Суббота , 20 Апрель 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Когда появились названия месяцев?

Когда появились названия месяцев?

Наша жизнь идёт по григорианскому календарю, принятому Папой римским Григорием XIII 4 октября 1582 года, изменившего юлианский календарь, принятый Юлием Цезарем в 45 году до нашей эры.

Календарь — от лат. calendarium – «долговая книга». В Календариуме указывались календы — первые дни каждого месяца, когда должники в Древнем Риме платили проценты.

По египетскому образцу, Солнечный юлианский календарь начинался с 1 января. В 325 году н. э. на Никейском соборе юлианский календарь был принят христианской церковью. С тех пор, основной годичный круг богослужений Русской Православной Церкви ведётся по юлианскому календарю.

Названия месяцев современного календаря появились в Древнем Риме.
В этрусском, а затем и в римском Лунном календаре первоначально было 10 месяцев, посвящённых первоначально этрусским, а затем и римским богам и правителям. Первое число каждого месяца по лунному календарю совпадает с новолунием. По легенде лунный календарь из 10 месяцев создал Ромул, основатель Рима.

МАРТ.

В Римском лунном календаре было 10 месяцев, посвящённых римским богам и  правителям. В честь бога войны Марса (этрусский бог Марис) был назван месяц март. Первый месяц лунного календаря был назван в честь бога войны Марса (Мартиус). В самых ранних мифах этрусской мифологии бог Марис (лат. Maris) считалось богом живой природы и плодородия земли, наступающего с приходом весны и пробуждением жизненных сил природы. Имя Марис (лат. Марс) происходит от корня слова ведического санскрита — Маар, морок — maar, morok — умирать; Маруты – maruti — боги ветров, боги бури, обязанные своим происхождением культу мертвых.В этрусской мифологии Марис — это Март — весеннее календарное божество покровитель растительности и плодородия наступающего года, так как дом копьеносного Марса Квирина (лат. Quirinus — копьеносного) находится в весеннем секторе Неба. Позднее этрусский Марс Квирин стал богом войны. По свидетельству старинного «Русского азбуковника», март месяц назывался турас.

АПРЕЛЬ.

Ромул назвал месяц апрель — Априлис, в честь богини (Апи) Афродиты, рождённой из морской пены. Греческая Афродита, известная в римском пантеоне богов, как Венера, которая была матерью Энея, бежавшего после падения Трои в 1250 г. до н. э. в Италию, и считавшегося основателем римского народа. По версии поэта Овидия месяц апрель — Апридис, происходит от латинского глагола aperio — «я открываю», потому что апрель открывает путь весне.

Лад и Лада. Художник Михаил Нестеров

МАЙ.

Этрусского бога Майуса — Maius называли — Deus Maius, или Jupiter Maius, а женская ипостась бога представляла богиню Майю — Maia. Этруски, а затем и римляне чествовали Майю и Майуса 1 мая. Весь месяц май был посвящён богине Майе (или Майесте) покровительницей плодоносной земли. Римляне отождествляли этрусскую Майю с древне-италийской богиней Конкордией, имя Concordia означает «согласие», «сердечные взаимоотношения», «лад в семье».

Древнеиталийская Конкордия — Concordia, как видовое название Венеры, имела эпитет «Воna Dеа» — добрая, благая, ладная богиня, и была тождественна с этрусской Maia.
Ладная богиня — «Bona Dea» отождествляется с Фауной — Fauna (от favor), имя которой также значит: добрая, благосклонная, любимая. Отсюда следует, что этрусские Maia и Maius сближаются с Faunus и Fauna, а следовательно, с ними же сближаются и Лад и Лада. [Preller. Röm. Myth. I, 270, 398; II, 455].

Этрусские боги Maius и Maia, Bona Dea, древне-италийской Concordia, Faunus и Fauna, всё эти однородные весенние божества согласия, радости и любви соответствуют, по значению своего имени со славянскими божествами весны Лад, Ладо, Лада, Лиго, Лодо, Лигичус. Самое распространенное значение слова Лад – согласие.

Чествование весенних богов «лада, любви и согласия в семье» — Майи и Майуса — Maius и Maia, начинается с наступлением весны — 1 мая, чествование весенних богов заканчивается, как и у славян праздником Иванова или Петрова дня — 7 июля, словом, во время высшего солнцестояния, это также сближает их с славянским Ладом и Ладой — богами любви, радости и семейного счастья.

ИЮНЬ.

Верховное божество в этрусской мифологии богиня Уни — Uni, входит в триаду верховных богов этрусского пантеона. Имя этрусской богини Уни —  от слова из ведического санскрита Unni (Юнни) означает — «ведущая вверх», «спасающая, помогающая». Июнь у этрусков был посвящён богине Уни — Uni, римляне называли её Юна или Юнона. Одним из эпитетов римской Юноны, позаимствованной у этрусков, было имя — Юно Соспита — Juno Sospita — спасительница.

