Более 130 лет назад 29 октября (17 октября по старому стилю) у станции Борки под Харьковом сошёл с рельсов и потерпел крушение императорский поезд, направлявшийся из Крыма в Санкт-Петербург по Курско-Харьково-Азовской железной дороге. В катастрофе поезда погибли 22 человека из числа сопровождавших, а царская семья Александра III, государыня Мария Фёдоровна, наследник престола цесаревич Николай и остальные дети, спаслась только чудом.
Сегодня мы расскажем, почему произошла эта трагедия и что она повлекла за собой.
Летом 1888 года путь царского поезда лежал через Юго-Западную железную дорогу, одним из управляющих которой был инженер Сергей Витте. Ему было поручено сопровождать императора в поездке, а Витте, пораженный тем, с какой скоростью ездит императорский поезд, потребовал от министра путей сообщения снизить скорость на своём Юго-Западном участке дороги, что, как ни странно, было сделано. Однако наутро, когда поезд остановился на одной из станций, Сергей Витте увидел, что его все обходят и смотрят весьма настороженно. Вскоре выяснилась причина: Александр III оказался крайне недоволен тем, что по Юго-Западной дороге его состав тащился крайне медленно. В этот момент на перрон вышел сам император и лично высказал Витте своё раздражение. Железнодорожные чиновники старались максимально ускорить путь императора по железным дорогам, так как он и сам этого требовал, поэтому тяжеленный царский поезд развивал очень высокую скорость – 68 км/час. Министр путей сообщения Посьет начал критиковать управляющего инженера Сергея Витте:
— А на других дорогах ездим же мы с такою скоростью (т.е. 68 км/час), и никто никогда не осмелился требовать, чтобы государя везли с меньшею скоростью.
На это Сергей Витте ответил ему:
— Знаете, ваше высокопревосходительство, пускай делают другие, как хотят, а я государю голову ломать не хочу, потому что кончится это тем, что вы таким образом государю голову сломаете.
Как впоследствии оказалось, этот разговор оказался судьбоносным в жизни Витте, император Александра III услышал и запомнил эти слова инженера.
Состояние железнодорожных путей и вагонов в Российской империи периодически проверялось, однако не соблюдалось самое главное правило техники безопасности.
Осенью 1888 года семья императора Александра III посетила Кавказ, демонстрируя высочайшую заботу о самых отдалённых провинциях России и единения самодержца с верноподданными народами. Кавказцы встречали высоких гостей в национальных костюмах, с присущим им радушием и гостеприимством. Старейшины кавказских сёл и городов клялись царю-Миротворцу в вечной преданности. Августейшее семейство в Грузии посетили Тифлис и Батуми, русский император совершил первый и единственный визит в Баку. Императрица Мария Федоровна, датчанка по рождению, впервые оказалась в этих местах. Природа дикого горного края и культурные особенности различных народов Кавказа поразили государыню. Она искренне восторгалась радушием местных жителей и с интересом знакомилась с их традициями.
Дагестанцы поднесли императору хлеб-соль и чёрную кавказскую бурку, императрице — белую бурку, башлык и два куска верблюжьей шерсти, а азербайджанцы Баку преподнесли государыне в подарок восемь ковров ручной работы. Юному цесаревичу Николаю Александровичу дагестанцы вручили шашку в ножнах из черного рога и кинжал, драгоценную персидскую саблю, отбитую в бою у персидского принца.
После путешествия по Кавказу император Александр III, Мария Федоровна и дети прибыли морем в Севастополь, Ялту, Ливадийский дворец.
Император Александр III любил отдыхать с женой и детьми в Крыму, куда добирался по недавно проложенным железным дорогам. Маршруты путешествия царь выбирал сам, можно было ехать либо через Харьков, либо через Киев и Брест. Кроме семьи, слуг и приближенных, императора обычно сопровождал министр путей сообщения и главный инспектор железных дорог, в пути к ним присоединялись управляющие тех железных дорог, по которым император совершал свой путь.
В октябре 1888 года царский поезд возвращался из Крыма в Санкт-Петербург. Вначале было решено ехать по Юго-Западному направлению, но вспомнив непримиримого Сергея Витте, запрещавшего превышать скорость на своём Юго-Западном участке, император в последний момент приказал свернуть на Курско-Харьково-Азовскую железную дорогу.
