Подготовка ребёнка к школе предполагает начальный набор знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник.
Для подготовки ребёнка к школе родителям необходимо обратить внимание на гармоничное развитие физиологических, психологических и познавательных способностей ребёнка, что послужит хорошей базой для усвоения новых знаний, умений и навыков в школе.
Что означает физиологическая готовность ребёнка к школе?
Учёба — это труд, поэтому ребёнок должен быть здоров, то есть физически готов к обучению в школе. Хорошее здоровье, доброе расположение духа, правильная осанка, умение слушать и отвечать на вопросы позволят ребёнку успешно учиться.
Если у ребёнка есть серьезные нарушения физического и психического здоровья, то он не сможет освоить образовательную программу и должен обучаться в специальной школе, предусматривающей особенности его здоровья.
Физиологическая готовность ребёнка к школе подразумевает развитие мелкой моторики пальцев, координации движений. Дошкольник должен знать, что ручку или карандаш надо держать в правой руке.
Психологическая готовность ребёнка к школе включает в себя интеллектуальную готовность дошкольника, а также личностную и социальную, эмоционально-волевую.
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе означает, что к первому классу у дошкольника должен быть запас знаний:
• он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, дорогу в школу и домой;
• ребенок должен быть любознательным, уметь задавать вопросы и слушать ответы, то есть стремиться к получению новых знаний;
• у дошкольника должна быть развита память, речь и мышление.
Личностная и социальная подготовка к школе ребёнка подразумевает умение дошкольника доброжелательно общаться со сверстниками и взрослыми;
— дошкольник должен понимать и признавать авторитет взрослых и правильно реагировать на их замечания;
— в общении ребёнок не должен проявлять агрессию, а при ссоре с другими детьми должен уметь договариваться и мириться;
— нравственное развитие ребёнок должно стать основой для понимания, что хорошо, а что – плохо;
— ребёнок должен понимать поставленную учителем задачу, внимательно выслушивая и уточняя вопросами неясные моменты, он должен выполнить задание учителя и оценить свою работу, признавая свои ошибки.
Эмоционально-волевая готовность ребёнка к школе.
• понимание ребёнком важности обучения, он должен знать зачем он идёт в школу;
• у дошкольника должен быть интерес к учению и желание получать новые знания;
• ребёнка должен уметь выполнять задание, даже если оно ему не нравится, но этого требует учебная программа;
• у дошкольника должна быть развита усидчивость – способность в течение 10-15 минут внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность будущего первоклассника к школе.
Дошкольник должен обладать базовыми знаниями и умениями, которые понадобятся ему для успешного обучения в школе. Что должен знать и уметь ребёнок в шесть-семь лет?
1) Внимание дошкольника.
• Ребёнок должен уметь заниматься одним делом в течение 20-30 минут, не отвлекаясь на внешние раздражители.
• Уметь находить сходства и отличия между предметами и картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, нарисовать узор, повторить движения человека или не сложное гимнастическое упражнение.
• Легко играть в игры на внимание, где требуется быстрота реакции. Например, назвать живое или неживое существо, съедобное — несъедобное, отличить домашнее животное от дикого, предварительно обсудите правила: если ребенок услышит название домашнего животного, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2) Математика дошкольника.
Обязательное знание цифры от 1 до 10.
Прямой счёт от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1.
Арифметические знаки + и —
Деление круга и квадрата напополам или на четыре части.
Ориентирование в пространстве он должен назвать где справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т.д.
3) Память дошкольника.
• Запоминание 10-12 стихов, поговорок, загадок, картинок.
• Ребёнок должен рассказать стихи по памяти, знать скороговорки, пословицы, сказки.
• Дошкольник должен уметь пересказать текст, составив 4-5 предложений.
4) Мышление дошкольника.
• Уметь использовать в речи прилагательные, отвечающие на вопрос какой? какая? Закончить предложение: «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…».
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «лиса, медведь, волк, собака, заяц», «стол, стул, кровать, сапоги, кресло».
• Определять последовательность событий, что было сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в стихах-небылицах и в рисунках.
• Самостоятельно складывать пазлы или мозаику.
• Сложить из бумаги простой предмет — лодочку, кораблик.
5) Развитие мелкой моторики пальцев ребёнка.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Разукрашивать контурные рисунки цветными карандашами, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге и наклеивать аппликации.
6) Речь дошкольника.
• Составлять предложения из нескольких предложенных слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Узнать сказку по героям, отгадывать загадку, вспомнить и закончить стихотворение.
• по картинке составлять связный рассказ из 4-5 предложение или рассказать о событиях по сюжетным картинкам.
• Дошкольник должен уметь слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на простые вопросы по содержанию рассказа и иллюстрации.
• Ребёнок должен научиться различать в словах звуки.
7) Знание окружающего мира.
• Дошкольник должен знать основные цвета, явления природы, домашних и диких животных, различать птиц, называть деревья и цветы, знать названия овощей, фруктов, грибов.
• Знать называния времён года, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Больше разговаривайте с ребёнком. Самый простой способ развития речи – больше разговаривать с ребёнком. И не обязательно с «обратной связью» – просто описывайте свои действия, что и в какой последовательности вы делаете. И неважно, печёте ли вы пирог, или пересаживаете цветы. Простые ситуации помогут развить речь ребёнка, пополнить его словарный запас и научить выстраивать причинно-следственные связи.
Что нужно знать родителям, занимаясь с ребёнком дома?
