М.Б. Кизилов. «Крымская Готия: история и судьба». Глава 3. Ожье Гислен де Бусбек, проблема крымско-готского языка и источники раннего нового времени.
История Готской (Гото-Кафской) митрополии в раннее новое время и исход христиан из Крыма.
Вернемся, однако, к крымской истории. В разделе «Образование Готской епархии» 1-й главы нашей книги мы рассказали об истории Готской епархии в средневековый период. К сожалению, у нас нет практически никакой дополнительной информации о Готской епархии в период сразу после 1475 года. Тем не менее, известно, что она сохранилась; первые сведения о её существовании датируются концом XVI века.
Согласно данным ныне утерянной греческой надписи, храм Иоанна Предтечи в деревне Бия-Сала (современное Верхоречье) была восстановлена и заново расписана в 1587 году при митрополите Готии Константине:
Воздвигнут от основания и покрыт Святый и чтимый храм честнейшего и славнейшего Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, смиренною рукою Константия, Архиерея и Настоятеля Готфии, старанием, помощью и иждивением господина Бината Темирского, на память его и его родителей; лета 7096 [1587] в ноябре месяце1.
Особенно интересным в этой надписи представляется тот факт, что христианская церковь Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна в была восстановлена на деньги христианина с тюркским именем «Бинат сын Темирке». Фрески этого храма ныне хранятся в Бахчисарайском историко-культурном заповеднике. Примечательно, что в XIX веке церковь и кладбище вокруг неё назывались местным населением, переехавшим в деревню Бия-Сала после присоединения Крыма к России в 1783 году, «готвейским», т. е. готским2.
Фреска церкви Иоанна Предтечи в деревне Бия-Сала — Верхоречье (по О.И. Домбровскому)
В XVII веке усиливаются контакты между крымскими христианами и Россией. В 1634 году главные христианские центры Готской и Кафской митрополии посетил и описал российский священник Иаков3. В 1635 году митрополит Готии Серафим обратился к основателю династии Романовых, царю Михаилу Федоровичу, с жалобой на разорение татарами Георгиевского монастыря4.
Имена митрополитов Готской епархии нам известны преимущественно из работы Ф. Хартахая, обнаружившего татарскую рукопись со списком крымских митрополитов:
• Анфим (рукоположен в 1639 г.);
• Давид (по Ф. Брауну — Даниил; рукоположен в 1652 г.);
• Мефодий (рукоположен в 1673 г.). По всей видимости, именно при митрополите Мефодий в 1678 году произошло важнейшее событие в жизни крымских христиан: две оставшиеся на территории Крыма митрополии были объединены в одну, Гото-Кафскую (иначе «Готскую / Готфейскую и Кефайскую»);
• Неофит (рукоположен в 1680 г.);
• Макарий (рукоположен в 1707 г.);
• Парфений (рукоположен в 1710 г.);
• Гедеон (рукоположен в 1725 г.; состоял в сане до 1769 г.5). Документы времени Гедеона рассказывают нам о притеснениях крымских христиан со стороны мусульманских властей6. В 1759 году султан Мустафа выдал Гедеону особый фирман (указ), в котором были подробно расписаны обязанности и права митрополита по отношению как к его пастве, так и к мусульманской администрации. Крайне интересно, что на тот момент к Гото-Кафской митрополии принадлежали православные христиане не только крымских городов, но и Азова. Резиденцией митрополита в то время уже был не Мангуп, а расположенный в долине Майрам-Дере, недалеко от Чуфут-Кале и Бахчисарая, город Мариамполь7;
• Дорофей (?)8.
Дошедшая до наших дней алтарная часть церкви Иоанна Предтечи в селе Верхоречье (Бия-Сала)
Последним главой Гото-Кафской митрополии стал Игнатий, митрополит Готии и Кафы с 1771 года. При нём происходили такие судьбоносные события, как подписание Кючюк-Кайнарджийского мирного договора и вывод османских войск из Крыма (1774), а также переселение крымского христианского населения в Приазовье в 1778—1779 годах. Сам митрополит Игнатий был одной из ключевых фигур этого исхода: недаром автор XIX века писал о том, что Игнатий, «подобно Моисею, изведшему израильтян из работы египетской* в землю обетованную, исторг своих единоплеменников из-под ига татарского, перевёл в Россию, родную им по вере и благоустроенную под кровом законов мудрых»9.
В результате действий Игнатия и российского правительства 31 098 христианских душ10 навеки покинуло свою родную крымскую землю, чтобы найти новую родину в Приазовье, где потомки переселенцев живут и по сей день. К исходу христиан из Крыма исследователи по сей день относятся неоднозначно: с одной стороны, на полуострове христиан действительно ожидали преследования со стороны мусульман11; с другой же, от эпидемии и по другим причинам в процессе переселения погибло много верующих.
