«Каменная могила» – это археологический памятник в долине реки Молочной близ Мелитополя, представляющий собой нагромождение каменных плит из песчаника, с отпечатками морских моллюсков Высота каменного кургана около 12 метров и площадь нагромождения камней около 30 000 квадратных метров. С течением времени плиты из песчаника раскололись, образовав множество гротов и пещер удивительной формы и очертания, засыпанных песком.
В приазовских степях курган «Каменная могила» служил древним святилищем для проведения культовых обрядов, местом поклонения предкам. На каменных стенах внутри пещер и гротов святилища обнаружено множество уникальных петроглифов (от др.-греч. петрос — πέτρος — камень и глифо -γλυφή — резьба).
Таинственные знаки, рисунки, надписи, резы на стенах в Каменной могиле, представляют собой уникальные образцы первобытного искусства. Русское название «Могила» в словаре Даля означает
«яма, место с насыпью, для погребения покойника; большая древняя насыпь, курган, где по приданию погребены могутники, богатыри; южн. курган или холм вообще».
Большой курган Каменной Могилы расположен в самом центре огромной, почти круглой площадки.
Каменная Могила окружена курганами и древними ступами, или «каменными бабами», стоящими на вершине каждого захоронения. В ведическом санскрите «ступа» -stUpa, {styai} — {stu} – вершина, гребень, венец, узел, пучок волос, верхняя часть головы, . Каменные бабы представляют собой фигуры метровой высоты воинов, женщин, детей.
Первое упоминание о святилище Каменная Могила относится к 1778 году. Во время русско-турецкой войны главнокомандующий русской армией Александр Суворов называл Большой курган Каменной Могилы «Чудом природы», под таким названием нанёс его на карту в 1778 году и распорядился поставить пост из 14 казаков для охраны почтового тракта, и охраны древнего природного памятника. Позднее на карте Таврической губернии памятник Каменная Могила был обозначен, как Камень-Ююнь-Таш, по-тюркски «Гора, Собранная из Камня».
В 1837 году в гротах Каменной Могилы побывал известный русский академик П.И. Кеппен, во время поездки по Приазовью для составления «Описи памятников древности». В своём дорожном дневнике он Кеппен писал:
«Каменная могила. Так в Мелитопольском уезде называется бугор, состоящий из огромных груд песчаника, и находится на правом берегу реки Молочной… Взгроможденные тут природою камни то выступают из земли вертикально, то, склоняясь в противоположные стороны, образуют как бы навесы. В одном месте меж скал, поросших мхом, находится промежуток вроде улицы, шириною в 2 или 3 аршина, и тут-то некогда был вход в пещеру, в коей один из моих проводников, бывший в детстве пастухом, и нередко с товарищами здесь прохлаждавшийся, видел на стенах надписи, из коих одна была длиною в аршин или более, составляя одну строку; в других местах были иссечены отдельные слова. Вход к этой пещере занесен песком около 1822 года».
Эта информация заинтересовала научный мир, ведь, она фактически подтверждала рассказы древнегреческого историка Геродота о Скифии, о скифских реках, и о таинственной области Геррос, где царские скифы хоронили умерших воинов — богатырей и их жён, Геррос, где находилось легендарное царство Атея. Истории Геродота о праславянских племенах.
Первые археологические раскопки недалеко от кургана Каменная могила проводил российский археолог Н.И. Веселовский в 1889 году. Веселовский раскопал несколько пещер и предположил искусственное происхождение кургана. В 1889 году археолог Н. И. Веселовский писал:
«Первоначально была очищена главная пещера под громадным камнем, имевшим упоры по сторонам. Вход в неё образовали два камня, неплотно прилегавшие друг к другу. Через этот ход и вычерпали песок ведрами. Впоследствии обнаружился другой вход в пещеру, параллельный первому, несколько шире. Вскоре пришлось оставить работу вследствие того, что с боков пещеры обвалились два камня по 10 пудов весом. Потому ли, что жители села (Терпенье) пороховыми взрывами расшатали пещеру, (в поисках клада) или вследствие того, что рабочие, подрывая песок, плотно слегшийся по краям пещеры, ослабили основания её, только она стала опасною и угрожала осунуться. Рабочие не успели расчистить её настолько, чтобы можно было произвести точные измерения, в пещере можно было свободно сидеть, а местами даже стоять.
На потолке нацарапаны довольно глубоко, местами в полвершка, пересекающиеся прямые и изогнутые линии. Подобные же фигуры оказались и в другой небольшой пещере, возле так называемого «богатырского памятника»… Эти насечки жители и приняли за надписи, в другой пещере, тоже довольно длинной, оказались грубо высеченные вглубь изображения козлов и лошадей».
