Понятие италийских народов широко используется в лингвистике и историографии древней Италии. Италики населявшие доримскую Италию были этнолингвистической группой италийских языков, которые образуют одну из ветвей индоевропейских языков.
Согласно Дэвиду У. Энтони (David W. Anthony), между 3100 и 3000 годами до н. э. произошла массовая миграция протоиндоевропейцев из Ямной археологической культуры в долину Дуная, где появились тысячи курганов, характерных для Северного Причерноморья. Эти миграции, вероятно, отделили доиталийские, докельтские и догерманские языки от общего протоиндоевропейского языка.
Гидронимия (название рек, озёр) показывает близость италийских и кельтских языков. Происхождение гипотетического предка «итало-кельтского» народа следует искать в восточной в долине Дуная, заселенной около 3100 года до н. э. носителями ямной археологической культурой бронзового века. Эта гипотеза в некоторой степени подтверждается наблюдением, что италийские языки разделяют большое количество изоглоссов и лексических терминов с кельтскими (галлы) и германскими языками, относятся к бронзовому веку.

Этнические группы Италии в 400 г. до н. э.
Этруски
Этруски были самой могущественной нацией в доримской Италии. Они создали первую великую цивилизацию на Апеннинском полуострове, чье влияние всё больше признаётся на римлян, а также на современную культуру. Факты свидетельствуют о том, что именно этруски научили римлян алфавиту и цифрам, а также многим элементам архитектуры, искусства, религии и одежды. Тога была изобретением этрусков, а дорическая колонна в этрусском стиле стала основой архитектуры как эпохи Возрождения. Влияние этрусков на античный театр сохранилось в их слове phersu, обозначавшем «человека в маске», которое стало на латыни persona и person на английском языке.
Греки называли этрусков Tyrsenoi или Tyrrhenoi, а латиняне называли их Tusci или Etrusci. На латыни их страна была Tuscia или Etruria. По словам греческого историка Дионисия Галикарнасского (расцвет около 20 г. до н. э.), этруски называли себя Rasenna, и это утверждение находит подтверждение в форме rasna в этрусских надписях. Происхождение этрусского народа.
География и природные ресурсы
Древняя Этрурия находилась в центральной Италии, ограниченная на западе Тирренским (Tyrrhenian ) морем, которое греки рано признали принадлежащим тирренцам (Tyrrhenoi), на севере рекой Арно, а на востоке и юге рекой Тибр. Эта область соответствует большой части современной Тосканы (Tuscany), а также частям Лациума и Умбрии.
Главными природными ресурсами региона, игравшими решающую роль в этрусской торговле и городском развитии, были богатые месторождения металлических руд, обнаруженные как в северной, так и в южной Этрурии.

