На Средиземноморье весна начинается значительно раньше, чем снисходит до славян наших широт. Возможно, именно поэтому в Италии весёлое карнавальное время у них начинается уже в январе.
Католики в Испании отмечают 17 января день Святого Антония, которого считают покровителем домашних животных и скота. Накануне ночью на перекрестках и площадях зажигают большие костры. Болезнь «огонь святого Антония», вызванная отравлением спорыньей (грибами, споры которых паразитируют в зерне) получила своё название в честь святого Антония, поскольку лечением этой болезни в Европе занимался монашеский орден антонитов. Хворост и камыш для очистительного костра собиралит все вместе — и называется это «fuochi di San Antonio» («огни Святого Антония»).
А у нас этот день, кстати, тоже отмечали, под названием Антон Перезимник — 30 января, правда, без костров. Праздник был скромный, ведь святочная радость уже была позади, а масленичная — пока далеко впереди. В будущее смотрели с опаской, проверяли, хватит ли запасов до конца холодов. Освящали сено и кормили им скот, молясь о его благополучии. Даже поговорки, связанные с этим днём, выражают недоверие и осторожность: «Перезимник обнадёжит, обтеплит, а потом обманет — всё морозом стянет», «Не верь теплу на Антона — морозно будет», «Хитёр Антон со всех сторон».
В Италии же на Святого Антония жить уже становилось веселее. Огонь костров считался очистительным, через него прыгали деревенские парни, а под конец каждый брал головню и уносил к себе домой. Возможно, эта идея перекочевала из ещё древнеримского представления о феврале, как о месяце очищения перед началом нового сельскохозяйственного годового цикла.
Древние греки устраивали весёлые 7-дневные празднества в честь бога Диониса и назвали праздник Apokries («апо креас» – «без мяса»), когда у крестьян заканчивалось мясо.
Гулянья, устраиваемые на Масленицу (на церковнославянском: Мясопуст («мясо отпускаю», т.е. «без мяса»)— излюбленный праздник многих людей, это настоящий народный карнавал (от итал. саrnevalе — «прощай мясо» — саrnе — «мясо» и vale «вали, прощай»).
Даже название месяца «февраль» происходит от латинского слова «februum» («очищение»), откуда также и «febris» — «лихорадка», англ. «fever»), потому что высокая температура очищает организм от заразы. Возможно, многим знакомо и слово «фебрильный».
На Сардинии вокруг очистительных костров ходили вместе с животными, считалось, что это убережет скот от болезней, а во многих деревнях молодёжь ходила по домам, прославляя Святого Антония, и получала за это деньги и угощения. Такая традиция, судя по всему, была свойственна многим праздникам, раз сохранилась также и в Колядках.
Впрочем, январь в Италии — это, конечно, ещё не Карнавал, хотя и его предчувствие. Основное карнавальное веселье начиналось в феврале. И если древнеримское февральское очищение перенеслось в некоторой степени у итальянцев на январь, то на февральский карнавал перешли многие черты праздника Сатурналий, который в античности приходился на дни зимнего солнцестояния.

Греческий бог Кронос с серпом, он же римский Сатурн
Римляне почитали Сатурна как основоположника земледелия и культуры, и немудрено, что в то время, когда солнце начинало свой путь на весну, праздник был посвящен именно Сатурну. От того, как начнётся солнечный цикл, по мнению древних, зависела урожайность следующего года — и это пересекается с нашим обычаем в эти дни разжигать костры, чтобы «греть покойников», ведь именно покойники, предки, находящиеся в земле, могут повлиять на грядущее плодородие почвы.
А вот что пересекается у римских Сатурналий с Карнавалом и нашей Масленицей — это ритуальная жертва. В наши дни Масленичная неделя завершается сожжением соломенного чучела, а глубокой древности, тысяч лет назад эта жертва была человеческой.
Примерно за месяц до дня солнцестояния из числа преступников и рабов по жребию выбирали «царя Сатурналий». После этого ему начинали поклоняться, выполнять все его прихоти, давать лучшую пищу и изысканные напитки, а в самую длинную ночь года его приносили в жертву на алтаре Сатурна.
