Среда , 24 Апрель 2024
Домой / Мир средневековья / Казаки — «Молодцы, могучие как быки»

Казаки — «Молодцы, могучие как быки»

Рейды запорожских и донских казаков были источником постоянного беспокойства для Османской империи и Крымского ханства XVI-XVIII веков. Воинственные и неуловимые, пешком, на конях и в небольших лодках-чайках, казаки нападали на турецкие и татарские города и селения, жгли, грабили местных жителей, освобождали славянских пленников  и небольшими отрядами побеждали целые армии, сделавшись настоящим бедствием как для мусульманских властей, так и для обычных жителей.

Во второй половине XVII века стали особенно частыми набеги казаков на Крымское ханство, занимавшееся работорговлей, и отправлявшее захваченных в плен славян-невольников в Турцию. Казацкие отряды часто доходили до Карасубазара (ныне Белогорск) и Каффы (ныне Феодосия) в Крыму, где существовали самые крупные невольничьи рынки и шла торговля людьми. Казаки совершали набеги и на турецкие города на побережье Чёрного моря, поэтому османские жители приморских городов переселялись вглубь страны, чтобы избежать нападений казаков. По этой причине казаки часто упоминаются в татарских и турецких источниках этого периода.

Древнегреческий географ Страбон, автор «Истории» и сохранившейся почти полностью «Географии» Европы и Азии в 17 книгах, упоминает о воинственном народе «Kosaka» , живущим в I веке до нашей эры в районе Кавказских гор. Страбон записал название народа, как «кос-саки», а область их проживания называлась «область саков», то есть скифов, ведь, персы называли скифов «саками». Большинство античных авторов называют скифов и саков одним народом, говорящим на родственных языках. Древнегреческое название «касакос» сохранилось вплоть до Х века, позднее его стали ошибочно смешивать с именами народов «касогов и казягов».

kak-kosaкаса+ка = кнут, как коса

В ведическом санскрите kazA — хлыст,  kaṣa, keśa – «коса» — 1) инструмент с длинным изогнутым клинком и изогнутой ручкой, чтобы косить траву; и «коса» — 2) прядь волос на макушке головы. «Каса+ка» коса, как кнут; или  «kazA+ка» — «хлыст, как коса на макушке»; от корня санскрита «az» — «быстро движущийся, быстрый» (конь, кнут, коса).  Почему воины казаки носили длинные чубы?

Как же представляли себе это православное воинство мусульманские авторы того времени?

Изначально этот термин имел значение «вольный воин, свободный человек». Позднее казаками стали обозначать свободного наёмного воина, работника, покинувшего родное село, а уже позднее «казаками» стали называть православную вольницу Дона и Запорожья. Термин «казак» в мусульманских источниках получил негативное значение «бандит» или «изгнанник».

В терминологии работорговцев XVII века термин «казак» также значил «раб-мужчина православного происхождения». В османских (турецких) источниках их также именовали «русские» — Rus / Urus с непременным добавлением эпитета mel’un — «проклятые». Иногда, чтобы отличить запорожцев от донских казаков, османские источники употребляли термин «московские» — Moskof / Moskov. Впрочем, делалось это не слишком часто, т.к., по всей видимости, авторам источников было не слишком важно географическое происхождение «проклятых русских».

Эвлия Челеби также упоминал о «бритоголовых» казаках, тем самым описывая своеобразную казацкую манеру брить голову, оставляя один длинный локон-оселедец.
Кто писал о казаках

Учитывая, насколько была важна информация о казаках, о них знали и упоминали самые разнообразные мусульманские авторы – от великих визирей и султанов, до географов, хронистов и путешественников. Самый интересный для нашей темы, пожалуй, труд Халиль Паши 1621 года «Газанаме», «Книга походов» крымскотатарского историка Мехмеда Сенаи Кырымлы. Интересно и многотомное географическое сочинение «Книга путешествия» —  «Сейахатнаме»  османского путешественник  Эвлии Челеби (1611—1682),  более 40 лет путешествовавшего по Османской империи и сопредельным государствам и странам, и в подробностях описавшего войны татар с казаками, а также их тактику и нравы.

Несмотря на то, что мусульманские источники пытались «делать хорошую мину при плохой игре», в них нельзя не заметить общего ошеломления от того, что они – повелители гигантской империи – вынуждены обороняться от каких-то неуловимых летучих всадников презренных гяуров (неверных) в самом центре своей страны. Вот что писал Эвлия Челеби:

«В этом самом [1641] году казаки на ста пятидесяти чайках в море Чёрное отправились, корабли купеческие громили и грабили, грады и селения по берегам моря Чёрного сожгли и разрушили». Или в другом месте: «Через пустыни продвигались мы, горькую воду пия, страхом перед казаками и калмыками объятые».

Конечно, такая ситуация не могла устраивать имперские амбиции османов.

Военная удаль казаков

Несмотря на общую негативную оценку казаков, мусульманские источники вынуждены были признавать казацкую военную удаль. А как иначе можно было объяснить частые поражения османской и татарской армий в боях с казаками?!

В мусульманских источниках описывается поразительное умение казаков преодолевать огромные расстояния на небольших лодках-чайках (шайках), плавать под водой с тростинкой во рту, вести ружейную и пушечную стрельбу, делать длинные подкопы под землей, осуществлять подрывы османских укреплений с помощью пороха и многое другое.

