Пятница , 1 Июль 2022
Домой / Мир средневековья / Как жила царская семья в Кремле до Петра I?

Как жила царская семья в Кремле до Петра I?

Московский Кремль с древнейших времён известен как важнейший общественно-политический центр России, ныне официальная резиденция Президента Российской Федерации и один из главных историко-художественных комплексов Москвы. Но какой была жизнь в Кремле в далеком прошлом? В преддверии Международного дня музеев разбираемся, как в стенах Кремля жили цари в XVI-XVII веках.

В допетровские времена в царской семье существовал распорядок дня, непохожий на современный. Тогда все люди, независимо от того, жили ли они во дворце или в крестьянской избе, вставали рано на рассвете, а зимой еще затемно. Жизнь людей знатных отличалась только тем, что они чаще посещали церковь.

Византийская императрица входит в храм. Деталь миниатюры из рукописной книги: Лекарство душевное. Троице-Сергиев монастырь, 1670 год. Никифор и Семен Кузьмины

Царь и царица просыпались рано утром каждый в своей спальне, умывались, чистили зубы зубной метлой, одевались и по отдельности шли в молельни, которые находились рядом с их личными покоями. Там они молились перед иконами своих святых покровителей, а также того святого, чья память отмечалась в тот день.

Бармы царя Федора Ивановича. Москва, мастерская царицы Ирины Федоровны, 1584-1598 гг.; ткани – Италия, вторая половина XVI века

Затем царь и царица вместе отправлялись на утреннюю церковную службу в одну из дворцовых церквей. После утрени занимались делами. Завтрака до времён Петра I в России не было, так как считалось, что еду надо сначала заслужить своими дневными трудами.

В годы правления великого князя Ивана III (1440–1505) Московский Кремль стал архитектурной сокровищницей.Благовещенский собор был домовой церковью московских государей, его протопопы одновременно становились духовниками царей.

Благовещенский собор был домовой церковью московских государей, его протопопы одновременно становились духовниками царей.

Благовещенский собор строили псковские мастера — талантливые зодчие и каменщики. Весело переливается на солнце позолота куполов самого жизнерадостного по архитектурному облику кремлёвского храма. Уникальный пол набран из яшмы нежно-медового цвета. Изначальный иконостас Благовещенского собора создавали Феофан Грек, Андрей Рублёв и Прохор с Городца.
Москвичи часто именовали этот кремлёвский собор «Благовещение, что на Сенях», ведь храм располагался неподалёку от сеней великокняжеского дворца.
В 1564 году на паперти златоверхого храма появилась роспись с изображением греческих философов и мудрецов, живших ещё до Рождества Христова: Аристотеля, Плутарха, Сократа, Птолемея, — со свитками в руках, где начертаны их философские изречения.

Церковь Ризположения в Московском Кремле

Государь отправлялся принимать иностранных послов и купцов или «сидел с боярами» в Думе, выслушивая их доклады. В другие дни он работал в своем кабинете с поданными ему документами и прошениями.

Царица на своей половине принимала просительниц, рассматривала челобитные вдов и сирот. «Сговорила я дочеришку свою замуж, а выдать мне нечем. Пожалуй, государыня!», сказано в одной из них. Царица, рассмотрев просьбу, велела выделить приданое бедной невесте.

На имя царицы писали свои прошения те, кто рассчитывал на помилование государя, а также провинившиеся придворные. Иностранцы писали, что так было больше шансов на успех, чем при обращении к самому царю. Если царица решала, что прошение можно удовлетворить, она сама шла к государю и «печаловалась» за опальных и провинившихся. Обычно царь не отказывал ей в таких просьбах.

Боярин раздает милостыню нищим. Деталь миниатюры из рукописной книги: Лекарство душевное. Троице-Сергиев монастырь, 1670 год. Никифор и Семен Кузьмины

Много времени проводила царица в своей мастерской палате, где мастерицы шили одежды. Шуба с царского плеча в те времена служила наградой столь же значимой, как позднее орден. Сшитую в царицынских мастерских одежду жаловали царскую одежду тем из придворных, кого государыня хотела отличить своей милостью. Здесь же вышивали и вклады в храмы, которые потом царская чета жертвовала во время своих богомольных поездок.

