Клятва врачей древней Греции, написанная «отцом современной медицины» Гиппократом, начинается словами: «Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство…».
Почему же в клятве Гиппократа клянутся гиперборейцем Аполлоном-врачом?
Имя Гиппократа II Великого неразрывно связано с расцветом главной медицинской школы Древней Греции, находившейся на острове Косс. Первые сведения о Косcкой медицинской школе относятся к 584 году до н.э., когда жрецы Дельфийского Оракула храма Аполлона попросили врача Неброса с острова Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем город Киррос. Оба врача с острова Кос без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, вскоре, эпидемия прекратилась.
На острове Делос построен храм солнечного бога Апполона, почитаемого эллинами, как бога врачевателя всех олимпийских богов, покровителя всех искусств, любимца 9 Муз. Матерью Аполлона считается титанида ЛЕТО (латинизированное имя – Латона, в микенских текстах как ra-to). В эллинистической мифологии титанида Лето была богиней материнства и женственной скромности. Диодор Сицилийский прямо указывает, что родина титаниды Лето — Гиперборея. Гиперборейцами были дети титаниды Лето — Аполлон и Артемида.
Предания говорят о том, что Аполлон часто улетал на крылатом триножнике на свою далёкую родину-Гиперборею. На древнегреческих вазах сохранились изображения этого треножника. Любопытно, что похожий треножник упонимается китайским поэтом Цао Чжи в «Славословии трём треножникам Хуанди». Цао Чжи утверждал, что у китайского императора Цинь Ши Хуанди (246 года до н. э.) был металлический «котёл» ёмкостью 100 литров, на трёх опорах. Треножник «изображал крылатого дракона, летящего в облаках», он «мог покоиться на земле и мог идти, мог становиться лёгким и тяжёлым».
На древнегреческих вазах часто изображали бога Аполлона на крылатой колеснице, запряженной лебедями, на колеснице с лебедиными крыльями, или на крылатом грифоне летящего на свою северную родину, Гиперборею — страну Счастья.
Предания о Гиперборее и гиперборейцах повествуют о тех, «кто живет за Бореем (Северным ветром)», гиперборейцы — это «те, кто живут на Севере».
В мифах Древней Греции, говорится о том, что первыми богами древней Эллады были Боги-титаны из Гипербореи. Гиперборейцем был титан бог неба Уран (Варуна), его жена богиня Гея (Земля), и его дети. Младший сын Урана и Геи — бог космоса Кронос (др.греч. Κρόνος) и его жена Рея (греч.΄Ρέα,΄Ρεία, Κυβέλη – Кибела) — богиня Земли и плодородия, ставшие родоначальниками Олимпийских богов, и родителями верховного Олимпийского бога Зевса (в микенских текстах — di-we — «Дий»)
Согласно древнегреческим приданиям врач Асклепий (лат. Эскулап) был рождён от от самого бога-врачевателя Аполлона и смертной женщины Крониды. Значение имени Асклепий— «вскрывающий». Асклепия воспитал благородный и бессмертный сын Зевса кентавр Херон, воспитавший всех Олимпийских богов. По преданию кентавра Херон научил Асклепия возвращать к жизни мёртвых, попавших в подземное царство Аида (Гадеса). Разгневанный бог Аид пожаловался Зевсу на всемогущество Асклепия, и Зевс поразил Асклепия молнией. Когда кентавр Херон наступил на отравленную стрелу Геракла и понял, что будет вечно страдать от невыносимой боли, он решил добровольно сойти в царство мёртвых, а своё бессмертие он разделил между прикованным к скале Прометеем, и врачом Асклепием.
Асклепий стал врачевателем от бога, он поселился на острове Кос в Анатолии, где он женился на Эпионе.В древней Греции врачи странствовали по стране, помогая больным и страждущим.
Древнегреческого врача Асклепия изображают с посохом, обвитым змеёй. Однажды Асклепий убил палкой змею, но вдруг из травы выползла другая змея, несущая траву, которая оживила убитую змею. Змея Асклепия — это уж. (Асклепиев уж).
Известно, что две Змеи обвивали жезл (кадуцей) Гермеса — бога торговли, странствий и вестника всех богов, носившего крылатые сандалии и крылатую шляпу. Крылатый Гермес по легенде сопровождал души умерших в царство мертвых, символом которого были змеи.