Последующие месяцы календаря просто назывались пятым — Quintilis, 6 — Sixtilis, 7 — septem», 8 -«octo», 9 — «novem», 10 — «decem» — декабрь.

Марс и Рея Сильвия. Художник Питер Пауль Рубенс. 1617.

1 — март, мартиус -в честь бога войны Марса, по-гречески Арес —  начало года по римскому календарю 25 марта.
2 — апрель, April — посвящён хтоническому божеству, Великой Матери богов — Апи (Афина, Афродита), Астарта.
3 — май, May, посвящён богине земли Майе или Майесте. Этрусского бога Майуса — Maius называли — Deus Maius, или Jupiter Maius, а женская ипостась бога представляла богиню Майю — Maia. Римляне приняли в свой пантеон всех этрусских богов и чествовали Майю и Майуса 1 мая.
4 — Июнь (June) у этрусков был посвящён богине Уни — Uni, римляне называли её Юна или Юнона.
5 — квинтилис — «Quintilis» («пятый»). В 44 г. до н.э. Квинтилис был переименован в Юлиус -«Julius» — июль, посвящённый Юлию Цезарю , чтобы отметить месяц, в котором родился диктатор Юлий Цезарь.
6 — сикстилис -«Sextilis» (цифры ведического санскриташаш – Śās —  шесть).  В 8 году до н.э. усыновленный сын Юлия Цезаря и его наследник, император Август, переименовали сикстилис — «Sextilis» в свою честь. Это не был месяц его рождения, а месяц, когда Август впервые стал консулом Рима и покорил Египет. Сикстилис -«Sextilis» назван в честь императора Августа -«Augustus».
7 — септем -«septem» — сентябрь  (на ведическом санскрите: сапта – saptá — семь.) Став императором Рима в 81—96 годах, Домициан (лат. Titus Flavius Domitianus) переименовал месяц сентябрь в Германикум (лат.Germanicus), в честь его победы над Хаттами — древнегерманскими племенами, жившими в верховьях Лана, Эдра, Верры, и до Рейна. Сегодня это территории Нижнего и Верхнего Гессена. Домициан переименовал октябрь, в честь дня своего рождения в Domitianus — домицианус. Ни одно из этих новых имён не сохранилось сегодня.
8 — окто -«octo» — октябрь (на ведическом санскрите: Аста – aṣṭá  — восемь)
9 — новем -«novem»- ноябрь (на ведическом санскрите: нава – náva — новый. Наван, нанва  — Navan,  nanva — девять).
10 — десем -«decem» — декабрь. (на ведическом санскрите: даша — daśa —  «десять») .

С переходом от лунного 10-месячного календаря к солнечному 12-месячному римскому календарю, год заканчивался в сентябре — 7 месяце лунного календаря.

Учреждение двух дополнительных месяцев в начале года — Януариус — Ianuarius и Фебруариус — Februarius приписывают второму царю Рима Нума Помпилиус (лат. Numa Pompilius — родился в день основания Рима — 21 апреля 753 г. до н. э.) Мудрый и благочестивый сабинянин, сын Помпа Помпилия, уроженец города Куреса и зять царя Тита Тация — Нума правил в 38–81 году от основания Рима, то есть 714–672 до Р. Х.  Сабинские племена и славянские народы.

Нововведения в Риме, сделанные Нумой Помпилием.
При нём были подсчитаны все земли, принадлежащие Риму, осуществлено межевание земли каменными столбами.
Нума учредил ремесленные цеха, установив для каждого из них отдельные празднества. Вот что рассказывает об этом Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях»:

«Народ был разделён, по роду занятий, на флейтистов, золотых дел мастеров, плотников, красильщиков, сапожников, кожевенников, медников и гончаров. Другие ремесла царь соединил вместе и образовал из них один цех. Каждый цех имел свои собрания, сходки и религиозные обряды. Таким образом, царь в первый раз изгнал ту рознь, которая заставляла одних считать и называть себя сабинянами, других — римлянами, одних гражданами Тация, других — Ромула, вследствие чего деление на цехи внесло всюду и во всем гармонию и единодушие».

Нума Помпилий первый учредил религиозные культы, он ввёл почитание Термина — бога границ и почитание богини Верности и мира Фидес (лат. Fides) — древнеримской богини согласия, верности. Обожествление Верности (лат. Fides), и важнейших добродетелей — Чести, Доблести, Благочестия, Согласия, и честного труда.
Нума Помпилий ввёл должность жрецов для служения Юпитеру, этрусскому и сабинскому Марсу Квирину (лат. Quirinus — копьеносный), ставшему римским богом.
Нума Помпилий ввёл поклонение богине Весте – хранительница домашнего очага, почитались в каждой семье и оберегали дом от бед, считался покровителем всякого начала, первого шага в пути. В каждом городе создавался государственный очаг римской богини Весты — Vesta populi Romani Quiritium,  и его служительницы Весталки поддерживали Вечный огонь и раздавали новый огонь гражданам в новый год, чтобы они зажигали семейные очаги.
Нума установлены должности государственные должности фециалов, объявляющих о начале и конце войны. Обряд фециалов формально обеспечивал Риму ведение справедливой войны (лат. bellum iustum, bellum pium), и должность верховных жрецов — понтификов.
Нума запретил человеческие жертвоприношения и ввёл бескровные жертвы богам — лук, обрезание волос в знак траура и т. п.

