Один из древнейших видов рисунка карикатура отображает проблемы общества и с ранних времён служила определённым методом самоутверждения над обидчиком. Народ насмехался не только над врагами или поработителями, но и над своими властителями. Обычно карикатурный рисунок грубо искажал черты обидчика или врага, изображая их в курьёзной ситуации, вызывающей всеобщий смех.
Карикатура
1. Намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное графическое изображение лица или события.«гротескное или нелепое изображение людей или вещей путём нелепого преувеличения характерных черт»
2. перен. Жалкое, смешное, убогое, искаженное подобие кого-л., чего-л.
Слово Карикатура заимствовано в третьей четверти XVIII века русским языком из французского caricature — карикатура, заимствованного из итальянского: caricatura «сатирическая картина; преувеличение», образованного от глагола caricare — «нагружать; преувеличивать», «грузить», происходящего от вульгарной латыни *carricare «загружать повозку или телегу», от латинского carrus «двухколесная повозка» — так древние римляне называли разновидность телеги.
Латинское carrus (множ. число carra) заимствовано первоначально от кельтского karros «двухколесная кельтская боевая колесница», от Прото-ИЕ корня *krsos, от корня *kers- «бежать».
Кельтско-латинское слово karros/carrus перешло в греческий язык: karron «повозка с четырьмя колесами», в древнеирландское carr, валлийское carr «телега, повозка», бретонское karr «колесница», в 1300 г. в англ. car — «колесное транспортное средство», от англо-французского carre, старо-северофранцузского carre, от вульгарной латыни *carra, родственного латинскому carrum, carrus (множ. число carra).«Карикатура» < «преувеличение, перегрузка» — суф. производное от carricare «нагружать», исходное слово — carro — «воз, телега» (см. карета из лат. carrus «повозка на четырёх колёсах»).
Художники — карикатуристы, изображая своих «героев», «нагружают» их подлинные качества внешности комическими чертами, для большей выразительности прибегая к преувеличению отдельных черт внешности или манер поведения. В сюжете карикатуры соединяются реальное и фантастическое — конкретные лица вдруг становятся похожими на фрукты, растения, насекомых, при этом они сохраняют свою узнаваемость.
Хотя карикатура существует с древних времён, карикатура как вид графического искусства появилась не сразу, но со временем получила распространение во всех странах. Зарождение карикатуры в России произошло в XVII веке, когда из устного народного творчества самые меткие поговорки, пословицы, смешные частушки и присказки, носившие не только бытовой, религиозный, но и сатирический характер, перешли в смешные изображения в народных лубочных картинках.
Это были только ростки настоящей профессиональной карикатуры — «caricature» исходно — «рисунок с преувеличением свойств изображаемого», получивший всеобщее признание лишь в XIX столетии.
В начале войны с Наполеоном в 1812 году стала необходима мощная внутренняя идеологическая поддержка. Войне с Бонапартом посвящали сюжеты многие безымянные авторы — лубочные ремесленники. От профессиональных художников требовалось сделать народные сюжеты ярче и направить их в наиболее выгодное русло.
Во время войн и военных конфликтов всегда широко используется плакатная карикатура, поднимающая патриотизм и боевой дух народа и оскорбительно высмеивающая врага. Гравюр Отечественной войны 1812 года сохранилось масса. Их в больших количествах выпускали в каждом городе и местечке, где имелась мастерская или типография. Художественная ценность листовок сильно разнится в зависимости от таланта и умения исполнителя.
Во время Отечественной войны 1812 года разгорелась целая карикатурная война против французского императора Наполеона I и солдат его армии, причём созданием карикатуры занимались профессиональные художники академической выучки.
Главнокомандующий русской армией Михаил Кутузов даже открыл при своём штабе особую типографию выпускающую для народа «боевые листки» с карикатурами и издевательскими стишками, частушками про французов.
Известнейшим автором сатирических образов был выпускник Академии художеств, скульптор, рисовальщик, гравер Иван Иванович Теребенев (1780–1815).
Карикатуры Ивана Теребенева выделяются среди всех остальных листовок. Их отличает тонкая стилизация и техника исполнения, в которой смешались и русский лубок, и английская политическая карикатура, и политическая официальная пропаганда. Первые гравюры Теребенева простые люди и патриотично настроенные дворяне восприняли как истинно народные.
Сам художник имел серьезную художественную подготовку. Он закончил Императорскую Академию художеств с аттестатом I -й степени и шпагой. После чего его оставили при Академии – для дальнейшего совершенствования. Уровень подготовки художника был необычайно высок.
Вскоре Теребенев вместе с Венециановым выпустил целую книгу в виде азбуки для детей. Азбука детям в память о войне 1812 года называлась «Подарок детям или Новая Российская азбука». Книга содержала массу карикатур на наполеоновских солдат и вполне годилась для взрослых. Многие иллюстрации из азбуки известны и сегодня, поскольку зажили самостоятельной жизнью – их массово копировали и печатали в газетах и журналах различные издатели. Правда, такая популярность карикатур не принесла особого достатка их автору. Иван Иванович Теребенев умер в 1815 году в нищете, на 35 году жизни.
