Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1 ноября 1577 — 20 (30) апреля 1642) из рода Стародубских удельных князей Рюриковичей, потомков великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо (1176–1212), воевода, русский национальный герой, военный и политический деятель, глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов.
В 1571 году, его отец Михаил Фёдорович Пожарский—Глухой женился на Марии (Евфросинии) Фёдоровне Беклемишевой, происходившей из древнего дворянского рода Беклемишевы. При крещении Дмитрий получил «прямое имя» Козма (Косьма) в честь Космы Бессребреника. Одновременно он получил «мирское» имя — Димитрий, в честь Димитрия Солунского. В составе приданого Марии Фёдоровны было село Берсенево в Клинском уезде, где, вероятнее всего, и родился Дмитрий Пожарский 1 ноября 1577 года. В семье было четверо детей — старшая дочь княжна Дарья и сыновья князья — Дмитрий, Юрий и Василий.
23 августа 1587 года скончался отец Михаил Фёдорович, в это время Дарье было 15 лет, Дмитрию — 10 лет, Василию — 3 года. Впоследствии Дарья вышла замуж за князя Никиту Хованского.
28 февраля (9 марта) 1588 года впервые упомянут Дмитрий Михайлович Пожарский во ввозной грамоте, данной его матери Марии Фёдоровне и её малолетним сыновьям на поместья их покойного мужа и отца Михаила Фёдоровича в Мещовском и Серпейском уездах.
Мать Дмитрия Михайловича была по «счёту в отечестве» верховной боярыней Московского двора. Высокообразованная женщина Мария Фёдоровна дала блестящее образование всем своим детям, что было тогда редким явлением.
После смерти отца Дмитрий, которому было неполных десять лет, в поминание по отцу отдал деревню «Три дворища» в Спасо-Евфимиев монастырь, сам составив дарственную и подписал её. Мать оказывала Дмитрию большую помощь в течение всей своей жизни. Под влиянием матери у Пожарского привились и сохранились до конца жизни такие черты, как глубокое чувство веры, чести и долга. Мать умерла 7 апреля 1607 года. Родители Дмитрия Пожарского похоронены в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале.
По отзывам современников и согласно историческим документам, князя Пожарскоого отличали справедливость и великодушие, щедрость в пожертвованиях людям и обществу в целом; скромность и честность в отношениях к людям и поступках; преданность русским государям и Отечеству; храбрость и способность к самопожертвованию; благочестие, набожность и любовь к своим ближним.
Князь Дмитрий Пожарский был твёрд духом, решителен и непримирим к изменникам Родины и врагам Отечества , отличался чувством собственного достоинства. Вместе с тем он был добрым и внимательным человеком, что привлекало к нему людей разного возраста и социального положения, от холопа до боярина. Неслучайно нижегородцы, когда стали искать военачальника для второго народного ополчения, единодушно решили обратиться к князю Пожарскому.
Служба царю Борису Годунову (1598–1605)
В 1593 году князь Дмитрий Михайлович поступил на дворцовую службу, имел придворный чин — «стряпчий с платьем» в царствование Фёдора Ивановича (1584–1598), сына Ивана Грозного. В начале царствования Бориса Годунова, в 1598 году князь Пожарский подписал Утверждённую грамоту об избрании в цари Бориса Годунова.
Вскоре князь Дмитрий с матерью неизвестно почему попали в опалу, которая была снята в 1602 году, в результате чего Дмитрий Михайлович пожалован в стольники, а его мать стала боярыней при дочери царя Бориса Годунова — Ксении Борисовне. Под конец царствования Годунова, мать Пожарского была уже верховной боярыней при царице Марии Григорьевне.
Служба при Лжедмитрии I (1605–1606)
13 апреля 1605 года, умер царь Борис Годунов и к власти на короткое время пришёл его сын Фёдор Борисович, свергнутый 1 июля 1605 года.
