КНИГА ВРЕМЕН И СОБЫТИЙ.
ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ ЕВРЕЕВ.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. (До второй половины восемнадцатого века)
ОЧЕРК ПЕРВЫЙ. Кто мы. Как называем сами себя. Как называют нас другие. Когда пришли на эти земли.
1.
Прежде всего – как же мы называем сами себя и как называют нас те народы‚ среди которых нам приходилось и приходится жить.
Евреи – называемся мы по-русски‚ «еврей» – записано было в советских паспортах‚ и это название восходит через византийское «эврэос» к древнегреческому «эбрайос»‚ а отсюда уже недалеко и до коренного еврейского самоназвания – «иври».
«Иври» – слово на языке иврит – встречается в Торе не один раз. Вот‚ например‚ когда враги захватили в плен Лота‚ племянника Авраама‚ сказано: «И пришёл один из уцелевших‚ и известил Аврама… » – написано «Аврам га-иври»‚ что означает по-русски – Авраам-еврей. И Йосефа‚ сына Яакова‚ называет Тора – «иври»‚ еврей Йосеф. И Моисей (Моше) заступился в Египте за одного насчастного‚ которого избивал египтянин‚ и назывался этот несчастный – «иври»‚ еврей. И еще сказано в Торе: если есть у тебя раб-еврей – «иври»‚ то шесть лет он может быть рабом твоим‚ а на седьмой год его следует непременно отпустить на свободу. Потому что он‚ как и ты‚ «иври» – еврей. И в книге пророка Ионы‚ когда корабельщики спросили его во время бури: кто ты? из какого народа? – ответил им Иона: «Иври анохи» – «я еврей».
«Иври» – в буквальном переводе это означает «пришелец с той стороны»‚ и еврейская традиция трактует это как «пришелец из-за реки Евфрат». «Аврам га-иври» – Авраам-еврей – пришел в Ханаан с севера‚ из-за Евфрата‚ он первым назван в Торе этим именем‚ – но Авраам в то же время был и потомком Эвера: «Эвер»‚ «иври» – очень близкие созвучия‚ не отсюда ли глубинный смысл этого слова?.. Как известно‚ у Ноя было три сына: Сим‚ Хам и Яфет. От Сима пошли семиты‚и правнуком Сима был Эвер‚ сильный своей верой в единого Творца Вселенной. Поэтому-то‚ возможно‚ и потомок Эвера‚ последователь веры Эвера в единого Бога называется «иври» – еврей.
Есть у нас и другое название по-русски – иудей. Так было записано когда-то в паспортах евреев Российской империи в графе «вероисповедание» – «иудей». Слово «иудей» восходит к еврейскому самоназванию – «иегуди». У Яакова‚ праотца нашего народа‚ было двенадцать сыновей‚ родоначальников двенадцати колен Израиля. Одного из сыновей Яакова звали Иегуда‚ и его потомки назывались «иегудим». Потомков Иегуды стали называть жителей Иудейского царства «иегуди» — иудеи, в отличие от жителей Израильского царства. После падения Израильского царства названием «иегуди» стали обозначать национально-религиозную принадлежность вне всякой связи с какими-либо территориальными границами. «Иегуди» – иудей.
Существуют и иные самоназвания: «бней Исраэль» – сыновья Израиля‚ «исраэль» – Израиль‚ «бейт Яаков» – дом Яакова‚ праотца нашего народа‚ но в русском языке были употребительны два названия: еврей и иудей. И изредка еще‚ в прежние времена‚ называли нас в России – «израэлиты». Все эти русские названия произошли от соответствующих древнееврейских самоназваний народа: «иври»‚ «иегуди»‚ «исраэль».
Эти же самоназвания вошли практически во все языки мира – с некоторыми звуковыми изменениями‚ характерными для каждого языка. К названиям «иври»‚ «иегуди»‚ «исраэль» восходят английские Hebrew‚ Jew‚ Israelite‚ немецкие Hebraer‚ Jude‚ французские Hebreu‚ Juif‚ Israelite‚ итальянские ebreo‚ giudeo‚ испанские hebreo‚ judio‚ португальское judeo‚ польское zyd. Эти же коренные слова – «иври»‚ «иегуди»‚ «исраэль» –присутствуют и в языках евреев‚ что жили прежде и живут сегодня на территории бывшей Российской империи.