Никто пока не догадывался о том,что работающие в разных ритмах два локомотива сильно расшатывают железнодорожное полотно. По проложенным на искусственной насыпи рельсам поезду следовало бы ехать помедленнее, но он нёсся вперёд, не чувствуя приближающейся беды.
Царский поезд на полтора часа отставал от расписания, ведь на железнодорожном маршруте Курск – Харьков – Азов было расписано по времени движение пассажирских поездов. Пытаясь наверстать упущенное время, машинисты гнали вовсю, доводя скорость почти до 70 верст в час. Во время остановки в Тарановке начальник царской охраны генерал Черевин, прогуливаясь по перрону вместе с министром путей сообщенияПосьетом, сетовал на опоздание. У начальника царской охраны генерала Черевина были свои основания для беспокойства. В Харькове все охранные меры по обеспечению безопасности императорской семьи были рассчитаны точно под расписание движения царского поезда.
Участок железнодорожного пути Тарановка — Борки, на котором потерпел крушение царский поезд, ещё летом 1888 года был признан аварийным, и машинистам рекомендовали снижать скорость движения поезда.
Царский поезд разогнался до скорости в 68 км/час так, что сильно раскачивало вагоны поезда, и колёса поезда расшатали пути, не предназначенные для такой скорости.
В 14 часов 14 минут на перегоне Тарановка-Борки императорский поезд сошёл с рельсов, раздался страшный грохот и скрежет железа. Тяжёлые царские вагоны продолжали двигаться по инерции, собственной массой сминая на своём пути передние вагоны поезда, которую занимала прислуга и царская охрана. С высокой насыпи рухнули 10 вагонов, они были разрушены полностью. 13 человек погибли в вагоне прислуги, который был разрушен полностью, а в царском вагоне погибли камер-лакеи, стоявшие в дверях. 22 жизни унесла эта трагедия. Никто не понимал, что происходит. Царил хаос, паника…
В момент крушения вся царская семья, за исключением маленьких детей Александра III находилась в вагоне-столовой. Младшая дочь, шестилетняя Ольга принимали пищу в «детском» вагоне с няней миссис Франклин, она успела прижать Ольгу к себе в момент крушения. Это и спасло княгиню. От резкого торможения вагона, произошёл сильный толчок, который всех повалил на пол, а за ним произошло обрушение крыши и разрушение стен вагона. Тяжёлая металлическая крыша массивно рухнула вниз, но зацепившись краем, она застряла, не придавив лежавших на полу людей. Оставался маленький проём, через которых смог протиснуться император, приподняв на своей могучей спине край крыши вагона, и несколько минут держал её на своих плечах и спине, чтобы члены его семьи и приближенные смогли выбраться наружу. Из царского семейства никто не пострадал, в том числе и Михаил с Ольгой, вагоны которых были менее повреждены.
«Это был поистине подвиг Геркулеса, за который ему пришлось потом заплатить дорогой ценой, хотя в то время этого еще никто не знал», — вспоминала впоследствии великая княгиня Ольга.
Император Александр III и императрица Мария Фёдоровна до вечера помогали разбирать завалы, осматривали раненых, отдавали необходимые распоряжения. Великая княгиня Ксения Александровна сильно ушибла спину, из-за чего впоследствии немного горбилась. Малолетнего великого князя Михаила вынул из-под вагонных обломков солдат царской охраны. Только поздно вечером, когда почти все пострадавшие в крушении поезда спасены, завалы разобраны, царская семья уехала на станцию Лозовая на пришедшем светском пассажирском поезде.
Дальше все ехали в трагической тишине, все были подавлены, дети крайне напуганы.На станции Лозовая был совершен молебен Богу в благодарность за спасение. Россия восприняла спасение императорской семьи как божественное чудо. По всей стране проводились благодарственные богослужения, а в Москве и Петербурге императора Александр III встречали флагами, демонстрациями, молебнами и пением гимна «Боже, царя храни!». К вечеру следующего дня императорский поезд прибыл со стороны Белгорода в Курск. Преосвященный Иустин произнесет краткое приветствие Александру III и благословил его иконой. Император принял доклад от губернатора и военных начальников, принял хлеб-соль от депутаций дворянства, земства, города.
