Четверг , 18 Апрель 2024
Домой / Античный Русский мир. / Когда христианская церковь была единой

Когда христианская церковь была единой

На берегах Иордана, Иоанн Креститель указал Андрею, рыбарю, на грядущего Господа Христа и Спаса: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира!» Не медлил более Андрей Первозванный и последовал за Божественным Учителем, от коего все впервые услышали глаголы жизни. Андрей поспешил сообщить благую весть старшему брату своему Симону и стал первым евангелистом, воскликнувшим: «Мы обрели Мессию, глаголемого Христа!» Андрей Первозванный привёл своего старшего брата Симона к Иисусу, Который нарек ему новое имя: Кифа, или Петр, то есть камень.

Хотя немедленно устремился Андрей Первозванный к указанному Иоанном Христу, однако не сразу он оставил обыкновенную жизнь семейную ради Его; для сего нужен был особенный зов из уст самого Божественного Учителя. «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним« (Мф 4:18-20).

Два брата рыбаря Андрей и Пётр, призванные Господом прежде прочих апостолов, последовали за Спасителем, и были рядом с ним три года, когда Он проповедовал о царствии Божием, исцеляя болящих и расслабленных.

Но, несмотря на чудные исцеления, коих был свидетелем, и Андрей по чувству человеческой немощи подвергся страху с прочими апостолами, когда их застигла буря на море Галилейском и ладья их стала покрываться волнами, а Господь спал на корме; Андрей воскликнул вместе с другими: «Господи, спаси нас, погибаем!» и услышал кроткий упрек Божественного Учителя, укротившего ветры и бурю: «Что вы так боязливы, маловерные?» (Мф 8:24-26).

Андрей Первозванный в числе четырех избранных учеников Христа Господа вопрошал Его о будущих судьбах Церкви и мира и удостоен был доверия услышать Господне пророчество (Мк 13:3-5). На Тайной Вечери, когда некоторые из учеников вопрошают Спасителя о таинственных для них речах Его, Андрей Первозванный безмолвствует и с теплою верою приемлет слова из уст Учителя, не задавая вопросов. Не потому ли, что апостолу Андрею было всё известно, был уже указан Господь в виде агнца Божия, принимающего на себя грехи мира?

Первое странствие апостола Андрея Первозванного.

Отправившись проповедовать учение Христа, крестя верующих и преподавая им божественные тайны, Святой Андрей, Петр и Матфей достигли города Синопа в Скифских землях, который был столицей царей понтийских, где было много иудеев. Иудеи Синопа были разделены между собою на различные ереси, и самые варвары-язычники, обитавшие в Синопе, были люди нрава жестокого и зверского. Апостолы не взошли в город, а остановились на краю мыса за шесть миль от Синопа и многих из иудеев и язычников они обратили в христианство, непрестанными знамениями утверждая свое учение.

Святые апостолы отправились для проповеди евангельской в Антиохию Сирийскую, затем в Тиану, город каппадокийский, повсюду проповедовали и чудодействовали, изъясняя Св. Писание, крестя верующих и преподавая им божественные тайны. Достигнув города Синопа в пределах Скифских, бывшего столицею царей понтийских, где было много иудеев, и многих обратили в христианство из иудеев и язычников.

Выйдя из Синопа, апостолы разделили свои пути — Апостол Пётр взяв с собою Гая, отправился на запад проповедовать учение Христа, а Святой Апостол Андрей с Матфеем и с прочими учениками, пошёл на восток с просветительным учением к славянам и грекам.

В Вифинию и все земли поморья Понта устремился на подвиг апостольский Андрей Первозванный, кровью своею во многих местах запечатлевая путь свой и утверждая веру поставлением епископов и сооружением церквей христианских.

Святитель Кипрский пишет о проповеди блаженного апостола Андрея скифам, согдианам и горсиянам, даже до великого города Севаста и реки Фасиса, где живут ивиры, сусы, фусты и алане, обходил все грады и веси вокруг Понта. «Два брата-апостола разделили между собою весь мир, и как Петр предпринял просветить пределы Западные, так и Андрей Восточные».

Западные христиане обращаются к Святому Петру, как к основному камню своей Церкви, поставившему для них верховную кафедру в Риме.

Восточные христиане, с любовью притекают к Святому Андрею, обошедшему их пределы с вестью евангельскою. Святой Андрей Первозванный поставил первого епископа в Константинополе, в Византии, который стал главою всего Восточного христианства.

