Хьёр (др.сканд. Hjør = Яр, англ.Hjor = Эрик) и Люфвина (Ljufvina) правили как король и королева в Авальдснесе (Avaldsnes), когда власть в королевстве захватил Харальд Светло-Волосый (Harald Fairhair). Хьёр был последним королем Авальдснеса, потомком династии Аугвальд (Augvald).
Крепость в Авальдснесе построена между 600 и 800 годами нашей эры в древнем Рогаланд — «земле Ругов», славянского племени (Rugians). В древнескандинавские времена край назывался Ригяфилки (Rygjafylki). Руги, Роги или Руги (др.греч. Ρογοί, Rogoi) были славянским народом известным в римскую эпоху (Ругия, Реция, Резия провинция Римской империи в 117 г. н.э.)
Жена Хьёра (Hjør) Люфвина была принцессой из племени самоедов, и, несмотря на её тёмную кожу и необычную внешность, она царствовала над скандинавами в Кармсундете (Karmsundet).
У Хьёра и Люфвины было два сына: близнецы Хамунд (Hamund, др.сканд. Håmund) и Гейрмунд (Geirmund). У них тоже была тёмная кожа, поэтому их прозвали Хелиарскинн (др.сканд. Heljarskinn) «Чернокожие».
Гейрмунд Чернокожий (Geirmund Heljarskinn)- чёрный викинг — никогда не становился королем Авальдснеса (Avaldsnes). Но в старых источниках его называют морским королем, который пересёк море в Исландию и заработал себе репутацию «величайшего из всех поселенцев Исландии» и стал союзником королей Дублина.
Королевская династия короля Хьёра контролировала Нордвеген (Nordvegen) «Северный путь».
Король Хьёр принадлежал к ведущей королевской династии Западной Норвегии, и, как потомок Аугвальда (Augvald), он мог проследить корни своей семьи до божеств Норвегии. Отцом Хьёра был герой викингов король Халв (Halv), прославившийся ещё при жизни.
Сила королей Авальдснеса проистекала из их контроля над торговлей и судами вдоль фарватера Норвегии — «Нордвеген». Согласно саге, короли Авальдснеса путешествовали вдоль берегов, и нам рассказывают, что даже дед Хьёра, Хьёрлейф (Hjørleif «любитель женщин»), путешествовал в Бьярмеланд (Bjarmeland) в Сибири.
Путешествие короля Хьёра в Бьярмию
Король Хьёр отправляется в Бьярмеланд (Bjarmeland) на охоту на моржей и находит там свою королеву.
«Всё это время берег был у них с правой руки, а море – с левой. Большая река впадала здесь в море. С одной стороны к реке подходил лес, а с другой – зелёные луга, на которых пасся скот».
Хьёр знал о Бьярмеланде и природных ресурсах, которые можно было найти в этой стране далеко на севере, где морж представлял собой величайший источник богатства. Из-за чрезмерной охоты морж в Нордвегии вымер, но спрос на моржовую кость (бивни) продолжал расти. Помимо нефти и ценных моржовых бивней («слоновая кость Севера»), викингам были необходимы шкуры моржей для изготовления оснастки для своих кораблей, которые увеличивались в размерах и численности.
Хьёр отплыл в Бьярмеланд на поиски моржей, и здесь он нашёл принцессу Бьярмеланда, которая должна была стать его королевой и матерью его наследников.
Северный народ Сихиртя — Чудь белоглазая
Люфвина происходила из племени сихиртя (Sikhirtya), самоедского народа (Samoyedic), принадлежащего к коренному населению Сибири.
Сиртя («сииртя», «сирчи»; в полной форме — «сихиртя», «сихирчи») — в ненецкой мифологии мифический народ, живущий под землёй, боящийся дневного света, обитавший в заполярной тундре до прихода ненцев — «настоящих людей» — самого крупного самодийского народа.
По ямальским легендам, в незапамятные времена сихиртя пришли на Ямал из-за моря. Сначала они поселились на острове, а затем, когда его берега стали обрушиваться под ударами штормов, переправились на полуостров Канин на западе Мезенской области.