Античная Этрурия 6-4 веков до н.э.
Экономика и торговля Этрурии. На юге, на морской территории между первыми крупными этрусскими городами Тарквинии и Цере (Caere, ныне Черветери Cerveteri), низкие горы Толфа давали медь, железо и олово. Эти минералы также были найдены внутри страны на горе Амиата (Amiata), самой высокой горе в Этрурии, в окрестностях города Клузиум (Clusium, ныне Кьюзи — Chiusi). Социально-политическая организация этрусских городов.
Самым продуктивным районом оказалась северная Этрурия, в районе, известном как Catena Metallifera («Металлоносная цепь»), из которой в огромных количествах добывали медь и особенно железо.
Город Популония (Populonia), расположенный на побережье, играл ведущую роль в Металлоносной промышленности, как и соседний остров Эльба, с давних времён славившийся богатством месторождений меди и железа.
Леса Этрурии представляли собой важное природное богатство, древесину использовали для строительства кораблей, а дрова — в металлургических операциях. Этруски были известны, как искусные мореходы, они господствовали в морях на западном побережье Италии, и их репутация пиратов наводила страх на все Средиземноморье. Зарождение этрусского могущества. Этруски и море.
Утверждение римского оратора Катона о том, что «почти вся Италия когда-то находилась под контролем этрусков», лучше всего подходит к этому периоду. Несомненно, этрусская морская мощь и торговля играли центральную роль в этом господстве. Экспортируемые этрусские предметы того периода были найдены в Северной Африке, Греции и Эгейском море, Анатолии, Югославии, Франции и Испании, они даже достигли Черного моря.
Однако на протяжении веков, процветание этрусков основывалось на прочной сельскохозяйственной традиции. В 205 г. до н. э., когда Сципион Африканский снаряжал экспедицию против Ганнибала, этрусские города поставляли для его армии впечатляющие объёмы зерна, а также оружия и материалов для строительства кораблей.
Исторические периоды Этруской цивилизации
Присутствие этрусков в Этрурии подтверждается их собственными надписями, датируемыми примерно 700 г. до н. э, однако этруски присутствовали в Италии и раньше, и что доисторическая культура железного века Вилланова (Villanova), на самом деле является ранней фазой этрусской цивилизации. Виллановская культура (IX–VIII вв. до н. э.) раннего железного века в Италии, названная в честь деревни Вилланова, недалеко от Болоньи, где в 1853 году было обнаружено первое из характерных захоронений с кремационной культурой полей погребальных урн Восточной Европы, появились в Италии в X или IX веке до н. э. Виллановцы Тосканы использовали терракотовую хижину-урну, которая имитировала хижину из прутьев и глинобитных материалов на каркасе из шестов.
Контакты с Грецией начались примерно в то время, когда была основана первая греческая колония в Италии (ок. 775–750 гг. до н. э.), когда греки с острова Эвбея поселились в Питекуссе (Pithekoussai ) в Неаполитанском заливе.
Исторический период этрусской цивилизации относится к VII веку до н. э.,
архаический период — к VI и первой половине V века до н. э.
классический период — ко второй половине V и IV века до н. э.,
эллинистический период — к III–I веку до н. э.
Этрусская культура была поглощена римской цивилизацией в I веке до н. э. и впоследствии исчезла как узнаваемая сущность.
Язык и письменность этрусков.
Этрусский язык, третий великий язык культуры в Италии после греческого и латыни, не сохранился ни в одном литературном произведении.
Этрусская религиозная литература существовала, и данные свидетельствуют о том, что также могла существовать историческая литература и драма. Известно, например, имя драматурга Вольния (Volnius), который написал «Тосканские трагедии».
На этрусском языке перестали говорить во времена императорского Рима, хотя его продолжали изучать священники и учёные. Император Клавдий (умер в 54 г. н. э.) написал историю этрусков в 20 книгах, ныне утерянную, которая была основана на источниках, сохранившихся в его время.
Этруский язык продолжал использоваться в религиозном контексте до поздней античности, последняя запись на этруском относится к вторжению в Рим вождя вестготов Алариха в 410 г. н. э., когда этрусские жрецы были призваны вызывать молнии против варваров.

TУЛАР-РАШНАЛ = Граница этрусков
Известно более 10 000 этрусских надписей, и каждый год обнаруживаются новые. Это в основном короткие погребальные или посвятительные надписи, найденные на урнах для праха и в гробницах или на предметах, с именем дарителя и получателя подарка.
Другие надписи найдены на гравированных бронзовых этрусских зеркалах, где они отмечают имена мифологических персонажей или дают имя владельца, а также на монетах, игральных костях и керамике.
Найдены этрусские граффити, нацарапанные на керамике с именами владельцев, а также цифры, сокращения и неалфавитные знаки.
Из более длинных надписей наиболее важной является «Загребская мумия», найденная в Египте в 19 веке и привезенная в Югославию путешественником (Национальный музей, Загреб). Это была книга из льняной ткани, которая в какой-то момент была разрезана на полосы, чтобы обернуть мумию.
Около 1300 слов, написанных чёрными чернилами на полотне, это самый длинный существующий этрусский текст, он содержит календарь и инструкции по санитарному уходу за младенцами — подкидышами, больными детьми, по благотворительной раздаче еды голодным, по проведению жертвоприношений и молитвам, требования говорить с расенами (этрусками) на языке расен (этрусском языке) и другие советы, дающие некоторое представление об этрусской религиозной литературе.
Из Италии происходит важный религиозный текст, начертанный на плитке на месте древней Капуи, и надпись на пограничном камне в Перудже, примечательная своим юридическим содержанием. Найдено несколько этрусско-латинских двуязычных надписей, все погребальные, не имеют большого значения в отношении улучшения знания этрусского языка.
Золотые таблички с надписями, найденные на месте древнего святилища Пирги (Pyrgi), портового города Цере, содержат текст на двух языках — на этрусском и на финикийском, всего около 40 слов. Двуязычная надпись помогает понять этрусский язык с помощью известного финикийского. Золотые таблички с надписями важный исторический документ, в котором зафиксировано посвящение финикийской богине Астарте в этрусском святилище Пирги «священное место» созданное в Цере при царе Тефарие Велиане (Thefarie Velianas), в начале V века до н. э.

Этрусское надгробье: Thania ca esinia volvi Mni = Таня ся есинья волви мне
Этрусские тексты читаются.
В корне ошибочно утверждалось в ХХ века о том, что существует «загадка этрусского языка» относительно этрусского языка. Не существует никаких проблем с расшифровкой Этрусских текстов. Этрусские тексты читаются.

этрусский алфавит читается справа налево
Этруский алфавит происходит от греческого алфавита, заимствованного у финикийцев. Он был распространен в Италии колонистами с острова Эвбея в 8 веке до н. э. и адаптирован к этрусской фонетике.

