Вторник , 8 Октябрь 2024
Домой / Русский след в мире / Конструктор Павел Сухой спроектировал будущее российской авиации.

Конструктор Павел Сухой спроектировал будущее российской авиации.

125 лет назад родился советский авиаконструктор Павел Осипович Сухой (1895 — 1975). Под его руководством разработано более 50 модификаций самолетов и положивших начало целому семейству современных истребителей. Сейчас бренд «Су» широко известен во всем мире

Павел Сухой был одним из основателей отечественной реактивной и сверхзвуковой авиации. О нём всегда говорили как о человеке, опередившем своё время. Все изобретения и новшества он делал перспективными — часто для современности они были слишком прогрессивными. Время его проектов пришло позже.

Некоторые его реактивные машины — Су-17, Су-24 и Су-25 — летают больше четырех десятков лет. А реактивный Су-27 послужил базой для создания целого семейства боевых самолетов, которые до сих пор составляют основу отечественной боевой авиации. И это свидетельство огромного таланта авиаконструктора Павла Осиповича Сухого.

В настоящее время ПАО «Компания «Сухой» (в составе Объединенной авиастроительной корпорации, госкорпорации «Ростех») является одним из лидеров отечественного военного самолетостроения.

Под руководством Туполева

Сухой родился 22 июля 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи (ныне — город Глубокое Витебской области Белоруссии) в семье учителя. В 1914 году с серебряной медалью окончил Гомельскую мужскую гимназию. Затем переехал в Москву, поступив на математический факультет Императорского Московского университета (ныне — Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова). Отучившись год, пошёл в Императорское Московское техническое училище (ныне — Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана). Там слушал лекции профессора Николая Жуковского, занимался в его кружке воздухоплавания вместе с будущим авиаконструктором Андреем Туполевым.

В 1916 году Павел Сухой был призван в армию, прошёл обучение в школе прапорщиков, принимал участие в Первой мировой войне. Через два года вернулся в Москву, однако не смог продолжить занятия в училище, работа которого была временно остановлена. В связи с этим уехал в Западную Белоруссию, где до 1920 года преподавал математику в школе.

Затем продолжил учёбу в Московском высшем техническом училище, которое окончил в 1925 году, защитив дипломный проект на тему «Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил». Работа была подготовлена под руководством Туполева.

После Павел Сухой начал работать инженером-конструктором в конструкторском отделе АГОС («Авиация, гидроавиация, опытное строительство») Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). До 1936 года являлся руководителем бригады №3 («Легкие самолёты») конструкторского отдела опытного самолётостроения (КОСОС) ЦАГИ. Затем стал заместителем начальника опытно-конструкторского бюро (ОКБ) Завода опытных конструкций (ЗОК) ЦАГИ. В 1939 году бригада Сухого была переведена из Москвы в Харьков на авиазавод №135.

До апреля 1940 года Сухой был главным конструктором ОКБ-135, стал доктором технических наук. С апреля 1940 по ноябрь 1949 года — главный конструктор КБ авиазавода 289 (с 1945 года — №134), базировавшегося в Москве и Подмосковье. После занимал также должность директора этих предприятий.

Во время Великой Отечественной войны авиазавод находился в эвакуации, после был размещён в Тушине (в настоящее время это один из районов на северо-западе Москвы). В 1949 году КБ было расформировано.

Опытный образец Су-15 ПАО «Компания «Сухой»

До 1953 года Павел Сухой работал на должности заместителя главного конструктора в КБ Андрея Туполева. В 1953–1956 годах — главный конструктор, а затем и генеральный конструктор воссозданного КБ.

Первые рекорды

Свою конструкторскую деятельность Сухой начал в ЦАГИ, где занимался проектированием фюзеляжей, шасси и их увязкой с другими узлами и системами практически всех самолетов. Принимал участие в проектировании таких самолетов, как АНТ-3 «Пролетарий», ТБ-1 (1925), ПС-9 (1929), ТБ-3 (1930) и Р-7 (1930).

АНТ-3 

АНТ-3 «Пролетарий» представлял собой двухместный одностоечный полутораплан обычной схемы, но с некоторыми особенностями — в нем наблюдатель-стрелок мог работать стоя. Верхнее крыло почти лежало на фюзеляже. На АНТ-3 «Пролетарий» летчик Михаил Громов с бортмехаником выполнил в период с 30 августа по 2 сентября 1926 года круговой перелет по маршруту Москва — Берлин — Париж — Вена — Прага — Варшава — Москва протяженностью 7150 км за 34 часа 15 минут. Позже были и другие рекорды — за 153 часа АНТ-З пролетел более 20 тыс. км. Эти перелёты продемонстрировали перед всем миром успехи советского самолетостроения и высокое мастерство наших летчиков.

