Как говорил французский писатель и философ Мишель де Монтень: «Люди ни во что не верят столь твердо, как в то, о чём они меньше всего знают». С не знанием истории происходит то же самое. Люди, в большинстве своём, верят в существовании Древней Эллады, Древнего Рима, Древнего Вавилона и Древней Руси — для этого есть масса доказательств, исторических артефактов, письменных свидетельств глубокой древности. Но очень трудно объяснить то упорство, с каким историки оберегают миф о Великой Монгольской империи, якобы раскинувшейся от Дуная и Приполярья до Индии и Камбоджи.
Какой смысл защищать миф о существовании могучей империи монголов? Видимо, причина одна – монгольское завоевание мира столь крепко вписано во всемирную историческую мифологию, что выдерни этот кирпич – посыплется вся стена «научного» изучения «монголо-татарского ига» на Руси.
Какие следы на нашей земле оставили после себя монголы:
— Письменных источников НЕТ, и это не удивительно, поскольку свою письменность монголы получили только в ХХ веке. Однако, и в русских летописях нет термина «монголы» — не упомянуты ни разу.
— Архитектурных памятников монголов НЕТ.
— Лингвистических заимствований из монгольского языка в русском языке НЕТ — ни одного монгольского слова, так и в монгольском до ХХ века заимствований из русского не было.
— Культурных и правовых заимствований НЕТ — ни в нашем быту нет ничего от забайкальских кочевников, ни монгольские кочевники совершенно ничего не переняли у якобы завоеванных ими более культурных народов вплоть до прошлого века.
— Экономических последствий завоевания мира монголами НЕТ. История пишет, что кочевники властвовали над территорией двух третей Евразии, но так и не разбогатели! Должны же они были хоть что-то из награбленного на русской земле привезти домой? Ан нет ничегошеньки.
— Нумизматических следов существования монгольской империи НЕТ. Никаких монгольских монет времён монгольской империи не существует, и миру не известно.
— В оружейном деле НЕТ образцов монгольского вооружения, превосходящего русские образцы оружия.
— В фольклоре монголов нет никаких мифических воспоминаний о своем «великом» прошлом, что отмечалось всеми европейцами, контактировавшими с туземцами, начиная с XVII века, когда до Забайкалья докатилась волна русской колонизации.
— Наука генетика не находит ни малейших следов пребывания монгольских забайкальских кочевников на просторах Евразии, якобы ими завоеванной. Основная монгольская гаплогруппа «С», она присутствует у 60% монгольской нации.
Генетические маркеры Y-ДНК передаются с Y-хромосомой исключительно по отцовской линии (то есть от отца сыновьям), а маркеры мтДНК — по материнской линии всем детям. Поскольку мужчины являются носителями маркеров Y-ДНК, то любая армия, сколь бы она малочисленной не была, оставляет на территории, по которой прошла, Y-ДНК, которые в большой популяции в дальнейшем не исчезают и не растворяются, а передаются от отца к сыну в неизменном виде и всегда выявляются при более-менее широкой выборке.
Например, один только Чингис-хан (1162 — 1227 г.г.), по легендам, должен иметь более 10 миллионов прямых потомков сегодня, но лишь в том случае, если он действительно существовал и имел столько сыновей, как о том «точно знают» историки. Но за 300 лет монголы не оставили на Руси никаких своих генетических маркеров. Карта распространения гаплогруппы монголов указывает на то, что их экспансия имела прямо противоположную направленность — в Прикаспии поселение калмыков, то есть потомки западной ветви монголов, переселившиеся сюда в XVII столетии из Джунгарии (в Восточном Казахстане), где обитали ойраты.
Выходит, монгольское завоевание Руси и 300-летнее господство монголов – это выдумка историков.
В Монголии как раз наоборот, следы длительного пребывания китайцев по гаплогруппам обозначены довольно чётко. Ну, и русские гаплогруппы тоже там есть.
Давайте разберём подробнее упомянутые выше аспекты.
Письменные артефакты. Своей письменности у монголов не было, что уже полностью исключает возможность существования у них государства. Любое государство – это бюрократический аппарат, это делопроизводство, это исходящие сверху указы, приказы, распоряжения и отчёты с мест об их исполнении. Любое государство – это сбор налогов, а как можно вести учёт сбора налогов без записей?
Никто в мире «старомонгольским языком» не владеет. Сами монголы «свою» древнейшую систему письменности называют «уйгуржин бичиг» то есть «уйгурское письмо» образца 1204 г., каковым оно по сути и является. Монголы – это не уйгуры, а уйгуры – не монголы, у них язык относится к тюркской группе.
