Вторник , 19 Март 2024
Домой / Мир средневековья / Как жила царская семья в Кремле до Петра I?

Как жила царская семья в Кремле до Петра I?

Московский Кремль с древнейших времён известен как важнейший общественно-политический центр России, ныне официальная резиденция Президента Российской Федерации и один из главных историко-художественных комплексов Москвы. Но какой была жизнь в Кремле в далеком прошлом? В преддверии Международного дня музеев разбираемся, как в стенах Кремля жили цари в XVI-XVII веках.

В допетровские времена в царской семье существовал распорядок дня, непохожий на современный. Тогда все люди, независимо от того, жили ли они во дворце или в крестьянской избе, вставали рано на рассвете, а зимой еще затемно. Жизнь людей знатных отличалась только тем, что они чаще посещали церковь.

Византийская императрица входит в храм. Деталь миниатюры из рукописной книги: Лекарство душевное. Троице-Сергиев монастырь, 1670 год. Никифор и Семен Кузьмины

Царь и царица просыпались рано утром каждый в своей спальне, умывались, чистили зубы зубной метлой, одевались и по отдельности шли в молельни, которые находились рядом с их личными покоями. Там они молились перед иконами своих святых покровителей, а также того святого, чья память отмечалась в тот день.

Бармы царя Федора Ивановича. Москва, мастерская царицы Ирины Федоровны, 1584-1598 гг.; ткани – Италия, вторая половина XVI века

Затем царь и царица вместе отправлялись на утреннюю церковную службу в одну из дворцовых церквей. После утрени занимались делами. Завтрака до времён Петра I в России не было, так как считалось, что еду надо сначала заслужить своими дневными трудами.

В годы правления великого князя Ивана III (1440–1505) Московский Кремль стал архитектурной сокровищницей.Благовещенский собор был домовой церковью московских государей, его протопопы одновременно становились духовниками царей.

Благовещенский собор был домовой церковью московских государей, его протопопы одновременно становились духовниками царей.

Благовещенский собор строили псковские мастера — талантливые зодчие и каменщики. Весело переливается на солнце позолота куполов самого жизнерадостного по архитектурному облику кремлёвского храма. Уникальный пол набран из яшмы нежно-медового цвета. Изначальный иконостас Благовещенского собора создавали Феофан Грек, Андрей Рублёв и Прохор с Городца.
Москвичи часто именовали этот кремлёвский собор «Благовещение, что на Сенях», ведь храм располагался неподалёку от сеней великокняжеского дворца.
В 1564 году на паперти златоверхого храма появилась роспись с изображением греческих философов и мудрецов, живших ещё до Рождества Христова: Аристотеля, Плутарха, Сократа, Птолемея, — со свитками в руках, где начертаны их философские изречения.

Церковь Ризположения в Московском Кремле

Государь отправлялся принимать иностранных послов и купцов или «сидел с боярами» в Думе, выслушивая их доклады. В другие дни он работал в своем кабинете с поданными ему документами и прошениями.

Царица на своей половине принимала просительниц, рассматривала челобитные вдов и сирот. «Сговорила я дочеришку свою замуж, а выдать мне нечем. Пожалуй, государыня!», сказано в одной из них. Царица, рассмотрев просьбу, велела выделить приданое бедной невесте.

На имя царицы писали свои прошения те, кто рассчитывал на помилование государя, а также провинившиеся придворные. Иностранцы писали, что так было больше шансов на успех, чем при обращении к самому царю. Если царица решала, что прошение можно удовлетворить, она сама шла к государю и «печаловалась» за опальных и провинившихся. Обычно царь не отказывал ей в таких просьбах.

Боярин раздает милостыню нищим. Деталь миниатюры из рукописной книги: Лекарство душевное. Троице-Сергиев монастырь, 1670 год. Никифор и Семен Кузьмины

Много времени проводила царица в своей мастерской палате, где мастерицы шили одежды. Шуба с царского плеча в те времена служила наградой столь же значимой, как позднее орден. Сшитую в царицынских мастерских одежду жаловали царскую одежду тем из придворных, кого государыня хотела отличить своей милостью. Здесь же вышивали и вклады в храмы, которые потом царская чета жертвовала во время своих богомольных поездок.