Осваивая территории Севера, русские называли всё местное население собирательным именем ЧУДЬ. Особо выделяли они ЧУДЬ БЕЛОГЛАЗУЮ, которая занималась добычей золота и серебра. Спустя долгое время древние рудники в Сибири, где добывали золото, серебро и медь, в народе называли чудскими копями. Сииртя, как известно, древнее аборигенное население Арктики, населявшее огромные пространства от Кольского до Гыданского полуострова, которых ненцы называли сииртя.
В 1837 году А. Шренк, совершая поездку по Большеземельской тундре, обнаружил в низовье реки Коротаихи «чудские пещеры». Он же записал и предания ненцев о сиртя, которые «занимались охотой и рыболовством, а потом скрылись навсегда под землёй».
Миссионер Вениамин (1855 г.) также упоминает о чудских земляных пещерах, и место, где они находились, самоеды именовали «Сирте-ся». В 30-е годы прошлого века В.Н. Чернецов собирал на Ямале предания о сиртя, а также «нашёл остатки древней культуры не принадлежавшей ненцам».
Русские археологи в 1932 году раскопали на полуострове Ямал древнее святилище Усть-Полуй на реке Полуй в 4 км от Салехарда, названное усть-полуйской археологической культурой IV века до н.э.- II век н.э. Учёные предполагают, что усть-полуйцы говорили на палеоазиатских языках. Жители Усть-полуйской культуры и аборигены Северной Сибири «сииртя», имевшие развитую морскую культуру, влились в состав ненцев.
В отличии от ненцев, кочевавших за стадами оленей по тундре, «сииртя» вели оседлый образ жизни, занимались рыболовством и охотой на моржа и диких оленей, проживали они в полу-землянках, больших домах из торфа и дёрна, площадью около 15 кв. м., по форме напоминающих сопку, вход в которые был сверху, а не сбоку, как обычно.
Сииртя отличались от других самоедских народов, носили красивую одежду с металлическими подвесками. В ненецких преданиях сииртя описываются как как кузнецы и хранители серебра и золота, после которых на земле и под землёй остаются «железки».
При археологических раскопках были найдены остатки металлургического производства, свидетельствующего о высоком уровне развития культуры «сиртя» по сравнению с другими европейскими цивилизациями.
Есть упоминания и о военных столкновениях ненцев с сиртя, при этом последние отличались не столько ратной доблестью, сколько умением неожиданно скрыться и внезапно появиться вновь.
Сииртя описывается как «другие, чёрные самоеды». Слово Сииртя происходит из ненецкого языка и означает «люди с чёрным лицом / внешностью».
Возможно, ненцы настолько боялись народа сииртя, что демонизировали их, как страшных подземных «чёрных» жителей, которые могли неожиданно уходить под землю или появляться из-под земли, что очень пугало ненцев.
В древних ненецких легендах рассказывается, что сиртя могли украсть детей, если те допоздна продолжали игры вне чума, наслать порчу на человека или напугать его.
Ненцы, которые впервые увидели сииртя, сложилось впечатление, что они прячутся, уходят под землю, а дома-сопки сииртя представлялись ненцам прикреплёнными к вечной мерзлоте железными оковами.
Ненецкие легенды рассказывают, что однажды сиртя переселились в сопки и стали подземными жителями, а на поверхность тундры выходят они по ночам или в туман. В своём подземном мире они владеют всеми богатствами и стадами мамонтов («я-хора» — «земляных оленей»), рассказывает ненецкая легенда.
Встречи с сиртя одним приносили горе, другим — счастье, так как сииртя дарили ненцам свои металлические изделия. Известны случаи женитьбы ненцев на женщинах сиртя.
Сиртя описываются как люди очень низкого роста, что характерно для многих арктических народов. Они жили на побережье, вдоль восточной границы области, которую русские называли Биармия, а норманны — «Бьярмеланд». В ненецких легендах сохранилось имя народа «сиртя» до наших времён в отдельных топонимах: Сиртя-саля (мыс Сирти), Сиртя-яха (река Сирти), река Печора.
