Среда , 11 Сентябрь 2024

Ильин день — 2 августа

2 августа Православная церковь почитает пророка Илию, жившего в IX веке до нашей эры. Отцу Илии было видение, что с его сыном-младенцем беседуют мудрые старцы, как с равным, и кормят его пламенем и пеленают огнём. Когда Илия повзрослел, Господь отправил его к еврейскому царю Ахаве и его народу, поклонявшемуся языческим идолам. Пророк  Илья предсказал голод язычникам, если царь Ахаве не одумается и не примет истинную веру. Ахава не захотел отказываться от поклонения Ваалу и в царстве Израильском наступила великая засуха. В это время Илия жил в пустыне, куда ему приносили еду вороны.

Через три года пророк Илья опять вернулся в царство Израильское и сообщил, что все беды народа из-за того, что они забыли истинного Бога. В доказательство истинности Бога он предложил язычникам израильтянам молиться о дожде богу Ваалу, а Илья будет молиться христианскому Богу. Утром язычники стали возносить молитвы Ваалу, но не выпало ни капли дождя. Во время вечернего жертвоприношения, Илия положил на свой жертвенник дрова и велел поливать их водой. Пророк стал молиться Господу, с неба сошёл огонь и сырые дрова вспыхнули. После этого небо затянулось тучами, и начался долгожданный дождь. Увидев это чудо Ильи Пророка, люди восславили Господа и уверовали в истинного Бога. С небес спустилась огненная колесница и Пророк Илья был взят на небо живым.

История праздника Ильина дня.

Илья Пророк унаследовал многие черты славянского божества Перуна, управляющего громами и молниями. Ветхозаветный пророк Илья грозный и могучий распорядитель дождя, грома молнии, в народном сознании Илья – суровый, грозный, карающий белобородый старец, но в то же время щедрый, наделяющий весь народ благами, и посылающий на землю  дождь и плодородие. Илья-Громовержец разъезжает по небу в огненной колеснице, гремит громом и мечет молнии, в тёмные силы, а людей Илья карает за совершённое зло и неправду.

Наши пращуры верили, что гром происходит от стука колёс огненной колесницы пророка Ильи, изгоняющего змия или нечистого духа. Молнии – это стрелы, которыми святой Илья поражает злые силы.

До принятия христианства на Руси отмечали день Перуна, который позже стал называться Ильин день. Праздник вобрал в себя многие дохристианские традиции. Благодаря сходству функций образ пророка Ильи стал хорошей заменой громовержцу Перуну.

В народе Илью величали «сердитым», «огненным», «громовым», «тученосным». Его считали «хозяином дождя». По народной легенде, пророк по небу развозит воду для святых и немного расплескивает, от того и дождь идёт.

На Илью боялись «воробьиных ночей», когда гремит гром, сверкают молнии, ревёт скотина, мечутся испуганные птицы, натыкаясь в темноте на разные предметы. Людей в такие ночи мучила бессонница. Чтобы от своего дома отвести беду накануне Ильина дня всё жилище окуривали ладаном, закрывали полотенцем зеркало и самовар, кошек и собак в дом не пускали, детей уводили на печной приступок, их головы покрывали платками, и молились.

По народным поверьям, Илья сжег немало изб и побил много скотины в поле. Огненными стрелами-молниями святой Илья очистил землю от нечистой силы, которая, спасаясь, прячется в домах, в кронах и дуплах деревьев, под шляпками ядовитых грибов, на межах. Нечисть могла обернуться в домашних или диких животных, змей, рыб, спрятаться в церкви или даже войти в человека, если на нём не было креста. Преследуя нечистого дух, Илья мог даже убить невинного человека, поэтому верили, что люди, убитые молнией, попадают в царство небесное.

Пожары в Ильин день, град или сильную грозу воспринимали как наказание свыше. Если в Ильин день молния зажжет избу, то тушить её нужно не водой, а сывороткой или молоком. От сильного дождя с молнией и градом крестьяне за окно выставляли хлеб и соль, а когда дождь заканчивался, носили их к реке и опускали в воду.

Дожди, посланные Ильей, не только приводили к пагубным последствиям, но и обладали  целебными силами. Дождевой водой умывались, чтобы избавится от порчи и сглаза.