Много ли памятников на «старомонгольском языке»? Ну, вот один точно есть – так называемый «Чингисов камень«, найденный неизвестно кем возле Нерчинского завода в 1818 году. Своё название «Чингисов камень» получил потому, что смогли прочесть только одно слово на камне — «Чингис-хан». Выходит, что местные буряты в 1818 году, почти поголовно неграмотные и не имевшие своей письменности до 1930-х годов, могли читать уйгуржин бичиг образца 1204 г.
Над переводом текста на камне ломали головы академические учёным в конце 30-х годов прошлого века. Первый перевод надписи сделал немецкий исследователь Исаак Якоб Шмидт:
«От Чингисхана, когда он, покорив сартагольский народ, воротился и положил конец вражде от прежних времён всех монгольских народов, всем трёмстам тридцати пяти воинам в знак изгнания».
Донжи Банзаров, перый бурят, получивший европейское образование, дал в 1851 г. надписи совершенно иное толкование:
«Когда Чингис-хан, после нашествия на народ сартагул (хорезмийцев), возвратился, и люди всех монгольских поколений собрались в Буга-Сучигае, то Исунке (Есунгу) получил в удел триста тридцать пять воинов хондогорских».
В 1927 г. монголоведом И. Н. Клюкиным был сделан новый перевод:
«Когда Чингис-хан, по возвращении с захвата власти сартагулов, всех нойонов народа монгол поставил на состязание в стрельбе, то Исунке на триста тридцать пять маховых сажен расстояния (прицела) выстрелил из лука».
Что общего в этих переводах? Только одно: слово «Чингис-хан» и упоминание сартагул. Шмидт пишет о прекращении междоусобной вражды; Банзаров о том, что Исунке получил в пользование отряд в 335 воинов, а Клюкин прочитал на камне о спортивных состязаниях по стрельбе из лука.
Почему Банзанов объявил сартагул хорезмийцами? Сартулы – бурятская этническая группа, но появление сартулов в Бурятии относится к XVIII веку, когда они перекочевали в Бурятию из местности рядом с горой Сарата уула, в Монголии. Следовательно, и «Чингисов камень», если на нём действительно упомянуто местное племя сартулов, не мог появиться раньше XVIII века. Банзанов объявил сартагулов жителями Хорезма.
Всё это говорит об одном: уйгурское письмо, объявленное «старомонгольским», учёные прочесть сегодня не в состоянии. Но если не возможно прочесть надпись, то как можно классифицировать её, да ещё и датировать началом XIII века? Камень есть камень: вчера его подписали или 800 лет назад – никак не установить. Возникает версия о том, что «Чингисов камень» — новодел XIX века. Зачем кому-то понадобился «образец» «старомонгольской письменности»?
На фото раскоп на месте Сарай-Бату (село Селитренное).
Архитектурные памятники. Вообще-то для кочевников само понятие архитектуры неведомо по понятным причинам. Но поскольку историки сочинили Великую Монгольскую империю – самую великую из всех великих, то пришлось и столицу ей выдумать — Каракорум. Но так хитро его выдумали, что как бы этот Каракорум был, но где – неизвестно. Следовательно, фантазировать о его величии можно без всякого стеснения: «В этот город с большим количеством каменных зданий и церквей, по свидетельству летописцев, стекалась богатая добыча золотых и серебряных изделий со всего мира, непрерывно шли караваны с богатыми военными трофеями из захваченных монголами городов, доставлялись с захваченных земель лучшие ремесленники для ведения строительных работ в городе».
Николай Ядринцев, обнаруживший древнее городище в долине реки Орхон, объявил его Каракорумом. Кара-корум буквально означает «черные камни». Недалеко от городища находился горный хребет, которому европейцы дали официальное название Каракорум. А раз горы называются Каракорум, то и городищу на реке Орхон присвоили то же имя. Правда, местное население ни о каком Каракоруме и не слыхало, а называло горный хребет Музтаг – Ледяные горы, но «учёных» это нисколько не смущает.
Никакой архитектуры в Каракоруме НЕТ. Есть лишь убогие остатки глинобитных стен. Самые крупные остатки стен были объявлены дворцом Угэдэя, кагана Монгольской империи, сына Чингис-хана. При детальных раскопках под дворцом Угэдэя были обнаружены остатки буддийской кумирни XVII века, оказалось, Карокорумом – это развалины буддийского монастыря Эрдэни-Дзу.
