Суббота , 2 Ноябрь 2024
Домой / Русский след в мире / Из истории «килА» — древнерусской командной игры в мяч

Из истории «килА» — древнерусской командной игры в мяч

Первое упоминание об «игре в мяч ногами» встречается в древних китайских источниках, датированных вторым тысячелетием до нашей эры.

Древние кожаные мячи были найдены во время археологических раскопок в Египте и Греции. Согласно приданиям античной Эллады, первый мяч юному Эросу подарила древнегреческая богиня Афродита со словами:

«Я дам тебе чудесную игрушку — это шар быстро летучий, иной лучшей забавы ты не добудешь из рук Гефеста.«

Командные «игры в мяч ногами» , сопровождаемые приёмами боевых искусств, были известны у древних греков и римлян, но и во многих провинциях Римской империи, таких, как Англия, Саксония.

В средние века в игры с мячом играли прямо на улицах и во дворах, заранее договорившись об определённых правилах игры.

Русские традиционные командной игры с мячом насчитывают тысячелетнюю историю. Об этом говорят находки кожаных набивных мячей, обнаруженные во время археологических раскопки в Великом Новгороде, находки  датируются X — XV веком.
Первые упоминания о командных играх с мячом в России относятся ко временам существования Новгородской республики с 1136 по 1478 год.
Командная игра в мяч «килА» (ударение на последнем слоге) часто становилась зрелищной частью народных гуляний во многих городах Руси. Прелесть килы в том, что играть в неё может любое количество человек, а команды называются «ватагами».

Ватага — в значении «дружная толпа народа» развилось только в русском языке; временное или случайное товарищество, для работ или игр гурьбой, артелью, шайкой; ватага кулачных боях, играх, хороводах, участники делятся на две ватаги.

В 1793 году Кристиан Гейслер запечатлел на своей гравюре «Das Ballspiel» традиционную русскую народную командную игру с мячом — «килА» .

Главным атрибутом игры является набивной мяч, облик которого воссоздан по артефактам X—XIII вв., обнаруженным при раскопках в Великом Новгороде. По форме мяч напоминает приплюснутую тыкву, а новгородский мяч шили из двух кружков и соединяли полоской кожи.

Ещё один вариант кроя мяча — из четырёх лепестковый. Его аналог, обнаруженный при раскопках Старого Гостиного двора в Москве, датирован XVI веком. Весит мяч полтора килограмма.

кила́ «грыжа, опухоль, нарост на дереве, шишка», укр. ки́ла «грыжа», цслав. кыла, болг. ки́ла, сербохорв. ки̏ла, словен. kíla, чеш. kýla, слвц. kуlа, польск. kiła. || Родственно др.-исл. haull, д.-в.-н. hôlа «перелом, грыжа»;( см. Буга, РФВ 71, 54, Фасмер, Гр.-сл. эт. 86; Траутман, ВSW 144; Кречмер, KZ 31, 472; Бернекер 1, 677; Цупица, GG 110.)  Лит. kuilà заимств. из слав. Сюда же, вероятно, ки́ла «мешковатый человек», «вялый», кили́ться «мешкать, медлить».

Словесное описание игры появляется лишь в середине XIX века в «Вологодских ведомостях» в 1867 году:

«В зимнюю пору по вечерам на улицах больших деревень играли мячом. В этой игре принимали участие как молодые, так и довольно пожилые уже, поселяне. Мяч делался из кожи, туго набитой куделей или мхом, и всегда значительной величины. Игравшие мячом разделялись на две партии, действовавшие одна против другой. Мяч пинали ногами, хватали его в руки, и, нередко бегали с ним, пока не встречали сопротивления с той или другой стороны игроков, которым хотелось одолеть свою противную сторону всевозможными манерами, догнать мяч до условленного места, которых было два: на том и другом конце пространства, представлявшего поприще это игры мячом. Победившая сторона начинала снова игру, и таким образом, она длилась часа два или три».