Евреи Ашкеназы называют себя на идиш – «идн»‚ бухарские евреи называют себя на еврейско-таджикском диалекте – «яхуди»‚ «исроэл»‚ горские евреи на татском языке – «джухур»‚ грузинские евреи на грузинском языке – «эбраэли»‚ «исраэли»; крымские евреи‚ крымчаки называют себя на крымчакском диалекте крымско-татарского языка – «срэл балалары» или «бане исраэл»; лахлухи – есть и такие евреи‚ выходцы из Иранского Азербайджана и Курдистана – называют себя на новоарамейских диалектах «сраэль»‚ «удэ».
И всё оттуда‚ от этих самоназваний – «иври»‚ «иегуди»‚ «исраэль».
2.
Есть еще одно название‚ которым нас иногда называют по-русски: жид, польское: zyd. Вместе со словом «иудей» оно восходит к греческому – «иудайос»‚ а оттуда уже к знакомому нам слову на иврите – «иегуди». Жид – это древнее общеславянское название еврея‚ которое существовало в русских летописях и даже в русском законодательстве до конца восемнадцатого века и не носило прежде обидного смысла. Жид – как презрительное название – относится уже к девятнадцатому веку.
Вот несколько примеров из русских источников.
Одиннадцатый век‚ из устава времен князя Ярослава: «Аще кто с бусурманкою или с жидовкою блуд сотворит… от церкви да отлучится и от христиан‚ а митрополиту двенадцать гривен».
Пятнадцатый век‚ из поучений митрополита Зосимы: новгородские еретики «хвалят жидовскую веру‚ поносят и хулят Иисуса Христа‚ сына Божия‚ и Богоматерь‚ и называют иконы идолами».
Восемнадцатый век‚ из частного дневника: «Через Красный Кабачок проехал почтой из Ревеля в Петербург голицынский придворный жид Липман».
Кроме названия «жид» существовало еще и название «жидовин»: чаще всего в былинах‚ в народных песнях‚ сказаниях и поговорках.
Ещё что же то за богатырь ехал?
Из этой земли из Жидовския
Проехал Жидовин – могуч богатырь…
Сыра мать земля всколебалася‚
Из озёр вода выливалася‚
Под Добрыней конь на колена пал…
Далее в былине сказано‚ что Добрыня не стал воевать с Жидовином‚ а выехал навстречу ему сам Илья Муромец. Долго они дерутся – палицами‚ саблями‚ копьями‚ врукопашную‚ поначалу Жидовин вроде одолевает Илью: «Сел нахвальщина на белы груди‚ вынимал чинжалище булатное‚ хочет вспороть груди белые»‚ – но в конце концов Илья Муромец побеждает Жидовина и говорит своим товарищам: «Ездил в поле тридцать лет‚ этакого чуда не наезживал!.. » Уж не сохранила ли эта былина память о тех временах‚ когда славянам приходилось сражаться с сильными и могучими хазарами‚ Хазаринами-Жидовинами‚ что исповедовали иудейскую религию? Вот только русские народные былины возникли гораздо раньше образования Хазарии в VI—VII веках.
Этот Жидовин присутствует не только в русских‚ но и в сербских‚ в болгарских былинах. В одном славянском предании сказано‚ что жиды – это первые люди на земле‚ которые вылезли из земли‚ как грибы. Высокие и дородные‚ они ходили спотыкаясь‚ падали и не могли больше встать. Они не боялись ни грома‚ ни молнии‚ когда начиналась гроза‚ клали себе на голову камень и приговаривали: «Каменная у меня голова! Что ты со мной поделаешь?» Легенда говорит о них: когда Всевышний увидел‚ что они такие никудышные‚ спотыкаются‚ падают‚ не могут снова подняться‚ Он их извёл – и этих жидов не стало.
За прошедшие века накопилось множество русских пословиц‚ поговорок о евреях. Достаточно пролистать Словарь и «Собрание пословиц и поговорок» Владимира Даля‚ чтобы понять‚ как выглядели мы‚ евреи‚ в глазах того населения‚ среди которого нам довелось жить. И вот некоторые из них:
Господь и жидов манной кормил.