В субботу взошел апостол Андрей в синагогу Синопа и проповедовал иудеям слово истины, доказывая из Святого Писания, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий. Апостол отвечал иудеям Синопа, что «сам был учеником Иоанна Крестителя, когда он проповедовал крещение покаяния, и слышал из уст его свидетельство о Иисусе: се Агнец Божий, вземляй грехи мира! Потом три года следовал за Господом, когда проповедовал о царствии Божием, исцеляя всякого рода болящих и расслабленных, доколе, по зависти первосвященников, не предан был Пилату на смерть; Его распяли, погребли, но Он воскрес в третий день, вознесся на небо со славою, и паки приидет судить живых и мёртвых и воздаст каждому по делам».  Святой Апостол Андрей Первозванный, взойдя на камень и простерши руку, осенил крестным знамением, все страждущие и больные исцелились. Удивленные его чудесами, граждане приносили пожертвования, но апостол все раздавал неимущим людям, и многие, уверовав через него в Господа Иисуса, крестились во имя Святой Троицы.

В священном предании сохранён внешний образ Святого Апостола Андрея Первозванного «он был роста немалого и более высокого, но несколько согбен, нос имел орлиный, глаза, исполненные благодатного выражения, брови стройные, волосы и браду густые. Одно его слово исцеляло болящих при возложении рук; расслабленных и прокаженных окроплял он освященною водою и возвращал им силу и частоту телесную; слепым давал зрение через одно лишь прикосновение перстов; все изумлялись не столько чудесам его, сколько кротости и смирению, с которыми произносил слова божественной мудрости».

Апостол Андрей проповедовал и просвещал жителей городов и селений Понта, утверждая их в вере Господа Иисуса, он с помощью новообращенных устроил церковь, создал алтарь для бескровной жертвы и посвятил священников и диаконов. В церкви крестились и бедные люди и богатые вельможи, мужи и жены, иудеи и язычники, ибо тогда ещё правители Римской империи — Тиверий кесарь, Гай и Клавдий, не препятствовали исповеданию учения Христова.

Апостол Андрей научал всех прихожан молитве, пению псалмов, славословию, священным обрядам, заповедовал молящимся становиться лицом к востоку, на коленях, осеняя себя крестным знамением. Апостол Андрей учил прихожан поститься и бодрствовать, не читать языческой мифологии, а заниматься чтением Священного Писания.

Он посетил Трапезонт, город грубых и суровых невежественных нравов, лежащий в земле Лазов, на берегу Понта, и после отправился в Иверию, где довольно долго проповедовал в городах ее: Неглии, Кларджете и Артакан-Колосе. Отселе Апостол Андрей пошёл далее в землю парфян Сомхетию, и возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи; ибо апостолы, когда только могли, всегда старались собираться в Иерусалим к сему великому дню, чтобы в присутствии Богоматери совершать Пасху. 


В 1054 г. произошёл раскол Христовой Церкви.

Папа римский Лев IX отправил в Константинополь кардинала Гумберта с римскими делегатами с поручением передать папскую буллу, предающую анафеме Патриарха Константинопольского Михаила Керуллария. Полгода сидел кардинал Гумберт в Константинополе в ожидании, что византийцы не выдержат и сами заявят о своём неподчинении папской власти, и этим навлекут на себя анафему, тогда вина Церковного раскола падёт на них.

Кардинал Гумберт так и не дождался от византийцев открытого заявления о неподчинении папской власти, и был вынужден обнародовать документ, данный ему в Риме Папой Львом IX.
Это был день 16 июля 1054 года. Патриарх Константинопольский Михаил Керуллария совершал Божественную литургию в соборе Святой Софии. Кардинал Гумберт со своей делегацией, не постеснялся нарушить божественную службу в соборе Святой Софии, беспардонно вошёл в алтарь и положил папскую буллу на престол содержащую анафему византийцам. Папская анафема отправляла всех византийцев на дно адово вместе со всеми еретиками, туда, где дьявол и ангелы его.

В ответ на это Патриарх Константинопольский Михаил на церковном соборе отлучил Папу римского от Христовой Церкви.
Раскол Единой христианской Церкви совершился. Рим откололся от Соборного единства Христовой Церкви, утвержденного Семью Вселенскими Соборами, и остался в одиночестве против мира, во зле лежащего.

Варяги и Древняя Русь
Святой Климент покровитель Кирилла и Мефодия.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*