Название русской игры «КИЛА» и описание её правил, где игроки двух команд играют не только ногами, но и руками, первый раз встречается в произведении Помяловского Н. Г. «Очерки бурсы» (1862 г.), который описывает свою учёбу в 1840-х годах в г. Санкт-Петербург :

«На левой стороне двора около осьмидесяти человек играют в килу — кожаный, набитый волосом мяч величиной в человеческую голову. Две партии сходились стена на стену; один из учеников вёл килу, медленно подвигая её ногами, в чем состоял верх искусства в игре, потому что от сильного удара мяч мог перейти в противоположную сторону, в лагерь неприятеля, где и завладели бы им. Запрещалось бить с носка — при этом можно было нанести удар в ногу противника. Запрещалось бить с закилька, то есть, забежав в лагерь неприятеля и выждав, когда перейдёт на его сторону мяч, прогонять его до города — назначенной черты. Нарушающему правила игры мылили шею. — Кила! — закричали ученики; это означало, что город взят. Победители в восторге и с гордостью возвращались на своё место. Им весело«.

Ямпольский в своих комментариях к «Очеркам бурсы» приводит статью Н. П. Петропавловского, бурсацкого товарища Помяловского. Петропавловский сообщает любопытные подробности о бурсацкой игре в килу:

«Помяловский обладал большой физической силой, и любимой его школьной игрой была игра в килу, – нечто вроде современного футбола. Кила делалась из сапожных голенищ, которые отрезались для этого от бурсацких сапог по жребию, а иногда сапоги для этой цели крались общими силами из вещевого склада бурсы. Кила выкраивалась из восьми сапожных голенищ и представляла из себя большой набитый сеном или шерстью из бурсацких матрасов мяч, который в игре можно было подбрасывать только ногами. Игра в килу происходила обыкновенно зимой и заключалась в том, что играющие делились на два „города“, т. е. партии, и старались перебросить ногами килу через головы своих противников». (Ямпольский И.Г. Комментарии. // Помяловский Н.Г.ПСС. Т. 1. С. 283. Ссылка у Ямпольского на статью В. Л.: «Биржевые ведомости», 1908, № 10739. В. Л., видимо, является автором статьи «Школьные годы Н. Г. Помяловского»,«Исторический вестник, 1896, № 7)

О бурсацкой игре в мяч пишет и П.С. Казанцев:

«зимою играли на пруду в мяч кожаный, набитый сеном, величиною с большую голову; стенка на стенку, отбивали его друг у друга».

Из Тенишевского архива (Вытегорский у. Олонецкой губ. 1899 г.) мы узнаем иной вариант килы, именно который и лег в основу современной килы с её отличительной особенностью разделения игрового процесса на два уровня «земля» и «воздух»:

«В Никулинской волости в последний день масляной… устраивается настоящее сражение, которое называют игрою в мяч. Сходятся представители двух или нескольких деревень. <…> И вот выходят на реку две толпы мужиков и взрослых парней, человек по 30-40 каждая толпа, назначают места, до которых следует гнать мяч. Мяч шьют из кожи и набивают волосом; величиною мяч обыкновенно с большой арбуз. Толпы сражающихся, становятся на реке против середины деревни, одна толпа старается прогнать мяч за деревню в одну сторону, а противная толпа… за деревню в противоположную сторону. Мяч брошен, все бросаются на него и начинают пихать ногами. Играющие, сходятся грудь в грудь. Но вот мяч выскочил в сторону, его подхватывает в руки какой-нибудь удалец и старается с ним убежать к цели, но все бросаются за ним и если нагоняют, то противники тузят его кулаками, однопартийцы его защищают и тузят противников. Мяч выбит из рук – опять его пинают ногами. Все играющие в конце деревни, недалеко от цели; побеждающая сторона торжествует, патрон их похаживает на берегу и надменно говорит своему противнику: «А что, брат Иван Федорович, с КИЛОЙ тебя мы сделаем на этот год». Побежденные отходят, а победители кричат им: «КИЛА, КИЛА, КИЛА!». Так весь год побежденных и зовут киловниками. Это очень обидная, унизительная кличка...».

В новейшей истории России о командной игре с мячом писал доктор исторических наук Б.В. Горбунов в своём историко-этнографическом исследовании «Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских» (1999г.):

«По известию из Демянского уезда, Новгородской губернии , здесь в игре в мяч «изо всех сил одна партия старается победить другую, кричат, поощряя или порицая друг друга, стараются свалить противника, и каждый раз победившая партия неистово и долго кричит: «Кила!»

