Русский советский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог Иван Антонович Ефремов (1908—1972) писал в далёком 1969 году: «Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения».
Александр Роджерс: Действительно, если мы внимательно посмотрим в историю, обращая внимание на периоды взлёта цивилизаций и их падения, то сможем увидеть многочисленные подтверждения этого утверждения.
Взять хотя бы самый яркий и широко описанный пример – Римскую Империю. Пока Рим был объединён единством интересов и ценностей, он был успешен и непобедим. Но когда внутри самого Рима начинается имущественное, правовое, ценностное расслоение, когда он погряз в роскоши и личные интересы отдельных граждан и групп становятся важнее интересов Рима – он фактически начинает пожирать сам себя. В последнее время своего существования Римская империя не развивалась, а все усилия «достойных мужей» Рима сводились не к приумножению его славы и благополучия, а к междоусобной борьбе за власть, деньги, славу и должности. И без вторжения Аттилы такой Рим был уже обречён, варвары просто нанесли ему «удар милосердия», оборвавший агонию.
То же самое было и в случае империй Ацтеков, Византии, Древнего Египта и многих других древних государств – основными причинами их падения являлись вырождение элиты, декаданс, упадок нравов, разобщённость и внутренняя борьба.
Иван Ефремов указывает на характерные черты упадочного общества: «Некомпетентность, леность и шаловливость «мальчиков» и «девочек» в любом начинании является характерной чертой этого самого времени. Я называю это «взрывом безнравственности», и это, мне кажется, гораздо опаснее ядерной войны».
Александр Роджерс: Массовая некомпетентность нашего времени описана в эффекте Даннинга-Крюгера, когда «люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации».
Сегодня в «развитых странах» исследователи фиксируют массовый рост всевозможных суеверий, магического мышления, «wishful thinking». Всё больше людей руководствуются своими предубеждениями, когда всё принимается не критично, на веру, как в раннем детстве.
Бердяев и Саровский писали о том, что настоящая нравственность предполагает осознанность, а не слепое следование ритуалам и традициям.
Иван Ефремов: Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики.
Александр Роджерс: Мои учителя говорили «Дух всегда побеждает технологию». Сначала я с этим спорил, поскольку высокие технологии могут дать кратковременное преимущество даже аморальной и низко мотивированной армии. Но примеры Афганистана и Ирака показывают, что моральный дух мусульман выше, и их осознание собственной правоты приводит к тому, что американцы оказываются бессильны поработить их и вынуждены спешно выводить свои войска, которые не понимают смысла этих войн.
Иван Ефремов: Когда для всех людей честная и напряжённая работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования?
Александр Роджерс: Адам Смит говорил: «Процветают производящие народы». И действительно, рассматривая теорию денег, мы можем видеть, что количество денег вторично, гораздо важнее – наличие товаров, которые можно за эти деньги купить. В этом плане всяческие «постиндустриальные экономики» потерпели крах – сейчас весь развитый мир говорит о необходимости новой индустриализации.
Современный американский аналитик Джеймс Канцлер пишет: «В Америке нет ни средств, ни воли для создания больших инфраструктурных проектов. Тут бы существующей инфраструктуре не дать развалиться. Американская транспортная инфраструктура была создана, в основном, в 1930-е годы во времена Новой политики Франклина Делано Рузвельта. Последние крупные работы проводились во время «Великого общества» президента Линдона Бэйнса Джонсона в 1960-х. Половина мостов в США – в аварийном состоянии, большинство дорог – в плохом состоянии. По сравнению с Европой, Японией или Китаем, американская инфраструктура выглядит провинциальной и запущенной. Большой бизнес не проявляет к ней никакого интереса. Финансовый сектор стал сердцевиной американской экономики. 40% корпоративных доходов приходят от банковского дела и биржевых операций. По сути, это куда больше 40%. Ведь жилищный сектор, по сути, тоже зарабатывает не на продаже домов, а на ипотечных ссудах. Да и автомобильный бизнес торгует не автомашинами, а ссудами на автомашины».
Аморальность современной экономики в том, что она поставила во главу угла не создание материальных благ, а получение прибыли как самоцель. В особенности в финансовом секторе, который перестал обслуживать нужды реального сектора экономики, а превратился в «вещь в себе», фактически никак не связанную с реальной экономикой, и производящей «прибыль» из воздуха получает гораздо более высокие доходы, чем производители.