К власти пришёл Лжедмитрий I, венчанный на царство 21 июля, ставленник польского короля Сигизмунда III, которому присягнула и Москва, и боярская дума. Князь Пожарский оставался на службе при царском дворе, исполняя обязанности дворецкого, бывал за столом на торжественный обедах Лжедмитрия I по случаю приезда в Москву Марины и Юрия Мнишек.
8 мая 1606 года на свадебном пиру Лжедмитрия I и Марины Мнишек сидел за столом у польских послов «за яствою».
В ночь с 16 на 17 мая 1606 года был убит Лжедмитрий I и царём стал князь Василий Иванович Шуйский, которому присягнули бояре и князь Дмитрий Михайлович.
Служба Василию Шуйскому (1606–1610)
В 1606—1607 годах князь Пожарский участвовал в подавлении восстания Ивана Болотникова.
В 1608 году князь Пожарский служил полковым воеводой у Василия Шуйского. В июле-августе 1608 года, на Владимирской дороге у реки Пехорки отряд воеводы Дмитрия Пожарского разбил один из отрядов атамана Ивана Салкова, который по приказу Лжедмитрия II (Тушинского вора), стремился окружить Москву и заблокировать подвоз продовольствия в город.
В 1609 году, разбитый атаман И. Салков с казаками явились в Москву, принеся повинную государю. Отряд пана Млоцкого отступил из Коломны и был разбит под Серпуховом.
В октябре 1609 г. все суздальские и владимирские города и волости признали Лжедмитрия II и только Коломна, которая не признала в нём царя и не позволила полностью окружить Москву. Жители Коломны попросили помощи из Москвы, когда стало известно о движении отрядов Хмелевского от Каширы. Разведав что польские отряды стоят в 30 верстах от Коломны, в селе Высоком, воевода Дмитрий Пожарский пошёл туда ночью, напал на них перед рассветом и как сказано в Новом литописце «поби их язвою великою».
В конце 1609 года происходил массовый переход служилых людей в Тушинский лагерь, где они искали милости и повышения. Царю Василию Шуйскому остались верны только Троице-Сергиев монастырь, города Коломна, Смоленск, Переяславль-Рязанский, Нижний Новгород и ряд сибирских городов .
В самой Москве в трудную пору «московского осадного сидения» не хватало продовольствия и боеприпасов. Польские интервенты грабили обозы с продовольствием шедших к Москве. Смута разгоралась, жители Коломны, недавно поддержавшие царя Василия Шуйского, присягнули Лжедмитрию II, как своему государю, едва не убив своего воеводу Григория Фёдоровича Ромодановского, отказавшего от присяги самозванцу.
В это время в Зарайске воеводой был князь Пожарский, который не согласился присягать Лжедмитрию II и заперся с войском в крепости разослав гонцов в ближайшие города и волости. Коломна и Кашира вновь «целовали крест» в верности Василию Шуйскому.
В конце 1609 года рязанский воевода Прокопий Ляпунов уговаривал Пожарского провозгласить царём боярина Скопина-Шуйского, но князь был верен присяге Василию Шуйскому и не поддался уговорам.
За ревностную службу по защите Отечества от поляков Дмитрий Михайлович получил в вотчину из своего старого поместья (отца и деда) в Суздальском уезде, село Нижний Ландех c двадцатью деревнями, починками и пустошами. В жалованной грамоте сказано:
«многую службу и дородство показалъ, голодъ и во всёмъ оскуденье и всякую осадную нужду терпелъ многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую ни покусился, стоялъ въ твёрдости разума своего крепко и непоколебимо безо всякия шатости».
В апреле 1610 года князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский на пиру у царского брата, Дмитрия Ивановича Шуйского занемог и умер. Фёдор Ляпунов явился в Зарайск к князю Пожарскому с грамотой, предлагавшей князю отомстить царю Василию Шуйскому за смерть князя Скопина-Шуйского, считая его виновным в отравлении князя. Однако князь Пожарский снова остался верен воинской присяге и отослал грамоту Ляпунову, требуя помощи войск. Вскоре Пожарскому было прислано подкрепление и Ляпунов отступил от Москвы.
