Воскресенье , 26 Январь 2025
Домой / Русский след в мире / К юбилею любимой актрисы Анастасии Вертинской

К юбилею любимой актрисы Анастасии Вертинской

Анастасия Вертинская родилась 19 декабря 1944 года в Москве, в семье поэта, исполнителя песен и актёра Александра Николаевича Вертинского. Мать Анастасии — Лидия Владимировна Циргвава (1913 — 2013 г.г.), художница и киноактриса, известная нам по фильмам-сказкам кинорежиссёра Александра Роу, снятым в Крыму «Новые похождения Кота в сапогах» (1958 год)  и «Королевство кривых зеркал» (1963 год). Анастасия по отцу из дворянского рода Гоголь-Яновских, а по материнской линии – из грузинских князей Дадиани-Циргвава.

Самые известные фильмы с участием актрисы Анастасии Вертинской«Алые паруса» (1961), «Человек-амфибия» (1961), «Гамлет» (1964), «Война и мир» (1967), «Анна Каренина» (1967), «Не горюй!» (1969), «Влюблённые» (1969), «Случай с Полыниным» (1970), «Тень» (1971), «Безымянная звезда» (1978), «Овод» (1980), «Мастер и Маргарита» (1994).

В 1943 году после долгих лет эмиграции Александр Вертинский с женой и старшей дочерью Марианной вернулся из Шанхая в СССР.  Младшая дочь Анастасия родилась в Москве, в гостинице «Метрополь», где семья провела три года, прежде чем получила квартиру на улице Горького, 14.

У сестёр было счастливое советское детство, родители постарались дать им наилучшее образование, особый упор при этом делая на занятия музыкой и изучение иностранных языков.

«Отец старался всесторонне нас развивать: учил любить литературу, искусство, музыку, считал, что вне зависимости от того, кем его дочери станут во взрослой жизни, они обязаны быть разносторонне образованными», — позже вспоминала Анастасия Вертинская.

Александр Вертинский с дочерьми Анастасией и Марианной, 1950 г.

Анастасия Вертинская всегда с любовью отзывалась о своём отце.

«Папа никогда нас с сестрой не воспитывал. Не спрашивал, что у нас в дневниках. Им был найден удивительный язык для общения. Он, например, говорил:
„Я очень страдаю, когда знаю, что вы шалите“. Вот чтобы он не страдал, я из последних сил держала в руках свой „жуткий“ характер» — рассказывала она.

По словам Анастасии, её отец приходил в восторг, когда они с сестрой получали пятёрки по пению: его это вполне удовлетворяло, остальное — не интересовало. Когда же она, увлечённая чтением книг из семейной библиотеки, запускала учёбу и приносила плохие отметки, он лишь с гордостью замечал: «В меня пошла!».

Анастасия Вертинская считает, что у неё была «почти мистическая связь» с отцом. Она вспоминала, как в день самого последнего концерта Вертинского в Ленинграде вечером в доме раздался звонок.

«Звонок был какой-то резкий. И мама села ждать, что её соединят с Ленинградом и она будет говорить с папой: время было такое уже вечернее, после концерта. И — да, в этот момент я выбежала в ночной рубашке и спросила: „Мама, что случилось: папа умер?“»

После этого рокового дня, ставшего сильнейшим потрясением всей её жизни, Вертинскую не оставляло ощущение, что отец незримо находится рядом.

«Я думаю, что он ограждает меня от каких-то бед, может быть, более серьёзных и пытается по-прежнему создать эту иллюзию прекрасной жизни», — говорила она.

В детстве Анастасия Вертинская хотела стать балериной, но её не взяли в балетную труппу, признав «слишком крупной девочкой». Затем она решила посвятить свою жизнь иностранным языкам, но всё изменилось в 1960 году.

Когда к режиссёру Александру Птушко, искавшему исполнительницу главной роли в фильме «Алые паруса», пришла девочка-подросток в спортивном костюме с короткой стрижкой, он поначалу собирался отказать ей в пробе. Только после того, как Вертинской подобрали длинный парик и переодели её в платье, Птушко разрешил сделать несколько снимков, оценил выразительность внешности пятнадцатилетней школьницы и утвердил её на роль Ассоль в фильме, где снялись также Василий Лановой, Иван Переверзев, Сергей Мартинсон, Олег Анофриев. Героиня Вертинской — Ассоль говорила в фильме голосом актрисы Нины Гуляевой, которая позже рассказывала:

 «Насте было 15 лет, и она не смогла профессионально озвучить свою героиню, поэтому режиссёр пригласил на озвучивание меня».