Через некоторое время августейшее семейство отправилось в Харьков, а оттуда — через Москву в Санкт-Петербург.
Ввиду непростой внутриполитической обстановки, активности различных народнических организаций не исключалась версия теракта. Для расследования чрезвычайного происшествия была создана комиссия, началось следствие, вести которое Александр III поручил следователю и популярному юристу Анатолию Кони. Эксперты тщательнейшим образом исследовали обломки состава и раскуроченное железнодорожное полотно. Вывод комиссии был однозначен: взрыва не было, к катастрофе привело стечение обстоятельств – некачественные пути и неисправность поезда. Впрочем, ходили слухи о том, что о теракте попросту умолчали, дабы не вдохновлять других злоумышленников. Якобы бомбу тайно подложил в «столовый» вагон помощник повара, близкий к народникам. Все эти предположения так и остались голословными домыслами.
Допрашивая министра Посьета, Анатолий Кони пытался выяснить, почему тот не вмешивался и не обращал внимания государя на неправильный состав поезда. Посьет оживился и сказал, что очень даже обращал, причем еще даже Александра II.
Итак, не установив следов теракта, Анатолий Кони изложил императору свои выводы о виновности должностных лиц, причастных к трагедии. По его словам, все они проявили «преступную небрежность к поезду чрезвычайной важности». Закончил доклад Кони сообщением о «хищнических действиях» правления при эксплуатации железной дороги, стремлении любым путём к наживе, безответственности служебного персонала и попустительстве всему этому со стороны Министерства путей сообщения.
— «Итак, ваше мнение, что здесь была чрезвычайная небрежность?» — спросил император.
— «Если характеризовать все происшествие одним словом, независимо от его исторического и нравственного значения, — ответил Кони, — то можно сказать, что оно представляет сплошное неисполнение всеми своего долга».
Управляющий Юго-Западной железной дорогой талантливый инженер Сергей Витте вскоре занял должность директора департамента железнодорожных дел, а через четыре года стал министром путей сообщения России. Видимо, император не забыл того спора на перроне, в котором инженер Сергей Витте оказался прав, как показало крушение императорского поезда. Министр путей сообщения Посьет и главный инспектор железных дорог Шерваль ушли со своих постов, а расследование железнодорожной катастрофы было закрыто самим Александром III. Сергей Витте впоследствии сделал немало для железнодорожного дела, для промышленности, для русской экономики, для международного положения Российской империи и для внутриполитических изменений.
Крушение царского поезда имело скорбные последствия для самого императора . Физическое перенапряжение, пережитое Александром III во время удерживания крыши вагона, вскоре стало причиной серьёзной болезни царя, проявившейся в виде болей в пояснице, врачи диагностировали начало болезни почек. Со дня крушения поезда его здоровье было подорвано, началось трагическое угасание императора Александра II. Император угасал на глазах, потерял аппетит, из-за чего сильно похудел, жаловался на боли в пояснице и сердце, немецкий врач, прибывший из Германии поставил диагноз — нефрит почек с поражением сердца и легких, но лечиться было уже поздно. В последние месяцы жизни Александр III уже практически не участвовал в государственных делах, почти не вставал с кровати, не мог ни ходить, ни есть, ни спать. 20 октября 1894 года царь-Миротворец скончался в возрасте 49 лет.
Крушение царского поезда стало своеобразным прообразом будущего крушения Российской империи, которая мчалась на всех порах при весьма устаревшем управлении и потерпела трагическое крушение в 1917 году.
Воспоминания о крушении поезда.
Государыня императрица Мария Фёдоровна записала в своём дневнике: «Это был самый ужасный момент в моей жизни, когда я поняла, что жива, но что около меня нет никого из моих близких. Ах! Это было очень страшно! Потом вдруг я увидела мою милую маленькую Ксению, появившуюся из-под крыши немножко поодаль с моей стороны. Затем появился Георгий, который уже с крыши кричал мне: «Миша тоже здесь!» и, наконец, появился Саша, которого я заключила в свои объятья…
За Сашей появился Ники, и кто-то крикнул мне, что Baby (Ольга) целая и невредимая, так что я от всей души и от всего сердца могла поблагодарить Нашего Господа за его щедрую милость и милосердие, за то, что Он сохранил мне всех живыми, не потеряв с их голов ни единого волоса! Подумай только, одна лишь бедная маленькая Ольга была выброшена из своего вагона, и она упала вниз с высокой насыпи… Но какую скорбь и ужас испытали мы, увидев множество убитых и раненых, наших дорогих и преданных нам людей. Душераздирающе было слышать крики и стоны и не быть в состоянии помочь им или просто укрыть их от холода, так как у нас самих ничего не осталось!