Во время Отечественной войны 1812 — 1814 году в России разгорелась полномасштабная карикатурная кампания, высмеивающая французского императора, как диктатора, захватившего всю Европу.
Казалось, ничто не может противостоять силе наполеоновской армии. Своих приближенных Наполеон обольстил заманчивыми предложениями о грабеже несметных богатств России и Индии.
«Ежели меня сделают губернатором в Индии, я тебя сделаю министром Кашмира…», — все были одурманены мечтой о мировом господстве.
Рисунки Ивана Теребенёва высмеивали французов, делая их маленьким и жалкими перед русскими казаками, настоящими богатырями, как говорил Француа Вольтер: «Что сделалось смешным, не может быть опасным» .
Наполеон: Эдакого мужичья я с роду не терпел! Меня скоблят и жарят, как в аду.
Ратник: Отдувайся, коли сам полез в русскую баню, попотей хорошенько, а мы не устанем поддавать пару.
Солдат: Натрём тебе и затылок и спину, и бока, будешь помнить лёгкую нашу руку.
Казак: Побреем тебя, погладим, молодцом поставим.»
Наполеон Бонапарт, как истинный корсиканец, был очень горд и самолюбив, и очень болезненно относился к карикатурам на себя. Всегда приказывал уничтожить карикатурные листы и не допустить их распространение в своей армии, но ему это никогда не удавалось.
Император Франции собрал огромную 600-тысячную армию, включавшую практически все национальности Европы, от португальцев до литовцев.
Там, «где Наполеон имел дело с политическим телом, основанным на отвлеченном государственном принципе, тампобеда была легка. Одержав своим военным искусством стратегический и тактический перевес над противником, ему уже не оставалось ничего более преодолевать. Но не так легко решалась победа там, где ему приходилось иметь дело с живыми народными единицами, хотя бы и столь малосильными, как Испания. С Испании и началось национальное движение в отпор французскому завоевателю.» — пишет Николай Данилевский (Россия и Европа. Глава X. Различия в ходе исторического воспитания)
«Беда нам с великим нашим Наполеоном!
Кормил нас в походе из костей бульоном:
В Москве попировать свистел у нас зуб;
Ни тут-то было, похлебаем хоть вороний суп!
Подпись под карикатурой: «Попалась в просак! Руской солдат штыком снял с неё маску. Казак нагайкою все венцы её лавровые охлестал, а Вавила Мороз и громкую трубу ея заткрул снегом.»
Под маской миловидной дамы с ангельским лицом и крыльями, трубящей о мире, скрывался сам Сатана. Казак нагайкой сшиб с головы лавровый венок – символа победы. Мороз заткнул снегом фанфары славы Наполеона.
Подпись под карикатурой: «Радуйтесь пастухи добрые! Уже вы больше не потерпите недочёту в ваших овцах. Зверь обнаружен, он был страшен только тем, которые не умели за него взяться. А я попросту, как в старину бывало: принаровил, схватил, и как хочу, так теперь и поворочу.»
Русский мужик вытряхнул Наполеона из мундира, как волка из собственной шкуры, и от него в панике разбежались собственные маршалы. По басне Ивана Крылова:
«С волками иначе не делай мировой,
как снявши шкуру с них долой«.
«Завоевал бы Россию, да мор на мои войска, чуть было и меня не сразил! Принуждён окуриваться»
Император изрядно ободран, завшивлен и опасен для окружающих, потому врачи окуривают его. Это типичная карантинная мера той поры для предотвращения эпидемий. Блоки, через которые перекинуты веревки к сапогам и шляпе императора, чем-то похожи на нитки марионетки. Что говорит о несерьезности, о кукольной фигуре Бонапарта, подчинённой воле рока. За нитки дергает не кукловод, а впряжены люди, как бурлаки, на их плечи легла вся тяжесть войны и обязанность вытащить из войны Францию. Капризы императора стоят дорого.
Карикатуры на врага создавались и в 1813–1814 гг. — в годы заграничных походов русской армии до Парижа.
Всего в период с лета 1812 по начало 1815 года разными художниками было создано около 240 карикатур.
Рушится империя Наполеона, но он стремится поймать попутный сильный ветер и снова подняться на «бумажном змее» к славе, но всё тщетно…
На змее Наполеона написано «Затеи великого гения».
Наполеон: Тяните, тяните! Отдавайте нитку! Ах, да она обрезана и змей мой не понимается.
Рейнский Союз: Вольно тебе было склеивать такой страшный змеюще. Ворочайся теперь с ним, как хочешь, а я тебе покорный слуга.
Наполеон: Я надеялся на сильный ветер, да на большой клубок ниток, да на вас, мои верные помощники.
Старый гвардеец: Ох, тяжко мне! долго ли буду служить твоим дурачествам!
Молодая гвардия: А нас ты обманул обещав знатно позабавить, да какая игра? Это сущая каторга!
Надпись под карикатурой: «Наполеон посреди приближённых своих маршалов и принцев, учит сына своего бегать.
Сын: Папинька, я устал. Наполеон: «Привыкай сын мой. Наука беганья нужнее для династии наполеоновой, нежели наука царствования.»
