Пятница , 28 Март 2025
Домой / Античное Средиземноморье / История карнавала от римских Сатурналий до венецианских масок

История карнавала от римских Сатурналий до венецианских масок

На Средиземноморье весна начинается значительно раньше, чем снисходит до славян наших широт. Возможно, именно поэтому в Италии весёлое карнавальное время у них начинается уже в январе.

Католики в Испании отмечают 17 января день Святого Антония, которого считают покровителем домашних животных и скота. Накануне ночью на перекрестках и площадях зажигают большие костры. Болезнь «огонь святого Антония», вызванная отравлением спорыньей (грибами, споры которых паразитируют в зерне) получила своё название в честь святого Антония, поскольку лечением этой болезни в Европе занимался монашеский орден антонитов. Хворост и камыш для очистительного костра собиралит все вместе — и называется это «fuochi di San Antonio» («огни Святого Антония»).

А у нас этот день, кстати, тоже отмечали, под названием Антон Перезимник — 30 января, правда, без костров. Праздник был скромный, ведь святочная радость уже была позади, а масленичная — пока далеко впереди. В будущее смотрели с опаской, проверяли, хватит ли запасов до конца холодов. Освящали сено и кормили им скот, молясь о его благополучии. Даже поговорки, связанные с этим днём, выражают недоверие и осторожность: «Перезимник обнадёжит, обтеплит, а потом обманет — всё морозом стянет», «Не верь теплу на Антона — морозно будет», «Хитёр Антон со всех сторон».

В Италии же на Святого Антония жить уже становилось веселее. Огонь костров считался очистительным, через него прыгали деревенские парни, а под конец каждый брал головню и уносил к себе домой. Возможно, эта идея перекочевала из ещё древнеримского представления о феврале, как о месяце очищения перед началом нового сельскохозяйственного годового цикла.

Древние греки устраивали весёлые 7-дневные празднества в честь бога Диониса и назвали праздник Apokries («апо креас» – «без мяса»), когда у крестьян заканчивалось мясо.
Гулянья, устраиваемые на Масленицу (на церковнославянском: Мясопуст («мясо отпускаю», т.е. «без мяса»)— излюбленный праздник многих людей,  это настоящий народный карнавал (от итал. саrnevalе — «прощай мясо»саrnе — «мясо» и vale «вали, прощай»).

Даже название месяца «февраль» происходит от латинского слова «februum» («очищение»), откуда также и «febris» — «лихорадка», англ. «fever»), потому что высокая температура очищает организм от заразы. Возможно, многим знакомо и слово «фебрильный».

На Сардинии вокруг очистительных костров ходили вместе с животными, считалось, что это убережет скот от болезней, а во многих деревнях молодёжь ходила по домам, прославляя Святого Антония, и получала за это деньги и угощения. Такая традиция, судя по всему, была свойственна многим праздникам, раз сохранилась также и в Колядках.

Впрочем, январь в Италии — это, конечно, ещё не Карнавал, хотя и его предчувствие. Основное карнавальное веселье начиналось в феврале. И если древнеримское февральское очищение перенеслось в некоторой степени у итальянцев на январь, то на февральский карнавал перешли многие черты праздника Сатурналий, который в античности приходился на дни зимнего солнцестояния.

Греческий бог Кронос с серпом, он же римский Сатурн

Римляне почитали Сатурна как основоположника земледелия и культуры, и немудрено, что в то время, когда солнце начинало свой путь на весну, праздник был посвящен именно Сатурну. От того, как начнётся солнечный цикл, по мнению древних, зависела урожайность следующего года — и это пересекается с нашим обычаем в эти дни разжигать костры, чтобы «греть покойников», ведь именно покойники, предки, находящиеся в земле, могут повлиять на грядущее плодородие почвы.

А вот что пересекается у римских Сатурналий с Карнавалом и нашей Масленицей — это ритуальная жертва. В наши дни Масленичная неделя завершается сожжением соломенного чучела, а глубокой древности, тысяч лет назад эта жертва была человеческой.

Примерно за месяц до дня солнцестояния из числа преступников и рабов по жребию выбирали «царя Сатурналий». После этого ему начинали поклоняться, выполнять все его прихоти, давать лучшую пищу и изысканные напитки, а в самую длинную ночь года его приносили в жертву на алтаре Сатурна.