Цыган, да жид обманом сыт.
Жиды, как шмели: все за одного стоят.
У мужика грудь никогда не зябнет‚ у жида – пятки‚ у ляха – уши.
Православного обманет цыган‚ цыгана жид‚ жида грек‚ грека – чёрт.
Из двух котлов жидов черти одного армянина выварили.
Девка с полными ведрами‚ волк‚ медведь и жид – добрая примета.
3.
В 1989 году в Советском Союзе проводилась последняя всеобщая перепись населения. Каждому гражданину страны выдавался опросный лист‚ который он должен был заполнить‚ и в графе «национальность» 1 миллион 450 тысяч человек записали – еврей. 1 миллион 450 тысяч человек определили себя как евреи‚ хоть и жили они в тот момент в разных частях Советского Союза – с разными обычаями и разными разговорными языками.
Ашкеназы составляли по той переписи 95% от общего количества евреев бывшего Советского Союза: в основном евреи России‚ Украины‚ Белоруссии‚ Молдавии и Прибалтики. Ашкеназы – это потомки тех евреев‚ что жили в Средние века на территории теперешней Германии‚ в особенности по берегам Рейна. Затем они стали селиться в Польше и Литве‚ потом попали в Российскую империю‚ но название «ашкеназы» сохранилось по сей день. Когда-то евреи называли Германию «эрец Ашкеназ»‚ а отсюда и ашкенази – это немецкий еврей или потомок немецкого еврея.
Русская гаплогруппа R1a1 часто встречается не только в Восточной Европе, где возникло Хазарское царство в VI—VII веках, но и во многих населённых пунктах Центральной Азии, откуда происходят многие представители хазарского населения. Самый распространенный гаплотип ашкенази H6, совпадает с самым распространенным в восточной Европе гаплотипом R1a1. Ашкенази H10 совпадает с пятой самой распространенной европейской гаплогруппой R1a1. Ашкенази не полностью совпадает с хазарами, но есть ашкенази хазарского происхождения. На хазарском надгробье изображена еврейская минора — «семисвечник».
Обозначению «ашкеназы» противопоставляется обозначение «сефарды»‚ евреи‚ вышедшие из Испании и Португалии в Средние века. На территории бывшего Советского Союза почти нет сефардов (лишь малое количество в Молдавии)‚ но живут восточные евреи‚ которых иногда неверно называют сефардами. По переписи 1989 года они составляли около 5% от общего количества евреев Советского Союза‚ и среди них – бухарские евреи‚ горские евреи‚ грузинские евреи‚ крымчаки и лахлухи.
Бухарские – или среднеазиатские – евреи получили свое название оттого‚ что большая их часть до завоевания Россией Средней Азии жила на территории Бухарского эмирата‚ а затем поселилась в городах Узбекистана и Таджикистана.
Горские евреи живут в Азербайджане‚ Дагестане‚ Кабардино-Балкарии, Чечни и Ингушетии. Их предки‚ вероятнее всего‚ эмигрировали в давние времена из Северного Ирана и поселились среди местного татоязычного населения.
Грузинские евреи – живут в Грузии‚ преимущественно в городах.
Крымчаки – небольшая еврейская община‚ что жила прежде в Крыму‚ а затем рассеялась по разным районам Советского Союза. В годы Второй мировой войны нацисты убили около 80% крымчаков‚ и их осталось не более двух тысяч человек.
Лахлухи‚ выходцы из Иранского Азербайджана и Курдистана‚ пришли в конце девятнадцатого – начале двадцатого века на Кавказ‚ поселились затем в Тбилиси и Алма-Ате; их около полутора тысяч человек.
Совсем крохотная группа евреев‚ потомков насильственно обращенных в ислам в середине восемнадцатого века‚ живеё в Бухаре. Их называют «чала»‚ что в переводе с таджикского означает «ни то‚ ни се». Их предки оставались тайными евреями‚ формально исповедуя ислам‚ а многие из них записаны в паспортах узбеками или таджиками.
