковое звание встречается только у народов славянских, но не германских.
В Тамбовской губернии «варять» означает заниматься развозною торговлей. В Москве «гарягами» называли торговцев-ходебщиков. Поговорка «полно варяжничать» – перестать выторговывать.
Нестор (древнейший Лаврентьевский список) говорит, что варяги были Русь, Свее (свебы, шведы), Аньгляне, Оурмане (нордманы) и Гьте (Геты или Готы), т.е. что у славян-Руссов охранители торговых караванов были варяги-Русь, а у других народов стража была своя, носившая (по Нестору) тоже славянское название, по господству славян на Балтийском море, а быть может и какое-либо другое, которого Нестор не знал, а потому и назвал сословие это общим славянским именем. Это последнее мнение более вероятно, так как ни скандинавские, ни датские историки варягов, как военное сословие, совсем не знают, по крайней мере не говорят о них ни слова.
Варяги-Руссы в ІХ веке ещё господствовали на западном и южном берегах Балтийского моря, главный же прибой имели в Новой Руссе, в дельте Немана. Из этого-то сословия Новгородцы с соседними народами в 862 г. и избрали себе князя. Следовательно, откуда бы ни пришел Рюрик с братьями, с шведского ли Упландского берега, принадлежавшего Руссам, с южного ли, для нас безразлично, но что Рюрик и его дружина были славяне – это несомненно. Шведы никогда себя не называли Руссами, а тем более «варягами-Руссами«47).
Скандинавские историки о призвании князей ничего не говорят и Рюрика совсем не знают. О них говорит лишь один наш летописец Нестор. Для нас это очень важно, так как событие это касается только русских, а ни кого-либо другого.

Печать Рюрика — Сокол. Старая Ладога
Нынешний Кёнигсберг, бывший Кролевец, находится на реке Рерике, вытекающей из озера Рерик. Название Рерик на наречии славян-лютичей, живших на этой реке, означало сокола.
Столица славян бодричей Рарог означала сокол.

Сокол — парная фибула
Мекленбург, старый Миклухин-бор, бывши ещё славянским, назывался Рюрик и означал сокол. У древлян сокол назывался руриком, у поморян рюриком, у верхних лужичан рурком. Имя Рюрик носил также брат владетельного князя Богемского. (История Богемии. Палацкий). Имена орла и сокола у славян употреблялись искони, как эпитеты молодечества.
Латинские историки Латом и Хемницкий называют Рюрика внуком князя бодричей Витислава, от второго сына его Годолюба. Синеус – Синий-ус, как и граф Бульонский, Гвид, прозывался Белобородым, Фридрих I – Рыжебородым, Гаральд III, датский король, – Синезубым, Генрих – Синею-бородою и т. п. Трубор, Самбор суть также северные славянские имена. Трубор— – трубить в бору, на охоте в рог.
Сага Едда Снорре говорит, что родина скандинавских, вернее, прибалтийских героев была страна «Свитиод», «Свидура«, т. е. страна света, солнца, юг. По другим сагам (Сага о Фритьофе Смелом. Тенгер) герои эти были «азы» (Асгард), переселившиеся туда около I века с берегов Азовского моря. Нейман полагает, что варяги пришли из этой древней родины Одина или Водана .
Варяги брили бороды, оставляя усы; так изображается на наших генеалогических картинах, а равно и на золотом брактеате, хранящемся в Копенгагенском музее и Рюрик.
Напрасно норманисты, последователи Шлёцера, стараются доказать, что имена 40 русских вождей, упоминаемых в договорах Олега и Игоря с греками, суть германские. Это напрасный труд. Имена эти все славянские, с берегов Балтийского моря. Над этим уже потрудился с успехом Иловайский в «Розысканиях о начале Руси». А что германцы переняли и присвоили себе много славянских имён, переделали и перековеркали их до неузнаваемости, так это верно.
Желающие сравнить словари русские с немецким народным, французским и английским, а также итальянским, с удивлением найдут в них не одну сотню слов с славянскими корнями. Это наследие оставили им наши предки славяне-руссы, как самый многочисленный и древнейший народ Европы. (См. гл. VI Геты—Руссы).
Константин Багрянородный привёл названия днепровских порогов по-русски и по-славянски, но перековеркал, как вообще и все греки, названия эти так, что на том и другом наречии их никто не поймёт. Норманисты и в названиях днепровских порогов ищут германские корни слов. Но это тщетный труд48).
Римляне называли сербов Рассиянами, сами же сербы себя зовут Рассане и Рашане. Жупан сербский носил титул «расскаго». В Австрии живут Русины и Русняки. Неужели же эти народы получили своё название от неведомых германцев-руссов, как старается доказать Шлёцер. Ведь цель его всем очевидна: унизить, умалить великий славяно-русский народ и произвести название его от несуществовавшаго народа Руссов-норманов, Руссов-шведов, о котором последние никогда не слыхали, руссами себя не называли и слово князь им даже не известно.
Во время призвания варягов в Новгород Старая Русса уже существовала; следовательно, в призвании князей действительно, согласно Лаврентьевской летописи, участвовали и Руссы, как стоящие во главе народонаселения Новогородской области. Летописец говорит (Ипатьевский список):
«Идоша за море к Варягом Руси: сице бо звахуть ты Варягы Русь, яко се друзии зовутся Свее, друзии же Урмани, Аньгляне, инеи и Готе, тако и си – ркоша Русь, Чюдь, Словене, Кривичи и все: земля наша велика и обильна, а наряду в ней нет: да поидеше княжить и володеть нами». В переводе: «Пошли за море к варягам-Руссам, ибо эти варяги назывались Русью, какъ другие (варяги же) шведами, норманами, англичанами и готами. Сказали Русь, Чудь, славяне (новгородцы), Кривичи и все: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: да поиди княжить и володеть нами«.