27 февраля 380 года император Феодосий Великий провозгласил Православное Христианство официальной религией Римской империи и запретил языческие обряды и человеческие жертвы, они заменили живого человека чучелом. Впрочем, на убийства гладиаторов их человеколюбие не распространялось. Однако на острове Сардиния продолжали приносить на алтарь жертвенных животных, и такой жертвой во время Карнавала ещё недавно был боров.

Самая узнаваемая черта карнавала — это, конечно, ряженые в масках. В Италии Комедия дель арте родилась из карнавальных празднеств. Театра ещё не было, но были шуты, мимы, маски. Комедия дель а́рте (итал. commedia dell’arte), или комедия масок — вид итальянского народного (площадного и уличного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему поведения персонажей в представлении, с участием актёров, одетых в маски. Самые популярные герои уличных карнавальных представлений в Италии:
Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто) — венецианский купец и скупой старик.
Дотторе (Дотторе Баландзоне, Дотторе Грациано) — псевдоучёный доктор права и старик.
Бригелла (Скапино, Буффетто) — первый умный слуга.
Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино) — второй глупый слуга.
Тарталья — судья-заика.
Скарамучча — хвастливый вояка и трус.
Ковьелло — первый дзанни и умный слуга.
Пульчинелла (Полишинель) — второй дзанни и глупый слуга.
Капитан — хвастливый вояка, трус и северный аналог маски
Лелио (он же Орацио, Люцио, Флавио и т. п.) — юный влюблённый.

Слово «маска» (ит. «maschera«) происходит от латинского «masсa», но дальше пути теряются:

Возможно, исходником было прагерманское слово *maskā («сетка«, в современном английском дало «mesh«), из-за того, что сеткой в некоторых случаях могли защищать лицо от пыли и насекомых.
А может быть, оно пришло из арабского مَسْخَرَة [masḵara] -«объект насмешек», от глагола سَخِرَ [saḵira] -«высмеивать».
А может, это из провансальского «mascarar» — «красить лицо», родственного старофранцузскому «mascurer»- «красить в чёрный цвет». И дальше этот корень *mask -«чёрный» некоторые лингвисты выводят из доиндоевропейского субстрата. В окситанском языке на юге Франции когда-то существовало слово «masco», что означало «ведьма».

Каким бы ни было происхождение слова «маска», факт в том, что в латинском кроме, собственно, «маски», оно могло переводиться как «призрак» или «кошмар». И это вновь отсылает нас к жутковатым идеям, не чуждым и нам, славянам. Если вспомнить, что период конца старого года и начала нового у нас понимался как истончение стены между нашим и потусторонним миром, и наши ряженые, в общем-то, представляли собой вовсе не ангелов, а таких существ, после изображения которых было неплохо очиститься в проруби на Крещение, то и происхождение карнавальных масок станет очевидным. Скорее всего, изначально их носили такие же ряженые, изображавшие демонов, которые в момент зимнего солнцестояния — рождения нового солнца, проникали в мир живых. В конце карнавала вместе с сожжением соломенного чучелом, символически сжигали всю нечисть, так как мировое зло должно было исчезнуть из жизни и вернуться в свой потусторонний мир.

Последний четверг карнавала назывался «жирный четверг»giovedi grasso«) или сальный («giovedi del lardo»), потому что в этот день готовили на свином сале, раньше для этого убивали специальную свинью (боров с Сардинии и рабы из Древнего Рима). Вечером семья должна была собраться за одним столом и простить друг друга за все ссоры и недопонимания прошлого года.

В последние несколько дней перед Великим Постом карнавал достигал своей кульминации: на улицах и площадях давали представления. Именно отсюда когда-то вырос театр как отдельный вид искусства. Одним из главных сюжетов карнавального представления уличного театра было «изгнание» или «завещание«, которое, видимо, сохранилось с самых Сатурналий. Персонаж по имени «король карнавала» или «карнавал» (кукла, чучело) сначала обличает горожан, а потом осуждают его самого и уничтожают: сжигают, топят в реке или рвут на части. В Пьемонте в этой роли выступал индюк — его забивали дубинками.