Бармы царя Федора Ивановича. Москва, мастерская царицы Ирины Федоровны, 1584-1598 гг.; ткани – Италия, вторая половина XVI века

Считается, что многие предметы золотого шитья не только были выполнены по заказу цариц, но и при их личном участии. Во время шитья царицу и её боярынь настраивали на нужный лад благочестивым чтением, пением или рассказами о поездках по святым местам. Работали в царицынской светлице обычно до обеда, так как такой тонкой работой можно было заниматься только в светлое время суток.

В полдень наступало время второй церковной службы – обедни. В праздничные дни царская чета отправлялась в один из кремлевских соборов, в будние дни царица вместе с детьми бывала на богослужении в одной из своих дворцовых церквей. После посещения храма наступало время трапезы – «столового кушанья».

Корчик царевича Алексея Петровича, конец XVII – начало XVIII века

Обед могли накрывать в Столовой палате. До XVIII века комплектов посуды и сервизов не существовало, поэтому у каждого члена царской семьи, независимо от возраста, был свой собственный кубок или сосуд для питья, а также ложка, которая бережно хранилась в особом футляре и подавалась владельцу за столом. В послеобеденное время было принято спать час или два.

Пир в палатах знатной женщины. Деталь миниатюры из рукописной книги: Лекарство душевное. Троице-Сергиев монастырь, 1670 год. Никифор и Семен Кузьмины

После дневного отдыха можно было возвращаться к делам. Однако по традиции приём почётных гостей или решение особо важных государственных вопросов на вторую половину дня не назначались.

Михаил Фёдорович на собрании боярской думы (художник Андрей Рябушкин, 1893)

К государю снова съезжались бояре с докладами для решения текущих дел, в его кабинете продолжалась работа с челобитными и указами. На женской половине дворца царица выслушивала отчеты своих боярынь и придворных, а также просьбы многочисленного штата.

Царица с сыном. Деталь миниатюры из рукописной книги: Лекарство душевное. Троице-Сергиев монастырь, 1670 год. Никифор и Семен Кузьмины

Повседневными обязанностями занимались примерно до шести вечера, после этого наступало время вечернего досуга. Обычно царь приходил на половину царицы, чтобы провести вечер с ней и детьми. Во дворец приглашали певцов, музыкантов, сказителей былин. Иногда в Потешной палате выступали акробаты и жонглеры, дрессировщики медведей или собак. Также царскую семью развлекали шуты и карлики.

Царь Алексей Михайлович играл в шахматы с 7 лет

Вечером можно было читать вслух или играть в шахматы и шашки. В XVII веке широко распространились карты, но церковь их не одобряла, поскольку карточные игры велись на деньги. Однако в царском дворце церковные запреты иногда нарушали.

Шахматы. Россия. XVII век

После вечерних развлечений царской семье подавали вечернее кушанье. Ужин обычно происходил без присутствия гостей. Затем следовало последнее посещение храма. По окончании вечерни, около девяти часов вечера, все отправлялись спать. Государь мог удалиться на свою половину – в таком случае в комнате царицы обычно ночевала одна из прислужниц.

Если же царь оставался у жены, то охрана должна была следить за дверью опочивальни, чтобы никто туда не проник. Начальник Постельного приказа, который отвечал за повседневную жизнь и безопасность царской семьи, лично обходил все караулы. После этого дворец погружался в тишину до рассвета. Таков был распорядок дня семьи государя во дворце в Кремле.

шапка Мономаха в музее Кремля

Михаил Фёдорович (1596 — 1645)— первый русский царь из династии Романовых был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года.
В старинных документах цепь царя Михаила Федоровича называлась «окладень» или «перевязь» — «перевязями или окладнями назывались золотые плоскокольчатые цепи, нашитые на атлас или другие ткани».


Цепь царя Михаила Федоровича состоит из восьмидесяти восьми плоских, слегка изогнутых колец, на лицевой стороне которых по канфаренному фону выполнена похожая на орнамент резная надпись, переходящая с кольца на кольцо.

