Вторник , 5 Ноябрь 2024
Домой / Античный Русский мир. / Истории Геродота о праславянских племенах.

Истории Геродота о праславянских племенах.

skifo-sibirskij-mir

Поиск предков Руси, ведут нас через сменявшие друг друга археологические культуры, к далекой скифской эпохе.

Более 200 лет археологи изучают скифскую культуру, которая распространилась на огромных территориях от Северного Причерноморья до Урала и Западной Сибири. В археологических культурах Скифии отражены периоды подъёма и времена упадка, связанные с войнами, нашествиями кочевников степняков. Неизменным центром предков Руси остаётся исторический центр Поднепровья, пролегающий по Днепру-Борисфену и ставший ядром Руси с центром в Киеве.

Роль скифов в истории славян давно интересовала многих историков. Летописец Нестор, упоминая славянские племена между Днепром и Дунаем, добавил, что «они проживали на земле, называемой Великой Скифией».

Историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор 11-томной энциклопедии «Славянские древности» Любор Hидерле утверждал, что «…среди упомянутых Геродотом северных соседей скифов не только невры … но и скифы именуемые пахарями и земледельцами … были, несомненно, славянами, которые испытывали влияние греко-скифской культуры».

Северная часть Скифии, описанная Геродотом в «Истории», совпадает с восточными областями славянской прародины, а по археологическим и лингвистическим данным совпадает с ареалом архаичных славянских гидронимов, с ареалом Чернолесской археологической культуры, относящейся к X — VIII вв. до н. э.

herodotos_finno-ugrians

В Скифии Геродота VI -V веков до н. э. чётко прослеживаются разные в культурном отношении местные племена, занимающие определённые территории и отличающиеся ведением хозяйства. Это скифские племена, живущие на Нижнем Днепре и в Приазовье, а также земледельческий регион на Среднем Днепре, где жили скифы-пахари или «борисфениты» (р. Днепр), и Левобережье Днепра со смешанным населением (гелоны, будины, часть борисфенитов).

reki-skifii

Описывая Скифию в «Истории», Геродот сообщил нам первые сведения о прославянах.

1. Геродот считал своих современников, «скифов-земледельцев», «скифов-пахарей» и «борисфенитов», торгующий хлебом через порт в Ольвии (Одесса), ОДНИМ земледельческим народом.

2. Борисфен -Днепр — главная река «борисфенитов». Земля борисфенитов тянется вдоль правого берега Борисфена от Пантикапы — Ворсклы на 11 дней плавания вверх до устья Ирпеня или Тетерева.

3. Соседи борисфенитов: на северо-западе — невры (тоже протославяне), на востоке – гелоны и будины, занимающиеся земледелием. На Левобережье Борисфена и на юге живут скифы-кочевники-воины.

4. Геродот о мифической истории «борисфенитов» — средне-днепровских Земледельцев — рассказывает легенду о происхождении «скифов» – земледельцев, почитавших священный плуг, чашу и ярмо, ведущих свой род от царя Таргитая и трёх сыновей, которых звали Колак-сай, Липок-сай и Арпок-сай. Окончание имён «-сай» означает «царь», так как скифы называли себя «царями».

Эта легенда совершенно отличается от легенды о происхождении скифов кочевников-воинов Левобережья и Нижнего Днепра, ведущих свой род от Геракла и Ехидны (змееногой богини), у которых родились три сына — Скиф, Агафирс и Гелон. Младший сын — Скиф сумел натянут лук отца-Геракла, и унаследовал царство в Скифии, и от него пошли цари славного скифского племени. «С тех пор,говорили ольвийцы, скифы носят на поясе чашу, памятуя о Геракле.»

Скиф натягивает лук Геракла

Скиф натягивает лук Геракла

5. Геродот не причисляет почитателей священной чаши, плуга и ярма к степным скифам-кочевникам, которые не возделывают землю, не сеют и не пашут, а воюют и возводят военное ремесло в ранг самых достойных занятий. Самоназвание скифов — «сколоты» (с-коло-ит) по имени общего царя всех скифских племен — Колаксая.