Вот, к примеру, как Эвлия Челеби (1611—1682) описывает тактические приёмы донских казаков под Азовом в 1641 году:

«каждую ночь переплывали реку Дон по пять или шесть тысяч казаков, которые донага раздевались и ныряли в воды реки, дыша через тростинку, во рту удерживаемую. Так достигали они замка Азова и придавали ему свежие силы. Изо дня в день становились гяуры все смелее, окопы атаковать стали и ночные вылазки совершать, после которых под землей укрывались. Даже снаряжение разнообразное и амуницию доставляли они в замок, всё это вкладывая в большие мешки, из шкур воловьих пошитые, которые потом через Дон переправляли».

А вот другой фрагмент того же периода:

«Той ночью казаки своенравные, в замке осажденные, такую пальбу из ружей учинили, что весь замок азовский… пламенем объят был. Били они в барабаны, и замок весь криками наполнили: «Иисус! Иисус!», а на всех стенах замковых кресты выставили… С утра стреляли они без перерыва из пушек и ружей, так что шестьсот человек жизнь за ислам отдали».

Описание казни и пыток пойманных казаков

Особое внимание мусульманские источники уделяли наказанию пойманных казаков. Попадавшие в плен казаки несли на себе ответственность за действия всех казаков. Вот как об этом пишет «Газанаме» Халиль Паши:

«Его Величество [султан] приказал, чтобы захваченные неверные чайки [т.е. казацкие лодки] были перенесены в местность неподалеку от императорской палатки, которая была на краю реки Дунай… Эти [казацкие] свиньи, которые заслужили уничтожения, в то время как они были поставлены пред лицом этого разъяренного льва… всколыхнули его [т.е. султана] гнев и ярость… Из-за этого он желал, чтобы казни этих проклятых [казаков] были осуществлены по-разному, тем самым предоставляя [зрителям] зрелище и развлечение. Некоторые из них [т.е. из казаков] были подожжены в их собственных кораблях… Некоторые из них были привязаны между морем и этими драконо-подобными кораблями, и части их тел были отделены друг от друга и превратились в пищу для стай рыб. Что касается других, их наказание было осуществлено на берегу реки: основные части их тел (головы, конечности и другие жизненно важные части тела) были раздавлены ногами разъяренных слонов, и их злые души воссоединились с адовым огнём».

По словам Кятиба Челеби (1609 — 1675), в 1621 году 200 плененных казаков были доставлены османскому султану Осману II (1604 — 1622), все они были обезглавлены, их тела разрезаны пополам, насажены на крючья и расстреляны стрелами.

Подчинённый турецкому султану крымский хан Мехмед Герей IV (1641-1644, 1654-1666) преследовал и захватил группу казаков и калмыков, вторгшихся в Крым, части отряда казаков удалось уйти от преследования и покинуть Крым. Захваченные в плен калмыки были убиты на месте, а казаков привезли в Бахчисарай и замучили там до смерти, «убивая каждого самым жестоким наказанием».

В истории известны и другие мучительные казни казаков, придуманные мусульманами. Известно, что в одной из битв отряд знаменитого казацкого атамана Дмитрия Ивановича Вишневецкого в 1563 был разбит в битве с войсками молдавского господаря Стефана VII . Дмитрий Вишневецкий был ранен, взят в плен и выдан турецкому султану Сулейману I. Вишневецкий отказался переходить на турецкую службу и был жестоко казнён по приказу султана в Константинополе вместе с шляхтичем Пясецким.

Согласно источникам, Вишневецкий был казнён повешением за ребро на крюках, вмурованных в стену у морского залива. Согласно хронисту Мартину Бельскому Вишневецкий прожил ещё три дня, непрерывно ругая ислам и султана, турки не выдержали оскорблений и расстреляли его из луков.

Положительные отзывы о казаках в турецких источниках.

Всё ли время мусульманские источники относились к казакам отрицательно? Безусловно, нет. Во-первых, даже во время войн османов с казаками отдельные мусульманские авторы упоминали воинскую доблесть и бесстрашие казаков. К примеру, Эвлия Челеби писал о донских казаках, завоевавших Азов, как о «молодцах, могучих как быки».

«Казачий народ, — пишет он, — это стойкий, упорный и сердитый народ». В другом месте он называет их «племя неустрашимых кяфиров» (т.е. неверных).

Некоторое время Татарские ханы находились в союзе с запорожскими казаками, поэтому Эвлия Челеби называет их «кардаш-казаками», т.е. «братскими казаками», однако и здесь он употребляет термин mel’un «проклятые».

Положительно пишет о казаках и Мехмед Сенаи Кырымлы, описывая совместные военные действия крымских татар и гетмана Богдана Хмельницкого. Он так характеризует Хмельницкого — казацкого предводителя:

«истый лев, военачальник запорожских казаков, то есть племени людей, бьющих в колокола, гетман по имени Мельниска... человек умный и богатырь бесстрашный».

Однако в общем и целом, безусловно, мусульманские источники XVI-XVIII века крайне негативно, с нескрываемым раздражением и, порой, страхом и ужасом, писали о «проклятых русских» — неуловимых, быстрых и, потому, практически непобедимых вооруженных казацких отрядах Дона и Запорожья, наносивших немалый урон огромной Османской империи и Крымскому ханству. В известной степени, действия казаков можно воспринимать как своеобразный «симметричный ответ» на грабительские набеги крымских татар и военную деятельность османов на юге России, и в Восточной Европе.

Битва при Молодях
Сообщения о готах из источников на языке оригинала

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*