Вышедшие из Крыма православные христиане основали в Приазовье город Мариуполь и 23 деревни, в названиях которых самым причудливым образом отразилась крымская топонимика**. Таким образом, переехавшая со своим митрополитом, паствой, церковной утварью и иконами Гото-Кафская митрополия продолжила свое существование в Приазовье. Она была расформирована в 1786 году после смерти своего последнего пастыря, митрополита Игнатия. Принадлежавшие ей церкви и прихожане были переданы в ведение Славянской, а позднее Екатеринославской епархии. Так завершилась тысячелетняя история существования Готской епархии.
Сёла, основанные крымскими греками в Мариупольском уезде в 1779—1780 годах. 1. Игнатьевка. 2. Карань (Гранитное). 3 Ласпи. 4. Бешево. 5. Каракубы. 6. Стыла. 7. Чермалык. 8. Пионерское. 9. Старый Крым. 10 Чердаклы. 11. Малый Янисоль. 12. Большой Янисоль. 13. Камар. 14. Богатырь. 15 Константинополь.. 16 Улаклы. 17. Мангуш. 18. Урзуф. 19. Ялта. 20 Керменчик (Старомлиновка). Иллюстрация из книги «Греки в истории Крыма» (Симферополь, 2000)
Незначительная часть крымских христиан-татов не была включена в число переселенцев и задержалась в Тавриде до времени Крымской войны; после войны они эмигрировали вместе с крымскими татарами на территорию Добруджи, т. е. современной Болгарии и Румынии12.
Как среди переселенцев в Приазовье 1778—1779 годов, так и среди более поздних эмигрантов в Добруджу были, вне всякого сомнения, и потомки крымских готов, к тому моменту уже практически полностью утративших свою языковую и этническую идентичность и слившихся этнически с местными греками.
Впрочем, как явствует из следующего раздела нашей книги, по мнению Станислава Сестренцевича-Богуша, исламизированные потомки крымских готов, оставшиеся в Крыму и не затронутые эмиграцией христиан 1778—1779 годов, продолжали использовать свой национальный язык даже в конце XVIII века.
Примечания
*. В значении «из рабства египетского».
**. Среди переселенных христиан были также грузины, армяне и волохи (молдаване?). Армяне переселились преимущественно в город Нахичевань на Кавказе.
1. Кеппен П. О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических (Крымский сборник). СПб, 1837. С. 42; ср. Домбровский О.И. Фрески средневекового Крыма. К., 1966. С. 52—55.
2. Марков Е. Очерки Крыма. Симферополь, 1995. С. 464—466.
3. Сказание священника Иакова // ЗООИД. 1848. Т. II. С. 685—692.
4. Арсений, архимандрит. Готская епархия в Крыму // ЖМНП. 1873. Ч. 165. С. 74.
5. Серафимов С., протоиерей. Заметки из архива Готфийской епархии в Крыму // ЗООИД. 1867. Т. VI. С. 592, прим.
6. Арсений. Готская епархия… С. 74—75.
7. Фирман, данный турецким султаном Мустафою, по прошению Константинопольского патриарха Серафима, митрополиту Гедеону, на Крымскую епархию / Пер. А. Негри // ЗООИД. 1848. Т. II. С. 680—684. Действительно, почти опустевший Мангуп, в котором тогда жили в основном караимы и размещался небольшой турецкий гарнизон, едва ли подходил в качестве места резиденции митрополита.
8. Хартахай Ф. Христианство в Крыму. М., 2003. С. 32—34.
9. Гавриил, архиеп. Херсонский и Таврический. Переселение греков из Крыма в Азовскую губернию и основание Готфийской и Кафийской епархии // ЗООИД. 1884. Т. I. С. 198. Подробнее о личности Игнатия см. Калоеров С.А. Игнатий (Газадини (Гозадино) Иаков) // Православная энциклопедия. М., 2009. С. 89—91.
10. См. архивные документы с точным указанием числа переселенных в Braun. S. 84—88. Незначительное число христиан могло переселиться из Крыма в Приазовье в 1777 году. Подробнее об эмиграции см. Серафимов С.А. Крымские христиане (греки) на северных берегах Азовского моря // Херсонские епархиальные ведомости. 1862. Ч. 5. С. 145—177; Джуха И.Г. Одиссея мариупольских греков. Вологда, 1993; Калоеров С.А. О переселении греков в Приазовье и основании греческих населенных пунктов // Материалы по истории и культуре греков Украины. Донецк, 1998. С. 5—53.
11. См. напр, дневник протоиерея Трифиллия (Серафимов. Заметки… С. 592—593; он же. Крымские христиане…).
12. Drimba Vl. Dialectul tat din Dobrogea // Fonetică şi dialectologie. № 3. Bucureşti, 1961; Schütz E. The Tat people in the Crimea // AOASH. 1977. T. 31. № 1. P. 95—97.