После Клушинского сражения 24 июня (4 июля) 1610 года князь Пожарский убедил жителей Зарайска по-прежнему служить царю Василию Шуйскому или тому, кто будет царствовать после него и отвергнуть предложения посланцев из Коломны присягнуть на верность Лжедмитрию II, как государю.
Междуцарствие Смутного времени в 1610—1613 годах в России не было общепризнанного монарха.
17 июля 1610 года Василий Шуйский был низложен москвичами и насильно пострижен в монахи. Царь был свергнут, собрать Земский собор не представлялось возможным, тогда во главе государства встала Семибоярщина.
В это время гетман Жолкевский подошёл к Москве и встал у Хорошева, а Лжедмитрий II со своей стороны встал в Коломенском.
Семибоярщина из страха перед Самозванцем целовала крест 17 августа 1610 года сыну Сигизмунда королевичу Владиславу, на условиях его перехода в православную веру.
Семибоярщина заключила договор 27 августа 1610 года о передаче русского престола польскому королевичу Владиславу, и присягнула на верность королевичу Владиславу IV, а 21 сентября тайно впустила в Кремль польско-литовский военный гарнизон.
11 декабря 1610 года был убит Лжедмитрий II своими приближёнными, его смерть всколыхнула всю Россию и объединила народ в борьбе против Речи Посполитой.
В конце 1610 года отряд воеводы Дмитрия Пожарского выступил к городу Пронску, осаждённому запорожскими казаками атамана И. Н. Сунбулова, и отбил его попытки взять Зарайск.
Первое народное ополчение
В январе 1611 года зарайский воевода князь Пожарский не признал решения московских бояр (Семибоярщины) призвать на русский трон сына Сигизмунда III, королевича Владислава. Не признали решения Семибоярщины и нижегородцы. Утвердившись крестным целованием (клятвой) с жителями Балахны, они разослали призывные грамоты в города Рязань, Кострому, Вологду, Галич и другие, прося прислать в Нижний Новгород ратников, чтобы «стати за…веру и за Московское государство заодин». Воззвания нижегородцев имели успех. Откликнулось много поволжских и сибирских городов.
Одновременно с нижегородцами собиралось ополчение и в Рязани под руководством рязанского воеводы Прокопия Ляпунова. К его отряду примкнул со своими ратными людьми и зарайский воевода Дмитрий Пожарский, который привёл войско из Зарайска и помог ему освободить Пронск. Вслед за отрядом воеводы Пожарского в Зарайск явились казаки Исая Сунбулова, изгнанные из Пронска и ночью взяли зарайский острог, располагавшийся вокруг Зарайского кремля. Пожарский вышел из Кремля с небольшим отрядом, выбил их из острога и прогнал казаков атамана Сунбулова, который побежал в Москву, а казаки на малорусскую окраину, и вся рязанская земля была освобождена.
В 1611 году в Риме был объявлен все-христианский праздник по случаю вступления польских войск в Москву и «победы просвещенного христианства над московским варварством». По определению самих поляковгде 2/3 войска польского составляло «запорожское быдло».
В феврале 1611 года первое Нижегородское ополчение около 1200 человек нижегородского воеводы князя Репнина выступило на Москву. К нижегородцам примкнули отряды ратников из Казани, Свияжска и Чебоксар. Под Москву нижегородское ополчение пришло в середине марта. Несколько ранее к Москве подошли отряды ополченцев из Рязани и Владимира.
Жители Москвы, узнав о приходе ополченцев, строили баррикады, готовились к истреблению ненавистных им поляков и 19—20 марта 1611 г. в Москве началось всеобщее восстание против польских оккупантов. Поляки устраивали резню на улицах, но оказались осаждёнными со всех сторон, ьлшда они подожгли Москву, многие части города выгорели дотла.