Сознательное торможение развития технологий в энергетике, транспорте, медицине и других отраслях вытекает из самой логики капитализма, ориентированного на минимизацию расходов, получения максимальных прибылей и стимулирование рынков, а не на удовлетворение нужд людей.
Иван Ефремов в 1971 году писал: Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке.
Александр Роджерс : Через двадцать лет, в 1991 году, разрушили Советский Союз. Разрушили во многом, именно, из-за жажды «лёгких денег», а также из-за падения престижности Человека Труда. Хозяевами жизни стали спекулянты, бандиты, мошенники. «Инженер» стало ругательством, «рабочий» – признаком неудачника-лоха.
«Хорошими делами прославиться нельзя» стало доминирующим императивом общественной жизни, порождая «Потапа и Настю Каменски», «Дом-2», сотни тысяч проституток, рост преступности, моральную деградацию и прочие прелести современного либерализма.
Сейчас в результате этого у нас жесточайший кадровый дефицит, когда в стране полно престижных юристов, экономистов и менеджеров по продажам, но днём с огнём не найдёшь грамотного фрезеровщика, сварщика или сантехника.
В результате глобализации происходит унификация человечества. Интернационализм левых стремился к мирному сосуществованию различных культур, правый либерализм же предлагает их обезличивание в неких человеко-подобных особей, «разделяющих» навязанные западом «ценности либеральной демократии».
Иван Ефремов: Думать, что можно построить экономику, которая удовлетворит любые потребности человека, тенденция к чему пронизывает всю западную, да и нашу, в вульгарном и буквальном понимании «каждому по потребностям», фантастику – это непозволительная утопия, сродни утопии о вечном двигателе и т.п.
Александр Роджерс : Удовлетворяться должны естественные потребности человека, а не раздутые рекламой и потребительством завышенные искусственные запросы. Недаром понятие «Меры» долгое время было одним из ключевых в средневековой европейской философии, определяющим повседневное поведение всех слоёв и сословий.
Иван Ефремов: Единственный выход – в строжайшем самоограничении материальных потребностей, основанном на понимании места человека и человечества во вселенной, как мыслящего вида, абсолютном самоконтроле, и безусловном превосходстве духовных ценностей перед материальными.
Александр Роджерс : Формула Линдона Ларуша в этом вопросе – минимум на роскошь, максимум на развитие.
Самоограничение только тогда будет справедливым, когда ограничивать себя будут все без исключения субъекты экономики. А когда по сегодняшним либеральным стандартам «строгая экономия» относится только к бедным и производящим слоям населения, а бездарный топ-менеджмент, приведший мировую экономику на грань краха, только увеличивает свои доходы – это может и должно стать источником возмущения и революций. И уже становится! Впрочем, как и дорогие квартиры, машины и часы у монахов…
Иван Ефремов: Понимание того, что разумные существа – инструмент познания вселенной самоё себя. Если понимания этого не произойдёт, то человечество вымрет как вид, просто в ходе естественного хода космической эволюции, как неприспособленный (не приспособившийся) для решения этой задачи, будет вытеснен более подходящим, возникшим не обязательно на Земле. Это закон исторического развития столь же непреложный, как законы физики.
Александр Роджерс : Главный вопрос человечества «Камо грядеши?». Если не наполнять ежедневно жизнь высшим смыслом, то всё человечество, и отдельные его представители ничем не будет отличаться от бактерий или глистов, паразитирующих на теле планеты. И в какой-то момент земля избавится от паразита.
Иван Ефремов: Стремление к дорогим вещам, мощным машинам, огромным домам и т.п. – это наследие фрейдовского комплекса психики, выработавшегося в результате полового отбора. Единственный путь преодоления этого комплекса через всестороннее понимание психических и психофизиологических процессов, которое уже 2000 лет практикуется в Индии и Тибете. Ergo обучение и воспитание должно начинаться с обучения психологии, как истории развития человеческого сознания и истории, как истории развития общественного сознания. Физика, химия, математика – обязательные, но далеко не достаточные дисциплины для сознания современного человека с его огромной плотностью населения и, как следствие, плотностью информации, с неизбежной промывкой мозгов, необходимым для поддержания текущего социального устройства.
Александр Роджерс : За последние сорок лет плотность населения планеты, плотность информации и сила «промывания мозгов» выросли в разы. Психология стала коммерцией, предметом продажи, а история стала инструментом этого самого промывания мозгов.
