Пятница , 28 Март 2025
Домой / Язык – душа народа / Когда появился Санта-Клаус?

Когда появился Санта-Клаус?

Santa Claus-1863

В римско-католической церкви день памяти святого Николая Чудотворца  6 декабря по григорианскому календарю, а православная церковь отмечает 19 декабря по юлианскому календарю.

Североамериканский сказочный персонаж Санта-Клаус (англ. Santa Claus; «Санта» — святой, «Клаус» — Николай) — рождественский дед, который оставляет детям подарки в ночь на католическое Рождество Христово — 25 декабря, по григорианскому календарю.

Имя Санта-Клаус представляет собою искажённое произношение голландского имени Святого Николая – Синтерклаас (sinterklaas).

В 1625 году голландские колонисты основали на североамериканском континенте поселение Новый Амстердам — Nieuw Amsterdam, который в 1664 году был захвачен англичанами, исповедующими пуританство, и назван Нью-Йорком.

В 1809 году американский писатель Вашингтон Ирвинг написал «Историю Нью-Йорка», в которой рассказал о временах голландского правления в поселении Новый Амстердам (Нью-Йорк), упомянув голландский обычай чествования Синтерклааса (голланд. Sinterklaas) — святого Клааса (Николая), который раздаёт подарки послушным детям. Первоначально Санта-Клаус изображался в виде эльфа в зелёных гольфах или сурового охотника в полушубке.

Икона Святой Николай из Бари. Витраж Карло Кривелли, 1472 год.

С 17 века, благодаря голландцам, на американском континенте появился общий христианский образ Святого Николая Чудотворца христианского архиепископа Ликии, жившего в третьем веке в городе Мире, столице эллинистической Ликии (ныне территория Турции). Святой Николай Мирликийский Чудотворец  известен, как защитник от напрасной смерти, покровитель моряков, купцов и других путешественников, странствующих нищих, детей. При жизни своей святитель Николай прославился, как умиротворитель враждующих людей, защитник невинно осуждённых обездоленных, оклеветанных и невинно осуждённых.

«Приданое для трёх девиц», художник Джентиле да Фабриано, ок. 1425 года.

В католическом мире Европы распространена легенда о том, как при жизни святитель Николай помог трём девушкам, отец которых, не имел возможности собрать для них приданое. Узнав об этом, святитель Николай решил помочь девицам, но желая остаться неизвестным дарителем, он забросил своё пожертвование в открытое окно. Кошелёк с деньгами попал в носок, сушившихся у камина, и утром был найден девушками.

Именно, эта легенда из жизнеописания Святого Николая Чудотворца, превратилась в Голландии в фольклорную историю о Синтерклаасе, или Санта Клаусе и о подарке, который добрый Санта оставляет в носке.

В северных странах Европы зимой в Рождественскую ночь окна были плотно закрыты, и поэтому была придумана другая версия — свои подарки  Синтерклаас (Санта-Клаус) отправлял через дымоход, в камин или через печную трубу.

St. Nicholas. Dec. 6th. A.D. *1810

6 декабря католики Европы  отмечают день доброго Святого Клауса, который раздаёт послушным детям подарки.

Синтаклаас — новогодний персонаж в Нидерландах и Бельгии, путешествует со своим слугой Чёрным Петром (Zwarte Piet — Чёрный Пит). У Синтаклааса есть специальная большая красная книга, куда вписан каждый ребёнок и его добрые и злые поступки детей. В более древних легендах  Чёрный Пит мог похищать плохих детишек и увозить их в Испанию.

Чёрный Пит держал в руках розги и был готов выпороть непослушного ребёнка за плохое поведение и дурные поступки, которые он соверщал в течение года. Дети очень боялись сурового Чёрного Пита, помощника доброго волшебника Sinterklaas до конца XIX века.

По традиции каждый год в конце ноября Синтаклаас прибывает в Нидерланды на пароходе из Испании, чтобы привезти детям подарки ко Дню Святого Николая — 6 декабря.

Синтаклаас не влезал в дом через трубу, а посылал вместо себя мальчика-трубочиста Чёрного Пита, который раскладывал в обувь подарки хорошим детям, а нехорошим детишкам оставлял пакетики с солью.

В первой половине ХХ века образ Чёрного Пита изменился, он перестал пугать детей,  стал другом ребят, раздающим подарки и пряники вместе с Санта-Клаусом. Теперь в мешке у Чёрного Пита лежат конфеты, их он щедро разбрасывает их в праздничной толпе.

Во многих городах Бельгии и Нидерландов Синтаклааса проезжает по всему городу и ему устраивают торжественный приём в мэрии.

В 1823 году Клемент Кларк Мур написал стихотворную поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая», развивая рождественскую историю о Синтерклаасе Вашингтона Ирвинга. Сказочный персонаж в поэме Клемента Мура стал называться Санта-Клаус. Поэма Клемента Мура приобрела необыкновенную популярность во всём англоязычном мире и была переиздана в 1844 году. А главный герой – маленький забавный старичок Санта Клаус стал любимым персонажем детских рождественских сказок. Дети с нетерпением ждали полуночное появление Санта Клауса на санях, запряжённых оленями, ждали подарков, игрушек и сладостей.