Нума Помпилий ввёл новый луно-солнечный календарь, каждый год которого состоял из 355 дней и разделил дни месяцев на праздничные (фесты) и будни.
Сабинянин второй римский царь Нума построил свой дворец в Вейи, между сабинянским Квириналом и римским Палатином, что символизировало объединение двух общин: римской и сабинянской.

В этрусском городе Вейи (лат. Veji) имелись несколько храмов посвященных богине покровительнице города. Вейи древний город этрусков, расположенный севернее Рима, входил в этрусский союз и был важным центром со времён культуры Вилланово железного века X—IX веков до н. э. Вейя (лат. Veja) — этрусская богиня, подобная греческой богине земли Деметре и римской Церере, богиней урожая и плодородия. Этрусски приносили в храм Веи «вотивные дары», то есть дары по обету, обещанные дары за исцеление от болезней. Богиня Вейя была целительницей.

ЯНВАРЬ.

Январь назван в честь римского бога дверей Януса. Имя Янус (лат. Jānus) происходит от латинского слова «januae» -дверь, «Jani» — арка . В древнем Риме именем Януса называли первый день и первый месяц нового года — януарий (лат. Januarius), то есть принадлежащим Янусу, или январь.
В начале Януария (января) люди желали друг другу добра и дарили сладости, чтобы весь год сладким и счастливым. В дни праздника были запрещены всякие ссоры и раздоры.

В отличие от всех последующих римских царей, ведущих бесконечные войны, при правлении Нумы Помпилия ни разу не открывались врата храма Януса, которые обычно открывались при начале вооружённых конфликтов.

Луперкалии. Художник Андреа Камасси, ок. 1635.

ФЕВРАЛЬ.

Февраль исходит от латинского слова februa — фебруа, фебрум — februum — очищение, и сопровождается языческими обрядами очищения, ставшими частью подготовки к наступлению весны в северном полушарии.
Очищение проводили с помощью обряда уборки домов, улиц, храмов, вкушения пищи и соли, жрецы приносили в храм листья, совершали жертвоприношение — ритуальное убийство козла 15 февраля, нарезали полоски козьей кожи и раздавали эти кожаные ремни юношам. Так начинался праздник Луперкалия — Lupercalia  (от  лат. Lupo- волчица).  полуобнажённые молодые мужчины, в козьих накидках, бегали вокруг священной границы Рима, «игриво» хлестали женщин окровавленными полосками козьей кожи. Считалось, что этот ритуал очищает город и способствует плодородию полей и рождению детей.  Луперкалий превращался в оргию.

14 февраля, римляне отмечали праздник в честь богини материнства Юноны, покровительницы всех женщин и богини «лихорадочной» любви Juno Februata.

В этот день девушки писали свое имя на куске пергамента, который бросали в урну.

Каждый молодой  мужчина-холостяк доставал из урны записку и становились на один день (или на один год до следующего 14 февраля) временным сексуальным партнёром своей случайной избранницы.  В 496 году Луперкалии заменил празднованием Дня Святого Валентина.

ГОД
Санскрит: yare -«год;»
Древнерусский: яру (jaru) — год, считали вёснами — Ярило — бог весеннего солнца
Bohemian jaro — «весна». Яр —свет весеннего или восходящего солнца. Отсюда название хлеба, посееного весноймалорус. ярыня, великорус. ярица, чеш. gar, словен. garice, польск. jarzyna, и прилагательные: яровой, jary, ярый…
PIE * yer-o-, от корня * yer — «год, сезон»
Proto-Germanic *jēr — «год».  Gothic jer — «год»
Old Saxon jar,
Old High German jar,
Old Norse ar,
Danish aar,
Old Frisian ger,
Dutch jaar,
German Jahr,
Greek hōra — «год, время года, любая часть года» и «любая часть дня, час;»,  Корни Херъ — Her и Хар — Har у славян находят себе аналогию в Ger и Gar, и тождественных с ними Jer (Ер) и Jar (Яр), также весьма часто звучащих в славянских именах собственных и нарицательных: Геро — Gero (Ср. Хериус — Herius) – имя, нередко встречавшееся у лужицких сербов; garo, jaro (чеш.), яр – весна, Яровит, называвшийся также Геровит (через или Н), Яpило, называемый также Ерило, Ярун-
Latin hornus — «этого года»
Old English: gear (западно-саксонское), ger (Anglian — англы) — «год»

Месяцы года в Старо-английском языке

Керамика Крито-Микенской цивилизации.
Когда появился обычай 7-дневного всенародного гуляния?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*