Пока критичность мышления и глубокая осознанность поведения не будут массовым явлением, ни о каком прямом народовластии не может быть и речи.
Иван Ефремов: Дать подростку 12-14 лет представление о самом себе, как о творце нового, исследователе неизвестного вместо формируемого уже к этому моменту стереотипа «успешного обывателя», который заполонил всю западную ноосферу и прочно укоренился в нашей.
Александр Роджерс : Мещанство и «потреблядство» в обществе только усилилось во много разы. Для среднестатистического обывателя «духовное развитие» – это пустой звук. А популистские «демократические» политики не тянут сознание масс ввысь, а потворствуют их самым низменным инстинктам – быдлом проще управлять, а на страстях и жадности проще заработать.
Американские авторы открытым текстом пишут, что идёт сознательное отупление населения, поскольку «умные меньше склонны к бездумному потребительству — они меньше покупают, и не поддаются воздействию рекламы и пропаганды».
Богоподобный Человек должен, обязан быть Творцом. Иначе он попросту никак не оправдывает своего существования перед Вселенной.
Иван Ефремов: За социалистическими и коммунистическими лозунгами уже давно скрывается мещанская, обывательская алчность и зависть и стремление к лёгким деньгам и вещам.
Александр Роджерс : Социальная революция опередила революцию в сознании. Что и привело в результате к откату назад. А советская бюрократия уже не была заинтересована в формировании «человека нового типа», образа «сверхчеловека» (нем. Übermensch), выведенного философом
То же самое ждёт все эксперименты по уничтожению государства, которые не озаботятся изменением ценностей человека и мышления народных масс. В том, что ценностями отдельных людей и массовым сознанием манипулируют и управляют, уже нет никаких сомнений. Для успешной работы в этом направлении нужен длительный переходный период, сопровождающийся «диктатурой прогресса» — несколько поколений принудительного обучения, просвещения, прослушивания классической музыки, обязательной трудотерапии, изучения мастерства и искусства античных мастеров.
Иван Ефремов: То же самое можно сказать про школы, в большинстве своём производящих чёрствых и костных выпускников, начисто лишённых любопытства, чего не было ещё 20 лет назад. Школьные программы погрязают в деталях, вместо того, чтобы создавать систему представления об окружающем мире, в результате успешные ученики – «зубрилы», начисто лишённые творческого мышления. Они попадают в ВУЗ, а потом приходят на предприятия, в КБ, НИИ, начисто лишённые целостного представления об устройстве мира.
Александр Роджерс : Болонская система ещё эффективнее отупляет и убивает фантазию, абстрактное, дивергентное и критическое мышление. Если пятилетний ребёнок может придумать около 200 различных нестандартных способов использования одного предмета, то выпускник современного ВУЗа с трудом назовёт 4-5 таких способов. Современное «образование» делает из человека робота, действующего по строго заданному алгоритму «Работай, потребляй, сдохни». И сознательность масс при таком раскладе с каждым годом будет не расти, а неизбежно снижаться, и станет примитивной.
Современное либеральное общество, «победившее» почти во всём мире, само разрушительно, поскольку ставит частное, личное, корпоративное, групповое благо выше, чем общественное — это аморально и безнравственно!
Современное либеральное общество рассматривает индивидуума в отрыве от системы, социума, мира, макрокосма. А ни одно человеческое существо не может пребывать в благе при неблагополучии окружающей среды – тем или иным способом среда заставит его ощутить на себе последствия болезней общества.
Как писал Эрих Фромм: «Любое общество, которое отрицает любовь, обречено на разрушение». А капитализм отрицая любовь, и низводя её до товарно-денежных отношений «ты мне, я тебе» неизбежно будет разрушен — это будет «очистительное созидание» социализма.
Наше общество должно вновь обрести нравственность, но не в её примитивном традиционном или буржуазно-обывательском толковании, иначе оно будет сметено теми, кто её не лишён. Например, мусульманами, которые в рамках своей морали часто действуют безупречно.
Только через обретение нравственности, восстановление морали можно остановить саморазрушение, которым страдает наше общество последние двадцать лет. Искать истоки этой морали надо искать не в прошлом, а в будущем.
5 октября исполнилось сорок лет со дня смерти писателя Ивана Ефремова. Активнее знакомьтесь с его гениальными мыслями, философскими взглядами и его предвидением будущего.
По материалам: http://www.golos-epohi.ru/?ELEMENT_ID=10799