Первые исследования археолога не увенчались успехом, в 1890 году Веселовский раскопал несколько пещер Каменной могиле, но, не обнаружив, ни поселений, ни кладов, ни погребений, разочаровался и прекратил работу. Составляя отчёт об археологических раскопках насыпного кургана Каменная Могила, Веселовский описал таинственные письмена и загадочные графические изображения Каменной могилы, знаки, петроглифы (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба), обнаруженные на стенах внутри гротов, что свидетельствует о сакральном их предназначении в религиозных культах.
Группа исследователей Института истории материальной культуры АН УССР во главе с Отто Бадером в 30-х годах XX века начали детальное изучение надписей и изображений кургана Каменная могила.
С 1932 года памятник изучали сотрудники Мелитопольского историко-краеведческого музея, обнаружив множество наскальных изображений внутри гротов и пещер Каменной могилы. Молодой сотрудник музея В. Н. Даниленко, в то время руководивший раскопками на Каменной могиле в 1934 году, написал несколько писем в Институт археологии АН УССР, добиваясь проведения более масштабных археологических работ. В 1936 году Каменная могила была включена в программу исследований Азово-Чёрноморской экспедиции Института археологии АН УССР, а в 1938 году уже стала основным объектом этой экспедиции. Благодаря усилиям Даниленко, исследователи, открыли более 30 новых мест, содержащих изображения, и на первый взгляд хаотичные настенные знаки были объединены в особую системную письменность, напоминающую шумерское письмо.
Работы продолжались до 1941 года, и были прерваны Великой Отечественной войной. Руководитель археологической экспедиции О.Н. Бадер, родившийся в Полтавской области, по национальности немец, был сослан в Нижний Тагил.
Во время Великой Отечественной войны исследования Каменной Могилы проводили немецкие специалисты Анэнэрбе — организации, существовавшей в фашистской Германии в 1935—1945 годах, и созданной для изучения традиций, истории и наследия германской расы с целью оккультного и идеологического обоснования превосходства арийской расы.
В середине XIX века английский археолог Лейард обнаружил ассирийскую клинописную библиотеку с легендами, которые были почти идентичны историям, записанным в Библии, но гораздо старше библейских историй изгнания из рая первых людей, грехопадение, всемирный потоп и т.д. Такое повторение ассирийских текстов в сюжетах Священного писания стало причиной одного из самых сильных кризисов веры в христианском мире.
Дальнейшее исследование заимствования текстов показало, что ассирийские легенды принадлежали шумерской цивилизации, так была открыта древнейшая на земле шумерская письменность. Тайны древних шумеров.
Шумеры – это первая письменная цивилизация существовавшая с IV по III тысячелетия до н. э. на юго-востоке Месопотамии в междуречье рек Тигра и Евфрата (южная часть современного Ирана). Древние шумерские тексты поведали о богах (Ану, анунаки), прибывших на Землю с неба, и принёсших людям мудрость, знания, ремесла и прочие блага цивилизации.
В 1923 году немецкий археолог Арно Пебель опубликовал «Основы шумерской грамматики», по которой и сегодня учатся исследователи шумерской письменности. Много лет Арно Пебель прожил в Америке, основал там институт по изучению шумерской цивилизации, но в середине 30-х годов он вернулся в Германию, где встречи с ним ждал эсэсовец Герман Вирт, создатель и руководитель мистического общества «Аненэрбе», занимавшегося исследованием оккультного опыта цивилизаций прошлого и существовавшего под покровительством 3-го Рейха. «Ананэрбе» в переводе с немецкого языка «Память предков».
С 1942 по 1943 год Арно Пебель и Герман Вирт работали в оккупированном немцами Мелитополе, и исследовали таинственные надписи «Каменной могилы», которую считали древнейшим памятником ариев и и вели раскопки в нескольких километрах от большого кургана. В гроте «Собаки» Арно Пебелю якобы удалось прочесть 40 каменных табличек.
Почему Каменная Могила так заинтересовала нацистов?
По их версии потенциальными жителями Арраты могли быть арийцы, считавшиеся предками немецкой нации.
В 1946 году Арно Пебель был интернирован американцами и, возможно, вывез с собой перевод текстов 40 каменных табличек. Однако, он умер в 1957-м году так и не пролив свет на подробности своей работы по дешифровке надписей из Каменной Могилы. Герман Вирт к концу 70-х гг. пообещал опубликовать книгу, в которой подробно описал проекты, над которыми работал всю жизнь. Однако широкой публике было не суждено ознакомиться с его трудом – его рукопись книги «Palestinabuch» была похищена неизвестными при весьма странных обстоятельствах.
