КНИГА ВРЕМЕН И СОБЫТИЙ.
ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ ЕВРЕЕВ.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. (До второй половины XVIII века)
ОЧЕРК ПЕРВЫЙ. Кто мы. Как называем сами себя. Как называют нас другие. Когда пришли на эти земли.
1. Кто мы. Как называем сами себя.
Прежде всего – как же мы называем сами себя и как называют нас те народы‚ среди которых нам приходилось и приходится жить.
Евреи – называемся мы по-русски‚ «еврей» – записано было в советских паспортах‚ и это название восходит через византийское «эврэос» к древнегреческому «эбрайос»‚ а отсюда уже недалеко и до коренного еврейского самоназвания – «иври».
«Иври» – слово на языке иврит – встречается в Торе не один раз. Вот‚ например‚ когда враги захватили в плен Лота‚ племянника Авраама‚ сказано: «И пришёл один из уцелевших‚ и известил Аврама… » – написано «Аврам га-иври»‚ что означает по-русски – Авраам-еврей. И Йосефа‚ сына Яакова‚ называет Тора – «иври»‚ еврей Йосеф. И Моисей (Моше) заступился в Египте за одного насчастного‚ которого избивал египтянин‚ и назывался этот несчастный – «иври»‚ еврей. И еще сказано в Торе: если есть у тебя раб-еврей – «иври»‚ то шесть лет он может быть рабом твоим‚ а на седьмой год его следует непременно отпустить на свободу. Потому что он‚ как и ты‚ «иври» – еврей. И в книге пророка Ионы‚ когда корабельщики спросили его во время бури: кто ты? из какого народа? – ответил им Иона: «Иври анохи» – «я еврей».
«Иври» – в буквальном переводе это означает «пришелец с той стороны»‚ и еврейская традиция трактует это как «пришелец из-за реки Евфрат». «Аврам га-иври» – Авраам-еврей – пришел в Ханаан с севера‚ из-за Евфрата‚ он первым назван в Торе этим именем‚ – но Авраам в то же время был и потомком Эвера: «Эвер»‚ «иври» – очень близкие созвучия‚ не отсюда ли глубинный смысл этого слова?.. Как известно‚ у Ноя было три сына: Сим‚ Хам и Яфет. От Сима пошли семиты‚и правнуком Сима был Эвер‚ сильный своей верой в единого Творца Вселенной. Поэтому-то‚ возможно‚ и потомок Эвера‚ последователь веры Эвера в единого Бога называется «иври» – еврей.
Есть у нас и другое название по-русски – иудей. Так было записано когда-то в паспортах евреев Российской империи в графе «вероисповедание» – «иудей». Слово «иудей» восходит к еврейскому самоназванию – «иегуди». У Яакова‚ праотца нашего народа‚ было двенадцать сыновей‚ родоначальников двенадцати колен Израиля. Одного из сыновей Яакова звали Иегуда‚ и его потомки назывались «иегудим». Потомков Иегуды стали называть жителей Иудейского царства «иегуди» — иудеи, в отличие от жителей Израильского царства. После падения Израильского царства названием «иегуди» стали обозначать национально-религиозную принадлежность вне всякой связи с какими-либо территориальными границами. «Иегуди» – иудей.
Существуют и иные самоназвания: «бней Исраэль» – сыновья Израиля‚ «исраэль» – Израиль‚ «бейт Яаков» – дом Яакова‚ праотца нашего народа‚ но в русском языке были употребительны два названия: еврей и иудей. И изредка еще‚ в прежние времена‚ называли нас в России – «израэлиты». Все эти русские названия произошли от соответствующих древнееврейских самоназваний народа: «иври»‚ «иегуди»‚ «исраэль».
Эти же самоназвания вошли практически во все языки мира – с некоторыми звуковыми изменениями‚ характерными для каждого языка. К названиям «иври»‚ «иегуди»‚ «исраэль» восходят английские Hebrew‚ Jew‚ Israelite‚ немецкие Hebraer‚ Jude‚ французские Hebreu‚ Juif‚ Israelite‚ итальянские ebreo‚ giudeo‚ испанские hebreo‚ judio‚ португальское judeo‚ польское zyd. Эти же коренные слова – «иври»‚ «иегуди»‚ «исраэль» –присутствуют и в языках евреев‚ что жили прежде и живут сегодня на территории бывшей Российской империи.