27 февраля 380 года император Феодосий Великий провозгласил Православное Христианство официальной религией Римской империи и запретил языческие обряды и человеческие жертвы, они заменили живого человека чучелом. Впрочем, на убийства гладиаторов их человеколюбие не распространялось. Однако на острове Сардиния продолжали приносить на алтарь жертвенных животных, и такой жертвой во время Карнавала ещё недавно был боров.
Самая узнаваемая черта карнавала — это, конечно, ряженые в масках. В Италии Комедия дель арте родилась из карнавальных празднеств. Театра ещё не было, но были шуты, мимы, маски. Комедия дель а́рте (итал. commedia dell’arte), или комедия масок — вид итальянского народного (площадного и уличного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему поведения персонажей в представлении, с участием актёров, одетых в маски. Самые популярные герои уличных карнавальных представлений в Италии:
Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто) — венецианский купец и скупой старик.
Дотторе (Дотторе Баландзоне, Дотторе Грациано) — псевдоучёный доктор права и старик.
Бригелла (Скапино, Буффетто) — первый умный слуга.
Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино) — второй глупый слуга.
Тарталья — судья-заика.
Скарамучча — хвастливый вояка и трус.
Ковьелло — первый дзанни и умный слуга.
Пульчинелла (Полишинель) — второй дзанни и глупый слуга.
Капитан — хвастливый вояка, трус и северный аналог маски
Лелио (он же Орацио, Люцио, Флавио и т. п.) — юный влюблённый.
Слово «маска» (ит. «maschera«) происходит от латинского «masсa», но дальше пути теряются:
Возможно, исходником было прагерманское слово *maskā («сетка«, в современном английском дало «mesh«), из-за того, что сеткой в некоторых случаях могли защищать лицо от пыли и насекомых.
А может быть, оно пришло из арабского مَسْخَرَة [masḵara] -«объект насмешек», от глагола سَخِرَ [saḵira] -«высмеивать».
А может, это из провансальского «mascarar» — «красить лицо», родственного старофранцузскому «mascurer»- «красить в чёрный цвет». И дальше этот корень *mask -«чёрный» некоторые лингвисты выводят из доиндоевропейского субстрата. В окситанском языке на юге Франции когда-то существовало слово «masco», что означало «ведьма».
Каким бы ни было происхождение слова «маска», факт в том, что в латинском кроме, собственно, «маски», оно могло переводиться как «призрак» или «кошмар». И это вновь отсылает нас к жутковатым идеям, не чуждым и нам, славянам. Если вспомнить, что период конца старого года и начала нового у нас понимался как истончение стены между нашим и потусторонним миром, и наши ряженые, в общем-то, представляли собой вовсе не ангелов, а таких существ, после изображения которых было неплохо очиститься в проруби на Крещение, то и происхождение карнавальных масок станет очевидным. Скорее всего, изначально их носили такие же ряженые, изображавшие демонов, которые в момент зимнего солнцестояния — рождения нового солнца, проникали в мир живых. В конце карнавала вместе с сожжением соломенного чучелом, символически сжигали всю нечисть, так как мировое зло должно было исчезнуть из жизни и вернуться в свой потусторонний мир.
Последний четверг карнавала назывался «жирный четверг» («giovedi grasso«) или сальный («giovedi del lardo»), потому что в этот день готовили на свином сале, раньше для этого убивали специальную свинью (боров с Сардинии и рабы из Древнего Рима). Вечером семья должна была собраться за одним столом и простить друг друга за все ссоры и недопонимания прошлого года.
В последние несколько дней перед Великим Постом карнавал достигал своей кульминации: на улицах и площадях давали представления. Именно отсюда когда-то вырос театр как отдельный вид искусства. Одним из главных сюжетов карнавального представления уличного театра было «изгнание» или «завещание«, которое, видимо, сохранилось с самых Сатурналий. Персонаж по имени «король карнавала» или «карнавал» (кукла, чучело) сначала обличает горожан, а потом осуждают его самого и уничтожают: сжигают, топят в реке или рвут на части. В Пьемонте в этой роли выступал индюк — его забивали дубинками.