«Алые паруса» только за первый год проката посмотрели 23 миллиона зрителей. Анастасия Вертинская впоследствии неохотно рассказывала о своём «звёздном» дебюте в кино.
«Я тогда толком не знала, что делать перед камерой, как двигаться и что говорить», — вспоминала она.
Актриса возненавидела фильм «Алые паруса» за то, что он «сделал её знаменитой и лишил возможности спокойно ходить по магазинам», но всегда с большой теплотой отзывалась о своём партнёре по съёмочной площадке, Василии Лановом.

Человек Амфибия

В 1961 году на экраны страны вышел фильм режиссёров Геннадия Казанского и Владимира Чеботарёва «Человек-амфибия», снятый по роману Александра Беляева. Съёмки проходили в Коктебеле, Ялте, Баку и Пицунде.

Анастасия Вертинская,  приглашённая на роль главной героини, как вспоминал один из профессиональных ныряльщиков, «горела желанием работать и ради съёмок научилась блестяще плавать». Отказавшись от дублёров, она плавала в ледяной воде, ныряла без акваланга и могла подолгу находиться на глубине.

Кроме холода, актрисе мало что запомнилось из съёмок.  Сравнивая свою звёздную роль с более поздними и зрелыми, Вертинская говорила, что относится к ней снисходительно, как к первому актёрскому опыту:

«Смеюсь над образом с нежностью и теплотой и делаю скидки на возраст. Смотрю на фильм, как смотрят на детские фотографии, где есть подростковая нелепость».

Владимир Чеботарёв говорил, что когда ассистенты по всему Советскому Союзу разыскивали актёров на главные роли, он дал им установку:

«…у Гуттиэре в глазах должно быть небо, а у Ихтиандра — море».

Фильм «Человек-амфибия» стал лидером кинопроката 1962 года, его посмотрели 65 миллионов зрителей, фильм получил премию «Серебряный астероид», на Международном фестивале фантастического кино в Триесте.

Театр.

В 1962 году Анастасию Вертинскую, ещё не имевшую театрального образования, приняли в труппу Московского театра имени Пушкина. Юная актриса много гастролировала и в составе актёрских бригад объездила всю страну. Успех двух первых фильмов явился для начинающей актрисы серьёзным испытанием. Много лет спустя Вертинская говорила:

C тех пор я боюсь толпы. В советские времена у нас ведь не было телохранителей, машин с затемнёнными стёклами. Я ездила в театральный институт в тех же трамваях, что и все, так же стояла в очереди за хлебом. Мало того, что меня узнавали, так каждому хотелось меня потрогать. Еду на съёмки в Ленинград, и в купе вваливаются четыре человека с коньяком. Я не пью, хочу спать, а не сидеть с этими людьми, но приходится. Это угнетало меня всю жизнь.

В 1963 году Анастасия Вертинская поступила в Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина; там к этому времени уже училась старшая сестра Марианна. На вступительных экзаменах Анастасия провалилась: педагог согласилась разрешить переэкзаменовку «только из уважения» к её ролям в кино. Подруга сестры Людмила Максакова помогла знаменитой абитуриентке подготовить вступительный репертуар, и вторая попытка оказалась успешной. В числе однокурсников Вертинской были Никита Михалков и Николай Бурляев.

«Я много работала, у меня было маниакальное желание стать актрисой», — позже говорила она.

Никита Михалков и Анастасия Вертинская

Студентка Анастасия Вертинская оказалась в центре всеобщего внимания.

«Она пришла на курс уже звездой. И хотя всегда вела себя очень достойно и сдержанно, для всех была человеком, который находится… бог знает где. Она понимала, что к ней — напряжённый интерес: смесь зависти с благоговением», — вспоминал Никита Михалков, будущий муж.