Бармы царя Федора Ивановича. Москва, мастерская царицы Ирины Федоровны, 1584-1598 гг.; ткани – Италия, вторая половина XVI века

Считается, что многие предметы золотого шитья не только были выполнены по заказу цариц, но и при их личном участии. Во время шитья царицу и её боярынь настраивали на нужный лад благочестивым чтением, пением или рассказами о поездках по святым местам. Работали в царицынской светлице обычно до обеда, так как такой тонкой работой можно было заниматься только в светлое время суток.

В полдень наступало время второй церковной службы – обедни. В праздничные дни царская чета отправлялась в один из кремлевских соборов, в будние дни царица вместе с детьми бывала на богослужении в одной из своих дворцовых церквей. После посещения храма наступало время трапезы – «столового кушанья».

Корчик царевича Алексея Петровича, конец XVII – начало XVIII века

Обед могли накрывать в Столовой палате. До XVIII века комплектов посуды и сервизов не существовало, поэтому у каждого члена царской семьи, независимо от возраста, был свой собственный кубок или сосуд для питья, а также ложка, которая бережно хранилась в особом футляре и подавалась владельцу за столом. В послеобеденное время было принято спать час или два.

Пир в палатах знатной женщины. Деталь миниатюры из рукописной книги: Лекарство душевное. Троице-Сергиев монастырь, 1670 год. Никифор и Семен Кузьмины

После дневного отдыха можно было возвращаться к делам. Однако по традиции приём почётных гостей или решение особо важных государственных вопросов на вторую половину дня не назначались.

Михаил Фёдорович на собрании боярской думы (художник Андрей Рябушкин, 1893)

К государю снова съезжались бояре с докладами для решения текущих дел, в его кабинете продолжалась работа с челобитными и указами. На женской половине дворца царица выслушивала отчеты своих боярынь и придворных, а также просьбы многочисленного штата.

Царица с сыном. Деталь миниатюры из рукописной книги: Лекарство душевное. Троице-Сергиев монастырь, 1670 год. Никифор и Семен Кузьмины

Повседневными обязанностями занимались примерно до шести вечера, после этого наступало время вечернего досуга. Обычно царь приходил на половину царицы, чтобы провести вечер с ней и детьми. Во дворец приглашали певцов, музыкантов, сказителей былин. Иногда в Потешной палате выступали акробаты и жонглеры, дрессировщики медведей или собак. Также царскую семью развлекали шуты и карлики.

Царь Алексей Михайлович играл в шахматы с 7 лет

Вечером можно было читать вслух или играть в шахматы и шашки. В XVII веке широко распространились карты, но церковь их не одобряла, поскольку карточные игры велись на деньги. Однако в царском дворце церковные запреты иногда нарушали.

Шахматы. Россия. XVII век

После вечерних развлечений царской семье подавали вечернее кушанье. Ужин обычно происходил без присутствия гостей. Затем следовало последнее посещение храма. По окончании вечерни, около девяти часов вечера, все отправлялись спать. Государь мог удалиться на свою половину – в таком случае в комнате царицы обычно ночевала одна из прислужниц.

Если же царь оставался у жены, то охрана должна была следить за дверью опочивальни, чтобы никто туда не проник. Начальник Постельного приказа, который отвечал за повседневную жизнь и безопасность царской семьи, лично обходил все караулы. После этого дворец погружался в тишину до рассвета.

шапка Мономаха в музее Кремля

Таков был распорядок дня семьи государя во дворце в Кремле.

Представлен фрагмент из книги историка и автора популярных музейных изданий М.Г. Ракитиной «Жизнь на женской половине царского дворца в XVI-XVII веках».

О сообществе варягов-россов с новгородцами
Фёдор Иванович, последний из московских царей Рюриковичей

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*