Надпись включает молитвенное обращение к Пресвятой Троице, взятое из «Утвержденной грамоты…», дату вступления на престол Михаила Федоровича и его полный царский титул с перечислением городов, княжеств и земель, входивших тогда в Российское государство, а также заимствованное из текста Священного Писания наставление царю жить «по заповедям Божьим, править мудро и справедливо».

Запястья. Россия, мастерские Московского Кремля, вторая половина XVII в. Размеры — 11,3 х 33,8 см. Запястья, или зарукавья, напоминающие современные браслеты, надевали на рукава рубахи.

В Русском государстве XVI-XVII вв. одежду традиционно украшали вышитым узором. В представлениях, сохранившихся с языческих времён, древний орнамент на горловине, подоле, запястьях костюма нёс охранительную функцию, оберегал владельца. Драгоценным украшением русского костюма, как мужского, так и женского, были нашивки, ожерелья, запястья и пуговицы.
Слово «ожерелье» раньше обозначало воротник из меха или атласной ткани, расшитый жемчугом и драгоценными камнями. Царицы часто меняли ожерелья, чтобы придать особую красоту нарядам.

Пуговица. Россия, мастерские Московского Кремля, первая половина XVII в. Размеры — 5,5 х 3 см.

Пуговицы могли быть разными по размеру — совсем маленькими, размером с горошину, и просто огромными. При их изготовлении использовали различные ювелирные техники: чернь, скань, зернь и др. Чем больше драгоценных пуговиц было на одежде, тем знатнее был её владелец. Известно, что на одном из кафтанов царя Ивана Грозного было пятьдесят шесть золотых пуговиц. Само слово «пуговица» — однокоренное со словами «пугать», «отпугивать», и в XVII‒XVIII веках ещё сохранялись представления о защитной функции этих аксессуаров, — они должны были отпугивать от владельца «нечистую силу».

Портрет Петра Ивановича Потёмкина. Россия, XVIII век.
Пояс — очень важная деталь русского костюма, мужского и женского. Носить одежду без пояса считалось неприличным. Лишить человека пояса означало его обесчестить. Заметьте: даже сейчас о человеке, который себя несдержанно или недостойно ведёт, мы говорим «распоясался».
Пояс выполнял разные полезные функции. На поясе носили сумку-калиту для денег, поясом подпоясывали рубаху. Разновидностью мужского пояса был кушак — длинный, в несколько метров, широкий пояс, украшенный золотным шитьем. Кушак несколько раз опоясывал талию. К нему, как и к поясу, можно было прикрепить необходимые вещи — кошелек, чернильницу, нож и др. Кушаком подпоясывали кафтаны. Также он мог служить ценным подарком. Например, иранский посол преподнёс царю Михаилу Фёдоровичу двенадцать кушаков, отделанных золотом и серебром.

В Русском государстве обувь на обе ноги шили по одной колодке, потом разнашивали, чтобы она была, соответственно на правую и на левую ногу. Традиционной русской городской обувью были сапоги. Однако цари их не носили, в описях царской одежды упоминаются только башмаки, чёботы и ичетыги.
Чёботы — сапожки с короткими голенищами и загнутыми кверху носами. Парадные чёботы шили из сафьяна на холодной атласной или теплой меховой подкладке. Их расшивали золотными растительными узорами, украшали жемчугом, драгоценными камнями.
Ичетыги — сафьяновые сапоги без каблука, которые скорее напоминали чулки, — были домашней обувью. Иногда их делали на тонкой подошве. На улицу в них выходили, надевая дополнительно низкую обувь — башмаки.
Обычной обувью царей были мягкие кожаные сафьяновые башмаки с отворотами на щиколотке. Как правило, их обшивали бархатом или атласом. Цвета были самые разные — белый, зеленый, желтый, лазоревый. Любимым царским цветом был, конечно же, красный, или червчатый. Такую обувь предпочитал, например, царь Михаил Федорович, а его сын царь Алексей Михайлович носил башмаки из желтого сафьяна.

Представлен фрагмент из книги историка и автора популярных музейных изданий М.Г. Ракитиной «Жизнь на женской половине царского дворца в XVI-XVII веках».

О сообществе варягов-россов с новгородцами
Фёдор Иванович, последний из московских царей Рюриковичей

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*