Правила игры кила

Игра ведется кожаным набивным мячом диаметром 25 см и толщиной 12 см, массой 1,5 кг.

Поле для игры может быть земляное, песчаное, снежное. Границы игрового поля отмечают линиями или закрепленной на земле веревкой. Размеры прямоугольного поля зависят от количества игроков. Посередине поля чертят среднюю линию. Жеребьевка решает — какая команда начинает игру первой.

Цель игры — взять «город» соперника, иначе говоря, занести мяч в зачетную зону за линией «города». Город считается взят в том случае, если игрок полностью оказывается в стоячем или лежачем положении за пограничной линией города.

Цель игры — взять «город» соперника, иначе говоря, занести мяч за линию «города». Город считается взят в том случае, если игрок полностью оказывается в стоячем или лежачем положении за его линией.

Игра проводится в 2 или 4 схватки. Одна схватка — пятикратное взятие «города» одного из соперников. В случае ничьи назначается дополнительная схватка, которая должна выявить победителя.

Есть два способа ведения игры — «земля» и «воздух». Когда «земля» — мяч на земле его можно пинать только ногами, но когда «воздух» — мяч в воздухе, то можно играть руками.

Мяч считается вышедшим за пределы поля в случае, если он пересек оградительную линию площадки или воздуху, либо игрок, несущий мяч в руке, ногой зашёл за пределы  границы игрового поля.

К разрешенным во время игры действиям относятся следующие: встреча и толкание соперника корпусом, толчки руками в грудь, удержание и захват соперника руками, битье ногами или руками по мячу, отнятие или выбивание мяча у соперника.

Во время игры запрещено выходить за границы поля, толчки руками в спину и в плечо, подсечки, подножки соперника, намеренное травмирование соперника, захваты за гениталии, захваты бегущего игрока за шею и голову, накидывание мяча с земли себе в руки или с рук на свою ногу, удары по сопернику. За нарушения выносятся предупреждения, повторные нарушения ведут к удалению с поля. Борьба на земле ограничивается 5 секундами, по истечении этого времени игроки должны подняться и продолжить игру, если атакующий игрок не поднялся за 5 секунд — мяч переходит команде соперника.

Килу нередко называют русским регби, и, в общем-то, справедливо. Чтобы не нарушить правила килы, важно знать: если мяч находится на земле, то использовать руки нельзя. И даже навешивать мяч с земли для себя запрещено — один игрок пнул, другой игрок схватил, пока мяч «завис в воздухе». Такой принцип ведения игры называется «земля-воздух». В регби лежащий на земле мяч поднимать руками можно, а в американском футболе — только если игрок сделал пас назад.

В киле пасовать мяч разрешается в любую сторону. В регби — только назад. В американском футболе — без ограничений назад и только один раз вперёд. В киле игроки более свободны — они могут атаковать любого игрока без ограничений. В регби — «нападать» можно только на того, у кого мяч. В американском футболе игрока без мяча атаковать можно, но нельзя захватывать и удерживать.

Запрещённые приёмы игры

Кила не накладывает чрезмерно строгих ограничений на игроков. Мяч на земле и поваленный на землю игрок — не повод останавливать состязание. И все-таки определенные табу есть. Большинство из них описаны в этнографических заметках, собранных в Краснодарском крае.

По рассказам жителя одной из деревень Л. Богомолова, запрещено было устраивать «кучу-малу», когда 5—6 игроков наваливаются на одного, чтобы завладеть килой. Нельзя душить, осуществлять захваты шеи, ставить подножки, бить по ногам. Игроки в борьбе за мяч могли только обхватить, повалить или оттолкнуть от себя противника. Судей на игре не было. Игроки и зрители сами решали, кто проштрафился. Игра могла длиться 2 или 3 часа.

Основные правила современной килы взяты у жителей Олонецкой губернии (сегодня входит в состав Вологодской области). Интересно описываются правила килы в «Вологодских губернских ведомостях» 1867 года, а затем более подробно их пересказывает С. Максимов в очерке 1903 г. «Нечистая, неведомая и крестная сила».