Ополченцы поспешили на помощь москвичам. Воевода Пожарский встретил поляков на Сретенке, и прогнал их в Китай-город. Поляки засели в подворье на Лубянке (район нынешнего памятника Воровскому). Отряд Пожарского бился с поляками целый день, князь был тяжело ранен, соратники вывезли его из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. Позднее он перебрался в свою родовую вотчину в Мугреево, а затем в родовое имение Юрино Нижегородского уезда, где продолжил своё лечение до октября 1611 года.
В Нижнем Новгороде по инициативе земского старосты Кузьмы Минина воеводой Второго народного ополчения, был призван князь Пожарский. Кузьма Минин и князь Пожарский рассылали грамоты в города с призывом присоединиться ко Второму ополчению, отправляли военные отряды для защиты или освобождения Ярославля, Суздаля, Углича и других городов от запорожских казаков атамана И. М. Заруцкого.
Первое ополчение одержало победу, захватив Белый город. Однако вражда между дворянами Прокопия Ляпунова и запорожскими казаками атамана Ивана Заруцкого (бывшими тушинцами) сыграла в судьбе князя Пожарского роковую роль.
После убийства казаками Прокопия Ляпунова, дворяне разбежались, и первое ополчение утратило боеспособность и распалось, хотя его остатки под руководством Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого по-прежнему стояли под Москвой. Иван Заруцкий пользуясь моментом провозгласил будущим Государем российским только что родившегося сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II — Ивана Ворёнок.
В эти дни под натиском Сигизмунда пал Смоленск, Великий Новгород захватили шведы, а в Пскове объявился новый Самозванец Смутного времени — Лжедмитрий III. В государстве не было казны и войска, не было верховной власти, тяжелейший экономический и политический кризис.
Второе народное ополчение
В это смутное для России время наиболее стойко и последовательно держались лишь Троице-Сергиев монастырь под руководством архимандрита Дионисия и Нижний Новгород с воеводой князем Репниным и Алябьевым.
В 1611 году был ещё жив непримиримый к врагам патриарх Гермоген, призывавший весь народ к объединению и борьбе с польскими оккупантами. Московский патриарх Гермоген стал духовным лидером страны и символом сопротивления. Он рассылал воззвания в русские города с призывами выгнать интервентов с земли русской.
«Что можно ждать от поляков? Лишь дальнейшего разграбления страны и веры православной».
Опасного соперника предатели-бояре и поляки заточили в Чудовском монастыре. Но даже в заточении, умирая от голода и жажды, Гермоген успел направить последнее воззвание:
«Ничего не жалейте для спасения Родины. Повсюду моё имя говорите».
Под угрозой смерти патриарх Гермоген отказался призывать к отводу от Москвы войска народеого ополчения, сказав полякам:
«Боюсь только Бога одного, а не угроз ваших. Если останетесь здесь, благословлю всех помереть за православную веру».
Поляки заключили московского патриарха Гермогена в темницу Чудова монастыря, где и умер 17 февраля 1612 года от голода и болезней.
В июле 1611 года архимандрит Дионисий начали рассылать грамоты в разные города России, чтобы разбудить ненависть в сердцах граждан к иноземным захватчикам. В Нижнем Новгороде была получена грамота (25 августа) от патриарха Гермогена, где святой старец призывал нижегородцев стоять за святое дело, за православную веру. Воевода Алябьев переслал копию грамоты в Казань, казанцы — в Пермь. Первыми во весь голос заговорили о сопротивлении польским оккупантам именно в Нижнем Новгороде.
Земский староста Кузьма Минин призывал каждого нижегородского гражданина отдать часть своего имущества для снаряжения ратников, и все сословия граждан Нижнего Новгорода, горячо откликнулся на его призыв.
Военачальником народного ополчения нижегородцы избрали воеводу князя Дмитрия Пожарского и послали к нему делегацию «изо всяких чинов всяких лучших людей» во главе с наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Феодосием, сына боярского Ждана Болтина. Не сразу согласился воевода-князь Пожарский возглавить народное ополчение, позднее он сказал: «к такому делу бояре и вся земля сильно приневолили». Воевода Пожарский прибыл в Нижний Новгород 28 октября 1611 г.