Переселенцы из Старой Руссы, желая приблизиться к морю, основали Новую Руссу, которая была известна ещё в 320 г. до Р. Х. (Пифей). Следовательно, Старая Русса ещё древнее Новой. На существование г. Новой Руссы в дельте Немана, на правом рукаве его – Русе, близь взморья, указывают Скимн Хиосский и Холкокондила.
Есть предание, что апостол Андрей Первозванный при своём путешествии был и на севере — в Новгороде Великом.
Птолемей говорит, что жители берегов Балтийского моря венеты, принадлежавшие к славянскому племени, в 216 г. до Р. X., теснимые Готами, уступили им янтарные прииски и подвинулись на северо-восток, на берега о. Ильменя и р. Ловати.
Хотя Руссы в 166 г. по Р. X. изгнали Готов из венетской земли, но поселенцы на Ильмене и Ловати остались на новых местах и основали там торговые города, из которых стали известны Новгород и Псков. Следовательно, Новгород был основан около 216 г. до Р. X. В противоположность названию этого города прежние города венетов стали называться старыми городами – Stargard, где ныне Ольденбург.
Йорнанд в VІ веке писал, что в 350 г. по Р. X. Новгород был покорен Готами, но ненадолго. Таким образом все измышления Шлёцера и его последователей о славянах номадах и о скандинавской Руси являются грубой насмешкой над великой славяно-русской народностью. В доказательство этого мнения можно привести ещётысячи данных, но мы далеко уклонились бы от прямой своей задачи – истории жизни народов, считающихся предками казачества.
Примечания
35) Геродот, І-ІV и VІ; Юст. І, 8. ХІ, 1. стр. VІІ и ХІ; Плин.Ест. Ист. и др.
36) Овидий, Понт, Посл.ІІІ, 2, 39
37) Греческое название этого народа историки переводят как Ясиги, Яциги, Азиги, Языги и Зихи, Зиги, а иногда и Сиги, даже Циги, Цииги и Цихи. Это не совсем верно. В греческих подлинниках после начальной буквы А стоит дзета, произносимая как ДЗ. Правильное произношение этого названия по русски будет с начальной А – Адзиги или Адиги, каковым именем и теперь себя называют нынешние черкасы, испорченным под тюркским влиянием: эдыге, ыдыге и адыге. Без начальной А – Дзиги или Чиги. Азовские Яциги двигались на запад вместе с роксоланами. Часть их, оставшаяся в Венгрии, и до сего времени существует под именами ящагов и русняков. Место между Пестом и Гевесом и теперь называется Ящаг. Там вырыт лет 60 назад золотой кубок с древне-славянской надписью:
Булд жупан теси луге
Тойги бу Таул жупан,
Тагрогитциги танси.
В переводе на русский язык:
Был жупан тише луга:
То был Таул-жупан,
Тагрогицигов утаивший (укрывший).
По Птолемею в том месте действительно сидели Тагры и, как видно из приведенной надписи, яциги, которых Таул-жупан (гетман, князь) укрыл в горах от полчищ Траяна, громившего славянские племена по этому пути.
39) Во многих местностях России, как и среди донских крестьян, часто в употреблении слово «волыня» – вольность, неподчинение властям, бунт. Волынить – своевольничать, на детском языке – играть.
0) О северном князе Роша или Роса говорит пророк Йезекил, гл. З8, ст. 2 и 3 и гл. З9, ст. 1. О нашествии с севера Скифов, народа древнего и сильного, говорит пророк Йеремия в гл. ІV, ст. 5-29 и гл. V, ст. 15-17.
41) Византийский учёный Х века Свидас пишет «Скуфис о Рос«, т. е. Скифы или Россы. Эратосфен (ІІІ в. до Р. X.) утверждает, что страна и народ Рос названы были скифами от других народов.
42) По Гейгеру и Гримму, у Фракийцев рожь называлась óрицей (briza). В некоторых местностях Малороссии рожь и теперь называется óрицей: на Дону óрицей называют траву – пырей гребенчатый, из породы злаковых.
43) Мара, мор, мëр, умер – имееют один и тот же корень. У донских казаков низовых станиц и малороссов есть бранное выражение: мара тебя возьми, т.е. смерть. У древних ассирийцев, вавилонян и персов «а» и «е» произносились безразлично, вернее имели средний звук: Беел или Баал или Ваал, Мардук или Мардух – дух мертвых, главный бог Вавилона. Осетинское Балта, литовское – балтос, белый. Персидско-вавилонское Набу – небо. Балтасар – белый царь. Сар – сер, т.е. царь, господин.
44) История Норвегии, І, 175, Торфей.
45) Тацит, Германия. гл. ХL)
46) Нестор, Лаврентьевский список
47) Финны шведов и норвежцев называют Руосси или Руоци, по старой привычке, по господству на тех берегах древних Руссов.
48) Д. Иловайский в «Розысканиях о начале Руси», стр. 126-140, в достаточной мере объяснил, что названия днепровских порогов, приведенные Константином Багрянородным, имеют славянские корни и только записаны на двух наречиях – славянском и русском.
Далее… Глава 5. Черкасия, Чигия, Алания и Казакия.