Славянская рунница
Римляне заимствовали этрусский алфавит, в конечном итоге Латинский алфавит произошёл от этрусского.

область происхождения и путь миграции прото-италийских людей
Этрусский алфавит был распространен в конце архаического периода [ок. 500 г. до н. э.] в северной Италии, став моделью для алфавитов венетов и различных альпийских народов; это произошло одновременно с формированием умбрийского и оскского алфавитов на Апеннинском полуострове.
Настоящая проблема с этрусскими текстами заключается в трудности понимания значения слов и грамматических форм. Основное препятствие проистекает из того факта, что ни один другой известный язык не имеет достаточно близкого родства с этрусским, чтобы позволить надежное, всеобъемлющее сравнение.
Очевидная изоляция этрусского языка была отмечена ещё древними; это подтверждается многократными и тщетными попытками современной науки отнести его к одной из различных языковых групп или типов средиземноморского и евразийского мира. Однако на самом деле существуют связи с индоевропейскими языками, с италийскими языками, а также с известными неиндоевропейскими языками Западной Азии и Кавказа, Эгейского моря, Италии и Альпийской зоны, а также с реликтами средиземноморского языкового субстрата, выявленными в топонимах.
Это означает, что этрусский язык на самом деле не изолирован; его корни переплетены с корнями других узнаваемых языковых образований в географической области, простирающейся от Западной Азии до Восточной Центральной Европы и Центрального Средиземноморья, и его последние контакты находят в доиндоевропейской и индоевропейской языковой средой Италии. Но это также означает, что этрусский, как его знают учёные, нельзя просто классифицировать как принадлежащий к кавказским, анатолийским или индоевропейским языкам, таким как греческий и латынь, от которых он отличается по структуре.
Традиционные методы интерпретации текстов, которые до сих пор используются при толковании этрусского языка, включают: этимологический, который основан на сравнении корней слов и грамматических элементов с корнями и грамматическими элементами других языков и который предполагает существование языковой связи, позволяющей истолковать этрусский язык извне. Однако этот метод дал отрицательные результаты, учитывая ошибочность предположения.
Комбинаторный метод, процедура анализа и толкования этрусских текстов, строго ограниченная внутренним сравнительным изучением самих текстов и грамматических форм этрусских слов — это привело к значительному прогрессу в познании этрусского языка, но его недостатки заключаются в гипотетическом характере многих выводов из-за отсутствия внешних доказательств или подтверждений.
Двуязычный метод, основанный на сравнении этрусских ритуальных, вотивных и погребальных формул с предположительно аналогичными формулами из эпиграфических или литературных текстов на языках, принадлежащих к тесно связанной географической и исторической среде, таких как греческий, латинский или умбрийский.
Генетическое исследование, опубликованное в журнале Science в ноябре 2019 года, изучало останки шести латинских мужчин, захороненных недалеко от Рима между 900 и 200 годами до нашей эры. Они несли отцовские гаплогруппы R-M269, R-311, R-PF7589 и R-P312 и материнские гаплогруппы H1aj1a, T2c1f, H2a, U4a1a, H11a и H10. Женщина из предшествующей прото-виллановской культуры несла материнскую гаплогруппу U5a2b. Эти обследованные индивидуумы отличались от предшествующих популяций Италии наличием около 25–35% степного происхождения.
Поскольку на протяжении веков население Тосканы оставалось относительно стабильным, современные тосканцы должны сохранить , унаследованные от этрусков гены Y-хромосомной гаплогруппы G2a3a и G2a3b.
Высокая концентрация гаплогруппа G2a3a наблюдается в Малой Азии, особенно в прибрежной части, а также в Тоскане, на Сардинии и на восточном побережье Испании, то есть в местах исторических миграций этрусков. В Европе исчезающе мала частота редкой Y-хромосомной гаплогруппы G2a3a. Гаплогруппа G2a3b шла в Европу через Старчево и далее через археологическую культуру Линейно-Ленточной керамики, была обнаружена археологами в центре Германии.
Сегодня гаплогруппа G2 с наибольшей частотой встречается на Кавказе среди сванов — 92 %, мегрелов — 59 % (доходит до 75 % ), абхазов — 48 %, адыгов — 46 % , карачаевцев — 40%, в Дигорском и Алагирском районах Северной Осетии — до 75 %. В Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии — около 40 %. У грузин — около 48 %. Гаплогруппа G2 обнаружена у 19 % терских казаков. В Европе группа G2 превышает 10 % населения, в провинции Кантабрия в Испании, земля Тироль на западе Австрии, на юге и в центре Италии, центральные и южные Апеннинские горы, Сардиния, центральная Греция (Фессалия) и Крит — всё это гористые и изолированные области.