Евреи Ашкеназы называют себя на идиш – «идн»‚ бухарские евреи называют себя на еврейско-таджикском диалекте – «яхуди»‚ «исроэл»‚ горские евреи на татском языке – «джухур»‚ грузинские евреи на грузинском языке – «эбраэли»‚ «исраэли»; крымские евреи‚ крымчаки называют себя на крымчакском диалекте крымско-татарского языка – «срэл балалары» или «бане исраэл»; лахлухи – есть и такие евреи‚ выходцы из Иранского Азербайджана и Курдистана – называют себя на новоарамейских диалектах «сраэль»‚ «удэ».
И всё оттуда‚ от этих самоназваний – «иври»‚ «иегуди»‚ «исраэль».
2. Как называют нас другие.
Есть еще одно название‚ которым нас иногда называют по-русски: жид, польское: zyd. Вместе со словом «иудей» оно восходит к греческому – «иудайос»‚ а оттуда уже к знакомому нам слову на иврите – «иегуди». Жид – это древнее общеславянское название еврея‚ которое существовало в русских летописях и даже в русском законодательстве до конца восемнадцатого века и не носило прежде обидного смысла. Жид – как презрительное название – относится уже к девятнадцатому веку.
Вот несколько примеров из русских источников.
Одиннадцатый век‚ из устава времен князя Ярослава: «Аще кто с бусурманкою или с жидовкою блуд сотворит… от церкви да отлучится и от христиан‚ а митрополиту двенадцать гривен».
Пятнадцатый век‚ из поучений митрополита Зосимы: новгородские еретики «хвалят жидовскую веру‚ поносят и хулят Иисуса Христа‚ сына Божия‚ и Богоматерь‚ и называют иконы идолами».
Восемнадцатый век‚ из частного дневника: «Через Красный Кабачок проехал почтой из Ревеля в Петербург голицынский придворный жид Липман».
Кроме названия «жид» существовало еще и название «жидовин»: чаще всего в былинах‚ в народных песнях‚ сказаниях и поговорках.
Ещё что же то за богатырь ехал?
Из этой земли из Жидовския
Проехал Жидовин – могуч богатырь…
Сыра мать земля всколебалася‚
Из озёр вода выливалася‚
Под Добрыней конь на колена пал…
Далее в былине сказано‚ что Добрыня не стал воевать с Жидовином‚ а выехал навстречу ему сам Илья Муромец. Долго они дерутся – палицами‚ саблями‚ копьями‚ врукопашную‚ поначалу Жидовин вроде одолевает Илью: «Сел нахвальщина на белы груди‚ вынимал чинжалище булатное‚ хочет вспороть груди белые»‚ – но в конце концов Илья Муромец побеждает Жидовина и говорит своим товарищам: «Ездил в поле тридцать лет‚ этакого чуда не наезживал!.. » Уж не сохранила ли эта былина память о тех временах‚ когда славянам приходилось сражаться с сильными и могучими хазарами‚ Хазаринами-Жидовинами‚ что исповедовали иудейскую религию? Вот только русские народные былины возникли гораздо раньше образования Хазарии в VI—VII веках.
Этот Жидовин присутствует не только в русских‚ но и в сербских‚ в болгарских былинах. В одном славянском предании сказано‚ что жиды – это первые люди на земле‚ которые вылезли из земли‚ как грибы. Высокие и дородные‚ они ходили спотыкаясь‚ падали и не могли больше встать. Они не боялись ни грома‚ ни молнии‚ когда начиналась гроза‚ клали себе на голову камень и приговаривали: «Каменная у меня голова! Что ты со мной поделаешь?» Легенда говорит о них: когда Всевышний увидел‚ что они такие никудышные‚ спотыкаются‚ падают‚ не могут снова подняться‚ Он их извёл – и этих жидов не стало.
За прошедшие века накопилось множество русских пословиц‚ поговорок о евреях. Достаточно пролистать Словарь и «Собрание пословиц и поговорок» Владимира Даля‚ чтобы понять‚ как выглядели мы‚ евреи‚ в глазах того населения‚ среди которого нам довелось жить. И вот некоторые из них:
Господь и жидов манной кормил.