В конце февраля — начале марта 1612 года Второе народное ополчение выступило из Нижнего Новгорода. Его путь пролегал вдоль правого берега Волги через Балахну, Тимонькино, Сицкое, Катунки, Пучеж, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плёс, Кострому, Ярославль и Ростов Великий. По просьбе жителей Суздаля Пожарский послал в город своего родственника, стольника князя Романа Петровича Пожарского, который освободил город поляков.
В конце марта — начале апреля 1612 года народное ополчение пришло в Ярославль и задержалось до конца июля, чтобы собрать больше войск и лучше подготовить ополченцев к московскому сражению.
Перед приходом в Ярославль Дмитрий Пожарский получил известие об измене атаманов запорожского казацкого отряда Заруцкого, стоявшего под Москвой, князя Д. Т. Трубецкого, присягнувшего ещё одному Самозванцу, беглому дьякону Исидору. В июне 1612 года князь Трубецкой прислал Пожарскому письмо, в котором отказался от присяги новому Самозванцу.
В Ярославле князь Пожарский чуть было не погиб от руки наёмных убийц, подосланных казацким атаманом Заруцким. Летописец пишет, что воевода Пожарский находился в съезжей избе, где было очень тесно и осматривал пушки перед отправкой в Москву. Находившийся рядом казак по имени Роман вскрикнул и повалился набок. Думая, что его сдавила толпа служилых людей, князь хотел выйти из избы, но люди бывшие там не пустили и закричали: «Тебя, князь, хотят убить».
Осмотрев место, нашли окровавленный нож, и задержали казака Стеньку, который при допросе повинился и выдал всех подручных, которых тоже арестовали и разослали по различным тюрьмам, впоследствии они свидетельствовали против Заруцкого. Впоследствии всех помиловали и как отметил Новый летописец:
«А убити ни единого не дал князь Дмитрий Михайлович».
Весной 1612 года Дмитрий Михайлович вошёл в состав Земского правительства, и до осени 1612 года все грамоты запечатывались личной печатью Пожарского на перстне. В грамотах имя Дмитрия Пожарского писали с торжественным титулом, например:
«по избранью Московского государства всяких чинов людей в нынешнее настоящее время того многочисленного войска у ратных и у земских дел стольник и воевода Пожарский».
28 июля 1612 года Второе народное ополчение выступило из Ярославля в Москву и 14 августа оно было у стен Троице-Сергиева монастыря, а 20 августа подошло к Москве.
Чудотворная Казанская икона Божьей матери сопровождала Второе ополчение. После его победы по инициативе князя Дмитрия Пожарского в Москве было установлено местное празднование иконе.
В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери «во всех городах и во вся годы» не только летом 21 июля — день явление иконы в 1579 году, но и 4 ноября (22 октября по юлианскому календарю), в честь рождения первенца Дмитрия Алексеевича.
Подойдя к Москве во главе основных сил Второго ополчения, Пожарский отказался от предложения Д. Т. Трубецкого расположиться в его лагере близ Крымского двора (совр.ул. Крымский Вал), приказал соорудить между Арбатскими и Чертольскими воротами Белого города (ныне площади Арбатские и Пречистенские ворота) укрепления для отпора польскому гетману Я. К. Ходкевичу, приблизевшемуся к столице с обозом продовольствия для польско-литовского гарнизона, засевшего в Китай-городе.
21—24 августа (2 сентября) 1612 г. состоялось ожесточённое сражение ополченцев с поляками и войсками литовского гетмана Ходкевича, пришедшего на помощь полякам по приказу польского короля Сигизмунда III. В ходе сражения князь Пожарский был ранен.
К вечеру 24 августа поляки и войска Ходкевича были наголову разбиты, а сам Ходкевич с остатками своего войска утром 25 августа ушёл в Польшу. Но ещё два месяца — до 22 октября (01 ноября по новому стилю) продолжалась борьба ополченцев с засевшими в Москве поляками.
