Терские казаки, терцы, гребенцы — субэтническая группа казаков, то есть сообщество компактно проживающих людей, принадлежащих к большему народу (этносу), но отличающихся особенностями своей культуры, своеобразным диалектом русского языка. Терские казаки проживают на территории бывшей Терской области Российской империи вдоль рек Терек, Сунжа, Аргун, Асса, Кура, Малка, Кума, Подкумок на Северном Кавказе.
Терское казачье войско — второе по старшинству в казачьих войсках с 1577 года, когда Терские казаки впервые действовали под царскими знамёнами русского московского царя. Терские казаки едины в своей множественности: гребенцы, низовые терцы, аграханцы, терцы-семейцы, кизлярцы, волгцы, моздокцы, горцы, владикавказцы, сунженцы.
Ни одно из казачьих войск России не отличалось однородным этническим составом, но представители казачества были едины в вероисповедании — православной религии. Инородцев принимали в казачье войско, если он примет обряд крещения и станет христианином. В силу географического положения казаками Терского войска порой становились не только жители Северного Кавказа, но и выходцы из Закавказья.
Хотя основу терского казачества исторически составляли русские и малороссы, казаки охотно принимали в своё войско местное население и из Закавказья. При образовании Терского войска в него вошли рязанские и червленые (гребенские) казаки, донские, волжские, яицкие казаки, а также крещёные калмыки.
Путь русских на Кавказ открылся при царе Иване Васильевиче Грозном после присоединения Астраханского ханства (1556 г.) и женитьбы царя на кабардинской княжне Марии Темрюковне (1561). К этому времени русские казаки на Тереке, Сунже и Аграхани уже жили не менее столетия. Некоторые исследователи связывают появление сунженских (гребенских) и аграханских (каспийских) казаков с поморами-ушкуйниками, мигрировавшими по Волге и Каспию в XIII-XIV веках.
В 1563 году воевода Плещеев во главе 500 стрельцов впервые оказывается на реке Терек. Вслед за стрельцами на Тереке оказываются и волжские казаки, потомки донских казаков, которые тревожат ногайского мурзу Тинехмата, контролировавшего территорию западного Прикаспия к северу от Терека, которую называли Ногайская степь.
В 1567 году в районе современного Кизляра русские воеводы строят Терский город, который под давлением Турции им приходится оставить. В 1577 году русские из Астрахани вновь возрождают Терский город, приток людей на Терек связан с репрессиями против волжских казаков стольника Ивана Мурашкина. Примечательно, что с этого времени терские казаки ведут своё старшинство.
Однако граница между Русским государством и кумыкским Шамхальством была нечёткой. Во время неудачного похода князя Хворостина в Дагестан (1594) около 1000 терских казаков присоединились к русской армии. Не менее неудачным был поход воеводы Бутурлина (1604 г.), к которому также присоединились терские казаки. Впрочем, неудачи воевод превратили Терек в относительно вольное место для казаков. В 1606 году именно на Тереке собирал свои силы бунтовщик Илья (Илейка) Муромец. Тем временем Турция теряет своё влияние на берегах Терека, а мусульман-ногайцев из степей Северного Кавказа вытесняют буддисты-калмыки.
К рубежу XVI-XVII веков известны четыре казачьих города на Тереке и Сунже — Терки, Тюмень, Сунжа (ныне Грозный) и Андрей (ныне — аул Эндерей в Дагестане). В результате походов иранской армии Хосров-хана (1651—1653) многие казачьи поселения на Тереке прекращают своё существование, а сами казаки становятся союзниками пророссийской Кабарды, которая ведёт борьбу как против дагестанских кумыков, так и кубанских ногайцев. Вероятно, именно тогда терских казаков начинают называть гребенскими, то есть горными, живущими на «гребне» — Терском хребте в междуречье Терека и Сунжи.
С 1770 года стало заметно увеличение численности в Терском войске казаков, выходцев из жителей Закавказья, российские власти обеспокоились этим, и стали отправлять на Кавказ поселенцев из разных народов из концов Российской империи. Вливание представителей новых этносов в Терское войско происходило в результате миграции населения, возвращаясь домой из военного похода, терские казаки часто «умыкали» (увозили, крали) себе невест из инородного горского племени — вот почему в казачьих семьях часто подрастали сыновья — молодые казачки, похожие на кавказцев. Если о контактах терских казаков с чеченцами, осетинами и кабардинцами знают многие, то об их связях с жителями Закавказья известно меньше.