После окончания Великой Отечественной войны советский исследователь Отто Бадер остался работать в Перми, а исследования Каменной могилы возобновились в пятидесятые годы археологами В.Н. Даниленко, Б.Д. Михайлов и М.Я. Рудинский, который открыл ещё 13 мест Каменной могилы, содержащих петроглиф.
7 июля 1954 г. правительство УССР приняло решение о создании археологического заповедника «Каменная Могила», и выделило под заповедник 30 гектаров от земель колхоза им. Сталина.
В 50-х годах ХХ столетия археолог А.Я. Треножкин обнаружил немало захоронений с женскими останками, предметами туалета и оружием женщин воительниц, которых древние греки называли амазонками и изображали их на древнегреческих вазах. Амазонки с этого момента перестали быть мифом.
В начале 70-х годов археолог В.Н. Даниленко обнаружил ещё два интересных каменных грота, а в конце восьмидесятых ещё несколько гротов обнаружил Б.Д. Михайлов.
В 1986 году по инициативе Бориса Михайлова был создан государственный историко-археологический музей-заповедник «Каменная Могила», первым директором которого и был назначен Борис Михайлов.
Сегодня в историко-археологическом музее-заповеднике «Каменная Могила» открыто более 60 гротов и пещер, где в целости и сохранности можно наблюдать тысячи петроглифов — всевозможных рисунков и символов, относящихся к 6200 году до н. э. Не смотря на 100-летние исследования, большая часть пещер и гротов Каменной Могилы остаются под толстым слоем песка. Каменная могила расположена в двух километрах от села Терпенье Мелитопольского района Запорожской области.
Сакральные знаки «Каменной могилы»
В гротах и под навесами Каменной Могилы открыты многочисленные изображения животных, людей, разнообразные геометрические композиции. Наибольшее количество пиктограмм сосредоточено в «Гроте Мамонта». Изображениями и знаками покрыты потолок и стены грота. На потолке изображены четыре быка, стоящих по кругу, и три лани, идущих друг за другом.
Весьма интересна находка в «гроте Чуринг» нескольких десятков покрытых резьбой небольших кусков песчаника, которые В. М. Даниленко достаточно убедительно истолковал как аналог известных в этнографии чуринг — неких родовых «вместилищ души», связанных с тотемическими представлениями.
Однако несколько десятков «гнезд» изображений Каменной Могилы вообще не содержат сколько-нибудь понятных графических рисунков.
«Гравировки Каменной Могилы содержат менее десятка силуэтов зверей и сотни нарезок, образующих некие решетки» [144, с. 45–46].
«Немалая доля наскальных рисунков падает на разного рода идеограммы и символы. Рядом с фигурами животных мы находим какие-то решетки, спирали, полосы зигзагов, что-то напоминающее гербы или щиты. Таких непонятных начертаний много уже во французских и испанских пещерах с росписями и гравировками древнего каменного века.
По подсчетам А. Леруа-Гурана, доля знаков среди всех открытых там произведений палеолитической графики достигает 15 %… Общепринято, что графика гораздо ближе к знакам, чем живопись и тем паче скульптура. Поэтому отмеченная нами особенность наскальных рисунков отнюдь не случайна» [144, с. 45–46].
Каменная Могила содержит весьма разновременные комплексы изображений, порой не имеющих никакой преемственности.
«Памятники в ненарушенном состоянии — «пещера Колдуна» датирована поздним палеолитом, а «грот Чуринг» — мезолитом-неолитом»
Чтобы добраться до изображений Каменной Могилы, исследователям приходилось раскапывать песок, часто пробираться ползком и копировать надписи лежа на спине.
«Необходимость подкапывания под плиты или под слой песчаниковой породы на вершине холма почти полностью делают невозможным фотографирование выявленных объектов. Глубокий подкоп под плиту осуществлять опасно».
А. А. Формозов пишет: «Надо прямо сказать, что четкий ответ на вопрос о первоначальном назначении наскальных гравировок и росписей на нынешнем этапе развития науки дать нельзя. Пожалуй, магическая гипотеза лучше объясняет обилие наложенных на стенах пещер силуэтов и контуров, поскольку исходит из того, что дело было не в них, а в том, чтобы просто нанести на камень некие знаки».
Может быть, на это загадочное явление бросают свет граффити, оставленные прихожанами на стенах соборов.