Четвёртый Папа Римский, священно мученик Климент I (лат. Clemens Romanus I), один из семидесяти апостолов, жил задолго до разделения христианской церкви на католическую и православную, поэтому Святого Климента одинаково почитают и в католицизме, и в православии.
Папа Римский Климент, родился Риме в очень знатной семье Фавста из рода древних римских царей, и его жены Матфидии, бывшей в родстве с римскими императорами Августом и Тиверием. У Фавста и Матфидии родились близнецы Фавстин и Фавстиниан, и младший сын Климент в 30-е годы по Р.Х. Родители Климента были язычниками и поклонялись древнеримским богам, идолам.
Когда Клименту было 4 года, его мать два брата попали в кораблекрушение, отправившись по Средиземному морю из Рима в Афины, они выжили, но потеряли друг друга. Оплакивая потерю детей, мать Климента осталась на одном из островов Восточного Средиземноморья. Спасённые братья — близнецы оказались в Иудеи и были там усыновлены.
Как все знатные римские юноши, Климент получил прекрасное образование, но светские науки его не увлекли. Когда Клименту исполнилось 24 года, он услышал о пришествии Христа в мир и решил узнать больше о христианском учении. Климент покинул Рим и отправился в Александрию, где он слушал проповеди учёного благовестника апостола Варнавы (греч. Βαρνάβας), и стал горячим приверженцем нового учения.
Попав в Палестину, на Святую Землю, где жил Иисус Христос и проповедовали его Апостолы, Климент встретил апостола Петра и принял от него святое крещение, стал одним из его ближайших учеников (Филипп IV. 3). Среди учеников Петра он нашёл и потерянных родных братьев Фавстина и Фавстиниана. Вскоре, благодаря апостолу Петру, Климент встретил мать и отца, так вся семья воссоединилась, и его родители тоже приняли христианское крещение.
В 88 году Климента был рукоположен апостолом Петром в епископы Рима, а после смерти Святого апостола Петра, смерти епископов Св. Лина и Св. Анаклета, согласно официальной хронике Католической церкви, Климент возглавил с Римскую церковь и стал четвёртым Папой Римским с 88 г. (или 90 г.) — по 97 г. (или 99 г.)
Житие священно мученика Климента сохранило нам историю о том, как однажды после проповеди апостола в праздник Пасхи крестилось сразу 424 римлян разных сословий — от рабов до членов императорской семьи.
Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники Рима донесли о нём римскому императору Траяну (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus) из династии Антонинов, правивший в 98—117 годах. Троян обвинил христианского епископа Рима святителя Климента в неуважении к древним римским богам.
Римляне язычники возмущались, что Климент не называет их Зевса богом, осуждает храмы римских богов — Артемиды, Аполлона, Афины, Гермесу, а Хроноса и Арея хулит и бесчестит, покровителя римлян Геркулеса (Геракла), называет нечистым духом, Афродиту называет блудницей, а Весту призывает сжечь.
Разгневанный император Троян приказал Клименту отречься от христианства и принести жертву языческим богам, иначе ему грозит суровое наказание.За отказ сделать жертвоприношение римским богам император Троян в 98 году приговорил Климента к изгнанию из Рима в ссылку в далёкую Тавриду, на каторжные работы в Инкерманские каменоломни, которые находились недалеко от античного греческого города Херсонеса Таврического (нынешний Севастополь).
Многие из учеников апостола Климента последовали за ним в изгнание, предпочитая добровольную ссылку в Тавриду разлуке со своим духовным отцом.
Прибыв в Инкерманские каменоломни в 98 году по Р.Х., апостол Климент встретил там более двух тысяч христиан, ранее осужденных и сосланных в Тавриду на каторжные работы. Работая в Инкерманских каменоломнях среди простых каменотёсов, апостол Климент продолжал проповедовать христианское учение, утешал отчаявшихся и наставлял заблудших.
В Инкерманских каменоломнях в то время не было воды, и это делало нелегкую жизнь каменотёсов особенно тяжелой.
По молитве святителя Климента, Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, открыл водный источник, указав место. Святой Климент сказал: «Речные потоки веселят город Божий». Слух о чуде открытия святого источника распространился по всему Таврическому полуострову, и многие язычники приходили увидеть неожиданно образовавшуюся чудесную реку, и послушав его проповеди о Христе, они принимали обряд крещения.
Апостол Климент в 99 году по Р.Х. каждый день крестил до 500 язычников Тавриды. Число христиан в Херсонесе и на всём Таврическом полуострове за одно лето 100 года настолько увеличилось, что для них потребовалось построить около 75 новых христианских церквей.
Языческие идолы на Таврическом полуострове были разбиты в 100 году по Р.Х., а языческие капища – разрушены, а все жители приняли христианскую веру.
Римский император Траян (98 — 117 г.г.), узнав, что в Херсонесе Таврическом бесчисленное множество людей уверовало во Христа, тотчас послал туда своего сановника Авфидиана, и велел пытать и казнить христиан. Увидав же, что все христиане с радостью идут на мучение за Христа, посланный сановник не пожелал более мучить народ.
В 100 году римлянам не удалось принудить Климента к принесению жертвы языческим богам, и император Траян приказал его умертвить. Климента посадили в лодку, отвезли далеко в море и там, привязав якорь на шею, бросили в пучину морскую, дабы христиане не нашли его тела. Когда всё это произошло, верующие стояли на берегу и плакали. Два самых верных ученика апостола Климента, Корнилий и Фив, сказали всем христианам: «Помолимся все, чтобы Господь открыл нам тело мученика».
По молитвам христианского народа Херсонеса, и учеников Климента, Корнилия и Фива, Чёрное море, в то время Понт Эвксинский, отступило от берега на три стадия (около 500 метров), люди перешли посуху, и нашли тело святого мученика Климента в подводной каменной пещере. Каждый год в день мученической кончины апостола Климента воды Чёрного моря отступали, и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.
«И каждое годовое круговращение ко времени кончины мученика море отступает на 7 дней, открывая доступ для приходящих к мощам пешком. И это с того дня совершается и поныне, обозначая во всенародное известие срок памяти святого… Там на память мученика совершаются знамения и чудеса, руководящие всех к познанию и ясно направляющие к истине» — так записано в одной греческой рукописи XII-XIIIвв.
Так повторялось на протяжении семи веков, до начала IX века, до царствования византийского императора Никифора I (802 — 811 г.г.). В 802 году мощи апостола Климента стали недоступны молящимся христианам, Чёрное море больше не отступало от берега.
Константин-философ (Кирилл) считал священномученика апостола Климента своим покровителем в деле просвещения славянских народов, создания славянской письменности и перевода Библии на славянский язык, поэтому хотел прибегнуть к его помощи.
Память священно мученика Климента отмечается 4/17 января, 22 апреля/5 мая, 10/23 сентября и 25 ноября/8 декабря.
Святой Климент покровитель Кирилла и Мефодия.