В 1863 году известный американский художник Томас Наст, работавший в еженедельном журнале «Harper’s Weekly», использовал персонаж Санта-Клауса из книги Клемента Кларка Мура, «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая» и продолжил историю, поведав о том, что Санта-Клаус живёт на Северном полюсе и ведёт специальную книгу учёта, и записывает добрые дела и плохие поступки детей.

Однако финны справедливо указали на то, что олени, верные спутники Санта-Клауса, не могут жить в суровом климате без ягеля, поэтому финны переселили сказочного персонажа в Лапландию. В упряжке старика Санта-Клауса летят по небу восемь волшебных оленей со звучными именами…

Эй, Прыткий!  Плясунчик!
Прыгунчик! Лисёнок!
Комета! Амурчик!
Буран! Пострелёнок!

Санта-Клаус — художник Фред Мизен

 1931 году компания «Кока-кола» запустила рекламную кампанию для увеличения продаж прохладительных напитков в зимнее время.

Новый облик Санта-Клауса предложил художник Хэддон Сандблом из Мичигана. С его легкой руки Санта-Клаус стал добродушным и улыбчивым толстеньким добрым дедушкой с белой бородкой, который носит шубу такого же красного цвета, как и напиток Coca-Cola.
Легенда гласит, что черты лица Санта-Клауса художник Хэддон Сандблом частично срисовал со своего друга Лу Прентиса, а частично — с самого себя.

Так художник Хэддон Сандблом создал облик Санта-Клауса, который стал международным воплощением духа новогодних праздников.

Санта-Клаус, художник Хэддон Сандблом

Благодаря маркетологам из компании Coca-Cola в католическом мире появился добрый волшебник, который ассоциируется с магией, зимними праздниками — Рождественскими и новогодними чудесами. Пышная борода, искренняя улыбка и легкий румянец Sinterklaas располагают к себе взрослых и детей. С тех пор обаятельный образ Санта-Клауса стал легко узнаваемым и очень популярным в Америке и католической Европе.

Доброго Святого Клауса в католических странах сопровождает косматый, рогатый и злой Крампус , который наказывает и пугает непослушных детей, обещает посадить шалунов в мешок, унести в пещеру и съесть их в рождественский ужин.

В альпийском регионе помощником Санта Клауса является Крампус (дьявол) — легендарная фигура в фольклоре альпийского региона, «рождественский чёрт», спутник и одновременно антипод Николая Чудотворца, а также название обходного обряда в ночь с 5 на 6 декабря.

Слово «Krampus», иногда «Grampus», происходит от древневерхненемецкого «Krampen» со значением «коготь» либо, по другой версии, от баварского слова «Krampn» «нечто мёртвое, высохшее». В немецкой традиции известны названия «Hörnernickel» — рогатый Николай у судетских немцев, «Klausentreiben» — Дикий Клаус у швабов, Силезии Gumphinckel,  в швейцарском городе Кюснахт-ам-Риги «Klausjagen» — Клаус-яген (как дед-Яга)  или «Chlausjagen» — в Хальвиле.

В германской части Альп и австрийском регионе Зальцкаммергут Крампус более известен под именем «Kramperl». В Австрии персонаж известен также как «Klaubauf», а в южных частях страны — как «Bartl», «Bartel», «Niglobartl» или «Wubartl». В других землях Крампуса и его аналогов также называют «Pelzebock» или «Pelznickel» (на юге Германии), «Gumphinckel» (в Силезии). В Венгрии он известен как «Krampusz».
Иногда Крампус в фольклоре смешивается с другим мифическим существом — ведьмой Перхтен.

Рядом со Санта Клаусом принято изображать Злого Крампуса в альпийском регионе: Австрии, Южной Баварии, Венгрии, Словении, Чехии, Словакии, некоторых северных областях Италии (Больцано) и Хорватии. Вид и имя этого страшного ряженого существа альпийского немецкого фольклора Крампус — Krampus, варьируют в зависимости от местности,  в Австрии — Klaubauf, Bartl, в Венгрии – Krampusz (дьявол), в Чехии – čert (чёрт), Cempr, в Словении – Parkelj.

К языческим представлениям восходит такой атрибут Крампуса, как связки берёзовых розг (ruten), которыми он стегает детей. Наказание розгами играло важную роль в языческом, дохристианском обряде инициации. Розги могут заменяться хлыстом.

Иногда Крампус появляется с мешком или лоханью за спиной — они предназначены для того, чтобы унести непослушных детей для их последующего поедания, утопления или отправления в преисподнюю.

Ряженая группа парней, во главе Святым Николаем, обходила деревенские дворы, раздавая подарки детям, а непослушным детям оставляли палку, как предостережение на будущее. Через «Николая» нередко парень передавал подарки любимой девушке или палку.

В православных церквях день святого Николая Чудотворца, отмечают 19 декабря, по юлианскому календарю.

Почему православная церковь использует юлианский календарь?

Как изменялся облик Санта Клауса?

Весёлый рождественский напиток.

 

Лига рыжих
Адвент — преддверие католического Рождества

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*