Сравнительно быстро молодой инженер Павел Сухой стал специалистом высокой квалифиции. Под общим руководством Туполева Сухой работал над истребителями И-4 (1927), И-14 (1933), дальним бомбардировщиком ДБ-2 (1935) и самолетами АНТ-25 (РД, «Рекорд дальности», 1933).

АНТ-25 Иван Шагин/ТАСС

В 1937 году на самолете РД экипаж летчика Михаила Громова установил абсолютный рекорд дальности по прямой — стартовав в Москве, он приземлился в Сан-Диего (США), преодолев за 62 часа 17 минут 10 148 км.

Орден Трудового Красного Знамени авиаконструктору принесла работа над проектом дальнего бомбардировщика АНТ-37бис («Родина»). На бомбардировщика АНТ-37бис в 1938 году был установлен женский мировой рекорд дальности полёта (Москва — Дальний Восток).

Павел Сухой принимал участие  и в конкурсной разработке самолета под шифром «Иванов» — проект завершился созданием боевого многоцелевого самолета Су-2/ББ-1 (1937). Это был ближний бомбардировщик, который использовался в первые годы Великой Отечественной войны. Поздняя модификация с другим двигателем выпускалась под названием Су-4.

Су-2 ПАО «Компания «Сухой»

В 1942–1943 годах под руководством Сухого создан бронированный штурмовик с поршневым двигателем воздушного охлаждения Су-6.

Сверхзвуковая сила

Именно послевоенное время стало расцветом конструкторского творчества Сухого. Это эра реактивной авиации. И здесь ему принадлежит немалая часть настоящих прорывов в будущее.

Среди них — первый отечественный самолет, превысивший скорость 2 тыс. км/ч, Су-7 (1955), истребители-перехватчики Су-9 (1957), Су-11 (1958), Су-15 (1962), истребитель-бомбардировщик Су-17 (1966), а в 1970-е годы — фронтовой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла Су-24 и штурмовик Су-25, которые популярны до сих пор.

Су-9. Сергей Преображенский/ТАСС

Су-9 — первый в мире истребитель-перехватчик в составе единого автоматизированного комплекса перехвата (самолет + ракеты + радиолокационная станция), а его «наследники» — Су-11 и Су-15 — около трех десятков лет охраняли покой советского неба, долгое время являясь основой противовоздушной обороны (ПВО) Советского Союза.

Заслуженный военный лётчик РФ генерал-майор Владимир Попов, который в 1980-х годах осваивал боевые машины Су-17 и Су-24, считает, что все самолеты Павла Сухого — «это были прорывные технологии и каждый соответствовал своему времени».

«Су-15 — великолепный и надежный самолет в авиации ПВО. С хорошими скоростными, маневренными и боевыми возможностями. Он пускал ракеты дальнего и среднего действия, но в то же время мог работать на ближних дистанциях, — говорит летчик. — В те времена самолет с двумя двигателями — по надежности для истребителя это был новый шаг. И кстати, потом все реактивные сверхзвуковые машины пошли двухдвигательные, практически с его легкой руки».

Су-15. А.Галушко/ТАСС

Был у Сухого и первый отечественный самолёт Т-4 — с широким применением в конструкции титановых сплавов, системой электронного дистанционного управления.

Многие технические решения в самолетах Павла Сухого были реализованы на практике впервые. Так, на Су-7 и Су-9 внедрили систему необратимого бустерного управления без перехода на ручное, появилась система автоматического регулирования воздухозаборников, применен целиком подвижный стабилизатор — все это в комплексе позволило преодолеть звуковой барьер и обеспечить скорость, в два раза превышающую скорость звука.

Су-7 ПАО «Компания «Сухой»

Су-17 стал первым советским истребителем-бомбардировщиком с крылом изменяемой геометрии. Минимальный угол стреловидности 30 градусов применялся при взлёте, посадке и полётах на средних высотах при маневренных воздушных боях. Максимальный угол (63 градуса) — для полетов на больших высотах и скоростях.