Мой дорогой пожилой казак, который был около меня в течение 22 лет, был раздавлен и совершенно неузнаваем, так как у него не было половины головы. Также погибли и Сашины юные егеря, которых ты, наверное, помнишь, как и все те бедняги, кто находился в вагоне, который ехал перед вагоном-рестораном. Этот вагон был полностью разбит в щепки, и остался только маленький кусочек стены!
Это было ужасное зрелище! Подумай только, видеть перед собой разбитые вагоны и посреди них – самый ужасный – наш, и осознавать, что мы остались живы! Это совершенно непостижимо! Это чудо, которое сотворил наш Господь!»
«Роковой для всех день, все мы могли быть убиты, но по воле Божией этого не случилось. Во время завтрака наш поезд сошел с рельсов, столовая и 6 вагонов разбиты и мы вышли из всего невредимыми. Однако убитых было 20 чел. и раненых 16. Пересели в Курский поезд и поехали назад. На ст. Лозовой был молебен и панихида. Ужинали там же. Все мы отделались легкими царапинами и разрезами!!!» — так описал трагедию в своем дневнике цесаревич Николай Александрович.
«Бог чудом спас нас всех от неминуемой смерти. Страшный, печальный и радостный день. 21 убитый и 36 раненых! Милый, добрый и верный мой Камчатка тоже убит!» — эту записать сделал в своём дневнике Александр III.
А вот как вспоминала трагедию великая княгиня Ольга Александровна в своих мемуарах: «29 октября длинный царский поезд шёл полным ходом к Харькову. Великая княгиня помнила: день был пасмурный, шёл мокрый снег. Около часу дня поезд подъезжал к небольшой станции Борки. Император, императрица и четверо их детей обедали в столовом вагоне. Старый дворецкий, которого звали Лев, вносил пудинг. Неожиданно поезд резко покачнулся, затем ещё раз. Все упали на пол. Секунду или две спустя столовый вагон разорвался, как консервная банка. Тяжёлая железная крыша провалилась вниз, не достав каких-то несколько дюймов до голов пассажиров. Все они лежали на толстом ковре, упавшем на полотно: взрывом отрезало колеса и пол вагона. Первым выполз из-под рухнувшей крыши император, и приподнял ее, дав возможность жене, детям и остальным пассажирам выбраться из изувеченного вагона».
Точные координаты места крушения царского поезда в 1888 году — 295-й километр линии Курск — Харьков — Азов южнее Харькова, в 27 км от Змиева близ речки Джгуны. Сегодня здесь – украинское село Першотравневе (Первомайское), основанное в 1959 году, ещё при жизни двух свидетельниц крушения царского поезда – дочерей царя Александра — августейшей царевны Ольги и цесаревны Ксении.
На месте крушения поезда были построены несколько храмов и часовен, а в некоторых губерниях отливали памятные колокола, закладывали памятные церкви, писали иконы.
В 1893 году на месте крушения императорского поезда была воздвигнута часовня. На входных воротах присутствовала надпись «В честь 17 октября 1888 года». Последний молебен в присутствии Николая II состоялся 19 апреля 1915-го. А в 1930-е часовню разрушили большевики. В 2013 году в Змиевском районе Харьковской области Украины открыли памятник русскому императору Александру III.
Всего же в память о чудесном спасении императорской семьи в течение 1888-1890 гг. было сооружено, пожертвовано и учреждено 126 храмов, 32 придела, 320 часовен, 17 колоколен, 116 иконостасов, 30 церковных оград, 2873 киота и 54 ризы на иконы, 152 запрестольных и выносных креста, 434 хоругви, 685 колоколов, 324 лампады, 107 церковно-приходских школ, несколько богаделен и приютов.