Цыган, да жид обманом сыт.
Жиды, как шмели: все за одного стоят.
У мужика грудь никогда не зябнет‚ у жида – пятки‚ у ляха – уши.
Православного обманет цыган‚ цыгана жид‚ жида грек‚ грека – чёрт.
Из двух котлов жидов черти одного армянина выварили.
Девка с полными ведрами‚ волк‚ медведь и жид – добрая примета.
3. Когда пришли на эти земли.
В 1989 году в Советском Союзе проводилась последняя всеобщая перепись населения. Каждому гражданину страны выдавался опросный лист‚ который он должен был заполнить‚ и в графе «национальность» 1 миллион 450 тысяч человек записали – еврей. 1 миллион 450 тысяч человек определили себя как евреи‚ хоть и жили они в тот момент в разных частях Советского Союза – с разными обычаями и разными разговорными языками.
Ашкеназы составляли по той переписи 95% от общего количества евреев бывшего Советского Союза: в основном евреи России‚ Украины‚ Белоруссии‚ Молдавии и Прибалтики. Ашкеназы – это потомки тех евреев‚ что жили в Средние века на территории теперешней Германии‚ в особенности по берегам Рейна. Затем они стали селиться в Польше и Литве‚ потом попали в Российскую империю‚ но название «ашкеназы» сохранилось по сей день. Когда-то евреи называли Германию «эрец Ашкеназ»‚ а отсюда и ашкенази – это немецкий еврей или потомок немецкого еврея.
Русская гаплогруппа R1a1 часто встречается не только в Восточной Европе, где возникло Хазарское царство в VI—VII веках, но и во многих населённых пунктах Центральной Азии, откуда происходят многие представители хазарского населения. Самый распространенный гаплотип ашкенази H6, совпадает с самым распространенным в восточной Европе гаплотипом R1a1. Ашкенази H10 совпадает с пятой самой распространенной европейской гаплогруппой R1a1. Ашкенази не полностью совпадает с хазарами, но есть ашкенази хазарского происхождения. На хазарском надгробье изображена еврейская минора — «семисвечник».
Обозначению «ашкеназы» противопоставляется обозначение «сефарды»‚ евреи‚ вышедшие из Испании и Португалии в Средние века. На территории бывшего Советского Союза почти нет сефардов (лишь малое количество в Молдавии)‚ но живут восточные евреи‚ которых иногда неверно называют сефардами. По переписи 1989 года они составляли около 5% от общего количества евреев Советского Союза‚ и среди них – бухарские евреи‚ горские евреи‚ грузинские евреи‚ крымчаки и лахлухи.
Бухарские – или среднеазиатские – евреи получили свое название оттого‚ что большая их часть до завоевания Россией Средней Азии жила на территории Бухарского эмирата‚ а затем поселилась в городах Узбекистана и Таджикистана.
Горские евреи живут в Азербайджане‚ Дагестане‚ Кабардино-Балкарии, Чечни и Ингушетии. Их предки‚ вероятнее всего‚ эмигрировали в давние времена из Северного Ирана и поселились среди местного татоязычного населения.
Грузинские евреи – живут в Грузии‚ преимущественно в городах.
Крымчаки – небольшая еврейская община‚ что жила прежде в Крыму‚ а затем рассеялась по разным районам Советского Союза. В годы Второй мировой войны нацисты убили около 80% крымчаков‚ и их осталось не более двух тысяч человек.
Лахлухи‚ выходцы из Иранского Азербайджана и Курдистана‚ пришли в конце девятнадцатого – начале двадцатого века на Кавказ‚ поселились затем в Тбилиси и Алма-Ате; их около полутора тысяч человек.
Совсем крохотная группа евреев‚ потомков насильственно обращенных в ислам в середине восемнадцатого века‚ живеё в Бухаре. Их называют «чала»‚ что в переводе с таджикского означает «ни то‚ ни се». Их предки оставались тайными евреями‚ формально исповедуя ислам‚ а многие из них записаны в паспортах узбеками или таджиками.