6. Сколоты по мифам племён Левобережья и Нижнего Днепра — это потомки Зевса и дочери божества реки Борисфена. Термины «сколоты» и борисфениты» — равнозначны, эти праславянские племена родственны между собой.

Геродот пишет о скифах: »  захватить их невозможно: (3) ведь они не основывают ни городов, ни укреплений, но все они, будучи конными стрелками, возят свои дома с собой, получая пропитание не от плуга, а от разведения домашнего скота; жилища у них на повозках. Как же им не быть непобедимыми и недоступными для нападения?» («История» IV, 46. (2).  Столица царских скифов перемещалась вместе с войсками, а не располагалась на одном месте. На реке Борисфен и других гаванях, скифские племена владели богатыми домами и имели возможность останавливаться в своих подворьях.

skifiya-carskie-kurgany

7. Данные археологии подтверждают наличие в лесостепной зоне Правобережья Днепра четырёх земледельческих археологических групп памятников. Самая обширная из них Киевская — простирается по реке Днепр — от Ворсклы до Тетерева «на 11 дней плавания» (по Геродоту)

8. Земледельческие славянские племена Скифии-Руси испытывали сильное влияние древней скифской культуры, были носителями скифской культуры, и внешне похожи на скифов. В истории скифы были известны около 500 лет, а потом это наименование исчезло, словно, скифы исчезли… На самом деле, они продолжали жить на своих исконных землях, но стали именовать себя славянами, русами.

9. Данные лингвистики доказывают, что все архаичные гидронимы (названия рек и озёр) Среднего Приднепровья, относящиеся к I тысячелетию до н. э. имеют праславянские корни, значит и всё Среднее Поднепровье входило в границы славянской прародины.

1-bratina-gajmanova-mogila-4v-do-n-e

10. Антропологами установлено сходство внешнего облика населения скифского времени (I тысячелетия до н. э.), черняховской культуры (II-IV века), жителей союза восточных славян на юго-западе нашей страны в VI веке и средневековой Руси (с IX по XVII в.в.). (Работы историка и антрополога Герасимова)

11. Праславянский фольклор в Скифии Геродота. Праславяне обитали в Среднем Поднепровье, как в до скифское, так и скифское время, сложившийся здесь русско-украинско-белорусский фольклор, в котором главные герои – это Колак-сай — Солнце-царь и сказочный герой царевич Светозар, царевна Заря-Зоряница, Зоревик, князь Красное Солнышко — былинный эпитет киевского князя, вполне сочетается с рассказами Геродота о мифах и легендах скифов. Можно провести множество эпических параллелей между записями в «Истории» Геродота и праславянскими сказаниями о трёх царствах, из которых солнечный герой получает золото. Геродот сохранил имя мифического родоначальника сколотов – Тарх Тарахович, сказания о волшебном плуге и др. В древнем славянском фольклоре сохранилось имя царя Тарха-Тарховича, Быка-Быковича.

4-skif-baby

12. Геродот рассказал о богах Скифии, религиозных обрядах, обычаях и традициях скифов, заметив, что «скифские боги гораздо древнее греческих».

Обрядовые изображения скифских божеств символически отображены в старинных великорусских вышивках, а в обрядах погребения славян есть элементы древних обрядов – могильный холм, тризна по усопшему, поминальные обряды на 3, 9, и 40 день после смерти и др.

Народные славянские обряды ежегодного земледельческого праздника — выковывание ритуального плуга, блестящего, как золото, праздник первой борозды был широко распространён в древности на Руси. Во времена бедствий, вокруг деревни вспахивалась плугом ритуальная борозда, как оберег, который защищал село от всех бед.