Профиль Асклепия изображен на аверсе драхмы и его посох (справа) на пергамской драхме периода 133–27 годов до н.э.
В Ватикане стоит скульптура Асклепия с дочерью Гигиеей, сделанная из розового мрамора. На жертвенной плите изображена Семья Асклепия — Дочери Гигиея — богиня здоровья и Панакея (Панацея — «всецелительница») — богиня лекарственных трав и всех лекарств. Сыновья Асклепия — хирург Махаон и Подалирий — терапевт.
В Афинах в 420 году появляется культ Асклепия и Гигиеи.
По-гречески: врач — γιατρός — Ятрос. Ятрийос — место, где лечат больных, отсюда образованы такие слова, как «педи-ятрия» и др.
В 7 веке до н.э. Асклепий впервые упомянут, как бог-врачеватель, в 6 веке до н.э. Асклепию посвящают святилища, где занимаются врачеванием. Асклепий был правителем в Фесалии, его дочери и сыновья были врачами и участвовали в Троянской войне — это легенда обросла славой и в 6 веке в честь Асклепия возводили храмы.
В VI—IV веках до н. э. по всей Греции строились святилища бога-врачевателя Асклепия — в Трикке (Фессалия), Эпидавре (Пелопоннес) и на острове Кос.
Письменные источники, из которых мы узнаём о развитии медицины в Древней Греции — это:
— «Иллиада» и «Одиссея Гомера, где он описывает Троянскую войну, ранения и врачевание героев, участников войны.
— «История», написанная Геродотом в 9 книгах.
— «Гиппократов сборник» — труды философов и историков.
— Данные археологии.
— Этнография (этнология)
О роде Асклепиадов пишет в «Илиаде» Гомер (род. в 9 веке — умер в 8 веке до н.э.), описывая Троянскую войну (1240 — 1230 г.г. до н.э.):
…Сколько, Талфибий, возможно,
скорей позови Махаона,
Мужа, родитель которого —
врач безупречный Асклепий,
Чтобы пришёл осмотреть Менелая,
любимца Ареса…
Тотчас, бессмертным подобный,
вошёл Махаон в середину…
Рану увидел тогда,
нанесённую горькой стрелою,
Высосал кровь и со знанием,
лекарствами рану засыпал,
Как дружелюбно родитель его
был обучен Хироном…
(Гомер. Илиада 4. 193-219 (9 — 8 вв. до н.э.) («родитель его», то есть, бог Апполон.)
Предполисный период развития Древнегреческой цивилизации — (11 — 9 вв. до н.э.) До Александра Македонского Греция не была единым государством, отдельные греческие полисы лишь вступали во временные союзы. Греческие полисы строились по побережью Средиземного, Эгейского и Чёрного морей.
Предполисный период развития Древнегреческой цивилизации называют Гомеровским периодом. После смерти Гомера его поэмы «Илиада» и «Одиссея» пересказывались 200 лет устно и только в 6 веке до н.э. его поэмы были записаны и стали первыми в истории Европы письменными источниками, откуда мы многое узнаём о медицине в древней Греции.
«Стоит многих людей
один врачеватель искусный:
Вырежет он и стрелу,
и рану присыплет лекарством».
В произведениях Гомера описаны 141 врачебный случай повреждения туловища и конечностей:
— поверхностные раны и проникающие ранения;
— ушибленные раны и нагноения;
— ядовитые укусы змей;
— сумасшествие
— массовые болезни (эпидемии)
Считалось, что бог Апполон посылает болезни на войско персидского царя Ксеркса.
Герой Троянской войны (1240 — 1230 г.г. до н.э.) Ахилл (или Ахиллес). На фреске Кносского дворца на острове Крит записано имя Ахиллес — АКИ-РЕВ = АКИ-ЛЕВ). Отправляясь на войну с троянцами Ахиллес знал своё язвимое место и предчувствовал, что погибнет. Фетида, мать Ахила, желая сделать сына бессмертным, окунула его в священные воды подземной реки Стикс, держа его за пятку, именно, пятка осталась уязвимой и, получив ранение, Ахилес погиб. Отсюда происходит выражение — «Ахилесова пята» — уязвимое место.