Во многих частях Италии на этом дело не заканчивалось. После «смерти» короля карнавала, оставалась тощая старуха в трауре —Кварезима, персонификация Великого поста. Иногда её звали просто Старуха (Vecchia). К её ногам прикрепляли семь перьев, символизировавших семь недель поста, и каждую неделю отрывали по одному. В середине поста ей могли отрубить голову — видимо, для поддержания боевого духа постящихся.

Франция

Во Франции первые мысли о том, что зима подходит к концу, возникают в начале февраля, на Сретение (у католиков 2 февраля, в православии 15 февраля). Во Франции праздник называется Днём ОчищенияJour de la Purification») или Днём Свечей («Jour de la Chandeleur»), на французском Février, как и римский февраль — это месяц очищения перед началом нового года. Правда, ничего весёлого во Франции в феврале не происходило — только медленное шествие по улицам города людей со свечами в руках.

5 февраля наступал День Святой Агаты (у нас — Агафьи Коровницы — 18 февраля), который для французов означал окончание холодов. Во многих местах Франции с этого дня начинались маскарады, а также сценки изгнания старухи-зимы из города. Соломенную старуху-зиму возили на осле по домам, собирая милостыню, дети били её палками, а потом уничтожали. Правда, потом этот же обряд изгнания зимы повторялся в конце марта, а иногда и в мае, чтобы наверняка уже холода не вернулись.

У нас же в день Агафьи Коровницы — 18 февраля женщины шли доить коров верхом на сковороднике, чтобы у коров родились тёлки, а не бычки, потом окуривали хлев чертополохом для очищения. Старуха тоже имелась, звали её «Коровья смерть«, и окуривание должно было защитить скот именно от неё. Изгнать «коровью смерть» было невозможно, она уходила сама спустя месяц-другой, когда приходило тепло. Ещё один ритуал в этот день назывался опахиванием — одну из женщин «запрягали», остальные шли за ней в одних рубахах и простоволосыми, и так три раза обходили селение. Считалось, что тот, кто попадется этому шествию — будь то животное или человек — это и есть Коровья смерть, и его могли забить палками. Обряд этот зафиксирован у многих индоевропейских народов и возводится к праиндоевропейской общности. Учитывая древность, можно предположить, что в своё время он не обходился без ритуальных жертв Есть сведения, что в случае реального падежа скота в виде крайних мер и у нас ещё могли принести жертву — зарезать корову.

Дальше, как и в Италии, во Франции начинался весёлый карнавал. В Средние Века это было всеобщее мероприятие, но с XVII века он разделился на придворный, скорее бал-маскарад, и деревенский, скорее гулянье.

Великий Пост во Франции называется «Carême» (от лат. Quadragesima), и отсюда карнавал получил имя «Carmantran» («Carême Entrant»), от глагола «entrer» («входить, приходить»). Вторник карнавала называется «жирным» — «Mardi Gras», а среда — «пепельной» («Mercredi des Cendres»). В последний день карнавала — Жирное воскресенье, за которым следует сорокадневный пост перед Пасхой.

На открытке 1902 года святая Марта крестом и молитвой усмиряет дракона (Тараско) в Таррасконе, которого затем убивают жители города. Эта традиция сохранилась во многих местах во Франции, где карнавал открывали жертвой ягненка на центральной площади, кое-где закалывали свинью.

По улицам городов и деревень устраивали шествия ряженых, которые собирали по домам продукты, для общего деревенского застолья. Иногда обряжение заключалось в том, что мужчины переодевались в женские платья и наоборот. Маски могли не надевать, а просто пачкать лицо сажей или мукой. Приветствовались хулиганства, больше частью со стороны парней — они ловили девушек и женщин, обливали их водой, пачкали грязью. В некоторых местах рядились в животных — чаще всего в лошадей и медведей, но это не было так распространено, как у нас.

Как и в Италии, во Франции в карнавальную неделю выбирали короля карнавала, здесь наряжали мужчину с огромным пузом, либо медведем, либо быком. Роль эта была не слишком почётной, как и в римских Сатурналиях. На неё брали какого-нибудь должника или пьяницу, возили связанным по улицам, и только в самом конце заменяли чучелом, которое расстреливали, топили, вешали или закапывали.