Парадная сабля князя Пожарского представляет собой символ честной и верной службы русского воина своему Отечеству. В России начала XVII века центром производства парадного оружия являлась Оружейная палата. Её мастера отковывали клинки на персидский и турецкий образцы. Предположительно, клинок сабли Пожарского был изготовлен персидским мастером Тренкой Акатовым. У основания клинка сабли видно клеймо в виде фантастического животного, похожего на льва. Под ним — три углубления в виде кружков. Рукоять и ножны сделаны в турецком стиле — обложены золоченым серебром и украшены драгоценными камнями. Длина клинка — 92 см, с рукоятью — 105 см, ширина клинка у основания — 3,9 см.
По преданию, наградное оружие — сабля была подарена князю москвичами в благодарность за освобождение столицы от интервентов в битве на Девичьем поле.
В ходе сражения на Девичьем поле 1—4 сентября 1612 года, ставшего поворотным моментом Смуты, войска Второго ополчения под предводительством Дмитрия Михайловича предотвратили многочисленные попытки великого гетмана литовского Яна Кароля Ходкевича прийти на помощь польско-литовскому гарнизону, оккупировавшему Московский Кремль.
После взятия Китай-города ополченцами и сдачи польско-литовского гарнизона князь Пожарский спас членов Семибоярщины и их семьи, в том числе и Романовых, от грабежа и расправы казаков.
Служба князя Пожарского царю Михаилу Фёдоровичу Романову.
По сведениям автора «Повести о Земском соборе 1613 года» Дмитрий Михайлович Пожарский был одним из кандидатов на русский престол.
20 февраля 1613 года князь Пожарский предложил Земскому Собору избрать царя из числа претендентов, имеющих царское происхождение, то есть из родственников последнего Рюриковича — Фёдора Ивановича, сына Ивана Грозного. Михаил Фёдорович Романов приходился двоюродным племянником царю Фёдору Ивановичу и был боярского происхождения. После многочисленных обсуждений на Земском Соборе, государем русским был избран Михаил Фёдорович Романов.
Князь Пожарский «за службу и очищение Москвы» получил сан боярина (минуя чин окольничего) и вотчины с поместьями в 2500 четей. На грамоте Земского Собора об избрании на русский престол царём Михаила Романова подпись боярина Пожарского, идёт десятой по списку.
Во время миропомазания и венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова царский венец на золотом блюде держал родной дядя царя Иван Никитич Романов, скипетр — князь Д. Т. Трубецкой, а державу — князь Пожарский, хотя Дмитрий Михайлович по своему «отечеству» был ниже многих бояр. «Местничество» в то время ещё занимало сильные позиции в русском государстве.
11 (21) июля 1613 года при венчании на царство Михаил Фёдорович вновь пожаловал князя Пожарского саном боярина, подтвердил земельные дачи и наградил его новыми землями в Пурецкой волости Нижегородского уезда в 3500 четей за то, что князь Пожарский во время всеобщего «шатания» твёрдо стоял за правду и, поборов смуту, привёл «все царства Русского государства» к единению в борьбе за его независимость и выбору нового русского царя Михаила Романова.
В 1615—1616 годах князь Дмитрий Пожарский играл ведущую роль при царском дворе, как талантливый военачальник и государственный деятель. Несмотря на победу народного ополчения и избрание царя, война в России всё ещё продолжалась. Воевода Пожарский во главе двухтысячного отряда направлен на борьбу с отрядом польского полковника А. И. Лисовского, который осадил город Брянск и взял Карачев.
В 1615 году в Орловском бою воевода Пожарский разбил польско-литовскую кавалерию «лисовчиков» и преследовал отступающих до Перемышля, однако не смог перебить всех из-за «болезни лютой». Разрозненные силы «лисовчиков» совершали разорительные набеги по России. Война с польско-литовскими отрядами не прекращались, а казна истощилась, весной 1616 года воевода Пожарский собрал с торговых людей по пятой деньги в общую казну.