Будущему первокласснику необходимы и очень полезны домашние занятия в игровой форме. Они способствуют развитию ребёнка и помогают сблизиться всей семье. В игре ребёнок легче усваивает знания, умения, навыки доброжелательного общения. Занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в 5-6 лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие для ребёнка не должно продолжаться более 15 минут, после этого следует сменить умственные упражнения на физические, сделать перерыв, чтобы ребёнок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала читали сказку, составляли рассказ по картинке, потом можно заняться рисованием прочитанного, далее поиграть в подвижные игры, вылепить из пластилина забавные фигуры.
Родители должны знать очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста — играя дети познают мир, через игру они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в виде игры, а игровые домашние занятия не должны быть скучными, не интересными или слишком трудными. Заниматься с ребёнком дома необходимо постоянно. Когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребёнка на то, что происходит вокруг него, что его окружает, какая погода, поговорите о времени года, подметьте, что растаял снег или у деревьев появились первые зелёные листочки — значит пришла весна. На прогулке можно заняться математикой — посчитать птиц на дереве, лавочки во дворе. В лесу познакомьте ребёнка с названиями деревьев, цветов.
Большую помощь родителям могут оказать развивающие игры, соответствующие возрасту ребёнка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не надо приобретать энциклопедии дошкольнику, скорее всего они будут не интересны ему и интерес его быстро пропадёт. После просмотра мультфильма попросите ребёнка рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи, обратите внимание как он произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно их исправляйте. Задавайте вопросы, чтобы ребёнок видел, что это для вас действительно интересно. Разучивайте с ребёнком скороговорки и стишки, пословицы.
Тренируем кисти рук и пальцы ребёнка
Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, чем лучше у ребенка развита мелкая моторика рук, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно держать карандаш, держать в руках ножницы и вырезать, то у него плохо развита речь и он отстаёт в развитии от своих сверстников.
Дома очень важно развивать мелкую моторику рук и пальчиков ребёнка, чтобы в первом классе у ребёнка не было проблем с письмом и рисованием. Следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Письменное задание не должна превышать 5 минут, приучайте ребёнка не к быстроте выполнения задания, а к точности. Начните с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно усложняя задание.
Учите ребёнка пользоваться ножницами, чтобы не пораниться и ножницы не будут для него представлять опасности. Следите, чтобы ребёнок не просто стриг бумагу, а вырезал рисунок или предмет по контуру, по намеченной линии, например, вырезать геометрические фигуры и сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока.
Для развития мелкой моторики очень полезна лепка из пластилина фигурки зверей, фрукты, овощи. Тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинки.
Рекомендации родителям дошкольника.
Чтобы ваш ребёнок с радостью пошёл в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной, прислушайтесь к рекомендациям психологов и педагогов.
1. Проводите занятия в игровой форме. Помните, ваша главная цель – привить ребёнку интерес к получению новых знаний, научить его не бояться ошибаться и находить общий язык с одноклассниками. Не сидите целый день за книгами — больше гуляйте, играйте, общайтесь! А играть можно и между делом. Следите, чтобы нагрузка не была чрезмерной для ребёнка.
2. Не будьте слишком требовательны к ребёнку, чаще хвалите его. Учеба дошкольника дома должна гармонично совмещаться с отдыхом, прогулками, походами в выходные дни в театр, цирк, музей, парк.
3. Начните соблюдать режим дня, чтобы ребёнок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Учиться в школе – это значит каждый день просыпаться в одно и то же время. Лучше, если за несколько месяцев до школы ребёнок начнёт привыкать вовремя ложиться спать, не позже 21–22 часов и вовремя вставать в 7–8 утра. Перед сном не занимайтесь с ребёнком подвижными играми, а читайте ему сказки.
4. Питание ребёнка должно быть тоже по распорядку дня и сбалансированным, не рекомендуются перекусы.
5. Наблюдайте, как ребёнок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведёт в общественных местах. В поведении ребёнка проявляется его нравственность, его понимание что такое хорошо, а что такое плохо. Ребенок 6-7 лет должен управлять своими желаниями и эмоциями, понимать, что можно делать, а что нельзя. Следует уделить особое внимание ребенку, если он может устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.
6. Обеспечьте ребёнку развивающее пространство для домашних занятий, и все необходимые материалы, чтобы в любое время ребёнок мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать, а потом всё аккуратно сложить на определённое место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
7. Если ребёнок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Постепенно приучайте ребёнка заниматься 15-20 минут одним делом, не отвлекаясь.
8. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его, придумайте что-то интересное для него, но ни в коем случае не пугайте и не наказывайте ребенка. Будьте терпеливы к капризам вашего ребёнка.
9. Чтобы сформировать у дошкольника позитивное отношение к школе, почаще рассказывайте забавные истории из своей школьной жизни, рассказывая ему, как вы учились в первом классе, как много друзей и там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые.
10. Нельзя пугать ребёнка двойками, наказанием за плохое поведение или ошибки. Ребёнок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
11. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребёнок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и пожалуйста. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей.
12. Больше разговаривайте с ребёнком. Самый простой способ развития речи ребёнка – больше разговаривать с ним. Ещё одна хорошая традиция – с утра рассказывать о планах на день, а вечером подводить итоги и вспоминать, как провели день. Помните, у вас есть множество поводов поговорить с ребёнком, рассказать больше о себе, о мире и о нём самом. И не обязательно с «обратной связью» – просто описывайте свои действия или впечатления в доверительном разговоре с ребёнком в самых простых ситуациях помогает развить речь дошкольника, пополняет его словарный запас и учит выстраивать причинно-следственные связи.