Сохранилось много древних икон с изображением Ильи Пророка, особенно популярны были изображения «Огненного восхождения», на которых пророк в огненном облаке, поддерживаемый ангелом, едет в колеснице, запряженной огненными конями.

Изгнание поляков из Кремля 1612 год. Э. Лисснер

Особенно усилилось почитание пророка Ильи как заступника Русской земли в Смутное время. Все историки упоминают о набате, прозвучавшем с колокольни Ильинского храма 17 мая 1606 года и призывавшем народ к началу восстания против Лжедмитрия I и изгнанию из Москвы иноземцев – поляков, литовцев и немцев. А народ, поднявшийся против иноземцев на призывный звук колокола храма Святого Ильи с тех пор считает Илью пророка заступником своего Отечества.

Традиция Ильинских крестных ходов к Красной площади на Лобное место продержалась в Москве до самой революции, а в 2003 году эта традиция вновь возродилась.

Традиции и обычаи Ильина дня.

В праздник пророка Ильи в церковь приносили жертву – ногу барана, мёд, зелёный горох и колосья свежей ржи. Часть принесенного оставляли в храме, а часть – несли домой.

С Ильиным днём связывали приход осени, обращали внимание на поведение животных, изменения в погоде, явные осенние признаки в природе:

С Ильи начинаются утренники — утренние заморозки.
Илья лето кончает.
На Илью до обеда лето, а после обеда осень.
Петр и Павел (12 июля) день на час убавил, а Илья-пророк – два уволок.
Придёт Петрок – отщипнет листок, придёт Илья – отщипнет и два.
На Ильин день и камень прозябнет.
До Ильи грачи поодиночке, а после Ильи в большие стаи собираются.
После Ильи перестают кусаться комары.
До Ильина дня муха кусается, а после – запасается.

Несмотря на всю суровость, святой Илья представлялся народу

  • «птицей небесной», которая облетает мир и появляется там, где требуется божественная помощь;
  • ангелом в образе человека, не имеющим ни предков, ни потомства;
  • чудесным целителем, советником в брачных спорах, примирителем родителей и детей.

Народ надеялся на его покровительство и защиту, принося жертвы, воздавая должные почести, молясь и соблюдая определенные запреты. По народным представлениям, святой Илья милостив к праведным и не покинет в беде молящихся.

Имя пророка Ильи проникло в заговоры и «целительные» поверья. Молитвы к святому Илье произносили перед сражением воины, прося его защиты в бою,  обращались к Илье за исцелением от различных недугов: порчи, икоты, осуда, сглазу, падучей, сибирской язвы, от укуса змеи.

Обряд «Мольбы» («Быкобои»)

На Руси самым значимым обрядом Ильина дня стали коллективные трапезы, известные под названием «братчины», «мольбы», «быкобои». Фактически это было языческое жертвоприношение быка или барана, богу громовику, дающему урожай, благополучие в семье, плодовитость скота.

В Ильин день жители одного села или нескольких окрестных к церкви сгоняли рогатый скот. Священник всё стадо окроплял святой водой. После торжественной обедни выбранное и купленное на общие деньги животное закалывали, и молились, чтобы Илья дал ясную погоду для уборки хлеба и сенокоса, в жертву приносился не холощенный бык красной масти. Жертвенное животное закалывал старейший или самый почтенный человек в селении. Делали это под колокольный звон специальным длинным ножом. Мясо варили в общем котле, разделяли по количеству присутствующих и отдавали им за деньги, которые шли в пользу церкви. Кровью жертвенного животного мазали глаза и лоб, а детям – щеки, чтобы человеку передались здоровье и сила животного.

Для «мольбы» варили пиво, для приготовления которого использовали солод из ржаных зёрен, собранных у жителей деревни. Угощали не только жителей селения и их гостей, но ещё странников и нищих. В день святого Ильи из церкви приносили икону Ильи-пророка, служили молебен в поле. Ильинские «братчины» заканчивались гуляньями молодежи, хороводами, играми и песнями.