«Все эти характеристики для лётчика — это была очень большая поддержка. Даже курсанты летали на них, потому что было безопасно. Потому что скорости взлёта и посадки были сопоставимы с реактивными самолётами с обычным крылом. И так элегантно это было выполнено, что потом уже были созданы фронтовые бомбардировщики Су-24 с полностью изменяемой геометрией крыла», — рассказывает генерал Попов, отмечая, что фактически за сёет изменения положения в полёте крыла самолёт решал вопросы оперативно-тактического применения широкого круга задач.

Разработанный в конце 1960-х годов, советский истребитель-бомбардировщик Су-17 серийно выпускался вплоть до 1990 года и воевал в Афганистане, на Ближнем Востоке и в Персидском заливе, в Азии и в Африке. Стал самым массовым истребителем-бомбардировщиком третьего поколения.

Су-17 ПАО «Компания «Сухой»

Долгожителем оказался и фронтовой бомбардировщик Су-24, принятый на вооружение в 1975 году. Было выпущено почти 1,5 тыс. самолётов, причём последние модели поступили в авиачасти Вооруженных сил РФ порядка семи лет назад. Бомбардировщик Су-24 на службе уже более 40 лет.

В прицельно-навигационном комплексе самолета была применена цифровая вычислительная машина, реализован режим полёта на малых и предельно малых высотах, в автоматическом режиме, с огибанием рельефа местности.

Впервые на бомбардировщике Су-24 были установлены локаторы миллиметрового диапазона, об эффективности применения которых заговорили только сейчас, в XXI веке. А тогда, в 70-х годах ХХ века, самолёт уже имел такое оборудование. Вот насколько надо было смотреть вперёд. Это была его прозорливость и конструкторская смелость.  Владимир Попов, заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор

Су-24 Юрий Смитюк/ТАСС

Успехи Су-24 имел и в пилотаже. «Штурман и лётчик могли на время «поменяться местами», точнее, заменять друг друга при острой необходимости в полете, так как сидели рядом. Это вот была идея сверхвыживаемости экипажа в боевых условиях, если происходит поражение и один из членов экипажа теряет работоспособность. На тот момент эта была новая идеология, которая до сих пор успешно пролонгируется в истребителях МиГ-29КУБ и Су-30СМ (экипаж из двух пилотов). И здесь возникает очень высокая интеллектуальная эффективность применения самолёта и его вооружения во время боя», — говорит Попов.

Нельзя не упомянуть и известный истребитель Су-25, прозванный впоследствии «Грач». В 70-е годы ХХ века армия совершенно не предполагала ставить на вооружение дозвуковые штурмовики. И хотя реакция военных на первые эскизные проекты была отрицательной, Сухой порекомендовал своим инженерам не бросать начатого дела. В 1972 году он одобрил общую концепцию будущего Су-25.

На штурмовике был внедрен комплекс боевой живучести, который включал в себя полностью бронированную кабину-капсулу пилота, использование пористого заполнителя топливных баков и некоторые другие разработки, которые обеспечивали значительное снижение потерь машин в реальных условиях боевых действий.

Су-25 Юрий Смитюк/ТАСС

Этот самолёт фактически стал последней машиной Павла Сухого. Он скончался 15 сентября 1975 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В марте 1977 года имя Павла Сухого было присвоено КБ, в котором он работал (ныне — составная часть ПАО «Компания «Сухой» ОКБ Сухого»). В честь него названы улицы в Москве, Витебске, Гомеле, а также школа в городе Глубокое, где в 1985 году создан музей и установлен самолет-памятник Су-17М. Мемориальная доска установлена в Москве (Ленинский пр-т, д. 7), где авиаконструктор проживал в 1947–1965 годах.

Войсковая эксплуатация Су-25 началась в 1981 году, а официально на вооружение был принят в 1987 году. И с тех пор не было ни одного вооруженного конфликта, где бы он не появился.

Советский конструктор Павел Сухой смотрел в далёкое будущее

Руководил Павел Сухой и началом разработки истребителя четвертого поколения Су-27, созданный как ответ на американский истребитель McDonnell Douglas F-15 Eagle.

«Одним из основных требований, предложенных Сухим при создании Су-27, был комплексный подход. Когда одновременно с самолетом разрабатывались и все элементы авиационного комплекса: двигатель, вооружение и бортовое оборудование», — отмечают специалисты ПАО «Компания «Сухой».