Известно две столицы Золотой орды – Сарай-Бату и Сарай-Берке. До наших дней от них не сохранилось даже развалин. Историки обвинили в этом Тамерлана, который пришёл из Средней Азии и порушил эти самые цветущие и населенные города Востока. Сегодня археологи откапывают на месте якобы великих столиц великой евразийской империи только остатки глинобитных хижин да самую примитивную домашнюю утварь. Все ценное, дескать, разграбил злой Тамерлан. А камни, будто бы… пошли на строительство Астрахани. Правда, от Астрахани до Сарай-Бату полторы сотни верст, но историки точно знают, что даже камни после тимурова погрома выкопали и увезли. Археологи находят на месте бывшее «столицы» только бытовой мусор, черепки глиняной посуды, да нательные крестики, и никаких следов присутствия в этих местах монгольских кочевников. Археологи находят на месте бывшее «столицы» следы прибывания греков, русских, римлян и прочих, значит дело ясное: монголы свезли в свою столицу мастеров из покоренных стран. Кто-то сомневается, что монголы покорили Римскую империю? Читайте внимательно труды «учёных»-историков – там сказано, что Батый дошёл до побережья Адриатического моря и почти что до Вены.
Сарай-Берке, куда переехала столица Золотой Орды из Сарай-Бату, была центром Сарской и Подонской православной епархии. Это, как утверждают историки, свидетельствует о феноменальной веротерпимости монгольских завоевателей. Правда, в этом случае непонятно, почему золотоордынские ханы якобы замучили нескольких русских князей, не желающих отказываться от своей православной веры. Великий князь Киевский и Черниговский Михаил Всеволодович даже причислен к лику святых за то, что отказался поклоняться священному огню и был за неповиновение убит.
Трудно представить, что перед нами остатки ханского дворца, построенного из необожженного кирпича. Сегодня подобным образом местные жители строят свинарники, по размерам сарая. Ничего более внушительного археологи не нашли.
Якобы Ибн Баттута о Сарае в 1334 г. писал следующее: «Город Сарай — один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы выехали верхом с одним из старейшин его, намереваясь объехать его кругом и узнать объём его. Жили мы в одном конце его и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца его только после полудня. Совершили там молитву полуденную, поели и добрались до нашего жилища не раньше, как при закате. Однажды мы прошли его в ширину, пошли и вернулись через полдня, и все это сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов».
Тут одно из двух: либо сочинение Ибн Баттута — это подделка, либо город Сарай находился вовсе не на том месте, где назначили историки.
А вот так выглядит другая столица Золотой Орды Сарай-Берке. Обладая хорошим воображением, здесь можно представить шикарные дворцы, прекрасные храмы, высокие крепостные стены и башни. Главное, не пытаться ковырять в земле, результаты раскопок очень вас разочаруют. Лучше вооброжайте дальше.
Деньги. Если существует империя, то должен быть и ДЕНЬГИ. Империя просто обязана явить миру свою монету с именами своих славных императоров, и с их портретами. Имперский монетный двор должен быть в столице Каракоруме, но никаких следов его археологи не обнаружили, зато нашли много китайских серебряных монет XVII века.
На фото медная монета, найденная на городище возле села Селитренное в Астраханской области.
Никаких археологических доказательств существования в Монголии имперского центра нет. Учёные выборочно цитируют из сочинения Рашид ад-Дина о хождении в Каракоруме динаров и дирхемов, но 4-летние раскопки на Орхоне так и не подтверждают эту версию.
Гильом де Рубрук сообщает, что монголы знали толк в ромейских деньгах, которыми были переполнены их бюджетные закрома.
Плано Карпини упоминал, как правитель Багдада платил дань монголам в ромейских золотых солидах – безантах. Но никаких ромейских монет в монгольских степях не найдено.
Монета объявлена золотоордынской лишь на том основании, что найдена в том месте, куда историки поместили столицу Золотой орды – Сарай-Бату.
Через эти места проходил старый торговый путь, и монеты здесь могут быть самые различные. С тем же успехом ее можно объявить персидской, арабской, византийской или русской. Никаких читаемых надписей, цифр или гербов на на медной монете нет.
Интересно, что историки объявляют «монгольской» любую монету, если на ней есть изображение лука, так как лук объявлен символом монгольской власти, или всадника с мечом. Хотя, хорошо известно, что монеты с луком чеканились в Булгарии, а всадник с копьём – распространенное изображение на русских деньгах — копейках.
По материалам статьи