На Николин день, 9 мая 1616 г. боярин Пожарский совершил вместе с царём Михаилом Фёдоровичем паломничество в Николо-Угрешский монастырь, где был приглашён к царскому столу.
В 1617 году боярин Пожарский вёл дипломатические переговоры с английским послом и агентом Московской компании Джоном Мериком.
В 1617—1618 годах по просьбе жителей Калуги и соседних с ней городов боярин Пожарский воевал в чине первого калужского воеводы с пришедшим в пределы Русского государства войском польского королевича Владислава IV. Пожалован наместником Коломенским и назначен головою приказа Галицкой четверти.
Летом 1618 года, избавив Калугу от полугодовой осады, воевода Пожарский пришёл на помощь русскому войску оборонявшему Можайск и Боровск. Затем у Серпухова воевода Пожарский сражался с запорожскими казаками гетмана П. К. Сагайдачного. В это время Дмитрий Михайлович сильно заболел и по велению царя возвратился в Москву.
Едва оправившись от болезни, воевода Пожарский принял самое деятельное участие в защите столицы от польско-литовских войск Владислава IV, за что царь Михаил Фёдорович наградил его новыми вотчинами и поместьями.
В 1619 году, совместно с архиепископом Рязанским и Муромским Иосифом и князем Г. К. Волконским, в Можайске боярин Пожарский встречал отпущенного из польско-литовского плена митрополита Ростовского Филарета — отца царя Михаила Фёдоровича и будущего патриарха Руси и в дальнейшем князь пользовался его покровительством.
1619—1628 годах боярин Пожарский руководил Ямским приказом.
27 сентября 1619 года у царского стола жалован милостивым царским словом, государевом жалованием, атласною шубою на соболях с позолоченными серебряными пуговицами, позолоченным серебряным кубком.
Боярин Пожарский был членом боярских комиссий, управлявших Москвой во время паломнических поездок царя Михаила Фёдоровича (1619, 1621, 1624, 1626, 1628, 1631, 1635, 1637, 1639, 1640).
По краям Евангелия — четыре евангелиста сверху — Иоанн и Матфей, снизу — Лука и Марк. Евангелие — это собрание из четырех книг, повествующих о воплощении, земной жизни, учении, страданиях, крестной смерти и воскресении Иисуса Христа.
В 1620—1624 — воевода Пожарский в Великом Новгороде.
В 1621—1628 годах боярин Пожарский — начальник Разбойного приказа.
В 1624 году во время царской поездки на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, царь оставил Москву на попечение Ф. И. Шереметьева, и Дмитрия Михайловича.
В 1624 и 1626 годах на обеих свадьбах царя, боярин Пожарский был в дружках царя, а жена, Прасковья Варфоломеевна, была свахой со стороны царя. Наряду с другими именитыми боярами боярин Пожарский бывал приглашён к праздничным царским и патриаршим столам и, по замечанию И. Е. Забелина, «въ этихъ приглашенияхъ передъ большими боярами онъ меньше не былъ».
В 1625 году, 7 мая было объявлено о паломническом походе государя к Николе на Угрешу, Дмитрий Михайлович принял участие в походе и 8 мая был приглашён к царскому столу.
В мае 1628 года, Дмитрий Михайлович вновь приглашён в паломнический царский поход в Николо-Угрешский монастырь, и его 9 мая вновь пригласили к царскому столу.
В августе 1628 — 1630 г.г. боярин Пожарский был назначен первым воеводой в Новгород Великий с титулом наместника Суздальского.
В сентябре 1630 года назначен начальником Поместного приказа.
В апреле—мае 1632 года, накануне Смоленской войны, боярин Пожарский назначен вторым воеводой в Русское войско направленное на осаду Смоленска, вместе с Михаилом Шеиным и окольничим Артемием Измайловым. Смоленск находился по Деулинскому перемирию 1618 года в составе Речи Посполитой.
В ноябре 1632 года боярин Пожарский возглавил комиссию, занимавшуюся взиманием «пятой деньги» (чрезвычайный 20 % налог) для уплаты жалованья ратным людям (в 1616 году он был членом этой комиссии).