В Литве‚ Западной Украине и Крыму живут караимы – иудейская секта‚ возникшая среди евреев Вавилона в восьмом веке новой эры. Их около трёх с половиной тысяч‚ и сегодня российские караимы – в отличие от караимов Востока – в большинстве своем не считают себя частью еврейского народа.
Вот такие мы разные‚ российские евреи‚ и Россия не сразу и не вдруг познакомилась с нами. Это был долгий период‚ растянувшийся на многие века‚ пока сотни тысяч евреев не оказались на территории Российской империи. Бывали периоды‚ когда евреи уходили от преследований и селились на тех землях‚ которые затем подпадали под власть русских царей. Бывали периоды‚ когда Россия расширяла свои границы и обнаруживала на занятых территориях вместе с коренными народами‚ их населявшими‚ ещё и евреев.
Во второй половине девятнадцатого века Россия захватила территории Средней Азии‚ и часть среднеазиатских евреев стали подданными русского царя. В первой половине девятнадцатого века Россия распространила свою власть на Кавказ и Закавказье‚ и ее подданными стали горские и грузинские евреи. В 1812 году‚ после присоединения Бессарабии‚ очутились в России бессарабские евреи.
Крым – 8 апреля 1783 года вошёл в состав Российской империи‚ и крымские евреи – тоже. 1772-1795 годы‚ три раздела Польши – и огромные количества евреев Белоруссии‚ Литвы‚ Польши‚ Украины и Курляндии оказались на русской территории.
Но и до этого‚ ещё раньше‚ евреи-купцы приезжали торговать в Россию‚ если их‚ конечно‚ туда впускали. Евреи-одиночки приезжали в Россию работать – врачи‚ аптекари‚ мастера разных ремесел‚ и одни из них приживались и оставались навсегда‚ а других изгоняли или убивали.
Но бывали на этой территории и такие периоды‚ совсем уж в давние времена‚ когда не было еще Российской империи‚ не было еще Московского княжества‚ не было Киевской Руси‚ а евреи уже приходили на эти земли и поселялись там. В Средней Азии‚ к примеру. В Крыму. И на Кавказе.
4.
В 722 году до новой эры могущественная тогда Ассирия завоевала Израильское царство‚ захватила его столицу Самарию и угнала в полон многих жителей – в Ассирию‚ в Мидию. Это было первое в нашей истории массовое переселение евреев со своей земли‚ первое изгнание.
В 586 году до новой эры вавилонский правитель Навуходоносор завоевал Иудейское царство‚ взял после долгой осады Иерусалим‚ разрушил Храм и увёл в Вавилонию большинство жителей.
Разные еврейские общины мира до сего дня ведут отсчёт от этих событий‚ считая себя потомками тех изгнанников: евреи Аравии‚ Йемена‚ Персии‚ Бухары‚ Кавказа‚ Испании‚ Франции‚ Германии‚ Китая.
Были затем на нашей земле греко-сирийские завоеватели‚ и они тоже угоняли пленников. Было Великое еврейское восстание против Рима‚ разрушение римлянами Второго Храма в 70 году новой эры и новый угон пленников; было потом восстание Бар-Кохбы‚ выселение евреев с этой земли после подавления восстания в 135 году‚ – так начиналось и так продолжалось расселение евреев по землям и странам‚ от одного правителя к другому‚ затихая во времена благополучные и возобновляясь в периоды гонений.
Многие научные теории пытаются объяснить и доказать‚ каким образом‚ когда и откуда пришли евреи в Южную Русь‚ в северное Причерноморье. Были туда пути из Вавилонии – через Кавказ. Были пути из Хазарии – в Крым‚ в южные русские степи. И были‚ конечно‚ пути из Греции‚ Рима‚ Византии на причерноморские земли‚ где основывались их колонии.
Во времена Гомера греки плавали по Чёрному морю, в «Истории» Геродот описал территории Причерноморья, реки Скифии, северные границы Скифии были для греков не известной, холодной и необитаемой землёй‚ берега Чёрного моря считались негостеприимными из-за частых штормов и дикости их народонаселения‚ греки называли море — Понт Аксинос (негостеприимное). В 8 веке до новой эры на берегах Чёрного моря появились первые ионические колонии‚ выяснилось‚ что можно жить и на этой земле‚ и море стали называть – Понт Евксинос (гостеприимным).