Во многих частях Италии на этом дело не заканчивалось. После «смерти» короля карнавала, оставалась тощая старуха в трауре —Кварезима, персонификация Великого поста. Иногда её звали просто Старуха (Vecchia). К её ногам прикрепляли семь перьев, символизировавших семь недель поста, и каждую неделю отрывали по одному. В середине поста ей могли отрубить голову — видимо, для поддержания боевого духа постящихся.
Франция
Во Франции первые мысли о том, что зима подходит к концу, возникают в начале февраля, на Сретение (у католиков 2 февраля, в православии 15 февраля). Во Франции праздник называется Днём Очищения («Jour de la Purification») или Днём Свечей («Jour de la Chandeleur»), на французском Février, как и римский февраль — это месяц очищения перед началом нового года. Правда, ничего весёлого во Франции в феврале не происходило — только медленное шествие по улицам города людей со свечами в руках.
5 февраля наступал День Святой Агаты (у нас — Агафьи Коровницы — 18 февраля), который для французов означал окончание холодов. Во многих местах Франции с этого дня начинались маскарады, а также сценки изгнания старухи-зимы из города. Соломенную старуху-зиму возили на осле по домам, собирая милостыню, дети били её палками, а потом уничтожали. Правда, потом этот же обряд изгнания зимы повторялся в конце марта, а иногда и в мае, чтобы наверняка уже холода не вернулись.
У нас же в день Агафьи Коровницы — 18 февраля женщины шли доить коров верхом на сковороднике, чтобы у коров родились тёлки, а не бычки, потом окуривали хлев чертополохом для очищения. Старуха тоже имелась, звали её «Коровья смерть«, и окуривание должно было защитить скот именно от неё. Изгнать «коровью смерть» было невозможно, она уходила сама спустя месяц-другой, когда приходило тепло. Ещё один ритуал в этот день назывался опахиванием — одну из женщин «запрягали», остальные шли за ней в одних рубахах и простоволосыми, и так три раза обходили селение. Считалось, что тот, кто попадется этому шествию — будь то животное или человек — это и есть Коровья смерть, и его могли забить палками. Обряд этот зафиксирован у многих индоевропейских народов и возводится к праиндоевропейской общности. Учитывая древность, можно предположить, что в своё время он не обходился без ритуальных жертв Есть сведения, что в случае реального падежа скота в виде крайних мер и у нас ещё могли принести жертву — зарезать корову.
Дальше, как и в Италии, во Франции начинался весёлый карнавал. В Средние Века это было всеобщее мероприятие, но с XVII века он разделился на придворный, скорее бал-маскарад, и деревенский, скорее гулянье.
Великий Пост во Франции называется «Carême» (от лат. Quadragesima), и отсюда карнавал получил имя «Carmantran» («Carême Entrant»), от глагола «entrer» («входить, приходить»). Вторник карнавала называется «жирным» — «Mardi Gras», а среда — «пепельной» («Mercredi des Cendres»). В последний день карнавала — Жирное воскресенье, за которым следует сорокадневный пост перед Пасхой.
На открытке 1902 года святая Марта крестом и молитвой усмиряет дракона (Тараско) в Таррасконе, которого затем убивают жители города. Эта традиция сохранилась во многих местах во Франции, где карнавал открывали жертвой ягненка на центральной площади, кое-где закалывали свинью.
По улицам городов и деревень устраивали шествия ряженых, которые собирали по домам продукты, для общего деревенского застолья. Иногда обряжение заключалось в том, что мужчины переодевались в женские платья и наоборот. Маски могли не надевать, а просто пачкать лицо сажей или мукой. Приветствовались хулиганства, больше частью со стороны парней — они ловили девушек и женщин, обливали их водой, пачкали грязью. В некоторых местах рядились в животных — чаще всего в лошадей и медведей, но это не было так распространено, как у нас.
Как и в Италии, во Франции в карнавальную неделю выбирали короля карнавала, здесь наряжали мужчину с огромным пузом, либо медведем, либо быком. Роль эта была не слишком почётной, как и в римских Сатурналиях. На неё брали какого-нибудь должника или пьяницу, возили связанным по улицам, и только в самом конце заменяли чучелом, которое расстреливали, топили, вешали или закапывали.