Су-27 Владимир Яцина/ТАСС

Принципиально новым на Су-27 было использование интегральной аэродинамической компоновки, существенно повышающей величину аэродинамического качества на всех основных режимах полёта. А также повышение маневренности за счёт реализации малых запасов статической устойчивости и использования электронной дистанционной системы управления
пресс-служба ПАО «Компания «Сухой»

«Интегральный подход — это было новое слово в аэродинамической компоновке современных самолётов. И сегодня так и делают. Что получилось из Су-57? Это интегральная схема. Всё интегрировано в крыло, а это — и малая радиолокационная заметность, и визуальная (оптико-электронная) незаметность, и размытие температурного следа эмиссии выходящих газов двигателей машины. А значит, этот след менее заметен для ракет самонаведения с инфракрасными головками», — объясняет лётчик Попов, подчеркивая, что «подобное было заложено ещё при Сухом, хотя это был завтрашний день».

Все эти решения во многом определили успех всех последующих самолетов семейства «Су». «И сейчас созданные на его (Су-27) базе Су-30, Су-34 и Су-35 серийно поступают в Вооруженные силы РФ. Гордимся нашими достижениями и низко кланяемся ветеранам ОКБ Сухого, которые смогли в самые тяжелые годы с авиаконструктором Михаилом Симоновым (был главным конструктором Су-27 — прим. ТАСС) сохранить фирму, найти способы выжить… и не просто выжить, а продолжать совершенствоваться и достичь блестящих результатов», — рассказал в 2019 году в интервью ТАСС заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Виктор Пугачёв.

В ноябре 1989 года он впервые посадил на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов» истребитель Су-27К (сегодня это Су-33), а незадолго до этого впервые показал миру новую фигуру высшего пилотажа, которую впоследствии назовут «кобра Пугачева».

Су-30СМ при выполнении маневра «кобра Пугачева» Татьяна Белякова/ТАСС

«Сверхманёвренность современных истребителей «Су» поражает, можно рассмотреть воочию, и эту «кобру» можно сделать стойкой в течение десятка секунд, что демонстрируют наши замечательные летчики Юрий Ващук на Су-35 и Сергей Богдан на Су-57. В общем, система управления позволяет ее поукрощать, постоять и дальше выполнять следующий маневр. Гордимся!»
Виктор Пугачёв, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза

Не зря многие авиационные специалисты отмечают, что вся линейка Су-27 признана самой красивой, причем не только в России, но и за рубежом. Еще в 1990-х годах проходил конкурс, и именно этот истребитель был признан самым красивым современным летательным аппаратом. Специалисты и эксперты называют Су-27 «королем воздушного боя».

Продолжая великое дело конструктора Павла Сухого

Сегодня ОКБ им. П.О. Сухого по праву считается одним из самых современных и высокотехнологичных в мире.

Сложившаяся на протяжении 20 лет школа бортового программирования ОКБ Сухого является наиболее развитой в авиационной промышленности. Накопленный опыт по успешной интеграции комплексов авионики авиационных комплексов Су-35/Су-35С, Су-57, разработке программного обеспечения для самолетов гражданской авиации позволяет реализовывать задачи программирования искусственного интеллекта для модернизированного Су-57 и БЛА на высоком техническом уровне.

Создание современных самолётов — это сложнейшая задача, требующая работы с огромным массивом знаний, которые представлены в различных формах: как в виде документов (математических моделей, методов расчетов, инструкций и т.п.), так и в виде компетенций сотрудников — их образования и опыта. Для этого сотрудники «Сухого» создали и внедрили систему управления знаниями, которая позволяет каждому сотруднику оперативно работать с огромными массивами оцифрованной информации. Такое эффективное использование корпоративных знаний даёт компании значительное конкурентное преимущество и позволяет значительно сократить время протекания процессов и реализации проектов.

«Компания «Сухой» наряду с корпорацией «МиГ», компаниями «Ил» и «Туполев» является мировым лидером по созданию авиационной техники военного назначения. Мы производим самые современные образцы авиационной техники, такие как самолет Су-35, истребитель пятого поколения Су-57 и беспилотные авиационные комплексы. Все они являются вершиной научной мысли современной авиации.»
Илья Тарасенко, генеральный директор ПАО «Компания «Сухой»

Самолеты марки «Су» составляют основу оперативно-тактической авиации ВКС России. Во всем мире широко известны Су-34, Су-35 и самый современный перспективный авиакомплекс фронтовой авиации — Су-57, относящийся к истребителям пятого поколения. Все эти самолеты несут в своем названии одни и те же буквы, напоминающие о Павле Сухом — авиаконструкторе, который умел смотреть в будущее, конструировать и создавать его в мечтах и наяву.

По материалам ТАСС, Роман Азанов

Как выходец из России стал звездой французского кино и мужем Марины Влади
История императорских поездов России

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*