Проиграть в килу считалось огромным унижением. Довольные победители начинали скандировать: «Кила! Кила!», а за проигравшими до следующей Масленицы закреплялось обидное прозвище — киловники. Напротив, парни-победители автоматически приобретали всеобщий почёт и уважение, а всякая девица почитала за счастье посидеть рядом с таким парнем на вечерках.

Кила по-никулински

В Тенишевском архиве есть описание килы, в которую играли в Никулинской волости Вытегордского уезда Олонецкой губернии. «Настоящее сражение» традиционно устраивали на проводы Масленицы. Участвовали в никулинской киле уже не жители одного села, а разных — двух, трёх сёл и более.

На реку выходили «две толпы мужиков» (всего человек 60—80) и определяли места, до которых «гнать мяч». Мяч величиной с большой арбуз брошен, и тут начинается «бойня» — «все бросаются на него и начинают пихать ногами». Когда мяч от нерасторопного игрока уходит, обязательно находится какой-нибудь удалец, который мяч подхватывает и бросается с ним к цели. Противники «тузят» друг друга кулаками. Слышатся крики и брань, звонкие оплеухи, глухие удары ног. Пар от тяжело переводящих дыхание игроков «валит столбом». На снегу остается кровь. По сути, жёсткая борьба за мяч становилась альтернативой кулачному бою — ещё одной традиционной русской забавой на Масленичной неделе.

Ну, вы и киловники!

Проиграть в килу считалось огромным унижением. Довольные победители начинали скандировать: «Кила! Кила!», а за проигравшими до следующей Масленицы закреплялось обидное прозвище — киловники. Напротив, парни-победители автоматически приобретали всеобщий почёт и уважение, а всякая девица почитала за счастье посидеть рядом с таким парнем на вечерках. Как пишет Максимов, кроме этой мотивации, стремление к победе объяснялось и тем, что победители получали щедрые порции водки от местных богачей.

От ученических забав до воспитания воинского духа

Совершенствовать мастерство в киле многие начинали еще в ученические годы. Николай Помяловский в «Очерках бурсы» пишет, что на школьном дворе две партии сходились стенка на стенку, при этом один из учеников «вёл мяч-килу» — медленно передвигал его ногами. В этом состоял «верх искусства в игре», потому что от сильного удара кила могла улететь к противникам. Если «город» удавалось взять, ученики кричали: «Кила!», и с чувством абсолютно удовлетворения возвращались на позиции, чтобы продолжить состязание.

В историко-этнографическом исследовании В. Горбунова «Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских» встречается и ещё несколько интересных подробностей килы, которую устраивали в Демянском узде Новгородской области. Во время состязания все много и громко кричали, подбадривая и оскорбляя, любыми способами «старались свалить противника», при каждом заработанном очке горланили «Кила!», а нарушившим правила — «мылили шею».

Игра на интерес

Не для всех кила была забавой. Заонежские рыбаки ставили на кон спорные рыболовецкие тони. Победитель получал безоговорочное право вести добычу неводом или другими способами в лучших местах водоема. В ходе этнографических экспедиций по Карелии в 2008 году учёным удалось расширить знания об одной из самых популярных мужских забав в Заонежье в конце XIX века.

По рассказам местного жителя В. Ржановского, его дед, священник Сенногубского прихода, рассказывал, что в килу на интерес играли рыбаки двух приходов — Кижского и Сенногубского. Кожаный мяч по форме напоминал дыню. Внутри — конский волос. Мяч разыгрывался на южном мысе Керк-острова. Сенногубы должны были гнать килу к кижским церквям, а кижане стремились загнать мяч на крыльцо сенногубской церкви. Победителями становились те, у кого получалось ударить мячом по церковному крыльцу хотя бы раз. Они и получали спорные рыболовецкие тони. Участвовать в игре вызывались только самые сильные рыбаки. Бились за мяч с азартом, но кровь старались не пускать. Чтобы защитить ноги от ударов, в сапоги вставляли лучину.

Победа русского духа в галлипольском стоянии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*