Первое упоминание о 7-дневном всенародном гулянии или карнавале упоминается 5000 лет назад в древних рукописях Месопотамии, в стране с первой городской культурой. Древние вавилонские надписи с 3 тысячелетия до нашей эры упоминают о семидневных праздниках, которые отмечались после Нового года, как символический брак бога Солнца. Эта традиция была связана с началом новых земледельческих работ, начинавшихся весной, в конце марта.
Древневавилонская надпись гласит: «Не измельчают зерно в эти дни. Раб и господин в эти дни равны, рабы празднуют наравне со своими хозяевами. Всемогущий и ничтожный одинаково уважаемы». В этой древней рукописи впервые прозвучал принцип равенства во время всенародных шумных торжеств – в этом характерная черта всех карнавалов.
Во всех культурах Средиземноморья и Причерноморья есть подобные фестивали, были связаны с пробуждением природы и приближением весны.
В Древнем Египте отмечали бесшабашный весенний праздник в честь богини Исиды, богини материнства, плодородия, семьи, воды и ветра, магии, покровительницы моряков и мореплавания, защищающей корабли во время бури, она же вела души умерших в последний путь.
Жена верховного бога Египта Осириса — «Исида» или богиня «Исет»- «сидящая на престоле», «престол», «трон». Богиня Исида была хорошо известна грекам, её образ воплощён в образе Диметры.
У этрусков — богиня Унни — Unni означает — «ведущая вверх», «спасающая, помогающая», имя этрусской Unni в санскрит-английском словаре слово №32.
Одним из эпитетов римской Юноны было имя — Юно Соспита — Juno Sospita — спасительница. Римский император Феодосий в 392 г. н. э. запретил языческие обряды и верования .
Святилище богини Исиды было закрыто силой в 595 году н. э., а его жрецы — казнены или рассеяны. Богиня Исида стала Скрытой Богиней, тайной верующих.
Многие титулы Исиды (Деметры, Унни, Юноны) со временем перешли к Деве Марии, а статуи богини Исиды с младенцем Гором (Хор) на руках были переименованы и установлены в христианских церквях, которые часто строились на развалинах древних языческих храмов.
Известный этнограф и исследователь в области религиоведения Джеймс Фрэзер считает, что элементы культа египетской богини Исиды оказали сильное влияние на всю христианскую обрядность:
«Величественный ритуал Исиды — эти жрецы с тонзурами, заутренние и вечерние службы, колокольный звон, крещение, окропление святой водой, торжественные шествия и ювелирные изображения Божьей Матери…».
Древние греки устраивали весёлые празднества в честь бога Диониса и назвали праздник Apokries («апо креас» – «без мяса»), когда у крестьян заканчивалось мясо – праздник Масленица.
В древнем Риме отмечался всенародный праздник Сатурналии с 17 до 19 декабря, в честь бога Сатурна. Во время Сатурналий отменялись казни преступников и наказания рабов. Рабы и хозяева на время Сатурналий менялись на время ролями, избирался «карнавальный» король, которому оказывали «карнавальные» почести и осыпали его розовыми лепестками, в наши дни эту роль выполняют конфетти. Народ сидел за столами, все пили и ели, могли позволить себе говорить свободно, что хотят. Древние римляне устраивали красочные шествия, облачившись в карнавальные костюмы и маски.
Древние римские празднества Сатурналии и Луперкалии, возможно, не были похожи на современные карнавалы. До-римский языческий пастушеский фестиваль Луперкалии (Lupercalia) ежегодно проводился с 13 по 15 февраля. По преданию в гроте Lupercal (Lupus — Волчица) волчица выкормила основателей Рима — Ромула и Рема.
На языческих народных карнавалах было много костюмов из звериных шкур и фантастических масок. На старинных литографиях и рисунках часто изображались сюжеты дохристианских обрядов, где персонажи одеты в злые маски, обряжены в вывернутые шкуры животных, скачут в дикой пляске с трещотками и погремушками. Этот языческий обряд проводился для того, чтобы отпугнуть злые силы суровой Зимы и расчистить путь теплу и Весне.
В Шотландии устраивают карнавал, который завершается шествием викингов с факелами и большим костром, который призовёт Весну на землю.
В языческой традиции народного карнавала выступают силы природы, олицетворяющие борьбу между светом и тьмой, между добром и злом, между весной и зимой, которая всё ещё продолжается.
Средневековье.
В средневековой Европе 12 – 16 веков, праздновали Епифании (Epiphaniastag — Крещение или Богоявление) и День Дураков — 6 Января, когда низшее духовенство брало на себя временно звания и привилегии высшего духовенства — пародировались ритуалы церкви.
28 Декабря, в день невинных людей даже избирали псевдо Папу Римского. Жители городов устраивали карнавальные ярмарки и костюмированные шествия в дни карнавала «дураков» или «ослов».
И католическая, и православная церковь боролась с народными карнавалами в честь языческих богов, но отменить их так и не смогли. Никакие угрозы и церковные запреты и не могли запретить народу устраивать карнавалы и праздновать проводы Зимы и встречу Весны — Масленицу. Во многих странах мира событийный праздник, карнавал привлекал в страну тысячи туристов.
В Кельне в 1487 году, церковный совет неоднократно запрещал «Маскарад». В средневековье церковь использовала карнавал, как пример того, что дьявол искушает человека и уводит временно в дикие празднества карнавал, но праздники быстротечны, и человек неизбежно возвращается к Богу.
Последний день карнавала в Германии – «Пепельная среда» должна была продемонстрировать «конец бесовским пляскам» и победу Бога над Дьяволом, захватившем Человека.
Еврейской и ранней христианской традиции начало нового дня считается с наступления темноты – то есть сначала «бесовские пляски» карнавала, а за мраком ночи, наступает рассвет и победа светлого Дня.