Всё, что связано с Великой Отечественной войной и борьбой с фашизмом, для нашей страны всегда останется актуальным. Слишком дорогой ценой досталась нам Победа.
Более тысячи плакатов, призывающих дать решительный бой фашизму в годы Великой Отечественной войны и карикатур, шаржей, высмеивающих врагов, создал творческий союз советских художников-графиков и живописцев, в который входили Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).
Карикатура в России начала активно развиваться после революции 1905 года. С принятием манифеста о политических свободах пресса получила возможность печатать более злые критические статьи и комментарии о текущих событиях. Тексты в таких сатирических журналах тех лет, как «Жупел», «Нагаечка» и «Сатирикон», часто сопровождались карикатурами на злобу дня.
Советская же карикатура началась с военной пропаганды. Самым известным карикатурно-пропагандистским проектом ранних лет советской власти стали «Окна РОСТА» (РОСТА – Российское телеграфное агентство, предшественник ТАСС). Эти «окна» представляли собой плакаты, рассказывающие о достижениях большевиков и победах Красной армии.
Псевдоним творческой группы художников «КуКрыНикСы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.
Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских.
В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В 1924 году к ним присоединился Николай Соколов, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы.
Сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР, 24 июня 1941 года на улицах Москвы появился первый военный плакат КуКрыНикСов — «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Солдат Красной армии в красной каске со звездой беспощадно бьёт красным штыком крысоподобного чёрного беса Гитлера, который прорвался через большой бумажный пакт о ненападении между СССР и Третьим рейхом и тянет когтистую лапу к солдату.
Впоследствии на карикатурах КуКрыНикСов появлялись солдаты стран – союзниц по антигитлеровской коалиции, гигантские кулаки, штыки, клещи, обезьяноподобные солдаты вермахта, жалкий Гитлер, обмотанный бабьим платком, словно армия Паулюса под Сталинградом, окруженная советскими войсками.
Сатирические плакаты «Окна ТАСС», листовки и рисунки «Кукрыниксов» сопровождали нашу армию от Москвы до Берлина, поднимали боевой дух советских солдат.
Художники вступили в своего рода сражение с фашистскими оккупантами, сатирически высмеивая их в плакатах и острым словом в надписях, каждый день они рисовали плакаты для «Окон ТАСС», листовки для фронта.

Приступ сталинградского удушья
После бесконечных сводок Советского Информационного бюро о ходе боевых действий в первые дни войны, о зверствах фашистов, о жертвах нацистов в газете «Правда» было довольно трудно заставить читателей газеты улыбнуться.
Кукрыниксы — настоящие солдаты войны, их оружием было изобразительное искусство, меткая сатира, которая очень больно била. Осмеянный враг уже не так страшен: он презираем.
Карикатура военных лет была одним из самых мощных орудий в арсенале советского искусства. Ясный лозунг, облаченный в страстный художественный образ, вызывающий такие сильные чувства, как ненависть и любовь, гордость и презрение, помогали людям преодолеть лишения и голод, физические и душевные муки, идти к победе.
Художники хорошо знали врага, его привычки и повадки, они изучали мимику, пластику движения фашистских лидеров с помощью видеохроники и фотоснимков. Применяя гротескные формы изображения, художники смогли высмеять Зло, которое становилось на их карикатурах нелепым, иногда издевательски смешным, но ненависть к врагу была на переднем плане каждой карикатуры.
«Кукрыниксы» часто обращались к известному и распространенному в карикатуре приёму изображать врага не человеком, а уродливым пауком, злобным и трусливым волком или туповатой мохнатой гориллой, тем самым подчеркивая уродство фашистов, потерявших человеческий облик.
«Кукрыниксы» раскрывали звериное нутро фашистов и всей гитлеровской армии, низводя их до настоящего зоопарка.
Фашисты прекрасно знали художников «Кукрыниксов», боялись и ненавидели их едкие карикатуры, в которых художники откровенно издевались над нацистами, Гитлером и фашистскими генералами.
Говорят, Гитлер рассчитывал повесить художников, если ему удастся оккупировать Москву. Ненавистные для Гитлера «Кукрыниксы» и диктор московского радио Юрия Левитан были первыми в списке тех, кого он собирался казнить.
Особое место на выставке карикатур «Кукрыниксов» занимают оригиналы легендарных «Окон ТАСС», где сатирическое изображение едко и хлестко поддержано метким словом, рифмой или частушкой, сочинял их Самуил Маршак. Большинство плакатов создано художниками Куприянов, Крылов, Соколов в соавторстве с Самуилом Маршаком.
К концу Великой Отечественной войны все трое Кукрыниксов имели воинские звания майоров. В 1945 г. художников-карикатуристов решили отправить на Нюрнбергский процесс, чтобы они запечатлели исторический суд над нацизмом. Художникам в срочном порядке присвоили звания советских полковников.
Во время Нюрнбергского процесса «Кукрыниксы» каждый день работали в зале суда над портретами гитлеровских фашистов. Рисунки посылались в Москву, чтобы наутро они вышли в очередном номере газеты «Правда».
После каждого заседания Нюрнбергского процесса советские художники Куприянов, Крылов и Соколов отправлялись в город и продолжали рисовать, создавать шаржи, уже совсем не едкие, а тонкие и даже светлые рисунки обычных немцев, которые, как и их соотечественники, возвращались к мирной жизни.
Весьма интересны и выразительны живописные и графические работы, сделанные Кукрыниксами во время командировки в Германию, на них можно увидеть послевоенные виды Нюрнберга, Дрездена, Берлина и портреты мирных жителей, привыкающих к послевоенному быту.

Бегство фашистов из Новгорода, 1944 г.
Кукрыниксы не только создавали карикатуры, но и писали картины – например, «Бегство фашистов из Новгорода». На полотне на фоне безмятежных белых стен Святой Софии Новгородской по снегу мечутся немецкие солдаты в шинелях и с факелами. В снегу безмолвно лежат поваленные статуи взорванного памятника «Тысячелетие России». Естественно, рисовали Кукрыниксы и Сталина, и других советских руководителей, например, Молотова. Но основным мотивом их творчества было создание образа врага – и внешнего, и внутреннего.

Кабальна НАТОвская сеть, в ней можно мигом облысеть
После Победы карикатуристы продолжали высмеивать врагов советской Родины, но теперь это уже были американцы и НАТО.
Например, предложивший план послевоенной помощи Европе американский генерал Маршалл был изображен в образе сухопарого торгаша, предлагающего европейцам надеть ярмо и снова взять в руки оружие – под видом помощи из-за океана.

Спрут гебельсовской пропаганды