
Проект Петербургского метрополитена П. И. Балинского (1900-е)
Идея о необходимости создания метрополитена в Санкт-Петербурге стала обсуждаться России в 1820-х годах. Однако Император Александр I не считал этот проект приоритетным, поэтому вопрос снова был поднят лишь в конце XIX века. Движение в столице Российской империи было интенсивным, поэтому первоначальной задачей стало не только соединить окраины с центром, но и максимально разгрузить от транспорта городские дороги. Проект внутригородской магистрали между Балтийским и Финляндским вокзалами был предложен 1889 году и послужил началом дальнейших разработок и предложений. В большинстве из них предлагалось соединить вокзалы в одну линию, а также облегчить слишком интенсивное движение транспорта на Невском проспекте. В XIX веке не было технических возможностей и средств для строительства тоннелей метро глубокого заложения.
В 1938 году председатель Ленгорисполкома Алексей Косыгин вновь поднял тему строительства подземного метро. Руководителем Ленинградского метростроя стал инженер Иван Зубков. В 1941 году началось строительство тоннелей, работы по проходке подземных вестибюлей, и первые станции планировали открыть к декабрю 1942 года. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, строительство метро в Ленинграде было приостановлено. К подготовительным работам удалось вернуться в 1945 году, а в 1946 году «Ленметропроект» создал научно-исследовательский институт по проектированию метрополитенов и других подземных сооружений. 3 сентября 1947 года стройка возобновилась, а 8 октября 1955 запустили первый пробный электропоезд.

Первая линия метро в Ленинграде
15 ноября 1955 года в Ленинграде торжественно открыли метро. В первой линии метро было открыто не восемь, а семь станций из восьми. Первая линия Кировско-Выборгской начинается от станции Автово до Площади Восстания, протяженность первой линии метро составляет 10,8 км. Восьмая станция первой линии — Пушкинская была открыта для пассажиров 30 апреля 1956 года.
Ленинградский метрополитен был давно ожидаемым объектом, необходимым для мегаполиса. Он обеспечил транспортную инфраструктуру города, вывел его на новую ступень развития.
Летом 1959 года вице-президент США Ричард Никсон приехал в Ленинград. Посетив «Эрмитаж» и Петергоф, он прокатился в метро по Кировско-Выборгской линии. Рассматривая станции, он восхищался тем, какую ювелирную работу по оформлению выполнили метростроевцы. С тех пор метро в Ленинграде вошло в список рекомендуемых мест для посещения высокопоставленными гостями города и послами зарубежных стран.
На историческом участке станции от «Автово» до «Площади Восстания» находятся под охраной Санкт-Петербургского КГИОП, а также занесены в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.
«Автово» самая красивая.
Станция «Автово» получила своё название благодаря деревне Аутово, на месте которой и была построена.
Общая тема оформления станции «Автово» — оборона Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Сталинский ампир впечатляет размахом, в вестибюле — мозаичное панно «Победа», орнаменты решеток, украшенные золочеными мечами и лавровыми венками, массивные люстры.
Потолок зала станции «Автово» поддерживают 46 колонн, из них 30 мраморных и 16 облицованных литым стеклом с рельефным орнаментом. Создается впечатление, что они сделаны полностью из хрусталя.
В 2014 году «Автово» включили в список 12 самых красивых станций мира и самым красивым станциям в Европе. «Автово» оказалась в одном списке с уникальными по архитектуре станциями метро Германии, Франции, Италии, Канады. Польши, Великобритании, США и Швеции.
«Автово» стала первой станцией ленинградского метро, на которой не было эскалатора. Именно туда прибыл первый поезд питерской подземки. А одну из сцен кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» снимали на путях метро «Автово» по сюжету знаменитый детектив исследовал не метро, а железную дорогу.
«Адмиралтейская» самая глубокая в мире
С самого начала строительства метро в Ленинграде возникли сложности с залеганием под землёй на небольшой глубине «мягкого» грунта, насыщенного влагой. В Ленинграде из-за большого количества грунтовых вод станции метро закладывали на большой глубине — тоннели глубокого заложения расположены на глубине до 130 метров. Метрополитен Санкт-Петербурга — самый глубокий в мире при среднем показателе 45 метров глубины залегания метро. Первым перегоном под водой стал тоннель между станциями Чернышевская и Площадь Ленина.
Глубина залегания станции «Адмиралтейская» составляет 86 метров Она стала одной из самых глубоких в мире. Также в истории метро Санкт-Петербурга «Адмиралтейская» стала самым масштабным долгостроем, её должны были открыть в 1997 году, но из-за различных трудностей окончательные работы завершились только в 2011 году. Визуально станция оформлена в морской тематике, двери украшены решетками с изображением якорей, а на торце центрального зала находится мозаичное панно «Основание Адмиралтейства».
«Парк Победы» — первая в мире станция закрытого типа
29 апреля 1961 года открылась первая в мире станция закрытого типа — «Парк Победы»
Такой вид станций отличается от обычных тем, что на ней есть несущие перегородки, отделяющие пассажирскую платформу от путей, по которым едет поезд. Пассажиры попадают в вагон через автоматические двери, расположенные в перегородках. Их также называют «горизонтальным лифтом» — за сходство принципа работы с обычным лифтом.
Всего в петербургском метро было построено десять таких станций, и их преимуществом служила полная изоляция пассажиров и персонала от движущихся поездов, что минимизирует количество несчастных случаев. Также благодаря перегородкам на станциях значительно снизился уровень шума от проходящих поездов. Стремление эпохи советов к экономии и следование требованиям указа Н. С. Хрущева о борьбе с архитектурными излишествами при строительстве объектов транспортной инфраструктуры вынудило проектное бюро «Ленметропроект» придумывать новые типы станций. Был разработан проект трехпролетной станции глубокого заложения закрытого типа, он даже был принят комиссией по строительству. Однако все преимущества таких станций сходят на нет в период эксплуатации, так как они требуют большего внимания со стороны технического обслуживания узлов и агрегатов, обеспечивающих работоспособность станции. Вдобавок снижается пропускная способность, поскольку в порталах дверей сталкиваются пассажиропотоки.
«Проспект Ветеранов» — самая загруженная станция метро
В 1970–1980-х годах в Ленинграде юго-запад застраивался панельными домами, сформировался спальный район. Движение на станции «Проспект Ветеранов» было открыто в 1977 году, чтобы обеспечить жителей транспортной доступностью. Она стала конечной в южной части Кировско-Выборгской линии.
Сегодня застройка юго-западной территории города продолжается, станция «Проспект Ветеранов» обслуживает крупные Красносельский и Петродворцовый районы. Люди, приезжающие из Нарвы и Ивангорода, Ломоносова и Петергофа, Гатчины и Красного Села используют эту ветку, чтобы попасть в центр и пересесть на другие станции. Протяженность Кировско-Выборгской линии составляет 30 км. 19 станций метро соединяют юго-западный и северо-восточные районы города. «Проспект Ветеранов» считается одной из самых загруженных станций Петербургского метрополитена.