В упряжке сына заяц – символ быстрого бега и трусости одновременно.
Карикатуры создавались в технике гравюры, раскрашенной акварелью. Каждую гравюру печатали тиражом в 200–300 копий, а затем карикатурные листки расходились в народ по всей стране. После победы над Наполеоном и его отречения поток анти наполеоновских карикатур постепенно иссяк.
В России карикатура получила особое признание с XIX столетия.
Развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой. Поначалу в газетах появлялись статьи с сатирическими рисунками на те или иные события с пояснительным текстом. Постепенно, с течением времени, стали публиковаться сатирические рисунки и без сопроводительного и объясняющего текста, сюжет карикатуры был понятен и без слов. Царская цензурная охранительная система Российской империи внимательно следила за их политическим содержанием и не допускала никакой «свободы в оскорблении» власть имущих. Однако развитие карикатурного жанра уже невозможно было остановить. Безымянные карикатуры передавались друг другу, а иногда особо едкие перерисовывали и распространяли повторно.
Однако в России развивалась и официальная карикатура. Постепенно сатирические рисунки стали занимать всё больше газетной полосы. Сатирические и юмористические отделы открывали серьёзные общественные периодические издания, например, журнал «Сын Отечества» (с 1812 до 1852 года), где обязательно какое-то место отводилось рисункам. Стали появляться отдельные рисованные издания. Направленность юмора и сатиры карикатурных рисунков часто ограничивалась бытовыми темами и не касалась политики.
Осмеянию в первую очередь предавали мелких чиновников-казнокрадов, торговцев или артистов неудачно исполненных ролей. В качестве сюжета карикатур часто использовались не проверенные слухи и сплетни, которых всегда бывало в избытке в столичном обществе. Заказная карикатура могла стать и средством достижения чьих-то корыстных и завистливых целей. Цензура жёстко следила за появлением сатирических или неуважительном изображении царствующих особ.
В середине XIX века в России появился целый ряд сатирических журналов. Одним из таких изданий стал журнал «Ералаш» — русский иллюстрированный сатирический журнал, основанный художником М. Л. Неваховичем и выходивший в Санкт-Петербурге с 1846 по 1849 гг. Журнал в сатирической форме отражал явления общественной русской столичной жизни и быта, а также все происходившие в сфере искусства и чиновничества; также много места занимали карикатуры на современных деятелей культуры: писателей, артистов.
Многие рисунки в журнале «Ералаш» были выполнены самим издателем, но также там сотрудничали и другие художники: Н. А. Степанов, И. И. Пальм. Однако, жизнь этого издания была короткой в связи с кончиной самого издателя. Периодичность журнала была 4 номера в год и всего вышло 16 номеров.
Художник Н. А. Степанов (1807—1877) через некоторое время, в 1865 году начал издавать свой сатирический журнал «Будильник». Этот журнал вошёл в историю российской культуры в первую очередь тем, что там публиковались первые юмористические рассказы А. П. Чехова под псевдонимом Антоша Чехонте и Брат моего брата.
Именно в журнале «Будильник» появлялись и карикатуры художника Дмитрия Орлова, получившего известность под псевдонимом Моор, а также будущего знаменитого архитектора Фёдора Шехтеля под псевдонимом Финь-Шампань, а также рисунки А. Н. Лебедева. В жанре карикатуры прославились и другие художники: М. О. Микешин (1835—1896), В. С. Шпак (1847—1884), Н. В. Иевлев (1834—1866), П. М. Шмельков (1819—1890), Н. П. Чехов, А. Ф. Афанасьев. Их карикатуры также печатали и другие издания того времени: «Иллюстрированный альманах», «Стрекоза», «Шут», «Зритель», «Искра», «Гудок» «Сверчок», «Москва», «Осколки».
Всё более накаляемая в Российской империи общественная обстановка заставила даже юмористические издания заинтересоваться политикой российской жизни.
Первая предреволюционная карикатура относится к 1900 году. На рисунке изображена социальная пирамида капиталистического общества, на вершине которой правящая верхушка, ниже духовенство, армия и полиция, дворяне, помещики — владельцы заводов и фабрик, у основания пирамиды — рабочие и крестьяне.
В 1905 году свобода слова достигла своего пика, что позволило журналистам и издателям той поры публиковать рисунки и карикатуры, минуя контроль цензуры, но эта свобода продолжалась недолго. Оголтелая свобода без границ и внедрение «западных ценностей», привела к развращению молодёжи, неуважению к государственной власти и в итоге к революции в обществе.
С 1908 по 1914 годы в Петербурге издавался журнал «Сатирикон» — там публиковалось много карикатур, в том числе и политических. В это время особо проявились художники: Сергей Чехонин (1878 -1936) и Валентин Серов. В 1913—1918 гг. выходил журнал «Новый Сатирикон», издававшийся частью авторов старой редакции. После Октябрьской революции журнал «Новый Сатирикон» был закрыт, большинство авторов бежали в эмиграцию на запад, оставшиеся — разошлись по советским изданиям, и занялись развитием советской карикатуры.