Обряд «Дожинки» или «Завивание бороды»

К Ильину дню 2 августа поспевает рожь: «Рожь поспевает к Ильину дню, а убирается на Успение (28 августа)». В южных областях ко 2 августа жатва уже заканчивалась: «Илья пророк в поле снопы считает». Дожиночный обряд иначе называется «завивание бороды», на краю убранного поля оставляли один последний сноп ржаных колосьев для Ильи, и в знак благодарности за собранный урожай говорили: «Вот тебе, Илья, борода – на лето уроди нам ржи и овса». На столах 2 августа появлялся ржаной хлеб нового урожая, получивший название «новая новина».

Запреты Ильина дня.

  1. Нельзя косить сено в день Ильи Пророка, т.к. вся скошенная в этот день трава непременно сгниет, а сметенное сено по полю ветром разнесет.
  2. Запрещено перегонять пчёл, подрезать первые соты, подчищать улья. К этой дате завершалось роение пчёл. Прилетевший в более позднее время чужой рой считался ненадежным и прогонялся.
  3. Не разрешалось на пастбище выгонять скот. Верили, что если это сделать, то рассерженный Илья погубит и животных и пастуха. По другой легенде, змеи и звери, выходящие в этот день из своих нор и бродящие по лесам и лугам, являются прибежищем нечистой силы, которая может навредить людям и домашнему скоту, если они будут находиться вне дома. Говорили: «На Илью скотину не выгоняют в поле, боясь грозы и гадов, которым в этот день дана воля».

2 августа нельзя работать в поле и дома, сквернословить, ссориться, осуждать кого-то, плохие мысли лучше гнать от себя прочь, в противном случае можно разгневать святого Илью Пророка.

Илья Пророк — покровитель «крылатой гвардии» ВДВ.

2 августа в России отмечается День Воздушнодесантных войск (ВДВ) — профессиональный праздник российских десантников и ветеранов ВДВ. Дата утверждена указом президента РФ Владимира Путина «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 31 мая 2006 года.

Датой рождения Воздушно-десантных Войск принято считать 2 августа 1930 года. В этот день во время опытно-показательных учений ВВС Московского военного округа на окраине города Воронежа впервые в СССР осуществлено полноценное десантирование боевого подразделение из 12 десантников под руководством военных летчиков Леонида Минова и Якова Мошковского. Мысли о возможности быстрой переброски войсковых подразделений по воздуху появились вместе с зарождением боевой авиации.

Сейчас в российских войсках «крылатой гвардии» служат больше 45 тысяч человек.

Наместник московского Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Савва и епископ Славонский Иоанн (Сербская православная церковь) возглавили торжественный молебен на Красной площади.

«Десантники — это люди, бесстрашно исполняющие свой долг, они уподобляются пророку Божию Илие, который был ревнителем славы Божией. Сердце Илии не дрогнуло перед теми, кто пытался лишить его жизни, он бесстрашно обличал сильных мира сего — неудивительно, что воины-десантники выбрали себе именно такого небесного покровителя.» — подчеркнул епископ Савва (Михеев) в своем обращении к собравшимся.

Одно из неофициальных названий частей ВДВ – «Войска дяди Васи» — в честь легендарного советского генерала Василия Маргелова, командовавшего Воздушно-десантными войсками в 1954-1959 и 1961-1979 годах.

В январе 1943 г. полковник Василий Маргелова назначен начальником штаба дивизии. Под его командованием 17 июля 1943 г. бойцы 3-гвардейской дивизии прорвали две линии обороны гитлеровцев на «Миус-фронте», овладели селом Степановка и обеспечили плацдарм для штурма Саур-Могилы. С августа по ноябрь 1943 г., будучи заместителем командира дивизии, Василий Филиппович Маргелов успешно действовал в Донбасской и Мелитопольской наступательных операциях на Южном и 4-Украинском фронтах.

Советские и российские десантники участвовали во всех военных конфликтах с 1939 года, в которых принимала участие наша страна. Среди них бои за Халкин-Гол, «финская война» 1939-1940 гг., Великая Отечественная война, война в Афганистане и «чеченские» войны. За героизм и отвагу многие десантные части получили наименование «гвардейские». От всего сердца поздравляем воинов-десантников с их профессиональным праздником!

Медовый Спас — Маккавей
Крещение Руси

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*