Девяткино метро 1978 года и железная дорога
«Девяткино» — первая в России станция за чертой города
29 октября 1978 года в Ленинграде открыли станцию «Комсомольская» в честь 60-й годовщины ВЛКСМ. Она стала конечной станцией Кировско-Выборгской линии. Это единственная в городе станция, у которой есть пересекающаяся платформенная пересадка на железную дорогу.
1 июля 1992 года её переименовали в «Девяткино», поскольку совместили с одноименной платформой для пригородных поездов Приозерского направления, следующих с Финляндского вокзала.
«Девяткино» стала единственной станцией открытой в пригороде Санкт-Петербурга и первой пригородной станцией в России.
«Спортивная» — первая в России станция двухъярусного типа.
Станция метро «Спортивная» открылась в 1997 году и стала частью Фрунзенско-Приморской линии. Рядом со станцией находились дворец спорта «Юбилейный» и стадион «Петровский», поэтому её название и оформление связаны со спортивными достижениями. Декор в торцевой стене верхнего яруса станции — текст «Оды спорту» Пьера де Кубертена.

ст спортивная — нижний ярус
Строительство станции «Спортивной», первой в России двухъярусной пересадочной станции глубокого заложения, было экспериментальным.
Станцию «Спортивную» начали возводить в январе 1988 года и планировали ввести в эксплуатацию в конце 1992 года. Двухъярусный формат увеличивает пропускную способность транспортного узла, сокращает время на пересадку, наносит меньше вреда экологии. Такие станции занимают небольшую площадь и требуют меньше затрат на содержание.

станция Спортивная — движущаяся дорожка
27 мая 2015 года был открыт второй выход со станции, который расположен на Васильевском острове. Его соединили с первым с помощью 300-метрового подземного пассажирского тоннеля, проложенного под руслом Малой Невы. И здесь появилось еще одно новаторство — передвижение по тоннелю обеспечивает «движущийся тротуар».
Он поднимает пассажиров с 60-метровой глубины на 10-метровую, при этом угол наклона маленький и не чувствуется. Преодолеть такой тоннель можно за восемь минут, если стоять на месте, и вдвое быстрее при ходьбе.

ст. Площадь Мужества
«Политехническая» и «Площадь Мужества» — первые односводчатые станции глубокого заложения в СССР
Первый проект односводчатых станций глубокого заложения был разработан в Ленинграде. Проектные мастерские постоянно трудились над созданием новых решений для вестибюлей станций. Первыми станциями вида «ленинградский односвод» стали «Политехническая» и «Площадь Мужества», открытые в 1975 году.
Бо́льшая часть односводчатых станций построена в Санкт-Петербурге — «Озерки», «Черная речка», «Обухово», «Чкаловская» и другие.
Московское метро — музыка, застывшая в мраморе.
«От Сокольников до парка на метро…» — 15 мая 1935 г. — 90-летие Московского Метрополитена