Караимские кенасы в Евпатории. Крым
В Литве‚ Западной Украине и Крыму живут караимы – иудейская секта‚ возникшая среди евреев Вавилона в восьмом веке новой эры. Их около трёх с половиной тысяч‚ и сегодня российские караимы – в отличие от караимов Востока – в большинстве своем не считают себя частью еврейского народа.
Вот такие мы разные‚ российские евреи‚ и Россия не сразу и не вдруг познакомилась с нами. Это был долгий период‚ растянувшийся на многие века‚ пока сотни тысяч евреев не оказались на территории Российской империи. Бывали периоды‚ когда евреи уходили от преследований и селились на тех землях‚ которые затем подпадали под власть русских царей. Бывали периоды‚ когда Россия расширяла свои границы и обнаруживала на занятых территориях вместе с коренными народами‚ их населявшими‚ ещё и евреев.
Во второй половине девятнадцатого века Россия захватила территории Средней Азии‚ и часть среднеазиатских евреев стали подданными русского царя. В первой половине девятнадцатого века Россия распространила свою власть на Кавказ и Закавказье‚ и ее подданными стали горские и грузинские евреи. В 1812 году‚ после присоединения Бессарабии‚ очутились в России бессарабские евреи.
Крым – 8 апреля 1783 года вошёл в состав Российской империи‚ и крымские евреи – тоже. 1772-1795 годы‚ три раздела Польши – и огромные количества евреев Белоруссии‚ Литвы‚ Польши‚ Украины и Курляндии оказались на русской территории.
Но и до этого‚ ещё раньше‚ евреи-купцы приезжали торговать в Россию‚ если их‚ конечно‚ туда впускали. Евреи-одиночки приезжали в Россию работать – врачи‚ аптекари‚ мастера разных ремесел‚ и одни из них приживались и оставались навсегда‚ а других изгоняли или убивали.
Но бывали на этой территории и такие периоды‚ совсем уж в давние времена‚ когда не было еще Российской империи‚ не было еще Московского княжества‚ не было Киевской Руси‚ а евреи уже приходили на эти земли и поселялись там. В Средней Азии‚ к примеру. В Крыму. И на Кавказе.
4. Когда пришли на эти земли.
В 722 году до новой эры могущественная тогда Ассирия завоевала Израильское царство‚ захватила его столицу Самарию и угнала в полон многих жителей – в Ассирию‚ в Мидию. Это было первое в нашей истории массовое переселение евреев со своей земли‚ первое изгнание.
В 586 году до новой эры вавилонский правитель Навуходоносор завоевал Иудейское царство‚ взял после долгой осады Иерусалим‚ разрушил Храм и увёл в Вавилонию большинство жителей. Иврит и арабский язык — заклятые родственники.
Разные еврейские общины мира до сего дня ведут отсчёт от этих событий‚ считая себя потомками тех изгнанников: евреи Аравии‚ Йемена‚ Персии‚ Бухары‚ Кавказа‚ Испании‚ Франции‚ Германии‚ Китая.
Были затем на нашей земле греко-сирийские завоеватели‚ и они тоже угоняли пленников. Было Великое еврейское восстание против Рима‚ разрушение римлянами Второго Храма в 70 году новой эры и новый угон пленников; было потом восстание Бар-Кохбы‚ выселение евреев с этой земли после подавления восстания в 135 году‚ – так начиналось и так продолжалось расселение евреев по землям и странам‚ от одного правителя к другому‚ затихая во времена благополучные и возобновляясь в периоды гонений.
Многие научные теории пытаются объяснить и доказать‚ каким образом‚ когда и откуда пришли евреи в Южную Русь‚ в северное Причерноморье пришли по пути из Вавилонии – через Кавказ. Были пути из Хазарии – в Крым‚ в южные русские степи. И были‚ конечно‚ пути из Греции‚ Рима‚ Византии на причерноморские земли‚ где основывались древнегреческие колонии.
Во времена Гомера греки плавали по понту Эвксинскому (Чёрному морю), в «Истории» Геродот описал территории Причерноморья, реки Скифии, северные границы Скифии были для греков не известной, холодной и необитаемой землёй‚ берега Чёрного моря считались негостеприимными из-за частых штормов и дикости их народонаселения‚ греки называли Чёрное море — Понт Аксинос (негостеприимное море). В 8 веке до новой эры на берегах Чёрного моря появились первые ионические колонии‚ выяснилось‚ что можно жить и на этой земле‚ и море стали называть – Понт Евксинос (гостеприимным морем).