В 1633—1634 годах боярин Пожарский был воеводой за Яузой рекой и вторым воеводой в Можайске. Совместно с Д. М. Черкасским занимался организацией ратных людей для подкрепления войска во главе с М. Б. Шеиным, осаждавшего Смоленск.
В феврале 1634 года Дмитрий Михайлович и князь Черкасский посланы на помощь окруженному Шеину, который был вынужден принять условия капитуляции.
В 1634—1638 годах боярин Пожарский был первый раз назначен начальником Московского Судного приказа.
В 1635 году дважды участвовал в переговорах с польско-литовскими послами А. Песочинским и К. Л. Сапегой. Переговоры завершились ратификацией Поляновского мира 1634 года.
В 1637 году боярин Пожарский был в числе организаторов работ по строительству Земляного вала и деревянных укреплений вокруг Москвы.
В апреле 1638 года, в связи с опасностью набега крымских татар и нагайцев на Русское государство, боярин Пожарский назначен первым воеводой в Переяславль Рязанский.
В 1639—1640 годах боярин Пожарский второй раз назначен начальником Московского судного приказа.
В 1639 году Дмитрий Михайлович «дневал и ночевал» при гробах царевичей Ивана и Василия.
Весной 1640 года вместе с И. П. Шереметьевым дважды участвовал в переговорах с польскими послами М. Стахорским и К. Раецким, записан Дмитрий Пожарский почётным титулом наместника Коломены. Эти переговоры являются последними службами князя Пожарского, записанными в Разрядной книге.
(Архивировано из оригинала 21 апреля 2007 года).
В середине 1630-х годов на средства Пожарского в его селе Медведево (Медведково) близ Москвы (ныне в черте города), вместо деревянной, возведена каменная шатровая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Возможно, по заказу Дмитрия Михайловича, изготовлен список Разрядной книги 1475—1605 годов, с которого во 2-й половине 1640-х годов — начале 1650-х годов, скорее всего, снята копия по распоряжению четвероюродного племянника — С. Р. Пожарского (известна в историографии, как «Разрядная книга Д. М. Пожарского»).
К концу своей жизни боярин Пожарский имел около десяти тысяч четей земельных угодий со многими сёлами, деревнями и пустошами и считался одним из самых богатых дворян Русского государства. Он владел поместьями в Ряжском, Серпейском и Суздальском уездах, а также большой усадьбой в Москве. Ему принадлежали вотчины во Владимирском, Дмитровском, Звенигородском, Клинском, Коломенском, Медынском, Московском, Нижегородском, Ростовском, Суздальском, Юрьев-Польском, Деревской пятине Новгородской земли уездах.
Дмитрий Михайлович умер 30 (20) апреля 1642 года на 65 году жизни. В монастыре Николы Зарайского была обретена записка о дне кончины князя Пожарского в следующих словах:
«ЗРН, апреля К, преставися бояринъ князь Дмитрий Михайловичъ Пожарский, въ среду, вторыя недели по Пасце».
Памятник гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому был установлен 20 февраля (4 марта) 1818 года на Красной площади в Москве. Скульптор Иван Петрович Мартос.
В открытии памятника участвовали четыре сводных гвардейских полка, прибывшие из Санкт-Петербурга, позднее приехали все члены императорской семьи во главе с императором Александром I, а также чины двора. Кремлёвские стены и башни вместе с крышами прилегающих зданий были заполнены людьми.
В книге «Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время» (1883) историк, один из основателей ГИМ Иван Егорович Забелин даёт такую характеристику князю:
«Храбрый, мужественный и искусный воевода, никогда не отступавший от опасности в битвах, отличается в одно время не свирепыми, а гуманными качествами характера, которые дороги не для семнадцатого только, а для всякого века…»
Над местом погребения Дмитрия Пожарского в день его рождения 1 ноября 2008 года установлены плита и памятный крест .
4 ноября 2009 года восстановлен мраморный склеп князя Дмитрия Пожарского.