Геродот в «Истории» (V веке до н.э.) пишет о жителях понтийских (Причерноморских) степей («народы степи«), что они льют воду, настроенную на травах,  на раскалённые камни и парятся в шатрах. Обычай «лить воду» на раскалённые камни (париться в шатрах) характерен  именно для славян, древний обряд омовения явно имел и  религиозный древний смысл.

bscap0034

Среди других обычаев скифов, Геродот описал обычай определения правоты спорящих при помощи раскаленного железа, когда «золотой» металл виновного обжигал, а «правый», и не виновный мог взяться за раскалённый металл без опаски. В Скифской легенде о трёх сыновьях царя Таргитая, «правым» оказался младший — Колоксай.
Скифские обряды, фактически, совпадают со многими языческими обычаями древней Руси. В восточнославянском фольклоре сохранилось много сказок о трёх царствах — медном, серебряном и золотом, во главе которых стоят трое братьев. Золотое царство после всех сказочных приключений всегда достается младшему брату.

В древнем эпосе Среднего Поднепровья сохранилось много преданий о мифических кузнецах, кующих огромный сорока пудовый плуг, первый плуг на земле, которым можно вспахать глубокие борозды. В древнерусском фольклоре сохранились сказания, былины о богатыре Микуле Селяниновиче, вспахавшем землю так, что получились Змеиные валы, выше церкви («завбiльшки, як церква»).

skifskaya-carskaya-pektoral-iz-kurgana-tolstaya-mogila-ukraina

Скифская царская пектораль из кургана Толстая могила (на территории Украины). Стилизованное изображение Змеиных валов, защищающих мирную жизнь селян от нападения врагов, и диких зверей.

В древнерусском фольклоре кузнец Никита Кожемяка сковал плуг в 300 пудов, запряг в неё змея Горыныча и пропахал борозду от Киева до моря Русского, разделил море, и утопил в нём змея. С тех пор та борозда называется Змиевыми валами, а урочище близ Киева зовётся до ныне Кожемяками.

zmeinye-valy

Змеиные валы или змеевые валы и доныне сохранились во многих областях на территории нынешней Украины, как памятник оборонительных сооружений, защищающий город от степных кочевников. Кто и когда построил мощный земляной вал, обращенный фронтом к степи, с глубоким рвом у подножия, неизвестно.
Археологи, узучавшие Змеиные валы, считают, что строились они вручную, на строительство одного гигантского вала могло уйти от 20 до 30 лет. Местами Змеиный вал сохранил высоту равная 12 метрам. По гигантскому объёму работ и титаническим усилиям , затраченным на строительство, змеиные валы можно сравнить со строительством египетских пирамид.

Снаружи, с юга валы были обнесены глубокими рвами, заполненными водой. Вдоль внутренней стороны Змеиного вала располагались сторожевые сёла, в которых селились войны, несущие охранную службу в государстве, прообраз Казачьих поселений, охраняющих южные границы России. Вооружённые войны могли отразить первые атаки врагов-кочевников, остановить их грабительский набег и предупредить город об опасности, дать возможность городской военной дружине собраться и выступить, приготовиться к бою.

zmeinye-valy-vokrug-kieva

Остатки Змеёвых валов сохранились и сегодня по рекам Вить, Рось, Трубеж, р. Красная, Стугна, Сула, и др.

Змеёвы валы— народное название древних ( II век до н. э. по VII в н. э.) оборонительных валов по берегам притоков Днепра южнее Киева.

Змиёвы валы по времени создания соответствуют существовавшим здесь славянским археологическим культурам:

Зарубенецкой археологической культуре (III — II века до н. э. — II в. н. э.), обнаруженной в селе Зарубинцы, Монастырищенкского района, Черкасской области. Зарубницкая культура была распространа в Верхнем и Среднем Поднепровье от Березины на севере, до Тясмина на юге, в Среднем Посеймье и Припятском Полесье, на территории Западной и Центральной Украины, на юге и востоке нынешней республики Беларусь, и до Владимира.

Черняховской археологической культуре, II-IV века, существовавшей на территориях Украины, в Крыму, Молдавии и Румынии

Пеньковской археологической раннесредневековой культурой славян VI — начала VIII века, распространённой на территории Молдавии и Украины от бассейна реки Прут до Полтавской области.

Суть «арийской проблемы».
Из царства Атея в Неаполь Скифский

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*