Степан Михалков, сын Анастасии Вертинской и Никиты Михалкова

Спустя много лет после смерти отца Александра Вертинского, к Анастасии пришло осознание масштабов отцовской личности, и отвечая на вопрос, почему она не хотела, чтобы сын носил фамилию «Вертинский», актриса говорила:

«Я не уверена, что фамилия Вертинский должна продолжаться. Мой отец был настолько великим, что для российской культуры достаточно одного его имени. Это целая эпоха, фамилия Вертинский будет жить в веках, это бриллиант в короне нашей культуры».

Всеобщее внимание со стороны студентов к Вертинской объяснялось, прежде всего, её творческим подходом к учёбе.

«Каждая её работа становилась обсуждавшимся экспериментом. Все бежали… Вертинская сейчас будет играть!» — вспоминал Никита Михалков.

Как позже сама вспоминала Анастасия:«всегда хотела быть кем-то, кем не была в действительности. Без конца что-то затевала, не соответствующее своему амплуа», игнорируя требования преподавателей.

«Гамлет»

В 1964 году на экраны СССР вышел фильм Григория Козинцева «Гамлет», где Вертинская сыграла Офелию — роль, о которой мечтали многие актрисы, — и, будучи всё ещё студенткой театрального вуза, создала, как отмечали специалисты, яркий и впечатляющий образ. Важным фактором успеха актрисы явилась её восприимчивость к музыке.

«У неё были реальные восемнадцать лет, великолепные, очень подходящие для шекспировского образа внешние данные — хрупкость, чистота, облик, похожий на портреты раннего Возрождения… Всё было хорошо: и руки, и шея, и походка, но сердце не билось. Сердце заставил биться Шостакович. Так бывает», — писал год спустя режиссёр Козинцев в лекции «О режиссуре».

Критики причислили роль Офелии к числу самых значительных и ярких в карьере актрисы. Вертинская говорила, что работа в «Гамлете» стала для неё настоящей школой актёрского мастерства и серьёзным испытанием:

«Такую роль, говорят, сыграть — и умереть. А если всего девятнадцать лет, и надо жить, надо работать и работой каждый день доказывать, что „чудо“ не было чудом, что ты можешь стать актрисой»

Особенно много дала ей совместная работа с Инокентием Смоктуновским. «Кухня, которую я увидела в нём, она была… совершенно магической. Тогда я поняла, что профессия актёра — не только ремесло, но и какое-то таинство», — позже рассказывала актриса.

Роль Офелии стала поворотом творческого развития актрисы. Вертинская говорила, что именно после Офелии по-настоящему «поняла, что хочет стать актрисой».

Фильм «Гамлет», получил многочисленные награды, специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля и принёс Вертинской международную известность, Её стали называть «самым талантливым сердцем советского кино», «Вивьен Ли советского экрана».

После «Гамлета» Вертинская стала одной из самых популярных актрис советского кино. Ещё будучи студенткой театрального училища имени Б. В. Щукина, она получила роль Лизы Болконской в кино-эпопее режиссёра Сергея Бондарчука «Война и мир» (1966—1967).

Как отмечалось позже, «печать естественного (врождённого) аристократизма» актрисы было далёким от повседневной актуальности советского искусства. Вертинская вспоминала, что за четыре года обучения в Щукинском училище не сыграла ни одной «героини». Актриса признавала, что у неё были большие перерывы в работе, «когда время требовало других героинь — румяных и весёлых активисток»:

Помню, я уже сыграла в «Алых парусах», «Человеке-амфибии» и «Гамлете», и в Британии мне дали премию как лучшей Офелии, когда в театре «Современник» меня поставили в массовку на два года. Я была счастлива. Выходила в «Голом короле» в лосинах, нас было шесть или семь девочек, и мы пели:

«Дух военный не ослаб, Ум-па-па-рару-рару, Нет солдат сильнее баб, Ум-па-па-рару-рару»… На сцене появлялся король, которого блистательно играл Евгений Евстигнеев, а по залу проносилось: «Вертинская, Вертинская». И меня сняли, потому что Евстигнеев сказал: «<Она> мне мешает»
А. Вертинская. Интервью газете «Неделя». 2009

В 1973 году Анастасия Вертинская, к своему восторгу, получила роль Оливии в спектакле «Двенадцатая ночь» Питера Джеймса, главного режиссёра Шеффилдского театра.