Во Франции во время Карнавала совершали шуточный суд над теми, кто плохо себя вёл в течение года: над изменниками и над теми, кому изменяли, над холостяками, над парами, которые жили в постоянных ссорах, над родившими вне брака. Наказание могло заключаться в том, чтобы проехать на осле задом-наперёд, или во двор к таким людям ставили уродливое пугало, которое нельзя было убрать, вариантов было множество, и они зависели только от фантазии судей.
Как и другие народы, французы на карнавале жгли большие костры, причем в сборе топлива должны были участвовать все семьи селения, тогда это обеспечивало урожайность ближайшему лету. Вокруг костра все без исключения должны были водить хороводы, а когда огонь становился ниже — через костёр прыгали. Иногда отдельные костры разжигали возле домов молодоженов.
Пиренейский полуостров
Здесь зимний и весенний сезоны разделял праздник Богоявления (исп. Epifanía, от греческого слова ἐπῐφᾰ́νειᾰ [epĭphắneiă], состоящего из частей ἐπί [epí] — «на», и φαίνω [phaínō] — «свет», то есть «появление на свет», если дословно, и первоначально так обозначали именно рождение Христа. В Европе это шестое января, а у нас — 19 января, Крещение Господне. В некоторых частях Испании в этот день крестьяне разводили в поле костры, чтобы «согреть землю», и произносили заговоры на урожайность, то есть делали ровно то же самое, что и у нас в канун Рождества кострами «грели покойников«, что тоже должно было обеспечить плодородие земли.
А дальше, как и в других местах, после Нового Года главным событием был карнавал, кульминация которого приходилась на последние дни карнавальной недели перед Великим постом. И тут всё было как у всех — подарки, хулиганства, чучело Карнавала на повозке, переодевания, обжорство.

Лазурный берег, Франция, Ментон (Menton) 15 февраля 2025 г. Карнавал
Из самых необычных обычаев карнавала:
Перед окном старой девы могли повесить на дереве куклу, чтобы обозначить, что надежды выйти замуж у неё уже нет.
Во время карнавала шла война между парнями и девушками. Парни делали чучело женщины, а девушки мужское чучело, и каждая компания пыталась сжечь своё чучело, тогда как другая половина должна была помешать им это сделать. В процессе «войны» друг друга обливали водой (февраль на дворе!), а на кострах, оставшихся от от чучел, потом готовили общий ужин.
В Андалузии в Жирный Четверг, как во время римских Сатурналий, когда каждый молодой мужчина-холостяк доставал из урны записку с именем и становились временным сексуальным партнёром своей случайной избранницы на время карнавала, без дальнейших обязательств. В оставшиеся дни карнавала они должны были разыгрывать влюбленных, говорят, случалось так, что игра превращалась в реальность и заканчивалась свадьбой.
В Жирный Четверг играли в «петушиного короля». Игра (издевательство) заключалась в том, что все гоняли петухов, после чего вечером саблями рубали их, подвешенных на веревке, а последнего петуха зарывали по горло в землю, после чего мальчики с завязанными глазами бросали в него саблю так, чтобы отрубить ему голову (иногда подвешивали его за ноги, а мальчики пытались отрубить ему голову серпом). Баски называли Жирный Четверг — Петушиным Четвергом (петух своим утренним криком по поверьям прогоняет ночные силы зла, и, видимо, изначально тут был заложен какой-то ритуал)
Помимо карнавальных масок нежити и животных были распространены ряженые «старики или старухи», как пережиток представления о том, что в дни карнавальной недели предки приходят на землю и празднуют вместе с живыми
Заканчивался карнавал, как и у всех, сожжением соломенного чучела, а с пепельной среды, когда просили друг у друга прощения, начинался долгий период поста.
Ивик О. История человеческих жертвоприношений
Горончаровский В.А. Арена и кровь: Римские гладиаторы между жизнью и смертью
Ю.В. Иванова Календарные обряды и обычаи в странах зарубежной Европы.