М.Б. Кизилов. «Крымская Готия: история и судьба». Глава 3. Ожье Гислен де Бусбек, проблема крымско-готского языка и источники раннего нового времени.
Готы, хазары и запорожские казаки
Неудивительно, что почти в то же время, когда поисками готов в Крыму занимался шведский дипломат Свен Лагерберг, о готском происхождении запорожских казаков заявил соратник Ивана Мазепы, гетман Филипп Орлик (1672—1742). Выполнявший дипломатические поручения Мазепы и перешедший вместе с ним на сторону шведского короля Карла XII, Филипп Орлик свободно владел шведским и общался с шведскими интеллектуалами того времени. Несомненно, что его идея о готском происхождении хазар, а от них запорожских казаков, являлась калькой с теорий о готском происхождении шведов.
Об этом Филипп Орлик заявил в латинской версии составленных им около 1710 года «Договоров и постановлений прав и волностей войсковых» — этот документ также не совсем правильно именуют «Конституцией» Филиппа Орлика. Чтобы доказать легитимность национально-освободительного движения запорожских казаков, автор, на основании фонетического сходства между словами «козак» и «козар», утверждал, что в давние времена казаки назывались хазарами, и более того, что казаки ведут свою генеалогию от «могучих и непобедимых готов»*.
Таким образом, Филипп Орлик связывал казаков, с одной стороны, со средневековыми тюрками-хазарами, а с другой — с древними германцами-готами. При этом для него крайне важен был тот факт, что и хазары и готы некогда проживали в Крыму. Таким образом, казаки вели свою историю от древнейших обитателей Крыма — и сами в какой-то степени становились частью крымской истории. За всем этим также стоял вполне чёткий политический замысел.
Упоминание Филиппа Орлика о связи казаков с Крымом было вызвано необходимостью обосновать столь важные для Мазепы и его соратников дружественные отношения с Крымским ханством и Оттоманской Портой. Интересно, что написанная для западного читателя латинская версия «Договоров и постановлений» содержала упоминание о хазаро-готском происхождении казачества, в то время как русскоязычный** вариант документа, предназначенный, видимо, для казацкой аудитории, этого факта не упоминал1.
О хазарском происхождении казаков упоминали многие другие идеологи казачества XVIII века2; тем не менее, идея о готском происхождении хазар и, как следствие, казаков, упоминается лишь в латинской версии «Договоров и постановлений». На наш взгляд, это ещё одно доказательство в пользу, того, что «готская» версия происхождения запорожских казаков была позаимствована Филиппом Орликом у шведов.
Идея о готском происхождении хазар, несколько неожиданно, напомнит о себе ещё раз, в 1825 году, в беседе А.С. Грибоедова с его информантом. На недоуменный вопрос литератора о населении крымских пещерных городов караимский «раббин» (газзан Исаак бен Соломон?) ответствовал, что ранее там проживали «хазары, которые прежде назывались готфами»3.
Следует также отметить, что писатель-украинофил И. Нечуй-Левицкий (1838—1918) совершенно напрасно приписывал Грибоедову утверждение о том, что русские явились в Крым после готов и генуэзцев4. Действительно, в письме С.Н. Бегичеву от 12.09.1825 г. Грибоедов писал о том, что в Крыму «господствовали некогда готические нравы генуэзцев»5. Однако этнического имени готов, обыкновенно именуемых «готфами», Грибоедов в этом письме не упоминает.
Примечания
*. В латинском оригинале: «Quoniam originem suam geneologicam gens antea Cosarica, post nominata Cosatica a strenuis es invictis Gethis ducit desumitque…».
**. Встречающееся в украинской научно-исследовательской литературе определение языка этого документа как «староукраїнської мови», безусловно, неправомочно. «Договоры и постановления» были написаны на архаичном русском языке начала XVIII века, с незначительными украинскими и польскими заимствованиями.
1. Конституція Пилипа Орлика: оригінал та його історія / Підгт. Вовк О.Б. // Архіви України. 2010. Вып. 3—4 (269). С. 159.
2. См. подробнее Кизилов М., Михайлова Д. Хазары и Хазарский каганат в европейских националистических идеологиях и политически ориентированной научно-исследовательской литературе // ХА. 2004. Вып. 3. С. 34—62.
3. Грибоедов А. Сочинения. Ленинград, 1959. С. 441.
4. Нечуй-Левицький І. Українство на літературних позвах з Московщиною. Львів, 1998 [2000]. С. 127—241.
5. Грибоедов. Сочинения… С. 520.
Далее… История Готской (Гото-Кафской) митрополии в раннее новое время и исход христиан из Крыма