Одной из самых заметных работ актрисы в кино в 1970-е годы стала роль Моны в телефильме Михаила Козакова «Безымянная звезда» (1978) по одноимённой пьесе румынского драматурга Михаила Себастьяна.

«Козаков говорил: ну, вы тут сами всё знаете; как знаете, так и сыграйте. Несколько сцен он отдал нам на откуп, и мы их как знали, так и сыграли», — вспоминал впоследствии Игорь Костолевский, её партнёр.

Актёры были так увлечены работой, что завершили съёмки всего за один месяц. Фильм, в котором режиссёр позволил актрисе самой создать образ героини, остался для неё одним из самых любимых в карьере:

«Роль такая выпадает один раз в двести лет. Потому что в этой роли есть всё: и лирическое начало, и драматическое, и комедийное… Теперь таких ролей нет». «Больше всего …люблю Мону, потому что она пришлась на мой зрелый период, когда я была сформировавшейся актрисой», — вспоминала Анастасия Вертинская.

В телесериале «Овод» (1980) по роману Этель Лилиан Войнич Анастасия Вертинская сыграла Джемму. В главной роли здесь дебютировал Андрей Харитонов, впоследствии в качестве режиссёра снявший Анастасию Вертинскую в «Жажде страсти».

В фильме «Кража» режиссёра Леонида Пчёлкина по пьесе Джека Лондона, Анастасия Вертинская сыграла главную роль, а партнёром её вновь выступил Иннокентий Смоктуновский.

В числе наиболее известных мхатовских работ Анастасии Вертинской были Нина Заречная («Чайка») и Елена АндреевнаДядя Ваня»), сыгранные ею «со всей насыщенностью душевных переживаний, но без пустого пафоса», — как писала пресса.

«Я счастлива, что мне пришлось пройти через А. Чехова. Это — очень жестокий автор, он не льстит. Но и не выводит прямой морали: как надо жить — как не надо, кто герой — кто не герой. Для А. Чехова герой — тот, кто в состоянии преодолеть рутину серых будней, потому что жизнь в основном и состоит из таких будней», — рассказывала актриса об этих ролях.

Сценическим достижением А. Вертинской стала и работа в «Тартюфе» по Мольеру в мхатовской постановке А. Эфроса (1981). Её Эльмира была выделена эстетически, как «дама со знаменитых французских гобеленов или картин Ватто, недоступная в своей невероятной красоте и изяществе». А. Эфрос, восхищённый работой Вертинской в «Тартюфе», предложил ей на выбор любую из двенадцати пьес; актриса предпочла «Бурю» Шекспира.

«Она имела счастливейшую возможность выбирать то, что ей хотелось», — говорил об этом периоде театральной жизни Анастасии, её муж Никита Михалков.

В 1988 году Вертинская сыграла две необычные для себя резко отрицательные роли: Герцогиню («унаследованную» от матери, — «Житие Дон Кихота и Санчо») и Моргану («Новые приключения янки при дворе короля Артура»). Своеобразным контрастом явилась «бурно-комично» сыгранная ею роль «придурковатой мамаши» в фильме режиссёра В. Пичула «В городе Сочи тёмные ночи» (1989).

В 1991 году Анастасия Вертинская создала и возглавила Благотворительный фонд русских актёров (с 1996 года — Благотворительный фонд актёров).

«Это, наверное, семейное. Папа занимался благотворительностью, тогда это называлось шефскими концертами. Дедушка был известным адвокатом в Киеве, он вёл дела бедных людей бесплатно. Я стараюсь помочь актёрам, оказавшимся в тяжёлом положении», — говорила актриса.

В 1994 году режиссёр Юрий Каро снял фильм «Мастер и Маргарита», попавший в прокат лишь в 2011 году. Роль Маргариты сыграла Анастасия Вертинская, она называла образ Марганиты одним из своих любимых.

«В русской литературе — это единственная героиня, которая жертвует собой ради другого человека. Именно это я и хотела сыграть», — говорила актриса.

С течением времени восприятие образа актрисы менялось, но — всегда по восходящей.

«Анастасия Вертинская была символом десятилетий: в 60-х — девушкой-мечтой, в 70-х — женщиной-стилем, в 80-х она заняла пьедестал кумира», — писала позже одна из газет.

Обычай наряжать ёлку на Новый год и Рождество
Основы монархии Льва Тихомирова

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*