Греки основали крупную колонию Ольвия в устье Буга в седьмом веке до новой эры. Они основали Пантикапей (ныне Керчь)‚ Фанагорию возле Тамани и другие поселения по берегам Понта Евксинос и внутри страны. Вслед за греками в Причерноморье и Крым шли римляне‚ потом – византийцы. Из северного Причерноморья‚ вывозили пшеницу, хлеб‚ рыбу‚ воск‚ мед‚ кожи‚ меха‚ шерсть‚ лошадей и рабов. В Причерноморье привозили масло‚ вина‚ одежду‚ произведения искусства. Евреи-купцы приходили в Причерноморье вместе с греческими‚ римскими‚ а затем и византийскими купцами и поселенцами, селились в узловых транзитных торговых пунктах, на главных торговых путях Южной Руси‚ в том числе‚ очевидно‚ и на пути «из варяг в греки»‚ и передвигались по этим путям‚ основывая свои общины. Это был медленный исторический процесс‚ в большинстве случаев не зафиксированный в хрониках‚ – на северных берегах Чёрного моря‚ на открытой дороге между Европой и Азией‚ в сложных условиях перемещений и столкновений гигантских людских масс‚ когда один народ вытеснял народ другой с этой территории или подчинял себе побеждённых.
Греческий историк Геродот – со ссылкой на поэта древних времен Аристея – писал‚ что на северных берегах Понта жили киммерийцы‚ севернее их – скифы‚ еще севернее – исседоны‚ потом аримаспы – одноглазые люди‚ за аримаспами грифы стерегли золото‚ и совсем уж на севере располагались блаженные гипербореи.
Что правда в этих рассказах‚ а что вымысел – решайте сами‚ но вот названия исторических народов‚ которые действительно прошли через южнорусские степи‚ завоевывая и в свою очередь завоеванные: скифы‚ массагеты‚ исседоны‚ киммерийцы‚ агатирсы‚ невры‚ будины с гелонами‚ сарматы‚ бастарны‚ гунны‚ аланы‚ авары‚ хазары‚ угры-мадьяры‚ чёрные болгары‚ утугуры с кутугурами‚ касоги с ясами‚ печенеги с половцами‚ – и где-то там‚ среди них‚ в безумном водовороте войн‚ пленений и перемещений народов жили и евреи‚ такие от всех отличные – посреди язычников: со своим единым Богом и со своими традициями.
Грузинская и армянская исторические традиции относят появление евреев на Кавказе к шестому веку до новой эры‚ когда Навуходоносор разрушил Иерусалим и угнал многих евреев в Вавилонию. В «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци – Моисея Хоренского‚ которая написана в пятом веке новой эры‚ сказано: «Об армянском царе по имени Храчеай‚ современнике вавилонского царя Навуходоносора‚ рассказывают‚ что он выпросил у Навуходоносора одного из главных еврейских пленников по имени Шамбат‚ привёл его в Армению‚ поселил там и осыпал почестями. От Шамбата (или Смбата) происходит‚ по преданию‚ род Багратуни‚ чему подтверждением служит то‚ что Багратуни часто давали своим сыновьям имя Смбат».
В старинных летописях‚ оспариваемых сегодня некоторыми историками‚ сказано‚ что царский грузинский род Багратиони и царский армянский род Багратуни основаны евреями. В грузинском летописном своде «Картлис цховреба» генеалогия Багратионов возводится к библейским Иессею – Давиду – Соломону‚ что послужило поводом грузинским царям из рода Багратиони титуловать себя «Иессиан – Давидиан – Соломонианами». В их гербе изображались праща царя Давида‚ при помощи которой он убил Голиафа‚ арфа царя Давида‚ а над гербом – надпись по-грузински: «Божией милостью потомок Иессея‚ Давида и Соломона царь всея Грузии». И стих из псалма Давида: «Клялся Господь Давиду; истина – Он не отступит от нее: «От плода чрева твоего (из сыновей твоих) посажу на престоле твоем».