Во Франции во время Карнавала совершали шуточный суд над теми, кто плохо себя вёл в течение года: над изменниками и над теми, кому изменяли, над холостяками, над парами, которые жили в постоянных ссорах, над родившими вне брака. Наказание могло заключаться в том, чтобы проехать на осле задом-наперёд, или во двор к таким людям ставили уродливое пугало, которое нельзя было убрать, вариантов было множество, и они зависели только от фантазии судей.

Как и другие народы, французы на карнавале жгли большие костры, причем в сборе топлива должны были участвовать все семьи селения, тогда это обеспечивало урожайность ближайшему лету. Вокруг костра все без исключения должны были водить хороводы, а когда огонь становился ниже — через костёр прыгали. Иногда отдельные костры разжигали возле домов молодоженов.

Пиренейский полуостров

Здесь зимний и весенний сезоны разделял праздник Богоявления (исп. Epifanía, от греческого слова ἐπῐφᾰ́νειᾰ [epĭphắneiă], состоящего из частей ἐπί [epí] — «на», и φαίνω [phaínō] — «свет», то есть «появление на свет», если дословно, и первоначально так обозначали именно рождение Христа. В Европе это шестое января, а у нас — 19 января, Крещение Господне. В некоторых частях Испании в этот день крестьяне разводили в поле костры, чтобы «согреть землю», и произносили заговоры на урожайность, то есть делали ровно то же самое, что и у нас в канун Рождества кострами «грели покойников«, что тоже должно было обеспечить плодородие земли.

А дальше, как и в других местах, после Нового Года главным событием был карнавал,  кульминация которого приходилась на последние дни карнавальной недели перед Великим постом. И тут всё было как у всех — подарки, хулиганства, чучело Карнавала на повозке, переодевания, обжорство.

Лазурный берег, Франция, Ментон (Menton) 15 февраля 2025 г. Карнавал

Из самых необычных обычаев карнавала:

Перед окном старой девы могли повесить на дереве куклу, чтобы обозначить, что надежды выйти замуж у неё уже нет.
Во время карнавала шла война между парнями и девушками. Парни делали чучело женщины, а девушки мужское чучело, и каждая компания пыталась сжечь своё чучело, тогда как другая половина должна была помешать им это сделать. В процессе «войны» друг друга обливали водой (февраль на дворе!), а на кострах, оставшихся от от чучел, потом готовили общий ужин.

В Андалузии в Жирный Четверг, как во время римских Сатурналий, когда каждый молодой  мужчина-холостяк доставал из урны записку с именем и становились временным сексуальным партнёром своей случайной избранницы на время карнавала, без дальнейших обязательств. В оставшиеся дни карнавала они должны были разыгрывать влюбленных, говорят, случалось так, что игра превращалась в реальность и заканчивалась свадьбой.

В Жирный Четверг играли в «петушиного короля». Игра (издевательство) заключалась в том, что все гоняли петухов, после чего вечером саблями рубали их, подвешенных на веревке, а последнего петуха зарывали по горло в землю, после чего мальчики с завязанными глазами бросали в него саблю так, чтобы отрубить ему голову (иногда подвешивали его за ноги, а мальчики пытались отрубить ему голову серпом). Баски называли Жирный Четверг — Петушиным Четвергом (петух своим утренним криком по поверьям прогоняет ночные силы зла, и, видимо, изначально тут был заложен какой-то ритуал)

Помимо карнавальных масок нежити и животных были распространены ряженые «старики или старухи», как пережиток представления о том, что в дни карнавальной недели предки приходят на землю и празднуют вместе с живыми

Заканчивался карнавал, как и у всех, сожжением соломенного чучела, а с пепельной среды, когда просили друг у друга прощения, начинался долгий период поста.

Ивик О. История человеческих жертвоприношений
Горончаровский В.А. Арена и кровь: Римские гладиаторы между жизнью и смертью
Ю.В. Иванова Календарные обряды и обычаи в странах зарубежной Европы.

Венецианский карнавал

Этрусские курганы
За компанию и о Кампании

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*