Существует версия, что сиртя — ненецкое название племени печора. В «Повести временных лет» племя печора упомянуто между ямью и пермью в списке племён, плативших дань Руси.
Люфвина королева Авальдснеса.
В эпоху викингов брак в правящей династии был семейным делом, целью которого было создание выгодных союзов и связей экономического или политического характера.
Брак между Хьёром и Люфвиной был заключен как союз, чтобы сохранить контроль над добычей и торговлей моржами.
Люфвина оставила свою семью, дом и людей и попала в чужую культуру. Согласно саге, её муж Хьёр (Яр) часто бывал в разъездах.
Какой была жизнь Люфвиной Авальдснесе? Привела ли она с собой своих людей?
Её имя, Люфвина (Людмила), означает «милая людям, т.е. приветливая дама».
Люфвина родила близнецов примерно в 850 году, когда муж был в отъезде. Близнецы Гейрмунд и Хамунд были похожи на свою мать. Их описывают как «уродливых, тёмных и неповоротливых».
Люфвина обменяла своих сыновей-близнецов на белокурого Лейфа сына раба и сказала Хьору, что Лейф его сын. Почему она так поступила? Боялась ли она, что Хьор будет разочарован и не примет близнецов в качестве своих наследников из-за их самоедской внешности?
Когда мальчикам-близнецам исполнилось три года, бард Браге Старый (Brage) раскрыл королю правду о близнецах. Он распознал в мальчиках «царственные» качества: они «умны в словах», обладали лидерскими качествами и требовали справедливости.
Двое здесь внутри,
Я хорошо верю обоим,
Хамунд (Hamund) и Гейрмунд (Geirmund),
Потомство Хьёра (Hjor).
Но Лейф (Leif) третий,
Сын Лодхотта (Lodhott),
Рождённый не королевой,
Мало что окажется хуже. (сага «Брейджа Старого из Half»)
Люфвина тогда рассказала об обмене детьми с рабыней. Хьёру захотел увидеть своих настоящих сыновей, и он назвал их heljarskinn «чернокожими». Однако сыновья-близнецы в конце концов завоевали свой законный статус королевских наследников.
В «Повести о Гейрмунде Хельярскинне» (Tale of Geirmund Heljarskinn) в Стурлунгусаге (Sturlungusaga) мы можем прочитать об этом происшествии:
«Королева снова меняется с рабыней. Теперь истина очевидна для королевы, сыновья повзрослели и имели полное право на наследование королевской власти. А вечером, когда король пришёл домой и сел на свой трон, она привела к нему сыновей-близнецов и рассказала ему всю историю о том,как она обменялась детьми с рабыней, и умоляла его не злиться.
Король посмотрел на мальчиков и сказал: «Я почти уверен, что эти мальчики мои родные сыновья, но я никогда раньше не видел такой «смертоносной» тёмной кожи, как у этих мальчиков». Вот почему Гейрмунд имел прозвище *ХельЯРскинн (Geirmund Heljarskinn) или Смертокожими (англ. Deathskin).»
* Хель (Hel) означает «тьма», также имя подземного существа Хель, которое правит частью скандинавского подземного мира. Прозвище Гейрмунда ХельЯРскинн часто переводится как Смертокожий (англ. HelJARskinn — Смерто-скин)
Что чувствовали друг к другу Хьор и Люфвина?
Несмотря на этот обман, Хьёр (Яр) доверял Люфвине (Людмиле). Он принял темнокожих близнецов как своих сыновей и наследников. Хьёр не брала никаких других жён, кроме Люфвина, в отличие от многих других королей во времена викингов. Также нет никаких сообщений о том, что у него были дети от каких-либо других женщин, кроме Люфвины. Никто не указывает на то, что сыновья Хьёр и Люфвины унаследовали какие-то владения от отца.