Древние греки основали крупную колонию Ольвия в устье Буга в седьмом веке до новой эры. Они основали Пантикапей (ныне Керчь)‚ Фанагорию возле Тамани и другие поселения по берегам Понта Эвксинос и внутри страны. Вслед за греками в Причерноморье и Крым шли римляне‚ потом – византийцы.
Из северного Причерноморья‚ вывозили пшеницу, хлеб‚ рыбу‚ воск‚ мед‚ кожи‚ меха‚ шерсть‚ лошадей и рабов. В Причерноморье привозили масло‚ вина‚ одежду‚ произведения искусства. Евреи-купцы приходили в Причерноморье вместе с греческими‚ римскими‚ а затем и византийскими купцами и поселенцами, селились в узловых транзитных торговых пунктах, на главных торговых путях Южной Руси‚ в том числе‚ очевидно‚ и на пути «из варяг в греки»‚ и передвигались по этим путям‚ основывая свои общины. Это был медленный исторический процесс‚ в большинстве случаев не зафиксированный в хрониках‚ – на северных берегах Чёрного моря‚ на открытой дороге между Европой и Азией‚ в сложных условиях перемещений и столкновений гигантских людских масс‚ когда один народ вытеснял народ другой с этой территории или подчинял себе побеждённых. Греческий историк Геродот, со ссылкой на поэта древних времён Аристея, писал:
«на северных берегах Понта жили киммерийцы‚ севернее их – скифы‚ ещё севернее – исседоны‚ потом аримаспы – одноглазые люди‚ за аримаспами грифоны стерегли золото‚ и совсем уж на севере располагались блаженные гипербореи.
Что правда в этих рассказах‚ а что вымысел – решайте сами‚ но вот названия исторических народов‚ которые действительно прошли через южнорусские степи‚ завоевывая и в свою очередь завоеванные: скифы‚ массагеты‚ исседоны‚ киммерийцы‚ агатирсы‚ невры‚ будины с гелонами‚ сарматы‚ бастарны‚ гунны‚ аланы‚ авары‚ хазары‚ угры-мадьяры‚ чёрные болгары‚ утугуры с кутугурами‚ касоги с ясами‚ печенеги с половцами‚ – и где-то там‚ среди них‚ в безумном водовороте войн‚ пленений и перемещений народов жили и евреи‚ такие от всех отличные – посреди язычников, со своим единым Богом и со своими традициями.
Грузинская и армянская исторические традиции относят появление евреев на Кавказе к шестому веку до новой эры‚ когда Навуходоносор разрушил Иерусалим и угнал многих евреев в Вавилонию. В «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци – Моисея Хоренского‚ которая написана в пятом веке новой эры‚ сказано:
«Об армянском царе по имени Храчеай‚ современнике вавилонского царя Навуходоносора‚ рассказывают‚ что он выпросил у Навуходоносора одного из главных еврейских пленников по имени Шамбат‚ привёл его в Армению‚ поселил там и осыпал почестями. От Шамбата (или Смбата) происходит‚ по преданию‚ род Багратуни‚ чему подтверждением служит то‚ что Багратуни часто давали своим сыновьям имя Смбат».

Князья Багратион-Мухранские-Грузинские.
В старинных летописях‚ оспариваемых сегодня некоторыми историками‚ сказано‚ что царский грузинский род Багратиони и царский армянский род Багратуни основаны евреями. В грузинском летописном своде «Картлис цховреба» генеалогия Багратионов возводится к библейским Иессею – Давиду – Соломону‚ что послужило поводом грузинским царям из рода Багратиони титуловать себя «Иессиан – Давидиан – Соломонианами».
На гербе рода Багратионов изображались праща царя Давида‚ при помощи которой он убил Голиафа‚ арфа царя Давида‚ и надпись по-грузински: «Божией милостью потомок Иессея‚ Давида и Соломона царь всея Грузии». И стих из псалма Давида:
«Клялся Господь Давиду; истина – Он не отступит от неё: «От плода чрева твоего (из сыновей твоих) посажу на престоле твоём».