Штаб терского казачьего войска первоначально располагался в городе Владикавказ, а затем в Ставрополе.
Войсковой праздник терского казачьего войска, войсковой круг 7 сентября (25 августа), день Святого Варфоломея, в память разгрома и пленения мюридов Шамиля в ауле Гуниб в 1859 году.
По численному составу терское низовое казачество было непостоянным: оно свободно пополнялось прибывшими с Волги, Дона или с кавказских гор, которые также свободно уходили в другие облюбованные ими места.
Грузины и армяне были отделены от области казацкого войска Терского высокогорным Кавказским хребтом и территориями, на которых проживали многочисленные горские народы. Однако в конце XIX века Терская область уже включала в себя почти весь Северный Кавказ и имела административные границы с Тифлисской и Кутаисской губерниями.
Грузины в Терском войске.
Грузины традиционно исповедуют христианство. Западная Грузия (Колхида, или Эгриси, или Лазика) была частью Византийской империи и христианство появилось тут де-факто вместе с греками-христианами давно. Хотя на Западе оно получило официальное признание (де-юре) очень поздно: в 523 году в Лазике и в 529 году в соседней Апсилии и Абазгии.
Крещение Иверии (Иберии) связывают с деятельностью св. Нино, просветительницы Грузии, св. царя Мириана и св. царицы Нано, обратившей грузинского царя и царицу в христианство где-то после 320 года. И между 320 и 327 годом состоялось официальное крещение царя и царицы и всего грузинского народа от специально присланного из Константинополя епископа.
Грузины пришли в Терское войско в силу критических обстоятельств.
«Первое упоминание о грузинах, живших при Новогладковской станице в так называемом Грузинском поселении из 20 дворов, обнаруживается в труде И. Л. Дебу [опубликованном в 1829 г.], — отмечает исследователь Алексей Головлёв. – По сведениям И. Л. Дебу, Грузинское поселение основали люди, вышедшие из горского плена на Терскую линию более 40 лет назад. В статье о Новогладковской станице [1881 г.] также содержится упоминание о бежавших из плена грузинах, обращённых в казачье сословие и поселенных в Шелковской и Александро-Невской станицах».
Вчерашние пленники из грузин в отличие от многих других горцев исповедовали православие, поэтому религиозных препятствий для причисления их к казакам не существовало. Например, в 1832 году официально были зачислены в войсковое казачье сословие грузины, проживавшие в селении Шелкозаводское. У этого населённого пункта было и грузинское название – Сарапани. А станица Александро-Невская по-грузински именовалась Сасоплы. По состоянию на 1838 год в каждой из станиц имелось около 60 дворов казаков-грузин (до трети населения), которые сохраняли в быту собственные народные традиции. Этнограф Дмитрий Аракчиев, изучив музыкальное творчество закавказских поселенцев Шелкозаводской, выяснил, что они происходили из Кахетии, где так же как и в Терской области, исполнялся рождественский гимн «Алило».
Известны следующие фамилии казаков-грузин: Алмадзе, Битадзе, Зедгинидзе, Шаншиев (Шаншиашвили), Туманов (Туманишвили) и др.
По данным переписи населения Российской империи 1897 года, 0,3% жителей области войска Терского указали грузинский в качестве своего родного языка.
Армяне в Терском войске.
О наличии среди терских казаков армян сведений гораздо меньше. Некоторые из них, как и грузины, попадали на Терек в качестве беглых пленников. Другие же, возможно, переселялись на Северный Кавказ добровольно. Например, есть данные о том, что в 1724 году группа армян-христиан поселились у крепости Святой Крест в устье реки Аграхань (ныне Дагестан).
В первой трети XIX века российские власти пытались присоединить терских армян к казачьему сословию. Подобное предложение, к примеру, получили армяне из селения Шелкозаводское. Однако они были не готовы менять привычный образ жизни — они занимались преимущественно торговлей, на новую сферу деятельности — воинскую службу. В итоге армянским переселенцем, искавшим защиты от мусульманских нападок, как несостоявшимся казакам, пришлось продать свои виноградники и покинуть селение, принадлежавшее области войска Терского.
Неудачными, по-видимому, оказались подобные эксперименты и в других местах. Автор справки в «Записках Терского общества любителей казачьей старины» (1914 г.) Л. Гукасянц утверждал, что в селении Карабаглы местные армяне два года пробыли в составе казачьего сословия, пока по их просьбе власти не исключили их из этого сообщества, так как торговать армяне любят больше, чем воевать.