Как только его сыновья-близнецы достигли юношеского возраста, они вышли в море и начали набеги и вскоре сами себе завоевали и богатство, и славу, и долгое время они возглавляли большой флот, согласно тому, что говорится в некоторых отчётах, и есть некоторые упоминания. в последней части «Саги о Ладье Чёрной» (Saga of Rook the Black) о том, как эти братья считались величайшими воинами из всех морских королей того времени.
Мы не знаем, что случилось с королём Хьёром и Люфвиной после того, как первый король Норвегии Харальд Светло-Волосатый (др.-сканд. Haraldr hárfagri, норв. Harald I Hårfagre; умер ок. 933) — сын Хальвдана Чёрного, конунг Вестфольда, из рода Инглингов, захватил власть и поселился в Авальдснесе. Но мы знаем больше о том, что случилось с их двумя сыновьями, особенно с Гейрмундом Чернокожим.
Гейрмунд Чернокожий — «чёрный викинг».
Письменные источники называют Гейрмунда королём мореплавания. Он был в отъезде, когда Харальд Светло-Волосатый (Фэйрхейр) отстранил Хьёра и Люфвину от власти. Возможно, он был в экспедиции в Исландию, когда произошла битва при Хафрсфьорде? Или, может быть, он был с торговой миссией в Бьярмеланд?
Когда Гейрмунд вернулся домой, он узнал, что Харальд Фэйрхейр (Harald Fairhair) взял под свой контроль Нордвеген (Nordvegen). Гейрмунд пока не мог пойти на семейную ферму в Авальдснесе и заявить о своих законных правах на королевский трон. Он отправился искать счастья дальше на запад, в Ирландию.
Путешествие Гейрмунда в Ирландию и Исландию (Ill. Bergsveinn Birgisson «Den Svarte Vikingen)
Гейрмунд Чернокожий в Ирландии.
Гейрмунд известен как самый известный викинг Запада. Археологические находки показывают, что графство Рогаланд (Rogaland) в 9 веке было областью Скандинавии с самыми тесными контактами с Дублином.
Король Хьёр уже наладил контакты с правящей элитой Ирландии, поэтому у Гейрмунда было много друзей и союзников. Среди них были его брат-близнец Хамунд (Hamund) и Ульф Косоглазый (Ulf the Squint-Eyed).
Харальд Фэйрхейр (Harald Fairhair) взял под свой контроль торговлю на Севере и в Бьярмеланде. Короли Дублина (Ирландии) тоже нуждались в моржах и тюленях для своего большого флота, поэтому они должны были или сами найти эти промыслы в другом месте или подчиниться Харальду.
Гейрмунд знал, что моржей можно найти в Исландии, на недавно им открытом острове в Северной Атлантике. Он объединил усилия с королями Дублина и снабдил их веревками, маслом и бивнями из Исландии. Взамен из Дублина ему дали рабов. Гейрмунду на этом новообретенном острове в Исландии для добычи ресурсов нужны были рабочие, а не золото.
Королевство Гейрмунд в Исландии («Den Svarte Vikingen»).
Гейрмунд Чернокожий в Исландии.
Гейрмунда называют величайшим из всех поселенцев Исландии. Он покинул Ирландию с большим количеством людей, некоторые из которых приехали из графства Рогаланда (Rogaland) и стали служить в «царстве Гейрмунда». Гейрмунд также взял с собой в Исландию множество рабов из Ирландии.
Царство Гейрмунда находилось в Бриедфьорде (Briedafjord) на западе и северо-западе Исландии. Говорят, что он ехал между своими фермами в сопровождении 80 человек. Для сравнения, в мирное время у Харальда Фэйрхейра была свита всего из 60 человек.
По словам П.А. Мунка, генеалогическая линия от короля Хальфа (Half) до Гейрмунда Хельярскина (Geirmund Heljarskinn) такова:
Хальф (Half) — Хьёр Хальфссон (Hjor Halfsson) женат на Хагни (Hagny) — их сын Флейн Хьорссон (Flein Hjorsson)
— Хальф Флейнссон (Half Fleinsson) женат на Люфвине (Ljufvina ) — их сын Гейрмунд Хельярскинн (Geirmund Heljarskinn.).